Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия прокурора по подготовке исков в гражданском судопроизводстве




Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам отстаивать в суде свои интересы. В ГПК РФ содержится прямое указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Гражданско-процессуальное законодательство не содержит перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, препятствующих гражданину обратиться в суд. Поэтому прокурор при подготовке заявления должен выяснить причины, по которым гражданин не может обратиться в суд, представить доказательства невозможности самостоятельного обращения, приложить копии необходимых документов.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор обязан соблюдать установленный законом порядок обращения в суд.

При предъявлении иска прокурор не оплачивает государственной пошлины по делу и вообще не несет судебных расходов. В исковом заявлении он обязан сослаться на закон, подлежащий применению. От прокурора не требуется специальных полномочий для возбуждения дела в интересах других лиц. В соответствии со ст. 27 Закона о Прокуратуре РФ прокурор обязан предъявить иск и поддерживать его в суде в случае нарушения прав человека или гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья (например, недееспособный, инвалид), возрасту (пожилой, несовершеннолетний) или иным причинам (например, неимущий, многодетный, одинокий родитель и др.) не может лично отстаивать свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (безработные, беженцы и др.), либо в силу каких-либо обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, предъявление исков в защиту интересов других лиц в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является должностной обязанностью прокурора. В процессе, возбужденном по его иску, уч.е прокурора обязательно. Процессуальный закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось о начавшемся в его интересах процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ): «2. Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца».Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска, ни интересами лица, права и свободы которого нарушены. Руководствуясь только законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им, незаконны или необоснованны, он не только вправе, но и обязан как блюститель законности отказаться от иска полностью или в необоснованной его ч.. Однако такой отказ не лишает заинтересованное лицо права на рассмотрении дела по существу, дело может быть прекращено только с его согласия (ч. 2 ст. 45 ГПК):«2. …В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц».На прокурора, предъявившего иск, возложено бремя утверждения и бремя доказывания (ст. 56 ГПК РФ), поэтому перед предъявлением исков в порядке общенадзорной проверки прокурор должен собрать необходимый доказательственный материал, проанализировать факты дела, устанавливаемые этими доказательствами, дав им правильную правовую оценку. Ст. 3 Приказа Генерального прокурора № 1 от 5 января 1997 г. «Об уч.и прокурора в гражданском судопроизводстве»: «3. При подготовке и оформлении исков и заявлений обеспечить их полноту и аргументацию, представлять в суд необходимые и исчерпывающие доказательства, учитывая, что в соответствии с процессуальным законодательством каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений 3.1. Возложить ответственность за качество и сроки подготовки материалов и проектов исков и заявлений для обращения в суды на районных, городских прокуроров, приравненных к ним военных, транспортных и иных специализированных прокуроров, а также начальников управлений (отделов) вышестоящей прокуратуры, проводящих надзорные проверки, осуществляющих расследование уголовных дел, проверку законности приговоров и решений по уголовным и арбитражным делам3.2 Структурным подразделениям, осуществляющим надзор за законностью постановлений судов по гражданским делам, обеспечить необходимую консультативную и методическую помощь при подготовке и оформлении исков и заявлений в суд».Прокурор обязан доказать свои требования и возражения на доводы ответчика. Возбуждая дело, прокурор дает объяснения по делу и участвует в прениях первым. Заинтересованное лицо – истец по делу – выступает в них после прокурора. Стороны вправе задавать прокурору, предъявившему иск, вопросы в виде дачи им объяснений по делу. Из ч. 1 ст. 174 ГПК РФ:«1. …Прокурор…, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, дают объяснения первыми. Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы».Вместе с тем к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, он предъявляется к истцу по делу. На прокурора, возбудившего дело, не будет распространяться законная сила судебного решения.Форма и содержание иска, заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ:1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.2. В исковом заявлении должны быть указаны:1) наименование суда, в который подается заявление;2) наименование истца, его места жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;4) в чем заключатся нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено ФЗ или предусмотрено договором сторон;8) перечень прилагаемых к заявлению документов.В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.В случаях обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд». 50 Прокурорский надзор по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 24.6. КоАП РФ, генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает широкий перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Прямо называется 73 категории органов. Типичные нарушения, допускаемые органами административной юрисдикции и их должностными лицами в процессе применения норм КоАП РФ, это:1) несоблюдение требований норм законодательства, влекущее за собой как необоснованное привлечение граждан к административной ответственности, так и противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности;2) привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;3) несоблюдение предусмотренных законом сроков давности привлечения к ответственности;4) составление протоколов и постановлений об административном правонарушении без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъяснения прав и обязанностей всем участникам производства по делу;5) неполное выявление всех предусмотренных законом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении;6) ошибочная юридическая оценка совершенных действий, неправильное применение квалифицирующих признаков;7) нарушение установленного законом порядка административного расследования; 8) применение штрафов за конкретные виды правонарушений, предусмотренных законом, ниже или выше установленных размеров;9) нарушение