Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ предпринимательских рисков




В экономической литературе, посвященной проблемам предпри­нимательства, пока еще не сложилась системная классификация предпринимательских рисков. Для того чтобы классифицировать эти риски, на наш взгляд, в первую очередь необходимо выделить основополагающие признаки, по которым риски могут быть отне­сены к определенным группам.Итак, риски можно классифицировать по: сфере возникновения длительности во времени; степени риска•характеру последствий. По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникнове­ния внешних рисков является внешняя по отношению к предпри­нимателю среда. Предприниматель не может оказывать на них влия­ние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятель­ности.

Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о не­предвиденных изменениях законодательства, регулирующего пред­принимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начав­шейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго.

Источником внутренних рисков является сама предпринима­тельская деятельность. Эти риски возникают в случае неэффектив­ного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутренних злоупотреблений. Основными среди внут­ренних рисков можно считать кадровые риски, связанные с про­фессиональным уровнем и чертами характера сотрудников пред­приятия.

С точки зрения длительности во времени предприниматель­ские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка време­ни, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угро­жают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск не­платежа в стране с несовершенной правовой системой или риск раз­рушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью. Степень риска можно охарактеризовать как вероятность на­ступления потерь и математическое ожидание величины возмож­ного ущерба. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожи­даемых потерь к объему имущества предпринимателя, а также от вероятности наступления этих потерь.

В зависимости от уровня риск может быть:

допустимом, когда имеется доказательство полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

•критическим, когда возможны потери не только ожидаемой прибыли, но и дохода и возникновение убытков;

• катастрофическим, когда возможны потери капитала, имуще­ства и банкротство предпринимателя.

В зависимости от характера последствий выделяют две боль­шие группы рисков: статистические (простые, или чистые) и дина­мические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для пред­приятия, как правило, означают и потери для общества в целом.

В соответствии с причиной возникновения потерь статистиче­ские риски можно подразделить на следующие группы:

• потери в результате действия стихийных бедствий (пожаров, наводнений, землетрясений, ураганов и т.п.);

• потери в результате преступных действий третьих лиц и пер­сонала;

• потери вследствие принятия неблагоприятного для предпри­ятия законодательства, например, связанного с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с ви­новника из-за несовершенства законодательства;

• потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;

•потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного собственника предприятия, что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а так­же с проблемами передачи прав собственности.

В отличие от статистических рисков динамические риски не­сут в себе возможность возникновения потерь или получения при­были, поэтому их и называют спекулятивными. Кроме того, дина­мические риски, приводящие к убыткам для отдельной фирмы, могут быть одновременно выигрышными для общества в целом. Динамические риски являются трудными для управления.

В интересах страхования рассмотрим более подробно некото­рые риски, с которыми предприниматель (менеджер) может столк­нуться в процессе осуществления своей профессиональной дея­тельности.

Политический риск - возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, явившаяся следствием госу­дарственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустоявшимся законодатель­ством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск является неотъемлемой частью предпри­нимательской деятельности, его нельзя избежать и можно лишь верно оценить и учесть.

Политические риски можно условно подразделить на четыре группы:

1) риск национализации и экспроприации без адекватной ком­пенсации;

2) риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

3) риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в ко­торой находится компания-контрагент;

4) риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимате­лями очень широко - от экспроприации до принудительного выку­па властями имущества компании или просто ограничения досту­па инвесторов к управлению активами. При определении риска на­ционализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или нацио­нализации. Как следствие ни в одном документе юридически точ­но не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в инос­транную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчи­таться за кредит. Причин может быть множество, например прину­дительно длинная очередь на конвертацию денежных средств.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не по­могают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни ар­битраж: контракт расторгается по не зависящим от партнера при­чинам, например в связи с изменением национального законода­тельства.

Последний из группы политических рисков - это риск воен­ных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно подразделить на нацио­нальный, региональный, международный. Под национальным по­литическим риском следует понимать нестабильность внутрипо­литической обстановки страны, оказывающей влияние на резуль­таты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность полити­ческой ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности неболь­ших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие нео­беспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать не­стабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм, в частности, это может быть вероятность потерь из-за воен­ных действий в данном регионе, а также вмешательства в пред­принимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для пред­принимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубеж­ных партнеров.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует отнести к группе внешних рисков.

