Понятие об эмоциях и чувства.
Эмоции -более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Физиология эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма - дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту мы знаем, что сильные' эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений. Изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов - при сильном испуге \ человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает». В подкорковых областях находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой, с которой тесно связаны эмоциональные переживания.
Ведущую же роль в эмоциях и особенно в чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга. Именно она регулирует силу и устойчивость чувств. Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела (мимика,пантомимика) и проявляются в так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприятию и пониманию другими людьми. Чувства одного человека посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие - Основные качества чувств и эмоций. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные Люди существенно отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим: 1) на что направлены^ чувства и какое отношение они выражают. Гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены; 2) каковы легкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний. 3) устойчивость и глубина чувства Виды эмоциональных состояний (формы переживания чувств). Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний. Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами.
Уметь управлять своим настроением Сами настроения и их глубина у каждого человека различны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом собственной деятельности . Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Страсть -самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Поэтому так важно, на что, страсть направляется. Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто значительное на свете еще никогда не совершалось без великой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни. Стресс ( от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания - обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс. Умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экзаменами
Высшие чувства присущи только человеку Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм. Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди Эмоции и чувства в творческом процессе Как проявляется настроение, разные виды высших чувств (нравственные, интеллектуальные и эстетические) в самих произведениях и как переживает их творец. Какие эмоции и чувства рождают фантазии. И смотреть про творческое мышление выше– как эмоции и чувства помогают в развитии творческого мышления. Учитель должен учить способам выражения эмоций и чувств в художественной деятельности, создавать положительный эмоциональный фон на уроке, рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат на уроке, связанный с хорошим настроением учащихся и класса в целом, снижать стрессовость, предотвращать проявление аффектов, развивать высшие чувства.
Темперамент. Типы темперамента и их проявление в деятельности. Понятие о темпераменте. Психические свойства - наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности. Темперамент связан с перечисленными свойствами личности.. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Темперамент и свойства ВНД. Ф изиологические основы темперамента И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной системы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных процессов. Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания. Подвижность нервных процессов - это способность нервной системы быстро реагировать в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот. Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|