Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
Ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и относительно надзора за исполнением законов судебными приставами. Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться. Согласно Закону "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; судебные приставы-исполнители. Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора. Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам "О судебных приставах", "Об оружии", Инструкции "О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда..." (см. список нормативных актов в конце главы), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является: надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями; надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц. Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации. В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству. При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку; о принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше. Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп: соблюдение установленных для исполнительного производства сроков; наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;
соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц; иные вопросы деятельности службы судебных приставов. В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов. Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков: возбуждения исполнительного производства; направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства; установленных должником для добровольного исполнения; совершения исполнительных действий; рассмотрения обращений юридических и физических лиц. Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий. Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов: выполнение требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа; соблюдение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению; соответствие исполнительного документа требованиям закона; соблюдение требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю; вынесение постановления об окончании исполнительного производства; соблюдение очередности удовлетворения требований взыскателей; соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение), наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства; способы оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов; законность действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов; обоснованность изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства; решение вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).
Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях: 1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей; 2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить: не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства; своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника; выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.; соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам неимущественного характера; обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа. Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов: допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве; правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава или к месту совершения исполнительных действий; утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица. Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами ФЗ "Об исполнительном производстве", а не КоАП РФ, и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности. Поэтому действие ст. ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке. Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов: отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов; формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования. Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор: журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; книга учета исполнительных документов; алфавитные указатели учета взыскателей; зональные книги учета исполнительных производств; реестр дел; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей; журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных решений; книга учета депозитных сумм; книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений; отчетно-статистическая документация. Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения. При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.
Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности. Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом. Остается только привести перечень основных нормативных актов, регулирующих деятельность судебных приставов: ФЗ "О судебных приставах"; ФЗ "Об исполнительном производстве"; Указание Генпрокурора РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|