Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу




 

В соответствии с ФЗ от 15.07.1995 № 103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняе­мых осуществляют Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно ФЗ о прокуратуре.

Администрация мест содержания под стражей подозревае­мых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответ­ствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняе­мых соответственно органов внутренних дел и пограничных ор­ганов федеральной службы безопасности.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обви­няемых могут являться также учреждения уголовно-испол­нительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

Основаниями для помещения подозреваемого или обви­няемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

— судебное решение (приговор, определение, постанов­ление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого при­меняется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;

— протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов вре­менного содержания составляет установленный законом режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняе­мых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом содержания осуж­денных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного содержа­ния помешаются лица, в отношении которых судом еще не вы­несено никакого решения. В силу принципа презумпции не­виновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном законом порядке и не установлено вступившем в законную силу при­говором суда. В исправительных же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуро­ров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов администрация­ми мест содержания задержанных и заключенных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистра­ции и размещения лиц, поступающих в следственные изолято­ры и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся осно­ванием для помещения подозреваемых и обвиняемых в след­ственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребен­ком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить нали­чие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, про­изводящего дознание, следователя, прокурора или суда, в про­изводстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно органи­зовано первичное медицинское освидетельствование поступа­ющих лиц. Задержанные и арестованные вдень их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Ре­зультаты медицинского освидетельствования обязательно вно­сятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным по­мощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответ­ствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоя­тельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соот­ветствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая ра­бота по предотвращению совершения правонарушений в ме­стах содержания под стражей.

В приказе от 30.01.2007 № 19 «Об организации прокурорско­го надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следствен­ных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Генеральный про­курор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое вни­мание обращать на факты унижения человеческого достоин­ства, произвола, жестокого обращения по отношению к осуж­денным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованно­го водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стан­дартным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, орга­низовать жесткий контроль за фактическим устранением вы­явленных нарушений законности.

Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами вну­тренних дел, в подчинении у которых находятся эти учрежде­ния. Работу с поступающими жалобами надзирающие проку­роры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уго­ловных наказаний, защите прав осужденных и заключенных.

Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных наруше­ниях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со сто­роны администрации мест содержания подозреваемых и об­виняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.

Представители администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предло­жения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответ­ственному за их разрешение. Предложения, заявления и жало­бы, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозре­ваемому или обвиняемому даются соответствующие разъясне­ния.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в про­куратуру, суды или иные органы государственной власти, ко­торые имеют право контроля за следственными изоляторами, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их по­дачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в РФ, просмотру не подлежат и направля­ются ему в течение 24 часов.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотре­ны администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, администрацией мест содержания подозревае­мых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномоченными им лицами в течение рабочего времени. График личного при­ема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен до их сведения.

Запись подозреваемых и обвиняемых наличный прием осу­ществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются пись­менно на имя начальника или делаются устно и регистрируют­ся в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведет­ся в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о лич­ном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в лич­ное дело подозреваемого или обвиняемого.

В ходе осуществления прокурорской проверки надзираю­щий прокурор также должен обращать внимание на правиль­ность и законность организации администрацией труда подо­зреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на производ­ственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение установлен­ных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабо­раториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, свя­занной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспорт­ных средств и множительной технике.

Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания по­дозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержа­ния и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоко­ле задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...