Эффективная предпринимательская деятельность, как прави­ло, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако вне­дрение новой техники и технологии ведет к опасности возникно­вения техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о техни­ческом риске.

Технический риск определяется степенью организации про­изводства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами.

К техническим рискам относятся:• вероятность потерь вследствие отрицательных результатов на­учно-исследовательских работ;• вероятность потерь в результате недостижения запланирован­ных технических параметров в ходе конструкторских и технологи­ческих разработок;• вероятность потерь в результате низких технологических воз­можностей производства, что не позволяет освоить результаты но­вых разработок;• вероятность потерь в результате возникновения при исполь­зовании новых технологий и продуктов, побочных или отсрочен­ных во времени проявлений проблем;

•вероятность потерь в результате сбоев, поломки оборудова­ния и других аналогичных причин.Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски непосредственное влияние, и возникновение их, как правило, зависит от деятельности самого предпринимателя.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами возникновения потерь и неадекватного использова­ния основных средств и сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производ­ства. К основным причинам производственного риска относятся:

• потеря основных средств, сырья, комплектующих в результа­те стихийных бедствий или кражи;

• падение намеченных объемов производства и реализации про­дукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, высокого процента брака произ­водимой продукции;

•снижение цен, по которым планировалось реализовывать про­дукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблаго­приятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

• увеличение расхода материальных затрат в результате пере­расхода материалов, сырья, топлива, энергии, а также за счет уве­личения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

• рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной чис­ленности либо за счет выплат более высокого, чем было заплани­ровано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

•увеличение налоговых платежей и других отчислений в ре­зультате изменения ставки налогов в неблагоприятную для пред­принимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе дея­тельности;

• низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электро­энергией;

•физический и моральный износ оборудования, характерный для отече Коммерческий риск - риск, возникающий в процессе реали­зации товаров и услуг, произведенных или купленных предприни­мателем. Основные причины коммерческого риска:

•снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ог­раничений на продажу;

• повышение закупочной цены товара в процессе осуществле­ния предпринимательского проекта;

• непредвиденное снижение объемов закупок по сравнению с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличи­вает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет ус­ловно постоянных расходов);

• потери товара;

•потери качества товара в процессе обращения (транспорти­ровки, хранения), что приводит к снижению его цены;

• повышение издержек обращения по сравнению с намеченны­ми в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и от­числений, что приводит к снижению прибыли предприниматель­ской фирмы.

Коммерческий риск включает риски, связанные с реализацией товаров (услуг) на рынке, транспортировкой товаров (транспорт­ный), приемкой товаров (услуг) покупателем, платежеспособно­стью покупателя и риск возникновения форс-мажорных обстоя­тельств.

Следует отметить, что в отечественной экономической литера­туре часто коммерческий риск отождествляется с предприниматель­ским риском, однако коммерческий риск - это лишь один из видов риска предпринимательского, так как он связан только с торговлей. Под финансовым риском обычно понимается риск, возника­ющий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок исходя из того, что в финансовом предприни­мательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

К финансовому риску относятся: валютный, кредитный, инве­стиционный риски.

Поскольку в последнее время для отечественных предприни­мателей все большую актуальность приобретает учет валютного риска, рассмотрим данный вид экономического риска более под­робно.

Валютный риск - вероятность финансовых потерь в результа­те изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему.В свою очередь, в валютном риске можно выделить: экономический риск; риск перевода; риск сделок.

Риск экономических потерь для предпринимателя состоит в том, что стоимость его активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих из­менений валютного курса. Это также относится к инвесторам, за­рубежные инвестиции которых - акции или долговые обязатель­ства - приносят доход в иностранной валюте.

Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с разли­чиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов умень­шается.

Следует иметь в виду, что риск перевода представляет собой бухгалтерский эффект, но мало или совсем не отражает экономи­ческий риск сделки. Более важным с экономической точки зрения является риск сделки, который рассматривает влияние изменения валютного курса на будущий поток платежей, а следовательно, на будущую прибыльность предпринимательской фирмы в целом.

Риск сделки - вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возни­кает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте ин­валютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении кривых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения ве­личины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте.

