Понятие общественного прогресса, его критерии и типы
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогресса в ХVIII в. (А.Р.Ж. Тюрго, Ж.А. Кондорсе), ее связь с идеей священной истории. Идея прогресса и представления об идеальном обществе (утопия, царство Божие на земле, коммунизм и др.). Социальный прогресс как движение к более высокоорганизованным совершенным этапам культуры, истории, социума, человека. Различные философские трактовки прогресса. Рационалистическая — исторический прогресс как утверждение разума. Идеалистическая — исторический прогресс как развертывание целей мирового духа. Материалистическая - исторический прогресс как закономерная смена общественно — экономических формаций. Историко-культурная - исторический прогресс как смена самостоятельных и локальных культур и цивилизаций. Культурно - критическая — отрицание позитивности и даже возможности прогресса. Общая тенденция прогрессивного развития — переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально - исторической детерминации. Применительно к последним социальный прогресс — процесс снятия социального отчуждения. Прогресс как результат творчества культуры и творчества истории. Три основные формы передачи культурного наследия: 1) предметно-теоретическая — передача технологий; 2) этико - воспитательная — передача норм, предписаний, табу; 3) аксиологически - идеологическая — передача целей, ориентиров, идеалов, установок. Три важнейших фактора, определяющих прогрессивное историческое развитие: 1) производство и техника; 2) система общественных отношений; 3) специфика и закономерности духовной жизни людей. Параметры социального прогресса: тип, цель, направление, способ соотнесения необходимого и случайного, индивидуального и общественного, власти и ответственности и т.п. Развитие культуры и истории как противоречивый процесс. Типы исторического развития: эволюционный — революционный, антагонистический — неантагонистический, прогрессивный — регрессивный. Типы прогрессивного развития: линейный, циклический, линейно-циклический. Факторы, определяемые характером, типом и степенью реализации социального прогресса: причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем и культур и т.д. Понятия «движущие силы истории», «творческие силы истории», «субъект исторического процесса». Человечество как субъект истории. Человеческое измерение прогресса. Общественный прогресс и гуманизм. Сознание и интересы отдельных людей и общеисторическое развитие. Проблема объективного критерия прогресса. Степень овладения обществом стихийными силами природы, устранение социально -политического отчуждения и духовной неразвитости как важнейшие объективные критерии прогресса. Общественный прогресс и цивилизация. Цивилизационный критерий прогресса — увеличение общего блага как увеличение разумности, способности договориться для обеспечения защиты своих интересов и реализации своей свободы и уровня материального благополучия. Исторические перспективы современного информационного общества: прогресс или регресс?
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите следующие понятия: культура, философия культуры и культурология 2. Что такое традиции и новации 3. Определите религию как форму духовного освоения реальности 4. Определите искусство как форму духовного освоения реальности
5. Что такое мораль и нравственность 6. В чем состоят приоритеты философии в новом тысячелетии 7. Что такое личность 8. Дайте определение глобальным проблемам современности 9. Какие выделяют интерпретации ценности смысла жизни в философии 10. Определите понятие общественного прогресса
Тест: 1.Представителями современной стратификационной теории являются (два варианта ответа): М. Вебер К. Маркс; П. Сорокин Э. Гидденс 2. Выберите представителей информационного подхода к анализу феномена власти: М. Фуко; О. Тоффлер М. Вебер 3. Выберите исследователя, который в социальной философии является автором учения о типах легитимного господства: П. Сорокин М. Вебер 4. Правовое государство это: государство, где господствует закон государство, где господствует право 5. Революция это: постепенные, в своей основе количественные изменения системы, которые не ведут к качественному изменению всей общественной системы глубинные и коренные изменения качества всей общественной системы в целом 6. Выберите два основных типа цивилизаций: Восточная Античная Западная 7. Структура религии включает (три варианта ответа): религиозное сознание религиозные представления религиозный культ религиозные организации 8. Философскую науку, изучающую происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называют: этикой эстетикой 9. Рождение идеи социального прогресса произошло: в XI в. в ХVIII в. 10. Под категорией «гражданского общества»понимают: сферу жизни, неконтролируемая государством сферу жизни, контролируемую государством 11. Суть цивилизационного подхода к периодизации истории заключается в следующем: в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, каждое из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю взгляд на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества 12. Восточная цивилизация чаще всего определяется как: ориентированная на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий традиционалистская 13. Особенность постиндустриальной цивилизации связана с: развитием сектора сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация
с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство 14. Слово «глобализация» подразумевает: господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов переход к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы 15. Термин «культура» употребляется: как синоним общественного и искусственного как синоним природного и естественного 16. Из чего состоит динамика культуры: ценности традиции новации 17. Под моралью понимают: особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие законы поведения совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях 18. Суть аскетизм заключается в следующем: смысл жизни человека и все его стремления сводятся к наслаждению как к высшему благу сводит смысл жизни к следованию долга, предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека 19. Автором категорически-императивной идеи смысла жизни является: Ф. Ницше И. Кант 20. Определите основную цель организации под названием «Римский клуб»: привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления исследование идеалов открытости, коммуникативного единства человечества, диалога и взаимообогащения различных культур Литература по дисциплине «Философия» Основная литература
7. Яскевич, Я. С. Основы философии: учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 268 с.
8. Яскевич, Я.С. Основы философии: учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. - 3-е изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 268 с.
Дополнительная литература 1. Лазаревич, А.А. Глобальное коммуникационное общество: научное издание / А. А. Лазаревич; Национальная академия наук Беларуси, Институт философии. – Минск: Белорусская наука, 2008. – 350 с. 2. Русская философия X-XXI вв.: методические рекомендации по написанию рефератов / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет; сост. С. А. Порозов. - Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 166 с. 3. Философия Запада и Востока: современность и ее истоки: методические рекомендации по написанию рефератов / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет; [сост. С. А. Порозов]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 84 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|