Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды транспорта и их классификация.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной.

Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении).

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного).

Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

Оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - все это включает т ранспортная логистика.

2. Продукция – процесс перемещения грузов и пассажиров. Данная продукция имеет следующие особенности: 1) не имеет вещ. формы, ее нельзя накопить; 2) на транспорте особая форма ценообразования; 3) Транспорту не принадлежит предмет его труда; 4) Транспорт не создает и не добавляет к перевозимым грузам.

Предмет транспорта измеряется натуральными показателями, каждые характеризуют перевозки груза и расстояние перевозки.

Грузовые перевозки характеризуются показателем т·км (грузооборот) ∑P·l.

Могут быть выражены нетто и брутто.

Нетто – вес груза в собственной таре.

Брутто – вес груза с учетом подвижного состава.

Пассажиро - перевозки: ∑А·l (пасс·км) – пассажирооборот

Приведенный грузооборот - показатель грузовых и пассажирских перевозок: ∑P·lприв = ∑P·lгр + ∑А·l

Тонно·км тарифные определяются для установления провозной платы и определяется по кратчайшему расстоянию от пункта отправления до пункта назначения.

Эксплуатационные тонно · км определяются по фактически пройденному расстоянию и явл. показателем работы отделения дороги.

Качественный показатель работы транспорта наиболее полно отражает эффективность его работы.

Показатели качества грузовых перевозок – регулярность, безопасность движения, скорость, сроки доставки и сохранность груза.

К показ. пасс перевозок: безопасность движения, регулярность перевозок, условие поездки пассажиров, культура их обслуживания.

Качество и стоимость транспортного обслуживания явл. основным критерием при выборе вида транспорта и способа перевозки.

3. Конкурентоспособность транспортной продукции — способность выдержать конкуренцию товаров — заменителей работ, услуг сточки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия.

Под транспортной продукцией понимается не только перевозка как процесс, но и сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными организациями. Согласно экономической теории, создаваемая в сфере транспорта продукция, с учетом постулата о продолжении процесса производства в сфере обращения, т.е. перевозки — это особый товар, товар-услуга. Этот подход отвечает основным положениям маркетинга на транспорте.

Перевозка грузов является основным видом услуг. В качестве дополнительных услуг транспортных организаций можно выделить следующие:

· • погрузочно-разгрузочные услуги;

· • услуги по хранению грузов;

· • услуги по подготовке грузов к перевозке;

· • предоставление подвижного состава в аренду;

· • транспортно-экспедиционные услуги;

· • другие дополнительные услуги (информационные, логистический сервис, услуги страхования и др.).

В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению его конкурентного статуса.

Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров),отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.

Конкурентоспособность товара (комплекса транспортных услуг), равно как и конкуренция, может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция определяется величиной затрат на производство и обращение товара, зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также — от способности производителя своевременной в нужном объеме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента.

 

4. Под оценкой персонала понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами.

Оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции.

Ориентирующая функция заключается в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность определять направления и способы дальнейшей деятельности.

Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая в работнике переживания успеха или неудачи и, подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности.

В практике наиболее часто применяется комплексная оценка персонала по бальной системе, при которой оценивают:

― профессионально-квалифицированный уровень ― ППКУ;

― деловые качества ― ПДК;

― сложность работы ― ПСР;

― конкретно достигнутый результат ― ПДР.

Профессионально квалифицированный уровень работника определяется по общему, для всех категорий персонала, набору объективных признаков ‑ образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышение профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов.

Оценка деловых качеств работников осуществляется по наиболее универсальным признакам, которые влияют на морально-психологический климат в коллективе и на индивидуальную производительность труда: профессиональная компетентность; находчивость и инициативность в работе; трудовая дисциплина; чувства ответственности; контактность и умение эффективно работать склонность к новым идеям и неординарным решениям; эмоциональная выдержка.

Оценка сложности выполняемых работ осуществляется по признакам учтенным в тарифно-квалификационном справочнике.

Оценка результатов работников предусматривает рассмотрение следующих признаков: объем выполняемых работ; качества выполняемых работ; ритмичность.

5. Под оценкой персонала понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами.

Оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции.

Ориентирующая функция заключается в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность определять направления и способы дальнейшей деятельности.

Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая в работнике переживания успеха или неудачи и, подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности.

В практике наиболее часто применяется комплексная оценка персонала по бальной системе, при которой оценивают:

― профессионально-квалифицированный уровень ― ППКУ;

― деловые качества ― ПДК;

― сложность работы ― ПСР;

― конкретно достигнутый результат ― ПДР.

