Виды транспорта и их классификация.
Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития. В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении. Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов. По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. Оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - все это включает т ранспортная логистика. 2. Продукция – процесс перемещения грузов и пассажиров. Данная продукция имеет следующие особенности: 1) не имеет вещ. формы, ее нельзя накопить; 2) на транспорте особая форма ценообразования; 3) Транспорту не принадлежит предмет его труда; 4) Транспорт не создает и не добавляет к перевозимым грузам.
Предмет транспорта измеряется натуральными показателями, каждые характеризуют перевозки груза и расстояние перевозки. Грузовые перевозки характеризуются показателем т·км (грузооборот) ∑P·l. Могут быть выражены нетто и брутто. Нетто – вес груза в собственной таре. Брутто – вес груза с учетом подвижного состава. Пассажиро - перевозки: ∑А·l (пасс·км) – пассажирооборот Приведенный грузооборот - ∑ показатель грузовых и пассажирских перевозок: ∑P·lприв = ∑P·lгр + ∑А·l Тонно·км тарифные определяются для установления провозной платы и определяется по кратчайшему расстоянию от пункта отправления до пункта назначения. Эксплуатационные тонно · км определяются по фактически пройденному расстоянию и явл. показателем работы отделения дороги. Качественный показатель работы транспорта наиболее полно отражает эффективность его работы. Показатели качества грузовых перевозок – регулярность, безопасность движения, скорость, сроки доставки и сохранность груза. К показ. пасс перевозок: безопасность движения, регулярность перевозок, условие поездки пассажиров, культура их обслуживания. Качество и стоимость транспортного обслуживания явл. основным критерием при выборе вида транспорта и способа перевозки. 3. Конкурентоспособность транспортной продукции — способность выдержать конкуренцию товаров — заменителей работ, услуг сточки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия. Под транспортной продукцией понимается не только перевозка как процесс, но и сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными организациями. Согласно экономической теории, создаваемая в сфере транспорта продукция, с учетом постулата о продолжении процесса производства в сфере обращения, т.е. перевозки — это особый товар, товар-услуга. Этот подход отвечает основным положениям маркетинга на транспорте. Перевозка грузов является основным видом услуг. В качестве дополнительных услуг транспортных организаций можно выделить следующие:
· • погрузочно-разгрузочные услуги; · • услуги по хранению грузов; · • услуги по подготовке грузов к перевозке; · • предоставление подвижного состава в аренду; · • транспортно-экспедиционные услуги; · • другие дополнительные услуги (информационные, логистический сервис, услуги страхования и др.). В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению его конкурентного статуса. Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров),отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат. Конкурентоспособность товара (комплекса транспортных услуг), равно как и конкуренция, может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция определяется величиной затрат на производство и обращение товара, зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также — от способности производителя своевременной в нужном объеме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента.
4. Под оценкой персонала понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами. Оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции. Ориентирующая функция заключается в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность определять направления и способы дальнейшей деятельности. Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая в работнике переживания успеха или неудачи и, подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности.
В практике наиболее часто применяется комплексная оценка персонала по бальной системе, при которой оценивают: ― профессионально-квалифицированный уровень ― ППКУ; ― деловые качества ― ПДК; ― сложность работы ― ПСР; ― конкретно достигнутый результат ― ПДР. Профессионально квалифицированный уровень работника определяется по общему, для всех категорий персонала, набору объективных признаков ‑ образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышение профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов. Оценка деловых качеств работников осуществляется по наиболее универсальным признакам, которые влияют на морально-психологический климат в коллективе и на индивидуальную производительность труда: профессиональная компетентность; находчивость и инициативность в работе; трудовая дисциплина; чувства ответственности; контактность и умение эффективно работать склонность к новым идеям и неординарным решениям; эмоциональная выдержка. Оценка сложности выполняемых работ осуществляется по признакам учтенным в тарифно-квалификационном справочнике. Оценка результатов работников предусматривает рассмотрение следующих признаков: объем выполняемых работ; качества выполняемых работ; ритмичность. 5. Под оценкой персонала понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами. Оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции. Ориентирующая функция заключается в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность определять направления и способы дальнейшей деятельности. Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая в работнике переживания успеха или неудачи и, подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности. В практике наиболее часто применяется комплексная оценка персонала по бальной системе, при которой оценивают: ― профессионально-квалифицированный уровень ― ППКУ; ― деловые качества ― ПДК; ― сложность работы ― ПСР; ― конкретно достигнутый результат ― ПДР. Профессионально квалифицированный уровень работника определяется по общему, для всех категорий персонала, набору объективных признаков ‑ образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышение профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов.
