Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность науки. Характерные черты научного знания.




Наука может определяться в нескольких аспектах:

1. Особый вид деятельности

2. Особый вид знания

3. Особый социальный институт.

Всё это говорит о том, что науку можно считать разновидностью, особой формой духовной культуры, а также одной из основных форм общественного сознания.

Остановимся на характеристике науки как особого вида деятельности. Всякая деятельность осуществляется субъектом, в данном случае – учёным-профессионалом. Кроме того, всякая деятельность имеет цель, предмет деятельности, а также средства, с помощью которых достигается цель. Характерной чертой научной деятельности может служить то, что она носит когнитивный (познавательный) характер, то есть направлена на приобретение новых знаний. В этом основная цель деятельности учёного, её доминанта. Однако знания могут быть получены не только с помощью науки. Они могут оказаться результатом деятельности человека в сфере повседневной жизни, эстетико-творческой деятельности, религиозного опыта. Но лишь наука делает приобретение знаний своей главной задачей. В других же видах деятельности знания являются побочным, не самым главным её результатом. Таким образом, продуктом научной деятельности будут являться знания.

В отличие от цели научной деятельности, целью обыденной деятельности является приспособление к окружающему миру ради извлечения практической выгоды. В результате обыденной, повседневной практики мы тоже можем получить множество сведений о мире, не носящих научного характера. Политическая, экономическая деятельность будет оцениваться с точки зрения практической эффективности, хотя накопление знаний может способствовать большему успеху этой деятельности. В инженерной деятельности основное внимание также уделяется практическому результату, преобразованию реальности, а не количеству приобретённых знаний.

Искусство также может дать нам некие знания, сообщить о нравах и быте описанной в каком-либо художественном произведении эпохи (чтение «Человеческой комедии» Бальзака или романов Диккенса может помочь полнее во многих аспектах представить 1 половину 19 века, чем научное историческое изучение статистических данных или исторических документов.) Однако получение знаний не является основной целью искусства. Оно посвящено, прежде всего, не получению знаний, а созданию эстетических ценностей и выражению отношения творца к реальности, а отнюдь не отображению её самой. В искусстве, например, нет чётких критериев отличия подлинных событий от вымысла.

Итак, во всех прочих областях культуры и деятельности человека приобретение знаний не является основной, а лишь побочной целью. Можно сказать, что знание в своей совокупности – это своеобразная коллективная и индивидуальная память человечества. Таким образом, знания могут быть получены и вне науки, то есть могут существовать научные и ненаучные (вненаучные) знания. Слово «ненаучный» не должно нести никакого отрицательного, негативного оттенка и ни в коем случае не должно отождествляться с неистинным, ложным. Есть много истинных знаний, не являющихся научными (например, знание времени начала занятий, цен в магазине и др.); но с другой стороны научность знания ещё не гарантирует его истинности – распространённая в 18 в. теория теплорода оказалась ложной, но заняла своё место в истории науки. И сейчас в науке распространено множество пока неподтверждённых теорий, вполне могущих оказаться ложными, но входящих по методике своего формирования в рамки науки.

Какие же черты характеризуют научный и ненаучный виды знания? Наибольшее количество сведений, активно применяемых нами в повседневной жизни, носит характер обыденного знания. Обыденное знание можно считать фундаментом, на котором возводится система научного знания. Уже с помощью повседневного знания можно строить адекватное представление о реальности. Причём, личный опыт даёт нам лишь относительно небольшую часть обыденного знания, большую его часть мы получаем в процессе усвоения традиций, социальных норм, воспитания, обучения. Часто обыденное знание имеет черты рецептурности (правила пользования мобильным телефоном, стиральной машиной); оно предписывает как, что-либо делать, но не объясняет «почему», то есть не является знанием о внутреннем устройстве и принципах действия аппарата.

Также обыденное знание характеризуется своей типичностью. Обыденное знание даётся нам преимущественно как типичное и мы разделяем его с другими людьми (таковы в частности правила поведения). Типичные правила становятся стандартами, а при особых условиях – законами. Пока обыденное знание позволяет решать повседневные проблемы, оно принимается как достоверное. Для обыденного знания характерно его социальное распределение. Разные люди или типы людей обладают запасом знания в разных объёмах и содержании, что обусловлено социальной практикой этих людей и их местом в обществе (обыденные знания высокопоставленного чиновника и рядового библиотекаря будут различны). Большинству людей для успешной деятельности в обществе вполне достаточно обыденного знания.