Профессионально квалифицированный уровень работника определяется по общему, для всех категорий персонала, набору объективных признаков ‑ образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышение профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов.

Оценка деловых качеств работников осуществляется по наиболее универсальным признакам, которые влияют на морально-психологический климат в коллективе и на индивидуальную производительность труда: профессиональная компетентность; находчивость и инициативность в работе; трудовая дисциплина; чувства ответственности; контактность и умение эффективно работать склонность к новым идеям и неординарным решениям; эмоциональная выдержка.

Оценка сложности выполняемых работ осуществляется по признакам учтенным в тарифно-квалификационном справочнике.

Оценка результатов работников предусматривает рассмотрение следующих признаков: объем выполняемых работ; качества выполняемых работ; ритмичность.

Основные фонды – это средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, не меняют своей физической формы и переносят стоимость на создаваемую продукцию по частям в виде амортизации.

Состав и структура основных фондов – удельный вес каждого вида фондов в стоимостном и процентном выражении в их общем объеме.

Состав основных фондов. Основные фонды можно разделить на две группы: производственные и непроизводственные.

Производственные основные фонды – это средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, создают условия для его нормального осуществления и служат для хранения и перемещения предметов труда.

Непроизводственные основные фонды – это основные фонды, которые не участвуют в производственном процессе, но находятся на балансе предприятий (столовые, ЖКХ, медпункты, детские сады, и т.д.)

В зависимости от степени воздействия на предмет труда основные фонды делятся на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его.

Пассивные – это те основные фонды, которые не воздействую на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса.

В соответствии с Общероссийским классификатором основные фонды объединены в 10 групп:

ПАССИВНЫЕ:

1. Здания – архитектурно-строительные объекты, создающие необходимые условия для труда и хранения материальных ценностей.

2. Сооружения – инженерно-технические объекты, выполняющие технические функции по обслуживанию процесса производства, но не связанные с изменениями предмета труда (тоннели, эстакады, водостоки и др.)

АКТИВНЫЕ:

3. Передаточные устройства – устройства, с помощью которых передаются электрическая, тепловая и механическая энергия, а также жидкие и газообразные вещества (теплосети, линии связи, паропроводы и т.д.)

4. Машины и оборудование.

5. Транспортные средства – средства для перемещения людей и грузов.

6. Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь (в том числе мебель)

7. Рабочий скот.

8. Продуктивный скот.

9. Многолетние насаждения.

10. Другие, не перечисленные виды основных фондов

7. Особенностью основных средств и нематериальных акти­вов является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет определенные границы; оно обусловлено их износом и временем полезного применения. Под износом основных средств и нематериальных активов следует понимать частичную или полную утрату ими своей стоимости и потребительских свойств, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в про­цессе эксплуатации и влияния природно-климатических ус­ловий. На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияет ряд факторов:

· степень нагрузки основных фондов в производственном процессе;

· качество основных фондов;

· особенности технологического процесса и степень защи­ты основных фондов от влияния внешних условий;

· квалификация рабочих и отношение их к основным фон­дам;

· качество ухода за основными фондами.

· Моральный износ проявляется в потере экономической эф­фективности и целесообразности использования основных про­изводственных фондов до истечения срока полного физичес­кого износа. При этом потеря стоимости происходит незави­симо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет.

· Моральный износ бывает двух видов. И тот, и другой явля­ются следствием технического прогресса. Но экономические последствия того и другого различны, и необхо­димость их учета для целей возмещения неодинакова. Вели­чина морального износа как первого, так и второго вида учи­тывается, как правило, в ходе переоценки основных фондов. Моральный износ первого вида заключается в уменьшении сто­имости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

· Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более совершенных и экономич­ных видов машин и оборудования.

· При рассмотрении морального износа второго вида выде­ляют частичный и полный износ, а также его скрытую фор­му.

· Частичный моральный износ - это частичная потеря по­требительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, когда окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

· Полный моральный износ - это полное обесценивание машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых услови­ях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные опера­ции еще возможны, но они реализуются на более производи­тельных машинах. Устаревшую машину разбирают на запас­ные части или списывают в металлолом.

· Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценивания машины вследствие того, что утверждено зада­ние на разработку новой, более производительной и экономич­ной техники.

8. Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации.

Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие - рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение производства, производит продукцию, продает ее. После выпуска продукции формируется ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т. к.: если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т. е., по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Амортизация не начисляется по:

· - объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.);

· - объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода);

· - объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства;

· - продуктивному скоту;

· - многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;

· - объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

9. Структура оборотных средств – это соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями.

Под структурой оборотных средств понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных средств. Она зависит от отраслевой принадлежности предприятия, длительности производственного цикла, организационного типа производства и других факторов (рис. 1).

Рисунок 1 (оборотные средства предприятия).

загрузка ликвидность

Соотношение между средствами, вложенными в сферу производства и в сферу обращения, является важным показателем структуры оборотных средств. Структура оборотных средств предусматривает их материально - вещественную форму по видам.

Правильно распределённые суммы оборотных средств между этими сферами, оказывают влияние на функционирование этих сфер, скорость оборачиваемости между ними, выполнение в полном объеме производственной и платежно-расчетной функций.

Элементами оборотных средств являются:

· сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы;

· топливо и горючее;

· тара и тарные материалы;

· запчасти для ремонта;

· инструменты, хозяйственный инвентарь и другие быстроизнашивающиеся предметы;

· незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;

· расходы будущих периодов;

· готовая продукция;

· товары отгруженные;

· денежные средства;

· дебиторская задолженность;

· прочие.

Рисунок 1 (оборотные средства предприятия).

загрузка ликвидность

Соотношение между средствами, вложенными в сферу производства и в сферу обращения, является важным показателем структуры оборотных средств. Структура оборотных средств предусматривает их материально - вещественную форму по видам.

Правильно распределённые суммы оборотных средств между этими сферами, оказывают влияние на функционирование этих сфер, скорость оборачиваемости между ними, выполнение в полном объеме производственной и платежно-расчетной функций.

Элементами оборотных средств являются:

· сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы;

· топливо и горючее;

· тара и тарные материалы;

· запчасти для ремонта;

· инструменты, хозяйственный инвентарь и другие быстроизнашивающиеся предметы;

· незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;

· расходы будущих периодов;

· готовая продукция;

· товары отгруженные;

· денежные средства;

· дебиторская задолженность;

· прочие.

10. Показатели эффективности использования оборотных средств являются показателями эффективности использования оборотного капитала предприятия, которыми являются

1) коэффициент оборачиваемости оборотных средств(Коб = РП/Sср, где РП = реализованная продукция за период, S – средняя сумма остатка оборотных средств за тот же период.

Показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период.)

2) коэффициент загрузки(Коэффициент загрузки – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости (Кзаг = Sср/ РП = 1/Коб)

3) время оборота(Тоб = Д/Коб)

4)количество оборотов оборотного капитала за период

Основные показатели эффективности использования основ­ных фондов можно объединить в четыре группы:

1)показатели экстенсивного использования основных фондов, отражающие уровень их использования по времени(Коэффициент экстенсив­ного использования оборудования (Кэкст) определяется как отно­шение фактического количества часов работы оборудования (tф) к количеству часов работы по норме (tн):

Кэкст = tф /tн

Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм)

Ксм = Дст.см/n

Коэффициент загрузки

Кзагр = Ксм / Кпл

2)показатели интенсив­ного использования основных фондов, отражающие уровень их использования по мощности (производительности);

(коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт), который определяется как отношение фактической производительности оборудо­вания (Пф) к нормативной (Пн):

Кинт = Пф/Пн)

3)показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов, как экстенсивных, так и ин­тенсивных;

(коэффициент интегрального использования оборудования (Кинтегр). Он определяется как произведение коэффициентов экстенсивного и интен­сивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности):

Кинтегр = Кэкст * Кинт)

4)обобщающие показатели использования основных фондов, характеризующие различные аспекты использования (со­стояния) основных фондов в целом по предприятию (включаются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности труда, рентабельности ос­новных производственных фондов и производительности труда.

Фотд = V/Ф

Фе = Ф/V

Фв=Ф/Ч

Фр = (П/Ф)*100%

Пр = Фотд* Фв

12. Формой организации собственного дела является аренда предприятия по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с договором аренды предприятия арендодатель (собственник предприятия) обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, иные имущественные права, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие неисключительные права, а также уступить ему права, требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.

Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей предпринимательской деятельностью, не подлежат передаче арендатору, однако в соответствии с Федеральным законом о лицензировании право лицензии может быть в установленном порядке переоформлено на арендатора.

13. Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

Процесс создания СП представляет собой процесс объединения ресурсов компании-партнёров. Механизм объединения ресурсов составляет основу экономического механизма СП, определяет результативность межфирменного сотрудничества, формирует механизм распределения между собственниками ресурсов управленческих функций, рисков деятельности и результатов межфирменного сотрудничества.

Принципами совместной предпринимательской деятельности являются:

· Совместное участие материнских компаний в управлении предприятием, разделение между партнёрами прибылей, убытков, рисков;

· Равновыгодность проекта для участвующих сторон;

· Наличие у предприятий ресурсов, определяющих целесообразность их объединения и создания СП.

Трансакционные издержки - представляет собой расходы компании на проведение коммерческих операций в условиях открытого рынка: расходы на поиск поставщика/потребителя, затраты на проведение переговоров и заключение договоров; значительную часть трансакционных издержек составляют затраты на контроль за выполнение условий контрактов и прямой экономический ущерб в случае их невыполнения в виде сбоев производственного процесса, затрат на поиск нового партнёра.

В области сбыта создание СП обеспечивает следующий эффект для материнских компаний:

· Позволяет снизить трансакционные издержки функционирования материнских компаний в результате замещения ранее действовавших в системе «поставщик-производитель-потребитель» контрактных связей более жёсткими связями собственности.

· Создание СП позволяет материнским компаниям расширить рынок сбыта за счёт доступа к рыночным сегментам друг друга.

· Создание СП позволяет материнской компании получить необходимую информацию о новом рынке сбыта благодаря сотрудничеству с местными компаниями.

· В результате создания СП компания получает возможность укрепить свои конкурентные преимущества и вытеснить с рынка соперничающие компании.

Создание СП используется компаниями и с целью эффективного контроля за развитием конкурентной среды.

14. Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, отсюда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства.

Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

- созданию условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;

- обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

- обеспечению защиты внешнеэкономических интересов страны.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.).

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы;

- соответствующей системы экономических институтов;

- нормативно-правовой базы для формирования внешнеэкономической политики, учитывающей национальную специфику государства;

- необходимый уровень демократизации общества, обеспечивающий заслон лоббированию;

- формирование широкой сети национальных рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лидирующей роли в экономике.

15. Определение потребности в трудовых ресурсах включает расчет численности как в целом по предприятию, так и по категориям промышленно – производственного персонала, определение дополнительной потребности и источников ее покрытия.

Численность работников в целом по предприятию определяется укрупнено, исходя из объема производства продукции (Qпл) и производительности труда в плановом периоде (ПТпл) либо дифференцированно по категориям промышленно-производственного персонала.

Планирование численности персонала основано на установлении зависимости численности персонала и основных экономических показателей работы предприятия. Основными из них являются объем производства продукции и производительность труда. Определение плановой численности персонала (Рпл) осуществляется по следующей формуле:

Рпл = Рб * Ко +(-) Э или Рпл = Qпл / ПТпл,

где: Рпл - планируемая численность персонала в расчетном периоде, чел.;

Рб - фактическая численность персонала в базисном периоде, чел.;

Ко - индекс изменения объема производства;

Э – изменение численности за счет повышения производительности труда, чел.

В качестве базисного выбирается календарный период, одноименный и предшествующий плановому, для которого известны все необходимые для расчета показатели.

Индекс изменения объема производства может определяться на основе стоимостных и натуральных показателей объема производства.

Как видно из приведенной формулы численность персонала изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции и обратно пропорционально изменению производительности труда. То есть увеличение объема производства приводит к увеличению численности персонала, а рост производительности труда - к снижению.

Приведенный метод расчета используется в тех случаях, когда предприятие работает в условиях стабильного развития и стабильной экономической системы. В этих условиях по приведенной формуле можно планировать численность промышленно - производственного персонала предприятия в целом, либо численность работников отдельных категорий ППП, как правило, рабочих. В отдельных случаях подобным образом можно планировать численность и более мелких групп специалистов, например, численность персонала цеха.

Детальный расчет численности персонала по категориям производится по показателям трудоемкости производственной программы, нормам выработки, по числу рабочих мест, по нормам обслуживания и нормативам управляемости.

16. Профессионально – квалификационная структура персонала складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией обычно понимают вид (род) трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ.

Применительно к характеру профессиональной подготовленности работников используется и такое понятие, как специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Дифференциация в специальностях по одной и той же рабочей профессии чаще всего связана со спецификой применяемого оборудования.

17. Виды конкуренции в экономике. Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существуют несколько

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...