Оценка деловых качеств работников осуществляется по наиболее универсальным признакам, которые влияют на морально-психологический климат в коллективе и на индивидуальную производительность труда: профессиональная компетентность; находчивость и инициативность в работе; трудовая дисциплина; чувства ответственности; контактность и умение эффективно работать склонность к новым идеям и неординарным решениям; эмоциональная выдержка. Оценка сложности выполняемых работ осуществляется по признакам учтенным в тарифно-квалификационном справочнике. Оценка результатов работников предусматривает рассмотрение следующих признаков: объем выполняемых работ; качества выполняемых работ; ритмичность. Основные фонды – это средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, не меняют своей физической формы и переносят стоимость на создаваемую продукцию по частям в виде амортизации. Состав и структура основных фондов – удельный вес каждого вида фондов в стоимостном и процентном выражении в их общем объеме. Состав основных фондов. Основные фонды можно разделить на две группы: производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды – это средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, создают условия для его нормального осуществления и служат для хранения и перемещения предметов труда. Непроизводственные основные фонды – это основные фонды, которые не участвуют в производственном процессе, но находятся на балансе предприятий (столовые, ЖКХ, медпункты, детские сады, и т.д.) В зависимости от степени воздействия на предмет труда основные фонды делятся на активные и пассивные. К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его. Пассивные – это те основные фонды, которые не воздействую на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса. В соответствии с Общероссийским классификатором основные фонды объединены в 10 групп: ПАССИВНЫЕ: 1. Здания – архитектурно-строительные объекты, создающие необходимые условия для труда и хранения материальных ценностей. 2. Сооружения – инженерно-технические объекты, выполняющие технические функции по обслуживанию процесса производства, но не связанные с изменениями предмета труда (тоннели, эстакады, водостоки и др.) АКТИВНЫЕ: 3. Передаточные устройства – устройства, с помощью которых передаются электрическая, тепловая и механическая энергия, а также жидкие и газообразные вещества (теплосети, линии связи, паропроводы и т.д.) 4. Машины и оборудование. 5. Транспортные средства – средства для перемещения людей и грузов. 6. Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь (в том числе мебель) 7. Рабочий скот. 8. Продуктивный скот. 9. Многолетние насаждения. 10. Другие, не перечисленные виды основных фондов 7. Особенностью основных средств и нематериальных активов является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет определенные границы; оно обусловлено их износом и временем полезного применения. Под износом основных средств и нематериальных активов следует понимать частичную или полную утрату ими своей стоимости и потребительских свойств, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влияния природно-климатических условий. На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияет ряд факторов: · степень нагрузки основных фондов в производственном процессе; · качество основных фондов; · особенности технологического процесса и степень защиты основных фондов от влияния внешних условий; · квалификация рабочих и отношение их к основным фондам; · качество ухода за основными фондами. · Моральный износ проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физического износа. При этом потеря стоимости происходит независимо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет. · Моральный износ бывает двух видов. И тот, и другой являются следствием технического прогресса. Но экономические последствия того и другого различны, и необходимость их учета для целей возмещения неодинакова. Величина морального износа как первого, так и второго вида учитывается, как правило, в ходе переоценки основных фондов. Моральный износ первого вида заключается в уменьшении стоимости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. · Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более совершенных и экономичных видов машин и оборудования. · При рассмотрении морального износа второго вида выделяют частичный и полный износ, а также его скрытую форму. · Частичный моральный износ - это частичная потеря потребительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, когда окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной. · Полный моральный износ - это полное обесценивание машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых условиях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные операции еще возможны, но они реализуются на более производительных машинах. Устаревшую машину разбирают на запасные части или списывают в металлолом. · Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценивания машины вследствие того, что утверждено задание на разработку новой, более производительной и экономичной техники. 8. Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги). Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие - рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления. Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение производства, производит продукцию, продает ее. После выпуска продукции формируется ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т. к.: если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными. Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т. е., по тем основным средствам, которые подлежат амортизации. