Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учитель должен уметь изучать характерологические особенности своих подопечных, формировать положительные черты характера и корректировать нежелательные. Это длительный процесс.




Способности и задатки. Общие и специальные способности. Развитие творческих способностей.

Психические свойства - наиболее устойчивые и суще­ственные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся осо­бенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Понятие о способностях. Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков2.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в дея-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. -С. 127.

Место способностей в структуре личности. Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным. Склонность выражается в том, что человек по собствен­ному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой проблемой, определяют склонность как направленность на соответствующую деятельность или потребность в деятельности

Задатки и способности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем.

И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей

Общие и специальные способности. Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области, к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Достаточно высокий уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

 

Факторы, влияющие на развитие способностей. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Способность проявляется в соответствующей конкретной деятельности Скмья отвечает за… Школа может обеспечить….Возможности процесса обучения… Возможности внеклассной работы… Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Уровни развития способностей. Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качественная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной вопрос - каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом. Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

 

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Развитие творческих способностей

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и

оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Условия успешного развития творческих способностей

1. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития,. развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста

2. Заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих

способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Развитие интереса к творчеству через детские творческие игры

- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше

всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его

восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти,

воображения, мышления.

В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей (умение читать, писать, считать и т.п.) и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности.

Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не могут «лежать про запас».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Методы развития творческих способностей у детей- сами

Поэтапное выполнение работы, в том числе по отзывам исследователей благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.

Деятельность. Основные виды, структура и компоненты деятельности. Деятельность и развитие личности. Ведущий вид деятельности.

Общее понятие о деятельности. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Движение и действие.как компоненты деятельности

Виды СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Структура учебной деятельности.(по Г.И.Вергелес)

§ Цель и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие)

§ Учебные задачи на каждом этапе урока

§ Мотив

§ Процесс (операции, умственные действия)

§ Контроль (процесса и резудьтата)

§ Результат

Знания, умения, навыки. Содержательные, операционные и мотивационные компоненты деятельности. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Основные виды деятельности человека - игра, учение, общение труд, творчество.

СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ – их характеристика- доклад,

(Игра манипулятивная, ролевая, сюжетная, дидактическая)

 

Личность и деятельность Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн (1899-1960) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Деятель­ность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя.

А.Н. Леонтьев (1903-1979) - теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей.

Ведущий вид деятельности Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе.

Такой деятельностью для дошкольников является игра,

а для младших школьников - учение.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым.

ТЕТРАДЬ

Учитель должен знать психологические аспекты теории деятельности, понимать, что лежит в основе формирования знаний, умений и навыков, понимать, насколько важны разные виды деятельности на разных этапах развития ребенка.

 

Проблема личности и ее развития в психологии.

Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». Современные теории личности. Психологическая структура личности. Самосознание личности. «Я-концепция».

Структура направленности личности (Потребности как источник активности личности. Виды потребностей. Пирамида потребностей Маслоу и ее основная идея. Понятие о мотивах поведения, их виды (познавательные, широкие социальные, узколичностные, др. классификации в используемом учебнике. Интересы личности. Идеалы и убеждения. Мировоззрение как важнейший элемент направленности личности)

Проблема устойчивости личности. Защитные механизмы.

Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации.

Записей в тетрадях должно быть много у Вас по этой теме – СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Направления и пути развития личности в психологии

Компоненты структуры личности и могут быть такими направлениями.

 

Самооценка. Виды. Особенности развития самооценки у детей и подростков.

Понятие самооценки.

 

Виды самооценки.

Адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) Так же выделяют и описывают актуальную самооценку (сегодняшнего дня, настоящего) и прогностическую (оценивание себя и своего места в группе через год, 2 года, и т.п. Прогностическая самооценка может быть неизменяемой или оптимистичной или пессимистичной. Лучше всего это показывает проведение простейшей методики по изучению СО – «Лесенка»

Особенности проявления разных видов самооценки в деятельности и поведении.

Дети с завышенной самооценкой (характеристика)…….

С заниженной….