Кроме того, следует различать валютные риски для импортера и для экспортера. Риск для экспортера - это падение курса иност­ранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортера -это повышение курса валюты в период между датой подтверждения заказа и днем платежа.

Одним из важнейших видов рисков деятельности предприни­мательской фирмы в условиях рыночной экономики является кре­дитный риск, который связан с возможностью невыполнения пред­принимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования дея­тельности фирмы внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его креди­торами: банком и другими финансовыми учреждениями; контра­гентами: поставщиками и посредниками, а также акционерами.

Разнообразие видов кредитных операций предопределяет осо­бенности и причины возникновения кредитного риска:

• недобросовестность заемщика, получившего кредит;

• ухудшение конкурентного положения конкретного предпри­нимателя, получившего коммерческий или банковский кредит;

• неблагоприятная экономическая конъюнктура;

• некомпетентность руководства предприятия и т.д.

Зарубежные экономисты выделяют имущественный, мораль­ный и деловой кредитные риски. Деловой риск, как правило, свя­зывается со способностями предпринимателя производить прибыль за определенный период. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных качеств заемщика. Имущественный риск определя­ется тем, достаточно ли собственных активов заемщика для по­крытия объема кредита.

Следующий вид финансового риска - инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринима­тельской фирмой денежных средств в различные проекты. В оте­чественной экономической литературе часто под инвестиционны­ми рисками подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги. Однако это понятие много шире и включает все возможные риски, возникающие при инвестировании де­нежных средств. Основные риски, относящиеся к группе инвести­ционных, перечислены ниже:

•капитальный риск - общий на все инвестиционные вложе­ния, риск того, что инвестор не сможет высвободить инвестиро­ванные средства, не понеся потери;

• селективный риск - риск неправильного выбора объекта для инвестирования по сравнению с другими вариантами;

• процентный риск - риск потерь, которые могут понести инве­сторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке;

• национальный риск - риск потерь в связи с вложением денеж­ных средств в предприятия, находящиеся под юрисдикцией страны с неустойчивым социальным и экономическим положением;

•операционный риск - риск потерь, возникающих в связи с неполадками в работе компьютерных систем по обработке инфор­мации, связанной с инвестированием средств;

• временной риск - риск инвестирования средств в неподходя­щее время, что неизбежно влечет за собой потери;

• риск законодательных изменений - потери от непредвиден­ного и неблагоприятного изменения законодательства регулиро­вания;

• риск ликвидности - риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменения оценки ее каче­ства;

• инфляционный риск - риск того, что при высоком уровне ин­фляции доходы, получаемые от инвестированных средств, обесце­ниваются (с точки зрения реальной покупательной способности) быстрее, чем растут;

•отраслевой риск - вероятность потерь в результате измене­ний в экономическом состоянии отрасли. Он зависит и от степени этих изменений как внутри отрасли, так и при сравнении с други­ми ственных предприятий. отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учиты­вать следующие факторы:

• деятельность данной отрасли в целом, а также смежных от­раслей за определенный (выбранный) период;

• устойчивость деятельности данной отрасли по сравнению с экономикой страны в целом;

• эффективность деятельности различных предприятий внут­ри одной отрасли и степень расхождений между ними в резуль­татах.

Уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышлен­ного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конку­ренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции являет­ся источником информации об устойчивости предприятий в дан­ной отрасли по отношению к предприятиям других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриот­раслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

• степени ценовой и неценовой конкуренции;

• легкости или сложности вхождения организации в отрасль;

• наличии или недостатка близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

• рыночной способности покупателей;

• рыночной способности поставщиков;

• политическом и социальном окружении.

Инновационный риск особенно присущ российской предпри­нимательской деятельности, отдельные отрасли которой находят­ся на стадии бурного развития, освоения новых видов и рынков товаров и услуг.

Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимателем средств в производство новых то­варов и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

•при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с теми, которые используют конкуренты. Подобные инвестиции будут приносить предпринимателю времен­ную сверхприбыль до тех пор, пока он является единственным об­ладателем данной технологии. В данной ситуации предпринима­тель сталкивается лишь с одним видом риска - возможной непра­вильной оценкой спроса на производимый товар;

• при создании нового товара или услуги на старом оборудова­нии. При этом к риску неправильной оценки спроса на новый то­вар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

• при производстве нового товара или услуги при помощи но­вой техники и технологии инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя из-за высо­кой цены.