В отличие от других типов знания (в том числе и обыденного) научное знание: 1. Проникает во внутреннюю структуру вещей, познавая их сущность, 2. Воспринимает объект не как сумму свойств, а как систему, части которой располагаются по принципу субординации, 3. Отделяет главное от второстепенного, 4. Способно раскрывать общее, подниматься до обобщений.[126], 5. Позволяет обнаружить причины явлений (причём, отвергая сверхъестественные причины), 6. Характеризуется обязательной доказательностью выдвигаемых положений, логической или эмпирической обоснованностью выводов, 7. Использует специфическую терминологию, на основе которой создаётся особый язык каждой науки, 8. Приобретение научных знаний носит целенаправленный характер.

Предмет, когда его изучают научными средствами, перестаёт быть привычным предметом повседневной реальности. Например, стол может быть исследован с точки зрения физики и химии, рассмотрен в микроскоп, подвергнут химическому анализу. Но он будет выступать лишь в качестве определённого материала (древесины), а не стола.

Какими ещё чертами характеризуется научное знание в его отличие от вненаучного?

1. Систематизированность, включающая в себя стремление к полноте, чёткие основание систематизации. Наука – не случайный, хаотический набор сведений, а субординированная система знаний, элементы которой (факты, закономерности, гипотезы, теории) чётко взаимосвязаны между собой. Научное знание всегда организовано, располагается и преподаётся в строгом порядке. Учёные, как правило, имеют ясное представление о принципах в своей дисциплине. Научные дисциплины также находятся в соответствии, координации друг с другом.

2. Стремление к обоснованию, доказательности. Именно это качество научного знания отличает его от обыденного, религиозного и художественно-эстетического видов знания. Иногда именно с самим фактом появления доказательности связывается рождение науки. Все выводы учёного, все знания должны быть подтверждены, только после этого они могут быть приняты научным сообществом. Доказательство на уровне эмпирии могут быть получены путём 1. проверки наблюдениями и экспериментами. Такой способ подтверждения истинности выводов называется верификацией. 2. (в некоторых гуманитарных дисциплинах) путём обращения к первоисточникам, статистическим данным.

На теоретическом уровне в качестве доказательства обычно используется логический вывод. Также к теоретическим построениям применимы критерии непротиворечивости, соответствия эмпирическим данным. Доказательством правильности теории может служить также её способность описания известных явлений и успешного предсказания новых, ранее не известных. Обязательная доказательность знания в соединении со строгими критериями отбора выдвигаемых гипотез и теорий придают науке в целом здоровый консерватизм, ставят заслон на пути неподтверждённых, сомнительных скороспелых и слабо обоснованных положений, способных существенно подорвать доверие к науке. Вместе с тем в науке ценятся смелые гипотезы, идущие вразрез с общепринятым мнением и стандартами (такой, например, в момент своего появления была теория относительности).

3. Одним из главных свойств научного знания является его интерсубъективность, заключающаяся в том, что любое научное знание, стремясь к объективности, исключает (элиминирует) всё субъективное, свойственное сознанию и привносимое сознанием человека, занимающегося научной деятельностью. В силу этого научные знания одинаковы для всех и имеют характер некоторой принудительности. Исследователь должен в максимальной степени отрешиться от всех личных вкусов, склонностей, пристрастий, так сказать, вынести их за скобки, занимаясь научной деятельностью «без гнева и пристрастья». Учёный просто должен фиксировать, «протоколировать» изучаемые явления действительности, он не может ничего примысливать, искажать реальное положение вещей. Таким образом, учёный (в отличие, например, от творца, художника и даже философа) не свободен, а скован жёсткими рамками необходимых условий ради достижения максимально достоверного знания.

Результатом интерсубъективности является то, что продукты научной деятельности почти не несут на себе отпечатка личности учёного, его мировоззрения, чего нельзя сказать о художественных произведениях, а часто и о философских идеях. В искусстве то или иное произведение органически связано с создавшим его автором. Если бы Л. Н. Толстой не написал «Войну и мир», этого романа не существовало бы, а если бы, например, Ч. Дарвин не создал теорию органической эволюции, её создал бы кто-нибудь другой. Она появилась бы лишь потому, что представляла необходимый этап развития познания биологического. Таким образом, научное знание являет собой образец объективного знания.

Интерсубъективность научного знания во многом основывается также на его рациональности, поскольку законы мышления общи для всех. Рациональность исходит из того, что всё в мире может быть понято из него самого, на основе действующих в мире законов. Наука является результатом деятельности именно рациональной сферы сознания.[127] Научное знание открыто для компетентной критики, в нём ничто не должно приниматься на веру и в любой момент может быть оспорено (в этом кардинальное отличие науки от религии).

Подытоживая, перечислим основные черты научного знания: 1. Рациональность, 2. Систематизированность, 3. Интерсубъективность, 4. Доказательность, 5. Проверяемость, 6.Открытость для критики и совершенствования. (Также иногда называют предметность, однозначность, определённость, точность, инструментальную (практическую) применимость). Идеал научного знания, выраженный в этих предъявляемых к нему требованиях, конечно же, полностью недостижим, но это не значит, что от него следует отказаться. Он, как и любой идеал, указывает направление, в котором должна совершенствоваться научная деятельность.

