Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие - 1. Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.




по Ожегову:

Понятие - Представление, сведения о чем-нибудь

Виды мышления.

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-дей­ственное), наглядно-образное и абстрактное. Это не только этапы развития мышления, но и разные его виды

предметно-действенное мышление - мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними); наглядно-образное мышление, которое необходимо опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);

абстрактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении; которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современных знаниях и пр.) и творческое мышление ( если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказа­тельство).

В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

В-пятых, в зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.

Решение проблемных ситуаций развивает мышление.. Поэтому так важно создание проблемных ситуаций на уроне с их последующим решением. На такой основе строится проблемное обучение.

Качества ума. Индивидуальные различия в мыслительной деятельно­сти людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других "людей вопросов не возникает.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от. принятых шаблонных приемов и способов решения задач, любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Понятие интеллекта

Интеллект определяется особенностями развития мышления и знаний об окружающей действительности..

Особенности мышления у школьников (теория в учебниках в разделе возрастной психологии),

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится познавать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление.

Развитие мышления ребенка проходит ряд стадий, каждая из которых качественно отличается от другой. Оно обеспечивается созреванием нервной системы, формированием опыта общения с разными людьми и овладения предметами, объектами окружающего мира.

Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельными элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рассуждать, обобщать по существенному признаку.

У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление инаглядно-действенное, репродуктивное мышление. Недостаточно развиты абстрактное мышление, мыслительные операции.

Развитие творческого мышления.

Еще издавна человечество пыталось понять сущность творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Большинство авторов крупных изобретений определяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над фактами, которые изучались, вторая стадия - то, что в языке называется «Озарение», плюс интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение - это 99% пота и 1% вдохновения».

Во второй половине 20 века были созданы первые диагностические задачи, проявляющие уровень развития творческого мышления. Начали изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

 

В это время были обнаружены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность, готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Стадии творческого мышления

У детей способности к творчеству складываются постепенно, они проходят несколько стадий развития. Эти стадии всплывают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен овладеть качествами, формирующимися на предыдущих стадиях. Исследования детского творчества позволяют выявить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Стадия наглядно -действенного мышления

Выделение отдельных элементов образа позволяют ребенку соединить детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или представления. Так, ребенок может представить животное, сочетающее в себе части многих животных, и поэтому имеющее такие свойства, которых нет ни у одного животного в мире. В психологии такую способность называют фантазией.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен, описание необычных, новых качеств предметов.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий.

Итак, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и она зависит от умения мысленно связывать далекие образы предметов, что в реальной жизни связываться не могут.

Стадия причинного мышления

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, функциональных, пространственных и т.д..

Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее понять причинно-следственные связи.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их обнаружить, требуется оторваться от второстепенного, случайного. Таким образом причинное мышление связано с выходом за рамки воображаемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Например, дошкольники объясняют окончание дня тем, что наступает ночь, т.е. устанавливают временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что в конце начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. В 8-9-летнем возрасте дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать вопросы, на которые пытаются самостоятельно найти ответ. В 11 - 12 лет практически все дети направляют свою исследовательскую активность на формулирование поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники пытаются понять причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: растут самостоятельность умственной деятельности и критичность мышления (Шардаков М.М. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139). Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности несомненно являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более сознательным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, поскольку на этапе выдвижения гипотезы могут показаться ерундой, нереальными и будут отвергнуты. Подобные самоограничения сдерживают возможности появления новых оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность и отбросить негативное влияние критичности, используются различные методы и средства.

Вот некоторые из них:

- средство образного сравнения (аналогии), Это средство используется при составлении загадок, пословиц, поговорок *

- метод мозгового штурма. Это метод коллективно-го решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в условиях, когда критика запрещена и каждая идея, даже шутливая и бессмысленная, вознаграждается. Благодаря мозговому штурму отчасти возникают новые и оригинальные пути решения.

Стадия эвристического мышления

Дети взрослеют и сталкиваются с ситуациями, когда невозможно выделить одну причину события. Большинство социальных и природных явлений вызвана значительным количеством разнообразных факторов

Типичными примерами ситуаций с вероятными прогнозам могут служить прогнозы погоды, окончание шахматной партии, производство ничего или бытового конфликта и т.д..

Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов, имеющих существенное влияние на развитие событий. При этом выбор опирается на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска». Мышление, которое опирается на критерии избирательного поиска, благодаря чему появляется возможность решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому исследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высока. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов относительно наиболее разнообразных аспектов ситуации. Подростки сразу же концентрируют внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более подробно поработать над проблемными аспектами

При творческом подходе к проблеме, помимо известных, общепринятых эвристик, можно выработать для себя правила, соответствующие конкретной ситуации, и особенно важно это в нестандартных задачах, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях саму проблема не всегда четко определена,, ибо она требует окончательной формулировки. Следовательно, от того, кто решает проблему, требуется умение определить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, построить предметы и объекты по степени важности.

Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, их называют эвристиками.

Наибольшая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

 

Психологами и педагогами создаются программы развития творческого мышления.

Приведем пример стандартного построения такого рода программ.

Программа может состоять из нескольких разделов. Каждый раздел назван согласно этапам развития творческого мышления. Первый раздел рассчитан на 5-7-лет-1 них детей, в нем собраны творческие задания, связанные с наглядно-действенным мышлением. В этом разделе ставится задача сформировать умения воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти, угадывать предмет по словесному описанию, воспроизводить внешний вид предмета на основании его части и т. п. *

Второй раздел направлен на развитие причинного мышления. С этими задачами могут работать дети 8-11 лет. В этот возрастной период у детей важно сформировать такие умения: предвидеть последствия взаимодействия объектов, устанавливать логику причинно-следственных отношений, уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений и т.п.

Последний, третий раздел программы направлен на развитие эвристического мышления. Задача третьего раздела рассчитаны на детей и подростков 11 - 14 лет. Основное место здесь занимают проблемные ситуации высокой степени неопределенности. Формируются следующие умения: строить проблемные ситуации, определять альтернативные гипотезы их решения, гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой, уметь решать противоречия и т. п.

Учитель должен учить детей оперировать понятиями, объяснять значения непонятных слов, учить выделять существенное, строить умозаключения, опираться на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развивать абстрактное мышление, осуществлять продвижение от

р епродуктивного мышления к творческому мышлению, развивать

к ачества ума, интеллект.

 

Воображение как познавательный процесс. Воображение и творчество. Развития воображения у учащихся

Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная

Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение, место воображения)

Понятие о воображении.

воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

основная функция воображения - преобразование опыта, дей­ствительности создание на этой основе новых образов

Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Виды воображения, Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активностисоздания человеком новых образов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на­правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно­сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления К образам такого рода, какмечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности Еще один вид творческого воображения -фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает­ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от­носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко­торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика -результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Приёмы создания образов воображения. (Техники)

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а ) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...