Дополнительно возникают инновационные риски, связанные с несоответствием нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги и риск невозможности продажи созданного оборудования в случае неуда­чи, так как оно не подходит для производства иной продукции.

Предприниматель, желающий добиться успеха, должен постоян­но помнить о необходимости минимизировать возможные потери. Путей решения подобной задачи несколько. Во-первых, самостра­хование. При этом предприниматель экономит на затратах капита­ла по страхованию. Основная задача самострахования заключает­ся в оперативном преодолении временных затруднений в процессе финансово-коммерческой деятельности. Обычно это выражается в создании резервных денежных фондов (для акционерных обществ это условие является обязательным) или иных резервов материаль­ного

 

 

Сегментация рынка.

Сегментация рынка. Отбор целевых рынков и формирование товарной политики и рыночной стратегии.

Сегментация – метод или способ изучения потребностей потребителей.

Сегментация проводится, как правило, в два этапа: Макросегментация, результатом которой является выявление целевых рынков, т.е. рынков на котором работает организация;2)Микросегментация, результатом которой является выявление целевых сегментов в ранее идентифицированных целевых рынках. Макросегментация осуществляется следующими шагами:1) Разработка комплекса маркетинга и позиционирование.

Комплекс маркетинга – это набор переменных факторов, поддающихся контролю со стороны организации, которые она использует для достижения ожидаемой реакции со стороны целевого рынка. Комплекс маркетинга включает в себя товар(product), цену (price), систему продвижения (promotion) и систему распространения (place).2) Построение концепции базового рынка. Базовый рынок строится по трем измерениям:

- каковы потребности, функции и набор функций которые нужно удовлетворить; каковы группы потребителей, которые нужно удовлетворить;какие существуют технологии, способные выполнить эти функции.3)Определение структуры базового рынка. Анализ привлекательности рынка осуществляется по следующим направлениям: покупатели, потребности которых нужно удовлетворить; набор выгод которые ищут покупатели; конкуренты, которых нужно превзойти и ресурсы, которые необходимо приобрести и освоить.4). Построение сетки сегментации и ее анализ по следующим направлениям:темпы роста спроса в каждом сегменте;уровень проникновения организации в каждый рынок товаров;анализ конкурентов, острота конкуренции;наиболее важные и значимые клиенты;

каковы специфические требования в каждом рынке товаров.5) Поиск новых для нашей организации рынков товаров.6) Стратегии охвата базового рынка:

стратегия фокуса - концентрация внимания и усилий фирмы на какой-нибудь нише;стратегия функционального специалиста – фирма концентрирует свои усилия для выполнения одной функции всех групп потребителей;стратегия специализации по клиенту – фирма концентрирует свое внимание на определенной группе потребителей и предлагает им широкую гамму товара;стратегия селективной специализации – фирма выпускает множество или несколько товаров на рынке несвязанных между собой;

- стратегия полного охвата рынка - когда фирма присутствует на всех рынках.

Микросегментация проводится если степень однородности целевого рынка не очень высока, емкость этого рынка достаточно большая и возможности организации достаточно велики. Микросегментация осуществляется в следующие шаги:I. Анализ сегментов внутри целевого рынка. Этот этап выполняется следующими способами:

1. Описательная сегментация. Она проводится на основе социально-демографических характеристик потребителя: возраст и этап жизненного цикла семьи,пол,уровень доходов.2. Поведенческая сегментация. Показатели:характер покупки- статус постоянного клиента;поиск выгод;восприятие продукта;лояльность к продукту и торговой марке

3. Психографическая сегментация. Показатели:

- стиль жизни (образ жизни)

- структура ценностей (семейные ценности, общение с друзьями, работа, здоровье и т.д.II. Выбор целевых сегментов.III. Позиционирование – определение места товаров в ряду аналогов. Маркетинговое сегментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу. После этого фирме необходимо решить, сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные для нее сегменты. Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка:- Недифференцированный маркетинг. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общее. Фирма разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Дифференцированный маркетинг. В этом случае фирма решает выступить на большинстве или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого их них отдельное предложение. Фирма рассчитывает, что благодаря упрочению позиции на нескольких сегментах рынка ей удается идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...