Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В так же механическая и логическая




3) как долго сохраняется запомненное. (см таблицу 3 графа)

Зто кратковременная, долговременная и оперативная память.

 

 

 


См таблицу 3 графа - часто их же называют ТИПАМИ памяти (уровнями): сенсорная, оперативная, промежуточная, кратковременная, долговременная.

СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Индивидуальные особенности памяти человека (мнемические особенности личности).

Это индивидуальное особое сочетание разных видов, процессов памяти развитых (выраженных) у конкретных людей.

Например, у кого-то лучше развита слуховая, у кого-то зрительная или обонятельная, тактильная.

Эйдетическая у отдельных людей.

Особенности памяти у школьников (теория в учебниках в разделе возрастной психологии – только назвать 3-4 ключевых, можно по ходу озвучивания процессов и видов),

У младших школьников не велик объем памяти, преобладает непроизвольная и надо развивать произвольную, хорошо развита механическая, потом ослабевает у подростков и преобладает уже логическая.

У младших школьников делать опору на двигательную, образную, эмоциональную, в более старшем возрасте на слуховую.

Развивать долговременную.

Память и изобразительная деятельность.

Раскрыть кратко, какое значение имеет память для изобразительной деятельности и как развивается в ней.

Методики развития памяти (2-3 методики- в электронной папке по теме из книги Тихомировой).

1. Например, картины большой величины вывешиваются на доске на 1-2 минуты,

после 1—2-минутной экспозиции картины убираются. Ребенок младшего школьного возраста должен написать замеченные различия по памяти.

2. Запоминание слов на слух- кто больше, смысловое запоминание – зарисовка слов и вспоминание их по рисункам.

3. Игры: «Съедобное - не съедобное», «в города», игры-кроссворды, «кто больше назовет …». При знакомстве по кругу – имя и чем увлекается (любимый вид спорта, еда и т.д.), каждый последующий говорит все о всех предыдущих.

Другие игры и упражнения, которые мы делали.

 

Учителю надо помнить о необходимости развивать память учащихся в учебной деятельности: развивать произвольную, особенно словесно-логическую. У младших школьников делать опору на двигательную, образную, эмоциональную, учить опираться на слуховую Увеличивать объем. Развивать долговременную, используя приемы прочного запоминания,

 

Приёмы прочного запоминания

1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом

2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете.

3. Старайтесь понять материал.

4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал.

5. Повторение, но осмысленное.

6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

 

К методикам преподавания. Значимость расположения информации
на доске, на плакате для успешного запоминания

28% 33%
16% 23%

Понятие о внимании.. Развития внимания у учащихся

Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная.

Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение, место внимания)

Особое место среди по­знавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

 

Понятие о внимании.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.

внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Физиологические основы внимания (взгляд И.П. Павлова об очаге возбуждения и А.А. Ухтомского о доминанте и современное понимание – кратко только суть различия в понимании). СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Виды внимания

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.

(непроизвольное, произвольное, послепроизвольное с примерами). Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.

Непроизвольное вниманиене зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Основные свойства внимания (концентрация и устойчивость, и связанные с колебанием: переключение, распределение, объем) Примеры. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Внимательность как свойство личности. Рассеянность внимания и ее возможные причины. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Особенности внимания у школьников (теория в учебниках в разделе возрастной психологии кратко перечислить или назвать по ходу рассмотрения видов и свойств). Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание стано­вится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей посте­пенно развивается внимание произвольное.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре­доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у младших школьников развито не­произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и со­средоточенности.

Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внима­ние; 2) содействовать развитию произвольного.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств

Методики развития внимания (2-3 методики- в электронной папке по теме из книги Тихомировой).

Таблицы Шульте могут быть использованы для развития внимания учащихся.

Найди 10 различий

Поиск различий в отрывках текстов и изображений

Игры: «Съедобное - не съедобное» и другие дидактические игры с мячом с называнием каких-то объектов по заданию, «запрет на определенное движение» - использовать можно при физминутках на уроках- повторяют движения за ведущим, но какие-то повторять нельзя, нарушивший правило садится за парту.

Способы привлечения внимания учащихся на уроке:

В начальной школе.

- все посмотрели на меня…

- звук колокольчика

- все глазки на доску

- вставание ученика при ответе как способ привлечение к нему внимания

для всех возрастов

- внимательно послушайте …

- это важно…

- обратите внимание…

Диагностика внимания

1. Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

3. Корректурная проба. (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

4.Методика «Перепутанные линии». Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Учитель должен знать особенности внимания школьников, уметьдиагностировать, использовать непроизвольное внимание, содействовать развитию произвольного, продумывать специальную работу по организации внимания детей (знать методики развития внимания и способы привлечения внимания учащихся на уроке).

Мышление - опосредованное и обобщённое познание окружающего мира. Развитие творческого мышления у учащихся.

Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная

Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение, место мышления)

Понятие. мышления(мышление как опосредованное и обобщённое познание окружающего мира).

Мыслительные операции (перечислить, кратко описать)

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез – соединение частей предмета в единое целое.

Абстрагирование- отвлечение от одних свойств с целью сосредоточения на других.

Конкретизация –более подробное рассмотрение чего-то одного

Более сложные:

Сравнение СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Классификация

Обобщение

Формы мышления

Речь есть форма мышления.

Мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.

Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или 'иными признаками их.

Иные словами, суждение - это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.

Истинные суждения о каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Например, «Ртуть - проводник электри­чества», «Москва - столица России».

Ложные, или ошибочные, суждения выражают незнание: «Дважды три - восемь».

Предположительными называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т.е. они могут соответствовать действительности, а могут и не соответствовать. Например, «Может быть, завтра будет дождь».

Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений - индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явле­ниях, что дает возможность найти в них существенно сходное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают новый общий вывод, или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить новое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле­довательно, воздух при нагревании расширяется».

Оба вида умозаключений - индукция и дедукция - тесно связаны друг с другом. Сложные процессы рассуждений всегда представляют собой цепь умозаключений, в которых оба вида выводов переплетаются и взаимодействуют.

Соотношение мышления и речи.

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью.

Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами.

В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение.

Понятия- это..

по Ефремовой:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...