Кроме знаний результатом научной деятельности могут считаться: 1. Разработка и совершенствование методов исследования, а также многообразных способов сбора и анализа информации, изобретение приборов, машин, внедрение научных знаний в техническое производство и быт.

2. Своеобразный научный стиль рациональности, транслирующийся далеко за пределы науки (в сферу искусства, практического действия, религии). Например, качества систематичности, обоснованности решений, зародившиеся в науке, востребованы и в менеджменте. Эти свойства науки стали некоей социальной ценностью и оказывают воздействие на жизнь общества и каждого из нас.

3. Научная деятельность может служить примером положительных нравственных ценностей: терпения, старания, верности принципам, готовности жертвовать многим ради убеждений и т.д.

Любая деятельность предполагает средства своего осуществления, то есть то, с помощью чего достигается некоторая цель. Средства научной деятельности включают разработанные методы исследования и технические приспособления, помогающие накоплению научных знаний.

В науке широко используются обычные приёмы рассуждений, общие для любой рациональной деятельности, в том числе и в обыденной жизни. К числу общенаучных методов относятся индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, объяснение, предсказание, обоснование, выдвижение гипотез и прочее.

В науке выделяются эмпирический и теоретический уровень, у каждого из них свои специфические методы познания.

Эмпирическое (опытное) познание поставляет факты (часто говорят «факты – воздух учёного»), фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего мира. Важнейшие средства эмпирического познания – наблюдение и эксперимент. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственные способности человека. Итогом наблюдения является фиксация средствами языка сведений об изучаемом объекте. Наблюдение не должно вносить самим процессом наблюдения какие-либо изменения в окружающую реальность. В рамках же эксперимента изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия с целью выявления его существенных характеристик и возможностей их изменения. Также к эмпирическим методам относится измерение, позволяющее выявить количественные характеристики изучаемой реальности. Измерение – процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. В гуманитарных дисциплинах большую роль играет поиск, описание и изучение текстов, исторических документов, произведений искусства и литературы, сбор статистических данных.

Но одной эмпирии недостаточно. Любой научный поиск не может начаться без определённой теоретической установки. Необходимо некое общее представление, которое сцепляло бы, связывало отдельные факты в некую систему. Без теории было бы невозможно целостное восприятие действительности. Анри Пуанкаре писал: «Учёный должен уметь организовывать факты. Наука слагается из фактов как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет ещё науки, точно так же как куча кирпичей не составляет дома».

Сущность теоретического познания заключается в исходящем из небольшого числа законов и принципов описании и объяснении многообразия фактов и закономерностей, выявленного при эмпирическом исследовании. С помощью теории учёные стремятся показать гармонию мироздания.

Существуют следующие способы построения теорий: 1. Аксиоматический (по образцу геометрии Евклида) путём дедуктивного выведения всего содержания теории из незначительного числа определений и самоочевидных недоказуемых постулатов (аксиом), 2. Генетический, путём введения предмета исследования и последовательного его раскрытия от простейших до всё более сложных аспектов.

Следует помнить, что теории не появляются как прямое обобщение эмпирических фактов. Альберт Эйнштейн писал: «Никакой логический путь не ведёт от наблюдений к основным принципам теории». Теории возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирического познания действительности.

Самыми распространёнными теоретическими научными методами являются: мысленный эксперимент, часто имеющий математизированный характер вычисления; моделирование – метод исследования, при котором интересующий исследователя объект (оригинал) замещается другим объектом (моделью), находящимся в отношении подобия к первому объекту. Знание о модели переносятся по аналогии на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала сложно, рискованно или требует больших расходов. Модель – объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания (в современной науке широко применяется и компьютерное моделирование). Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас в контексте исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений. Идеализация – предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Это образует идеальный объект, которым теоретическое мышление оперирует при познании реальных объектов. Примеры идеальных объектов: «точка», «прямая», «абсолютно чёрное тело», «идеальный газ».

На эмпирическом, а особенно на теоретическом уровне, время от времени учёный обращается к философии, привлекая её для осмысления сложившихся познавательных традиций в контексте целостной картины мира. Особенно частым становится обращение к философии в переломные этапы развития науки, когда требуется пересмотр оснований научного знания. У науки и философии разный стиль мышления, но могут быть общие объекты исследования. Великие достижения науки всегда связаны с глубинными философскими обобщениями. Обращение к философии позволяет прокладывать новые пути в постижении действительности, выводит работу учёного за границы стандартности и ремесла, превращая её в подлинно творческую деятельность. Однако сама философия к наукам не относится, она не столько даёт знание, сколько проявляет отношение мыслящей личности к миру (экзистенциализм), служит прояснению высказываний (неопозитивизм). Философия, напомним, всегда личностна, а наука отказывается от всего субъективного.

