Анализ взаимосвязей между себестоимостью продукции, объемом производства и прибылью (CVP–анализ).
Операционный анализ (или CVP – анализ) – это анализ соотношения и взаимного влияния цен на товары объемов реализации затрат и прибыли, получаемой предприятием. Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов: объема выпуска, состава и величины затрат, цены на продукты, структурных сдвигов в ассортименте выпуска. Операционный анализ часто называют анализом безубыточности, поскольку с его помощью определяется точка безубыточности, отделяющая зону убытокв предприятия от зоны прибыли. Точка безубыточности, называемая также порогом рентабельности, рассчитывается как частное от деления суммы постоянных расходов на коэффициент валовой маржи, определяемый как отношение валовой маржи к выручке. Вплоть до этой точки объемы выручки (производства) служат исключительно для покрытия затрат. Начиная с обозначенной отметки, сумма покрытия образует зону прибыли. Как уже было отмечено ранее, в отечественной практике применяется два метода учета затрат и калькулирования: 1 метод – все накладные расходы списываются на затраты по производству продукции и, соответственно, распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией. 2 метод – общехозяйственные расходы списываются на реализацию продукции, работ, услуг – аналогичен методу абзорпшен-костинг, применяемому за рубежом.
В настоящее время российская бухгалтерская отчетность предприятий не позволяет в полной мере применять маржинальный подход к анализу деятельности организаций. Для этого требуется дополнительная аналитическая информация о размере и составе общепроизводственных расходов. Если бы применялся метод учета затрат по системе директ-костинг, то точка безубыточности деятельности предприятия определялась бы следующим образом: Общая сумма постоянных расходов ТБ = ——————————————————————————————————— Коэффициент маржинального дохода (КМД) В свою очередь, , Маржинальный доход КМД = ———————————————————————————————————— Выручка (или объем производства) Нелинейная (непропорциональная) зависимость скорости процентного изменения прибыли по отношению к процентному изменению объема продаж вблизи точки безубыточности связана с наличием постоянных затрат в общей сумме затрат и получила название эффекта операционного рычага. Эффект операционного рычага равен отношению маржинального дохода к прибыли. Величина эффекта операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. При стремлении объема продаж к критической точке прибыль стремится к нулю, а величина операционного рычага неограниченно возрастает. Область объема реализации, где рассчитанная модель применима, называется областью релевантности. Но бизнес динамичен, следовательно, приходится пересматривать и менять, при необходимости, свои допущения при проведении операционного анализа. Операционный анализ, проведенный по основным продуктам или группам продуктов, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса: ² какие продукты приносят наибольшую прибыль, а какие убыточны; ² производство каких продуктов расширять и финансировать, а каких сворачивать;
² каковы оптимальные цены на продукты; ² какие затраты наиболее значительны по каждому продукту. На практике предприятие производит и реализует несколько видов продукции (услуг), а иногда и сотни продуктов. В таком случае при проведении операционного анализа по нескольким продуктам основным вопросом является способ разнесения косвенных затрат по продуктам, или выбор базы разнесения затрат. Под базой разнесения понимается какая-либо учетная величина, характеризующая долю косвенных затрат, приходящихся на каждый продукт. Часто используют простейшие базы: доля выручки продукта в общей выручке, пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, комбинированные базы, различные для разных типов косвенных затрат. Например, аренда – по площади, используемой под производство продукции, заработная плата администрации – по доле каждого продукта в выручке. Единого универсального способа разнесения затрат не существует, и при использовании различных баз разнесения могут получаться разные величины полных затрат и прибыли, приходящихся на каждый продукт.
700 688
600 Зона прибыли 597 500 Точка безубыточности = 391 тыс. руб. 477 400 Зона убытка
120
0 100% График безубыточности объема реализации, млн. руб. Для определения точки безубыточности в случае многономенклатурного производства данные представляют в стоимостном виде, считая, что структура объема реализации по продуктам не меняется при изменении суммарного объема реализации. В процессе операционного анализа прибыли затрат и объема реализации используются следующие допущения, ограничивающие точность расчетов: ² совокупные затраты и выручка от реализации жестко определены и являются линейными; ² все затраты делятся на переменные и постоянные; ² постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах исследуемого диапазона производства; ² переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах исследуемого диапазона производства. Операционный анализ позволяет наглядно графически представить информацию о прибыльности текущей деятельности с целью принятия оперативных решений в области затрат, ценообразования, сбыта, снабжения и т.д. Однако в настоящее время существует проблема подразделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные.
Оценка влияния изменения объема производства на издержки. Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является система учета прямых затрат «директ-костинг», которую называют еще системой управления себестоимостью, или системой управления предприятием. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия. Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг следующие: º оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; º определение цены на новую продукцию; º просчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; º оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; º оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования и др. Сущностью системы директ-костинг является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от степени чувствительности к изменениям объемов производства. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объемов производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы. Уровень переменных затрат на единицу продукции с ростом объема производства и реализации неизменен. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства (в пределах релевантного периода), например, арендная плата, проценты за пользование кредитом, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др. Уровень постоянных затрат на единицу продукции с ростом объема производства и реализации уменьшается.
Поведение затрат по отношению к объему производства и реализации можно представить в следующей таблице: Оценка влияния изменения объема производства на уровень издержек
В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных элементов переменных затрат последние, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Использование CVP-анализа для принятия управленческих решений. При использовании маржинального подхода применительно к политике ценообразования на предприятии, можно объективно выявить некоторые виды убыточных производств, провести расчеты целесообразности изменения цен на продукцию. Пример. Себестоимость единицы изделия до снижения цены С0 = 230 р., причем доля переменных затрат составляет V0 = 0,8, а цена Р0 = 250 р. Предполагаемая величина снижения цены DР = 10 р. Первоначальная масса прибыли N0 = TR0 - TC0 = (P0 - C0) x, где x - первоначальный объем производства. После снижения цены и соответствующего увеличения объема производства (и продаж тоже) N1 = TR1 - TC1 = TR1 - (TFC1 + TVC1) = (P0 - DP)(x+Dx) - C(1-dV) - CdV(x+Dx) Используя условие N0 = N1, можно найти минимальное относительное увеличение объема производства, при котором предприятие получит, по крайней мере, ту же прибыль:
Итак, предприятие должно иметь возможность увеличить объем производства, по крайней мере, на 17,9 % в пределах уже имеющихся производственных мощностей без привлечения дополнительных инвестиций. Для того чтобы весь увеличенный объем производства был реализован (иначе все мероприятие теряет смысл) необходима эластичность спроса по цене не менее
Для показателя эластичности также существует ограничитель - существующая емкость рынка. Если предполагается изменение и цены и переменных затрат на единицу продукции (переменные затраты на единицу уменьшаются на величину Δv), то минимально необходимый рост объема производства , где m = p – v = (C + r) - dV×C – удельная (в расчете на единицу продукции) валовая маржа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|