То есть исследование может быть как педагогическим с использованием психологических знаний и методов, так и действительно психолого-педагогическим.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Эксперимент (естественный и лабораторный), наблюдение (включенное и невключенное), беседа, тест, опросник, анкета, биографический, анамнеза, контент-анализ, метод изучения продуктов деятельности и др. Проективные методы: рисуночные диагностические методы: тесты «Человек под дождем», «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др. Активно-групповые методы: тренинговые упражнения, деловые и ролевые игры. Особое место занимает метод близнецов, получивший широкое применение в возрастной психологии. При помощи данного метода исследуются сходство и различие между близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии - об органической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка. Метод наблюдения - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в конечном счете должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели. Продумать способы фиксирования (запись в дневнике, аудио или видеозапись).
Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек - его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.) Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов. В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов выступают анкетирование и тестирование с целью диагностики или прогноза. Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Используя в беседе с детьми или в содержании адресованных им письменных вопросов свои понятия, взрослый может столкнуться с иллюзией полного понимания, которая заключается в том, что ребенок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек, задающий ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.
То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к психологическому тестированию детей. Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во время тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением поощрения или какой-нибудь награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные.
Смотреть в тетрадях про разницу между анкетами, тестами и опросниками.
Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого- то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Срезовый (сравнительно-возрастной)эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Про анамнез, контент-анализ, рисуночные методы и др. смотреть записи в тетрадях и дневники по самопознанию.
Система методов психологии постоянно обогащается новыми. Эти изменения зависят от постановки задач исследования, объекта, который изучается, условий его существования и других используемых методов исследования.
Значение знаний о методах для педагога. Учитель должен проводить в том числе и исследовательскую работу в своей педагогической деятельности, знать, какие методы исследования существуют и для чего предназначены, в каких целях могут быть использованы, уметь грамотно использовать доступный арсенал методов в соответствии со своими целями. Например…
Психолого-педагогическое исследование (формирующий и констатирующий эксперимент). Этапы психолого-педагогического исследования. 1. Определение понятия «Психолого-педагогическое исследование», понятий констатирующего и формирующего экспериментов. Их различие – для каких целей проводятся. Примеры. В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные — и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.
В том числе очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Однако практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. п.) характер.
Даже когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изучать образовательный процесс, не исследуя и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. Речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных особенностей. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания было невозможно. В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития. При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи. И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда вернее определять исследование как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого-педагогическим. То есть исследование может быть как педагогическим с использованием психологических знаний и методов, так и действительно психолого-педагогическим.
Эксперимент констатирующего характера Проводя сравнительно-возрастной эксперимент или лонгитюдный мы в результате констатируем наличие или отсутствие признаков интересующих нас явлений (производим замер, получаем результаты в баллах, делим на уровни и т.п.). В ходе лонгитюдного исследования такую констатацию мы осуществляем несколько раз на разных этапах и потом сравниваем полученные данные. Применяется в психологии развития и формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психического качества. При этом испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основе этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.
2. Этапы психолого-педагогического исследования. 1. Подготовительный этап а. Изучение проблемы (что уже известно о выбранном для изучения явлении, проблеме., что актуально изучать, то есть еще не изучено или не глубоко изучено - библиотеки, электронные библиотеки, монографии, сборники научных трудов, материалы научных конференций в интернете и т.п. б. Формулирование проблемы, идеи исследования. Составление программы исследования – в какой последовательности будем действовать в своей исследовательской работе. В. Выдвижение гипотезы – предположения о связи или взаимовлиянии или влиянии изучаемых явлений. Рассмотреть далее по схеме (смотреть ниже) и раскрыть на конкретном примере одного из известных Вам исследований.
Знание о сути психолого-педагогических исследований для работы педагога. Педагог должен знать о существовании психолого-педагогических исследований, участвовать в них и уметь проводить самостоятельно. Соблюдение всех этапов позволит провести такое исследование грамотно и получить достоверные результаты.. Привести примеры того, что можно исследовать. Например учитель может в течение нескольких лет заниматься изучением страхов детей, связанных с их художественной деятельностью, или изучать влияние коллективных форм работы на развитие тех или иных умений, или проверить действенность своей авторской методики работы, сравнив с эффективностью других авторских методик или традиционной методикой.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах, 2006 г.
Ощущение и восприятие как познавательные процессы. Особенности восприятия формы, пространства. движения и времени в произведениях живописи и скульптуры. Развитие ощущений и восприятия у школьников. Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение) Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|