Анализ предпринимательских рисков
В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, пока еще не сложилась системная классификация предпринимательских рисков. Для того чтобы классифицировать эти риски, на наш взгляд, в первую очередь необходимо выделить основополагающие признаки, по которым риски могут быть отнесены к определенным группам.Итак, риски можно классифицировать по: сфере возникновения длительности во времени; степени риска•характеру последствий. По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя по отношению к предпринимателю среда. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская деятельность. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутренних злоупотреблений. Основными среди внутренних рисков можно считать кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предприятия. С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью. Степень риска можно охарактеризовать как вероятность наступления потерь и математическое ожидание величины возможного ущерба. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимателя, а также от вероятности наступления этих потерь.
В зависимости от уровня риск может быть: • допустимом, когда имеется доказательство полной потери прибыли от реализации планируемого проекта; •критическим, когда возможны потери не только ожидаемой прибыли, но и дохода и возникновение убытков; • катастрофическим, когда возможны потери капитала, имущества и банкротство предпринимателя. В зависимости от характера последствий выделяют две большие группы рисков: статистические (простые, или чистые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предприятия, как правило, означают и потери для общества в целом. В соответствии с причиной возникновения потерь статистические риски можно подразделить на следующие группы: • потери в результате действия стихийных бедствий (пожаров, наводнений, землетрясений, ураганов и т.п.);
• потери в результате преступных действий третьих лиц и персонала; • потери вследствие принятия неблагоприятного для предприятия законодательства, например, связанного с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства; • потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя; •потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного собственника предприятия, что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности. В отличие от статистических рисков динамические риски несут в себе возможность возникновения потерь или получения прибыли, поэтому их и называют спекулятивными. Кроме того, динамические риски, приводящие к убыткам для отдельной фирмы, могут быть одновременно выигрышными для общества в целом. Динамические риски являются трудными для управления. В интересах страхования рассмотрим более подробно некоторые риски, с которыми предприниматель (менеджер) может столкнуться в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Политический риск - возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, явившаяся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства. Политический риск является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, его нельзя избежать и можно лишь верно оценить и учесть. Политические риски можно условно подразделить на четыре группы: 1) риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации; 2) риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты; 3) риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент; 4) риск военных действий и гражданских беспорядков.
Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко - от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации. Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество, например принудительно длинная очередь на конвертацию денежных средств. Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт расторгается по не зависящим от партнера причинам, например в связи с изменением национального законодательства. Последний из группы политических рисков - это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться. Политический риск условно можно подразделить на национальный, региональный, международный. Под национальным политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.
Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм, в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления. Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров. Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует отнести к группе внешних рисков. Эффективная предпринимательская деятельность, как правило, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако внедрение новой техники и технологии ведет к опасности возникновения техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о техническом риске. Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами. К техническим рискам относятся:• вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ;• вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок;• вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет освоить результаты новых разработок;• вероятность потерь в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов, побочных или отсроченных во времени проявлений проблем; •вероятность потерь в результате сбоев, поломки оборудования и других аналогичных причин.Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски непосредственное влияние, и возникновение их, как правило, зависит от деятельности самого предпринимателя. Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами возникновения потерь и неадекватного использования основных средств и сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:
