Понятие «практика». Соотношение практики и теории.
Понятие «практика» играет весьма важную роль в философском изучении познавательной деятельности, поведения человека и социальной реальности. Практика выступает в качестве формы активности человека как социального, надприродного существа. Практикой в философии называются любые действия человека по преобразованию окружающего мира. Напомним, что одно из главных отличий человека от животных заключается в том, что животные для выживания изменяются сами, приспосабливаясь к среде обитания; человек же в результате сознательной деятельности (практики) изменяет, преобразовывает сам окружающий мир. Практическая деятельность людей не носит инстинктивного характера и поэтому человек может проявить себя не только в какой-либо одной сфере деятельности.[131] Человеческая практика в отличие от поведения животных носит не только целесообразный, но и целеполагающий характер – человек сознательно ставит задачи и осознанно добивается их реализации путём преобразования реальности. Также напомним, что практика у человека всегда носит орудийный характер: деятельность осуществляется не с помощью биологических органов, а посредством специально создаваемых орудий труда, образующих так называемую техносферу. Человеческая практика всегда носит социально-общественный характер. В результате практической деятельности происходит изучение, освоение и преобразование ради удовлетворения потребностей человека природных объектов и социальной реальности. Базовой формой человеческой практики выступают процессы трудовой деятельности, имеющие своей целью создание материальных благ. Однако формы практики в обществе весьма многообразны. К практике кроме собственно производственной деятельности относятся также деятельность по научному познанию мира, педагогическая деятельность, управление социальными процессами, предпринимательство, художественная творческая деятельность. Практика в конечном итоге обуславливается потребностями общества, которые оно в той или иной форме доносит до индивидов. Каждый пытается осуществлять практическую деятельность по удовлетворению общественных и личных потребностей в соответствии со своими способностями, социальным статусом и пр.
Практика всегда является исторически обусловленной, цели практики, её средства, формы осуществления зависят от уровня развития производительных сил общества на определённой стадии его существования. В связи с ростом производительных сил, увеличением познания мира, совершенствованием общественной структуры появляются новые формы практической деятельности. Особенно показателен в этом отношении современный этап развития человечества, связанный с переходом к постиндустиальной информационной цивилизации. Практическая деятельность всегда имеет перечисляемые ниже основные элементы своей структуры. Субъект – тот, кто осуществляет практику (напомним, он может быть индивидуальным или коллективным); предмет практики – то, на что направлена практическая активность человека; цель, существующая сначала как идеальная модель желаемого результата в сознании осуществляющих практику людей; средства практики – применяемые для достижения цели методы и орудия; потребности – состояние нехватки чего-либо необходимого для нормального существования; мотивы – внутренняя устойчивая психологическая причина деятельности. Практика самым тесным образом связана с познанием мира человеком; сама познавательная деятельность может считаться разновидностью практики. Познание мира обогащает арсенал средств преобразования действительности и наоборот, с помощью практической деятельности человек достигает ещё более глубокого познания мира. Ещё начиная с Ф. Бэкона, утвердилось представление о моментах практики в познавательном процессе (экспериментаторской деятельности человека), а также о расширении практических возможностей воздействия на природу по мере роста имеющихся у человека знаний о мире. Сама практическая деятельность служит развитию субъекта познания, расширяя его кругозор, разнообразие интересов, содействуя появлению и закреплению необходимых для осуществления познания личностных качеств.
Элементы познавательной деятельности непосредственно не связанные с практикой называются теорией. Теории связываются с рациональным уровнем познания действительности; в отличие от эмпирического (чувственного) уровня познания теории описывают не реально существующие в мироздании объекты, а то, что создаётся в результате деятельности разума при помощи операций идеализации, абстрагирования, обобщения и пр. Позитивная роль теорий в познании мира проявляется в усмотрении глубинного уровня закономерностей, не всегда доступных эмпирическому изучению. Отношения практики и теории весьма многогранны. В определённой степени практика служит основанием для развития теории. Так, всё более распространённая практика лечения животных содействовала становлению теоретического базиса ветеринарной медицины. Взаимосвязь теории и практики проявляется в создании и совершенствовании инструментов, используемых как для познания (приборы), так и для практической деятельности (сложнейшие механизмы, автоматизированные и информационные системы и пр.). В практике усиление роли теоретического начала, как правило, ведёт к повышению эффективности практической деятельности. Итак, теория и практика должны, взаимодействуя между собой, обогащать друг друга содержанием и методами ради успеха практики и более глубокого и разностороннего познания мира. Однако содействовать успешному познанию мира и эффективности практики может только правильная теория, действительно адекватно отражающая реальность. Практика, являясь самым надёжным критерием истины, будет играть решающую роль в определении истинности или ложности теории. Ценность практики как критерия истины заключается в том, что практика в себе соединяет элементы субъективного и объективного. Теория принадлежит полностью к миру сознания, в котором приемлемо всё, не являющееся противоречивым (возможные миры). Однако далеко не всё являющееся возможным существует в действительности и соответствует ей. Поэтому, как сказано в ответе на предыдущий вопрос, непротиворечивость теории ещё не может служить свидетельством её истинности, т.е. того, что она отражает действительное положение вещей. В процессе практики человек совершает выход за пределы субъективного и сталкивается с объективной действительностью, не зависящей от его сознания.
Вы помните, что истина определяется как соответствие между объектом и знанием о нём. В ходе акта практики выясняется степень истинности теоретических положений, лежащих в основе попыток человека преобразовать реальность. Если в основе практики лежат теоретические знания, соответствующие реальности, в процессе практической деятельности человеку не встретится препятствий, мешающих удачно завершить деятельность достижением поставленной цели. В случае же наличия неистинных теоретических предпосылок, не соответствующих адекватному познанию реальности, действительность будет «сопротивляться» попыткам её преобразования и «свидетельствовать» об отсутствии в теоретических предпосылках верного отражения реальности. В результате деятельность, основанная на неправильной (пусть даже логически чёткой и последовательной) теории, закончится неудачей, и человек не добьется поставленной цели.[132] Напомним, что роль практики в качестве критерия истинности теоретического познания подчёркивает диалектический материализм (К. Маркс и его последователи), а также со значительными элементами субъективного идеализма американский прагматизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|