порядка административного задержания граждан (в том числе факты необоснованного задержания, без составления протоколов, превышения установленных законом сроков задержания и др.);10) осуществление привода в отношении лица, не подлежащего ему в силу ст. 27.15 КоАП РФ, либо по устному поручению (без вынесения определения) судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;11) доставление физических лиц должностными лицами органов, не указанных в ч. 1 ст. 27.2 Кодекса, не отнесенных к компетенции соответствующего органа; 12) осуществление административного задержания физических лиц должностными лицами, не уполномоченными на это13) содержание задержанного лица в не отведенном для этого месте;14) осуществление личного досмотра и досмотра вещей должностными лицами, не уполномоченными на проведение таких действий, а также несоблюдение требований о присутствии понятых при проведении личного досмотра и досмотра вещей;15) наложение ареста на товары, транспортные средства и иные вещи, не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, либо лицом, не уполномоченным на это, а также нарушение требований о присутствии при аресте товаров, транспортных средств и иных вещей их владельцев и понятых;16) непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения.Задачи прокурорского надзора:· комплексного сбора всей необходимой статистической и иной информации по рассматриваемому вопросу;· централизованного обобщения правоприменительной практики, в том числе связанной с прокурорскими проверками;· ознакомление с действующим законодательством по данному направлениюИсточником информации о нарушении законодательства может быть: - жалобы и обращений граждан, юрлиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей на действия(бездействие) и решения работников органов административной юрисдикции;- истребуемые в этих органах дела об административных правонарушениях, законченные производством;- статистическая отчетность, аналитические справки и отчеты, отражающие результаты деятельности соответствующих органов;- сообщения СМИ о фактах проявления пассивности или злоупотреблений со стороны работников таких органов;- сообщения судей и иных должностных лиц, собственная оценка исходя из ранее проведенных прокуратурой проверок, свидетельствующие о некачественной работе в этих органах- информация правоохранительных органов, иных лиц о сокрытии фактов- совершения преступных деяний путем применения этими органами административной ответственности, вместо уголовной и наоборот.- публикуемые в специальных юридических изданиях примеры из правоприменительной практики, а также иные материалы, могущие оказать непосредственную помощь в правильной организации и проведении прокурорских проверок;- иная доступная прокурору информация.Перед началом проверки прокурор (или его заместитель) должен оформить за своей подписью требование на имя руководителя соответствующего органа административной юрисдикции с указанием примерного перечня вопросов, подлежащих выяснению, и необходимого объема требуемых для проверки документов (материалов дел об административных правонарушениях, учетных документов, переписки с правоохранительными органами, ведомственных руководящих документов и т.д.), имеющих отношение к практике привлечения к административной ответственности, а также о выделении сотрудника для решения оперативных вопросов. Это позволит при проведении непосредственно проверки сократить время поиска нужной документации до минимума.Следует четко определиться с привлечением специалиста, если специфика деятельности подлежащего проверке органа административной юрисдикции требует наличия определенных знаний, которыми прокурор не владеет либо владеет в недостаточном объеме. Этот вопрос может решаться как на стадии планирования проверочных мероприятий, что предпочтительнее, так и непосредственно при подготовке к проверке. Проверяя правомерность и обоснованность возбуждения дел об административных правонарушениях, прокурор должен выяснить:· все ли требования, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении и содержатся ли в нем все сведения, необходимые для разрешения дела;· надлежащим ли должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении и соблюдена ли при этом компетенция соответствующего органа, определенная в КоАП РФ конкретными нормами (ст. ст. 23, 28.3);· соблюдены ли положения ч. 4 ст. 28.2 Кодекса о предоставлении физическому лицу или законному представителю юридического лица возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении и представлялись ли ими объяснения и замечания по содержанию протокола;· не допускались ли нарушения предусмотренных ст. ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола об административном правонарушении и направления его для рассмотрения в соответствующий орган;· соблюдены ли установленные ст. 28.6 Кодекса ограничения при назначении административного наказания без составления протокола;· соблюдены ли предусмотренные ст. 28.7 Кодекса порядок принятия решения о возбуждении административного расследования и требования, предъявляемые к его проведению по установленным законом видам административных правонарушений, сроки административного расследования, а также порядок и обоснованность их продления;· всегда ли соответствующими должностными лицами принимались меры для полного и всестороннего выяснения всех требуемых обстоятельств по делу, как это предусмотрено ст. 26.1 Кодекса;· собраны ли должностными лицами и зафиксированы ли в установленном порядке в соответствии со ст. 26.2 - 26.11 Кодекса доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении конкретного административного правонарушения;· в полной ли мере соблюдены права и обязанности участников административного производства, как это предусмотрено ст. ст. 24.1 - 24.3 и 25.1 - 25.10 Кодекса;· во всех ли случаях обеспечено выполнение требования ч. 4 ст. 25.5 Кодекса о том, что защитник и представитель допускаются к уч.ю в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица защитник допускается к уч.ю в производстве по делу с момента административного задержания;· выполнены ли должностными лицами требования ст. 24.5 Кодекса об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении.Прокуроры используют средства прокурорского реагирования, закрепленные как в ст. 22 Закона о прокуратуре, так и в ст. 25.11 и гл. 30 КоАП РФ:· постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию;· представление об устранении нарушений законов;· протест на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов;· постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении;· предостережение о недопустимости нарушения закона;· подготовка искового заявления.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...