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств. Амортизация не начисляется по: · - объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.); · - объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода); · - объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства; · - продуктивному скоту; · - многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; · - объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества. 9. Структура оборотных средств – это соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями. Под структурой оборотных средств понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных средств. Она зависит от отраслевой принадлежности предприятия, длительности производственного цикла, организационного типа производства и других факторов (рис. 1). Рисунок 1 (оборотные средства предприятия). загрузка ликвидность Соотношение между средствами, вложенными в сферу производства и в сферу обращения, является важным показателем структуры оборотных средств. Структура оборотных средств предусматривает их материально - вещественную форму по видам. Правильно распределённые суммы оборотных средств между этими сферами, оказывают влияние на функционирование этих сфер, скорость оборачиваемости между ними, выполнение в полном объеме производственной и платежно-расчетной функций. Элементами оборотных средств являются: · сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы; · топливо и горючее; · тара и тарные материалы; · запчасти для ремонта; · инструменты, хозяйственный инвентарь и другие быстроизнашивающиеся предметы; · незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства; · расходы будущих периодов; · готовая продукция; · товары отгруженные; · денежные средства; · дебиторская задолженность; · прочие. Рисунок 1 (оборотные средства предприятия). загрузка ликвидность Соотношение между средствами, вложенными в сферу производства и в сферу обращения, является важным показателем структуры оборотных средств. Структура оборотных средств предусматривает их материально - вещественную форму по видам. Правильно распределённые суммы оборотных средств между этими сферами, оказывают влияние на функционирование этих сфер, скорость оборачиваемости между ними, выполнение в полном объеме производственной и платежно-расчетной функций. Элементами оборотных средств являются: · сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы; · топливо и горючее; · тара и тарные материалы; · запчасти для ремонта; · инструменты, хозяйственный инвентарь и другие быстроизнашивающиеся предметы; · незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства; · расходы будущих периодов; · готовая продукция; · товары отгруженные; · денежные средства; · дебиторская задолженность; · прочие. 10. Показатели эффективности использования оборотных средств являются показателями эффективности использования оборотного капитала предприятия, которыми являются 1) коэффициент оборачиваемости оборотных средств(Коб = РП/Sср, где РП = реализованная продукция за период, S – средняя сумма остатка оборотных средств за тот же период. Показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период.) 2) коэффициент загрузки(Коэффициент загрузки – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости (Кзаг = Sср/ РП = 1/Коб) 3) время оборота(Тоб = Д/Коб) 4)количество оборотов оборотного капитала за период Основные показатели эффективности использования основных фондов можно объединить в четыре группы: 1)показатели экстенсивного использования основных фондов, отражающие уровень их использования по времени(Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования (tф) к количеству часов работы по норме (tн): Кэкст = tф /tн Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) Ксм = Дст.см/n Коэффициент загрузки Кзагр = Ксм / Кпл 2)показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень их использования по мощности (производительности); (коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт), который определяется как отношение фактической производительности оборудования (Пф) к нормативной (Пн): Кинт = Пф/Пн) 3)показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов, как экстенсивных, так и интенсивных; (коэффициент интегрального использования оборудования (Кинтегр). Он определяется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности): Кинтегр = Кэкст * Кинт) 4)обобщающие показатели использования основных фондов, характеризующие различные аспекты использования (состояния) основных фондов в целом по предприятию (включаются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности труда, рентабельности основных производственных фондов и производительности труда. Фотд = V/Ф Фе = Ф/V Фв=Ф/Ч Фр = (П/Ф)*100% Пр = Фотд* Фв 12. Формой организации собственного дела является аренда предприятия по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с договором аренды предприятия арендодатель (собственник предприятия) обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, иные имущественные права, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие неисключительные права, а также уступить ему права, требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию. Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей предпринимательской деятельностью, не подлежат передаче арендатору, однако в соответствии с Федеральным законом о лицензировании право лицензии может быть в установленном порядке переоформлено на арендатора. 13. Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. Процесс создания СП представляет собой процесс объединения ресурсов компании-партнёров. Механизм объединения ресурсов составляет основу экономического механизма СП, определяет результативность межфирменного сотрудничества, формирует механизм распределения между собственниками ресурсов управленческих функций, рисков деятельности и результатов межфирменного сотрудничества. Принципами совместной предпринимательской деятельности являются: · Совместное участие материнских компаний в управлении предприятием, разделение между партнёрами прибылей, убытков, рисков; · Равновыгодность проекта для участвующих сторон; · Наличие у предприятий ресурсов, определяющих целесообразность их объединения и создания СП. Трансакционные издержки - представляет собой расходы компании на проведение коммерческих операций в условиях открытого рынка: расходы на поиск поставщика/потребителя, затраты на проведение переговоров и заключение договоров; значительную часть трансакционных издержек составляют затраты на контроль за выполнение условий контрактов и прямой экономический ущерб в случае их невыполнения в виде сбоев производственного процесса, затрат на поиск нового партнёра. В области сбыта создание СП обеспечивает следующий эффект для материнских компаний: · Позволяет снизить трансакционные издержки функционирования материнских компаний в результате замещения ранее действовавших в системе «поставщик-производитель-потребитель» контрактных связей более жёсткими связями собственности. · Создание СП позволяет материнским компаниям расширить рынок сбыта за счёт доступа к рыночным сегментам друг друга. · Создание СП позволяет материнской компании получить необходимую информацию о новом рынке сбыта благодаря сотрудничеству с местными компаниями. · В результате создания СП компания получает возможность укрепить свои конкурентные преимущества и вытеснить с рынка соперничающие компании. Создание СП используется компаниями и с целью эффективного контроля за развитием конкурентной среды. 14. Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, отсюда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства. Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей: - созданию условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках; - обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами; - обеспечению защиты внешнеэкономических интересов страны. При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.). Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д. Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы; - соответствующей системы экономических институтов; - нормативно-правовой базы для формирования внешнеэкономической политики, учитывающей национальную специфику государства; - необходимый уровень демократизации общества, обеспечивающий заслон лоббированию; - формирование широкой сети национальных рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лидирующей роли в экономике. 15. Определение потребности в трудовых ресурсах включает расчет численности как в целом по предприятию, так и по категориям промышленно – производственного персонала, определение дополнительной потребности и источников ее покрытия. Численность работников в целом по предприятию определяется укрупнено, исходя из объема производства продукции (Qпл) и производительности труда в плановом периоде (ПТпл) либо дифференцированно по категориям промышленно-производственного персонала. Планирование численности персонала основано на установлении зависимости численности персонала и основных экономических показателей работы предприятия. Основными из них являются объем производства продукции и производительность труда. Определение плановой численности персонала (Рпл) осуществляется по следующей формуле: Рпл = Рб * Ко +(-) Э или Рпл = Qпл / ПТпл, где: Рпл - планируемая численность персонала в расчетном периоде, чел.; Рб - фактическая численность персонала в базисном периоде, чел.; Ко - индекс изменения объема производства; Э – изменение численности за счет повышения производительности труда, чел. В качестве базисного выбирается календарный период, одноименный и предшествующий плановому, для которого известны все необходимые для расчета показатели. Индекс изменения объема производства может определяться на основе стоимостных и натуральных показателей объема производства. Как видно из приведенной формулы численность персонала изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции и обратно пропорционально изменению производительности труда. То есть увеличение объема производства приводит к увеличению численности персонала, а рост производительности труда - к снижению. Приведенный метод расчета используется в тех случаях, когда предприятие работает в условиях стабильного развития и стабильной экономической системы. В этих условиях по приведенной формуле можно планировать численность промышленно - производственного персонала предприятия в целом, либо численность работников отдельных категорий ППП, как правило, рабочих. В отдельных случаях подобным образом можно планировать численность и более мелких групп специалистов, например, численность персонала цеха. Детальный расчет численности персонала по категориям производится по показателям трудоемкости производственной программы, нормам выработки, по числу рабочих мест, по нормам обслуживания и нормативам управляемости. 16. Профессионально – квалификационная структура персонала складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией обычно понимают вид (род) трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ. Применительно к характеру профессиональной подготовленности работников используется и такое понятие, как специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря. Дифференциация в специальностях по одной и той же рабочей профессии чаще всего связана со спецификой применяемого оборудования. 17. Виды конкуренции в экономике. Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Выделяют следующие функции конкуренции: § выявление или установление рыночной стоимости товара; § выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда; § регулирование перелива средств между отраслями и производствами. Существуют несколько
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|