С адекватной

Методики изучения самооценки (Лесенка, методика изучения самоощенки у подростков из книги Батаршева, для детей – 3 оценки Липкиной –лесенку показать, другие только назвать).

Связь самооценки детей и родителей.

Связь есть. Чем выше самооценка родителей, тем выше у детей. Иногда зависит от конкретного родителя, значимого для ребенка, либо авторитетного для него, либо который проводит больше времени с ребенком. Если у такого родителя высокая СО, то и у ребенка она высока, если у значимого родителя занижена, высока вероятность, что такая же будет и у ребенка. Часто мальчики ориентируются на образцы поведения отца, а девочки - матери, но в этом вопросе нет однозначности. Все же скорее ребенок будет перенимать образцы доминирующего или подчиненного поведения значимого для него родителя,

Особенности развития самооценки у детей и подростков

Дети приходят в 1 класс в основном с завышенной самооценкой (чаще встречается), это можно рассматривать как нормальный факт, так как постепенно происходит естественное снижение самооценки в течение 1 года обучения до нормальной, адекватной под влиянием фактора оценивания учителем деятельности учащихся (во втором полугодии начинаем выставлять отметки) и сравнения самим учащимся своей деятельности и своего поведения с другими, а так же под влиянием оценки сверстниками. Если в 1 классе значим больше для ребенка учитель (взрослый), то к 3 классу постепенно значимыми становятся сверстники в большей мере, и соответственно их оценивание.

Учитель должен знать и уметь….

 

Личность в системе межличностных отношений.

Понятие малой группы.

Виды малых групп.

Стадии развития малой группы. СМ ТЕТРАДЬ

Позиция, статус, роль в системе групповых взаимоотношений

Структура малой группы. Органы управления –формальные (староста и др. помощники), микрогруппы со своими неформальными лидерами в каждой, Отдельные члены группы в целом и микрогрупп (если в них входят) со своими статусными позициями (положением, которое занимают в группе). Могут быть «звездами», «принятыми» и «пренебрегаемыми»(отверженными, изгоями). Формальные и неформальные лидеры могут иметь статус звезды. Неформальный его имеет. Формальный лидер может не иметь статуса звезды, но должен быть принимаемым, чтобы его хоть кто-то слушал.

Межличностные отношения людей в группах (ученик-ученик, ученик-учитель).

Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников

Групповая сплочённость.

Положительное и отрицательное влияние группы на личность. Методы изучения межличностных отношений. Метод социометрии.

Психологический климат и особенности его изучения. Лутошкин.

Учитель должен знать и уметь….

 

 

Руководство и лидерство в группе. Теории лидерства. Типы лидеров. Стили руководства.

Руководство и лидерство в группе. Теории лидерства (теория черт, ситуативная теория, комплексная) Типы лидеров (смотреть записи по психологии общения). Стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Методы выявления лидерства – 2-3 назвать, какие конкретно знаете, тесты или опросники, игровые –кратко описать.

 

Проблема возрастного развития. Возрастная периодизация психического развития. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития.

 

ВНИМАНИЕ Здесь и далее в последующих вопросах все кратко только самую суть, больше перечислением и суть своими словами.

Обучение и развитие.

Движущие силы психического развития.

Периоды накопления и скачки развития

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития.

Основные кризисы.

Возрастная периодизация психического развития (Петровский, Эриксон)

Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития.

 

Психическое развитие в разных возрастных периодах Дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Понятие развития

Существуют возрастные периодизации психического развития (назвать, можно не раскрывать или обобщенно)

Психическое развитие в разных возрастных периодах имеет свои особенности.

Дошкольный возраст: кризисы и ведущие виды деятельности. Особенности данного возрастного периода

Младший школьный возраст.Особенности развития младших школьников.. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая. Физическая и психологическая готовность к школьному обучению. Позиция учащегося. Мотивы учения. Отношения со сверстниками. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников.

Психическое развитие в разных возрастных периодах Подростковый возраст и период юности.

Подростковый возраст.Чувство взрослости и проблемы общения. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.

Период юности. Профессиональное самоопределение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...