• потеря основных средств, сырья, комплектующих в результате стихийных бедствий или кражи; • падение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, высокого процента брака производимой продукции; •снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса; • увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а также за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов; • рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем было запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам; •увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности; • низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией; •физический и моральный износ оборудования, характерный для отече Коммерческий риск - риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска: •снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу; • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта; • непредвиденное снижение объемов закупок по сравнению с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов); • потери товара; •потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены; • повышение издержек обращения по сравнению с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы. Коммерческий риск включает риски, связанные с реализацией товаров (услуг) на рынке, транспортировкой товаров (транспортный), приемкой товаров (услуг) покупателем, платежеспособностью покупателя и риск возникновения форс-мажорных обстоятельств. Следует отметить, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск - это лишь один из видов риска предпринимательского, так как он связан только с торговлей. Под финансовым риском обычно понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства. К финансовому риску относятся: валютный, кредитный, инвестиционный риски. Поскольку в последнее время для отечественных предпринимателей все большую актуальность приобретает учет валютного риска, рассмотрим данный вид экономического риска более подробно. Валютный риск - вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему.В свою очередь, в валютном риске можно выделить: экономический риск; риск перевода; риск сделок. Риск экономических потерь для предпринимателя состоит в том, что стоимость его активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых - акции или долговые обязательства - приносят доход в иностранной валюте. Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается. Следует иметь в виду, что риск перевода представляет собой бухгалтерский эффект, но мало или совсем не отражает экономический риск сделки. Более важным с экономической точки зрения является риск сделки, который рассматривает влияние изменения валютного курса на будущий поток платежей, а следовательно, на будущую прибыльность предпринимательской фирмы в целом. Риск сделки - вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении кривых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте. Кроме того, следует различать валютные риски для импортера и для экспортера. Риск для экспортера - это падение курса иностранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортера -это повышение курса валюты в период между датой подтверждения заказа и днем платежа. Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск, который связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансовыми учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками, а также акционерами. Разнообразие видов кредитных операций предопределяет особенности и причины возникновения кредитного риска: • недобросовестность заемщика, получившего кредит; • ухудшение конкурентного положения конкретного предпринимателя, получившего коммерческий или банковский кредит; • неблагоприятная экономическая конъюнктура; • некомпетентность руководства предприятия и т.д. Зарубежные экономисты выделяют имущественный, моральный и деловой кредитные риски. Деловой риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя производить прибыль за определенный период. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных качеств заемщика. Имущественный риск определяется тем, достаточно ли собственных активов заемщика для покрытия объема кредита. Следующий вид финансового риска - инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными рисками подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги. Однако это понятие много шире и включает все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств. Основные риски, относящиеся к группе инвестиционных, перечислены ниже: •капитальный риск - общий на все инвестиционные вложения, риск того, что инвестор не сможет высвободить инвестированные средства, не понеся потери; • селективный риск - риск неправильного выбора объекта для инвестирования по сравнению с другими вариантами; • процентный риск - риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке; • национальный риск - риск потерь в связи с вложением денежных средств в предприятия, находящиеся под юрисдикцией страны с неустойчивым социальным и экономическим положением; •операционный риск - риск потерь, возникающих в связи с неполадками в работе компьютерных систем по обработке информации, связанной с инвестированием средств; • временной риск - риск инвестирования средств в неподходящее время, что неизбежно влечет за собой потери; • риск законодательных изменений - потери от непредвиденного и неблагоприятного изменения законодательства регулирования; • риск ликвидности - риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменения оценки ее качества; • инфляционный риск - риск того, что при высоком уровне инфляции доходы, получаемые от инвестированных средств, обесцениваются (с точки зрения реальной покупательной способности) быстрее, чем растут; •отраслевой риск - вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли. Он зависит и от степени этих изменений как внутри отрасли, так и при сравнении с другими ственных предприятий. отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы: • деятельность данной отрасли в целом, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период; • устойчивость деятельности данной отрасли по сравнению с экономикой страны в целом; • эффективность деятельности различных предприятий внутри одной отрасли и степень расхождений между ними в результатах. Уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предприятий в данной отрасли по отношению к предприятиям других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации: • степени ценовой и неценовой конкуренции; • легкости или сложности вхождения организации в отрасль; • наличии или недостатка близких и конкурентоспособных по цене заменителей; • рыночной способности покупателей; • рыночной способности поставщиков; • политическом и социальном окружении. Инновационный риск особенно присущ российской предпринимательской деятельности, отдельные отрасли которой находятся на стадии бурного развития, освоения новых видов и рынков товаров и услуг. Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимателем средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях: •при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с теми, которые используют конкуренты. Подобные инвестиции будут приносить предпринимателю временную сверхприбыль до тех пор, пока он является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации предприниматель сталкивается лишь с одним видом риска - возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар; • при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. При этом к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования; • при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя из-за высокой цены. Дополнительно возникают инновационные риски, связанные с несоответствием нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги и риск невозможности продажи созданного оборудования в случае неудачи, так как оно не подходит для производства иной продукции. Предприниматель, желающий добиться успеха, должен постоянно помнить о необходимости минимизировать возможные потери. Путей решения подобной задачи несколько. Во-первых, самострахование. При этом предприниматель экономит на затратах капитала по страхованию. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений в процессе финансово-коммерческой деятельности. Обычно это выражается в создании резервных денежных фондов (для акционерных обществ это условие является обязательным) или иных резервов материального
Сегментация рынка. Сегментация рынка. Отбор целевых рынков и формирование товарной политики и рыночной стратегии. Сегментация – метод или способ изучения потребностей потребителей. Сегментация проводится, как правило, в два этапа: Макросегментация, результатом которой является выявление целевых рынков, т.е. рынков на котором работает организация;2)Микросегментация, результатом которой является выявление целевых сегментов в ранее идентифицированных целевых рынках. Макросегментация осуществляется следующими шагами:1) Разработка комплекса маркетинга и позиционирование. Комплекс маркетинга – это набор переменных факторов, поддающихся контролю со стороны организации, которые она использует для достижения ожидаемой реакции со стороны целевого рынка. Комплекс маркетинга включает в себя товар(product), цену (price), систему продвижения (promotion) и систему распространения (place).2) Построение концепции базового рынка. Базовый рынок строится по трем измерениям: - каковы потребности, функции и набор функций которые нужно удовлетворить; каковы группы потребителей, которые нужно удовлетворить;какие существуют технологии, способные выполнить эти функции.3)Определение структуры базового рынка. Анализ привлекательности рынка осуществляется по следующим направлениям: покупатели, потребности которых нужно удовлетворить; набор выгод которые ищут покупатели; конкуренты, которых нужно превзойти и ресурсы, которые необходимо приобрести и освоить.4). Построение сетки сегментации и ее анализ по следующим направлениям:темпы роста спроса в каждом сегменте;уровень проникновения организации в каждый рынок товаров;анализ конкурентов, острота конкуренции;наиболее важные и значимые клиенты; каковы специфические требования в каждом рынке товаров.5) Поиск новых для нашей организации рынков товаров.6) Стратегии охвата базового рынка: стратегия фокуса - концентрация внимания и усилий фирмы на какой-нибудь нише;стратегия функционального специалиста – фирма концентрирует свои усилия для выполнения одной функции всех групп потребителей;стратегия специализации по клиенту – фирма концентрирует свое внимание на определенной группе потребителей и предлагает им широкую гамму товара;стратегия селективной специализации – фирма выпускает множество или несколько товаров на рынке несвязанных между собой; - стратегия полного охвата рынка - когда фирма присутствует на всех рынках. Микросегментация проводится если степень однородности целевого рынка не очень высока, емкость этого рынка достаточно большая и возможности организации достаточно велики. Микросегментация осуществляется в следующие шаги:I. Анализ сегментов внутри целевого рынка. Этот этап выполняется следующими способами: 1. Описательная сегментация. Она проводится на основе социально-демографических характеристик потребителя: возраст и этап жизненного цикла семьи,пол,уровень доходов.2. Поведенческая сегментация. Показатели:характер покупки- статус постоянного клиента;поиск выгод;восприятие продукта;лояльность к продукту и торговой марке 3. Психографическая сегментация. Показатели: - стиль жизни (образ жизни) - структура ценностей (семейные ценности, общение с друзьями, работа, здоровье и т.д.II. Выбор целевых сегментов.III. Позиционирование – определение места товаров в ряду аналогов. Маркетинговое сегментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу. После этого фирме необходимо решить, сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные для нее сегменты. Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка:- Недифференцированный маркетинг. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общее. Фирма разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Дифференцированный маркетинг. В этом случае фирма решает выступить на большинстве или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого их них отдельное предложение. Фирма рассчитывает, что благодаря упрочению позиции на нескольких сегментах рынка ей удается идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|