Также к средствам познания следует отнести язык науки, характеризующийся специфической лексикой и особой стилистикой. Для языка науки (в отличие от языка художественной литературы) необходима определённость использования понятий и терминов, чёткость и однозначность утверждений, строгая логичность в изложении материала.

Современное научное исследование немыслимо без создания специальных наблюдательных средств и экспериментальных установок, от которых существенно зависит прогресс в науке (часы, телескоп, микроскоп, синхрофазотрон, научные станции, космические аппараты, компьютеры). Также в качестве средств научного познания необходимы точные приборы и эталоны.

Естественно, у естественных и гуманитарных наук есть существенные различия в специфике применяемых ими методов. В гуманитарных дисциплинах нет чёткого (математического) доказательства, там необходимо учитывать психологические факторы и пр. Научная деятельность тесно соединена с технической, изобретательской, производственной. От науки ждут полезных идей, которые можно было бы использовать в технических инновациях.

Кроме того, что наука представляет собой особый вид деятельности и разновидность знания, можно рассматривать науку, особенно в современном её состоянии как некий социальный институт, имеющий свои характерные особенности.

Современная наука является не делом любознательных одиночек, а целых коллективов, организаций, деятельность которых тесно связана с государственными и общественными структурами и нацелена на выполнение задач, имеющих социальную значимость. Сама научная деятельность представляет собой социальное явление. Она создаётся сообществом учёных. Внутри этого сообщества существуют прочные постоянно возобновляющиеся взаимосвязи. Также множество отношений связывает научное сообщество с окружающей социальной средой (политической, экономической, общекультурной сферами функционирования общества). В науке есть свои традиции, свой уклад жизни, своя система ценностей (иногда подразумеваемая неявно), этические требования.

Наука в современном обществе стала мощной отраслью по производству знаний с большой материальной базой и развитой системой коммуникации. Наука сегодня – это специальная профессиональная деятельность, дело, которому человек обычно посвящает всю свою жизнь. Для успеха в научной работе человеку нежелательно отвлекаться на что-либо иное, нужно быть в курсе последних открытий, следить за публикациями в научных журналах. Нужно постоянно подтверждать свой профессионализм публикациями своих работ, участием в конгрессах, конференциях. Наука – удел профессионалов, а не любителей-дилетантов.

Из-за большого объёма знаний растёт специализация и дифференциация научной деятельности не только по отдельным областям науки, но и по отдельным проблемам. В современной науке практикуется чёткое распределение функций: так, физики-теоретики не занимаются экспериментами и т.д. Внутри целостных коллективов происходит разделение функций: одни учёные выдвигают идеи, другие – стараются их обосновать, третьи – занимаются их практическим приложением. Кроме того, существует специальная научно-техническая деятельность, направленная на создание приборов, установок и других средств исследования. Но с другой стороны выдающиеся учёные не замыкались в узких рамках, а пробовали свои силы в других видах деятельности. Научная деятельность по большей части – рутинная работа, лишь изредка прерывающаяся радостью творческих находок и открытий.

Учёный часто может встретить противодействие со стороны властей, общества, церкви, непонимание своих идей коллегами. (Примеры – Н. Коперник, Г. Галилей, Г. Мендель, Н. И. Вавилов). Немецкий физик Макс Планк сказал: «Обычно научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу».

Современная наука нуждается в обширном финансировании. Следовательно, должны быть специальные менеджеры, осуществляющие управление и денежное обеспечение научных коллективов, привлечение средств, получение грантов и др. Основная беда современной российской науки – в недостаточном финансировании, не позволяющем закупать дорогостоящее оборудование, платить достойную заработную плату учёным.

Итак, наука как социальный институт состоит из множества сотрудничающих и конкурирующих научных сообществ. Современная наука – сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений от кафедр до Академий наук. Это мощная самоорганизующаяся система, основывающаяся на свободе научного поиска, и нуждающаяся в материально-финансовой поддержке. Развитие науки – одна из основных задач современного государства. Степень цивилизованности страны, её развития во многом определяется уровнем её научных достижений.

Науку можно рассматривать также и как коммуникационную систему, подразумевающую обмен информацией между исследователями (через непосредственное общение и совместную работу, публикации, переписку). Возникает объединённый этими связями «невидимый колледж». Так называют неформальное объединение учёных по научным интересам, не носящее явного характера. Однако его можно реконструировать в ходе социологического анализа.

В заключение дадим итоговое определение науки: Наука – особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, характеризующегося определёнными признаками (рациональность, интерсубъективность и пр.), его распространение и применение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...