Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15 философия о человеке и смысле его существования




Философская антропология.

Философское учение о человеке называется антропологией. Однако антропология может быть как биологической, так и философской. Биологическая (физическая) антропология занимается изучением человека преимущественно как биологического существа. В этом можно усмотреть её определённую ограниченность. Биологическая антропология может дать описание человеческого организма, показать черты его сходства или отличия от прочих животных организмов. Однако главным недостатком биологической антропологии следует признать то, что она не в состоянии ответить на главный вопрос дисциплин, изучающих человека: «В чём сущность человека? В чём специфика и уникальность его существования как особого живого существа?».[138] Только социально-философская антропология в состоянии найти сущность человека.

Как вы знаете, древнегреческий философ-киник Диоген, ходя по людным улицам днём с зажжённым фонарём, отвечал, что ищет человека. Можно сказать, что подобно ему вся философия так или иначе ищет ответ на вопрос о сущности человека. И. Кант считал вопрос: «Что такое человек?» самым главным вопросом философии, к которому сводятся все остальные важнейшие вопросы философии. Разгадке тайны человека посвящали усилия не только философы, но и деятели искусства. Так, например Ф. М. Достоевский в одном из писем утверждал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время». Над разгадкой тайны человека бьются лучшие умы, принадлежащие к различным направлениям философии, не одно тысячелетие. Сложность изучения человека определяется во многом и тем, что человек есть самое близкое к нам (мы изучаем самих себя). Но человек одновременно есть и самое загадочное и малопонятное в мироздании. Объяснить его поведение, определяемое множеством различных факторов, намного сложнее, чем поведение животных.

Ещё в древности основоположник софистики Протагор выдвинул положение, что человек – «мера всех вещей». Весь мир мы оцениваем со своих собственных позиций, пропускаем его через себя. Именно человек определяет, что является прекрасным, благородным, справедливым.

В отличие от других существ человек внутренне противоречив, антиномичен. [139] Человек исполнен различных противоречий, которые каким-то образом уживаются в нём. Человек природен и одновременно вырывается из сферы действия законов природы. Человек, единственное гуманное живое существо (в мире животных гуманности нет), но человек может по своей жестокости, антигуманности превзойти всех животных. Так, только человек охотится не ради пропитания, а превращает убийство других существ в забаву. Задумаемся, сколько создано человеком оружия для уничтожения себе подобных.[140]

Соответственно сложности самого человека и суждения о нём могут быть различны. Древнегреческий драматург Софокл в трагедии «Антигона» писал «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего», и в то же время сюжетами своих трагедий показывает бессилие человека перед властью безликой судьбы. Вспомним также пафосные слова одного из героев А. М. Горького: «Человек – это звучит гордо». Русский поэт Г. Р. Державин (1743 – 1816) в философской оде «Бог» писал:

Я связь времён повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – Я Бог».

В этом фрагменте отчётливо прослеживается противоречивость человека и его срединное положение, связь человека с самыми разнообразными сферами бытия, от самых высших вплоть до самых низших. В человеке есть что-то от червя, земного тлена и праха, но одновременно всегда присутствует что-то и от Бога.

Как видим, антропологическая проблематика присутствует в философии и смежных с ней сферах культуры с глубокой древности. Антропологии уделяли внимание как философы-идеалисты, так и материалисты. Можете в экзаменационном ответе упомянуть о специфике антропологического материализма 19 в. (Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский).

В 20 веке возникло направление в философии, которое стало называть себя философской антропологией и поставило главной задачей философствования изучение человека. Основоположником и главным представителем этого течения стал немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928). Основная работа Шелера получила название «Положение человека в космосе». При построении своего учения Шелер испытал влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля. С точки зрения Шелера, знание о человеке предполагает единство естественнонаучного, социально-философского (культурного) знаний и религиозных представлений о человеке. Шелер замечает, что человек настолько многостороннее существо, что буквально ускользает от любых попыток определения. Человек превосходит все возможные определения. Будучи религиозным мыслителем, Шелер полагал, что в человеке соединён общий всему живому жизненный порыв и разумное духовное начало, данное человеку Богом. Эти два начала в человеке постоянно противоборствуют друг с другом. Существо, только тогда становится человеком, когда оно усваивает, аккумулирует в себе частицы Божественного духа.

Отличие человека от животных Шелер видел не в наличии у человека сознания, которое, по его мнению, присуще и животным, а в самосознании человека, выражающемся в способности опредмечивать свои психические состояния путём создания символов. Человек – это существо, обладающее телом, но рассматривающее его как нечто особое, отдельное от своей сути. Животные же совпадают со своим телом, не отделяя себя от него. Поэтому животные «центричны», связаны со своей средой обитания, а человек принципиально открыт миру, «эксцентричен», по выражению Шелера. Этим и определяется особое положение человека в космосе.

Суть человека Шелер усматривал не столько в разуме, сколько в наличии у человека любви, благодаря которой человеку даётся знание мира высших ценностей. Всё знание о мире должно выводиться из постижения человеком высшего начала в себе, поэтому Шелер полагал, что философская антропология не является лишь одной частью философского знания, но, напротив, вся философская проблематика должна брать свой исток в размышлениях о человеке. Через решение проблемы человека мы переходим к познанию всего мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...