Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды конкуренции по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

§ индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

§ местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

§ отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

§ межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

§ национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

§ глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции по характеру развития

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мер- чендайзинг, обслуживание клиентов.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

§ конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;

§ конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;

§ конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

18.

1.  Стратегический план – план, в котором формируются главные экономические и социальные цели предприятия, конкретные задачи, привязанные по времени к ресурсам (3 и более лет).

  1. Среднесрочные планы – составная часть стратегического плана; нацелены на решение самостоятельных экономических проблем стратегии предприятия (2-3 года).
  2. Текущие планы – увязывают все направления деятельности предприятия и работу всех функциональных подразделений на текущий финансовый год (составляются для внутреннего пользования).
  3. Оперативные планы – детальные планы решения конкретных вопросов хозяйственной деятельности предприятия в краткосрочном периоде (сутки, декады, месяцы). Имеют узкую направленность и высокую степень детализации.

При этом как по срокам исполнения, так и по уровням управления и по назначению полный эффект достигается, когда все эти планы разрабатываются не каждый сам по себе, а как единая система, которая должна быть сбалансирована по вертикали («сверху-вниз» по нисходящей, «снизу-вверх» «по восходящей») и по горизонтали («на одном уровне»).

Таблиця 6.1

Виды планов предприятия

Признак классификации Виды планов Срок

По срокам исполнения

Стратегический план 3 и более лет
Среднесрочные планы 2-3 года
Текущие планы текущий финансовый год
Оперативные планы сутки, декады, месяцы

По назначению

план производства и реализации  
план по труду  
финансовый план  
план по прибыли  
бизнес-план и др.  

По уровням управления

общефирменные  
Функциональных (структурных) подразделений  
Индивидуальные (для отдельных исполнителей)  

Рис. 6.12 - Виды временной ориентации составления|сдает,складывает| планов

Реактивное планирование (ориентация на прошлое) – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития предприятия. Такое планирование часто приводит к вытеснению продуктов и услуг предприятий не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, т.к. другие предприятия планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию

Инактивное планирование (ориентация на настоящее) – ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Такое планирование не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий

Преактивное планирование (ориентация на будущее) – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятия, опирается на все достижения науки и техники, широко применяется эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Основная проблема такого вида планирования – чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятна ошибка. Поэтому оно может быть эффективно только для относительно короткого периода

Интерактивное планирование (ориентация на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования) – заключается в проектировании желаемого будущего и поиска путей его построения и сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Это планирование направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей

19. Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, состоят обычно из следующих основных элементов:

*производственных программ цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей;

*оперативных заданий этим подразделениям;

*планов-графиков движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке.

В оперативных планах устанавливают загрузку оборудования, последовательность выполнения различных операций технологического цикла и время, отводимое для этого, а также расстановку работающих с учетом имеющихся производственных мощностей, материальных ресурсов и персонала. Все это должно обеспечить оптимальный ход производственных процессов, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, полное и своевременное выполнение плановых заданий, поддержание необходимого ритма работы предприятия.

Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.

20. Бизнес-план служит двум основным целям:

· Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

· Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

· определить конкретные направления деятельности фирмы,

· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;

· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;

· какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Структура налоговой системы. ВРоссии действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

-налог на добавленную стоимость;

-налог на доходы физических лиц;

-налог на прибыль организаций;

-акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

-водный налог;

-налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

- сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

- государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

- налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

- транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

-налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

-земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

-торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

22. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннеготрудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (трудовуюфункцию), а также др. периоды времени в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативнымиправовыми актами РФ.

В Р. в. включаются специальные перерывы, предоставляемые:

работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемыхпомещениях, для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ);

грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и др. работникам в необходимых случаях (ст. 109 ТКРФ);

работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для их кормления (ст. 258 ТК РФ).

23. Бюджет рабочего времени – плановое количество дней и часов, которые может отработать один рабочий или служащий в плановом периоде. Учет времени в человеко-часах ведется, как правило для категорий рабочих, а для остальных категорий персонала обычно применяются человеко-дни. При планировании персонала используют ряд показателей.

Рабочее время — это законодательно установленный период времени, в течение которого трудящийся должен выполнять порученную ему работу на предприятии или в учреждении. Продолжительность этого периода в течение суток называется рабочим днем.

Бюджетом рабочего времени называется фонд времени, расхо­дуемый на производственные, личные и общественные нужды.

Бюджет рабочего времени работника подразделяется на время, отработанное на предприятии (учреждении), и время, не использо­ванное для работы по разным причинам.

Как правило, бюджет рабочего времени составляется на год или квартал и лишь в некоторых случаях — на месяц. Составление бюджета рабочего времени необходимо как для планирования контингента работников, так и для анализа использования рабочего времени. На основе статистических и бухгалтерских данных составляют фактический бюджет рабочего времени. Сопоставляя данные пла­нового и фактического бюджетов, определяют расхождение в показателях, устанавливают вызвавшие его причины и разрабатывают мероприятия по улучшению использования рабочего времени.

Календарный фонд рабочего времени складывается из отработанного времени (урочное время), времени неявок на работу в связи с болезнью, выполнением государственных и общественных обязанностей, неявок, разрешенных законом, а также администрацией, времени простоев целодневных, целосменных, прочих потерь.

При составлении бюджета рабочего времени используют следую­щие данные: количество календарных рабочих и нерабочих дней; количество дней отсутствия на работе по различным причинам в среднем на одного работника; нормальная и средняя продолжи­тельность рабочего дня.

24. Хронометраж – изучение затрат рабочего времени путём наблюдения и измерения периодически повторяющихся элементов операции.

Цели проведения хронометража:

Виды хронометража:

Этапы проведения хронометража:

  1. Подготовка к наблюдению.
    1. На данном этапе производится выбор объекта хронометража, который зависит от целей проведения хронометража:

1.2. Проводится ознакомление с операцией, подлежащей хронометражу, и составляют её подробное описание в хронокарте. На лицевой стороне хронокарты записываются все данные об операции, оборудовании, инструменте, материале, рабочем, указывается состояние организации и обслуживания рабочего места. При подготовке к хронометражу исследуемую операцию разделяют на элементы: комплексы приёмов, приёмы, действия, движения. Степень расчленения зависит операции зависит от типа производства, принятой систематизации элементов затрат рабочего времени, целей исследования, возможности измерения продолжительности каждого элемента.

1.3. Установление границ элементов операции, т.е. фиксажных точек.

Фиксажная точка – это резко выраженные (по звуковому или зрительному восприятию) моменты начала и окончания элементов операции.

Например: прикосновение руки к инструменту или заготовке, характерный звук при начале процесса резания металла и др.

1.4. Устанавливается необходимое количество замеров, которые необходимо осуществить при одном наблюдении (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Количество замеров при одном хронометражном наблюдении

Характер работы

Длительность элемента работы, с

до 15 от 15 до 60 более 60
Машинная 8-10 8-10 5-9
Машино-ручная 22-26 18-21 14-18
Ручная 37-42 26-30 21-26

1.5. Проводится разъяснительная работа с рабочим или рабочими, которым объясняется цель хронометража, уточняется порядок его проведения, проверяется наличие нормальных условий труда на соответствующих рабочих местах.

25. Нормирование труда является необходимым условием и важнейшим средством организации труда и производства. При этом следует раз­личать понятия «нормы» и «нормативы для нормирования труда».

Норма это количественный размер максимально допустимого расхода элементов производственного процесса или минимально необходимого результата использования этих ресурсов.

Нормативы для нормирования труда это исходные величины используемые для расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при конкретных организационно-технических условиях производства.

Так, нормативы времени устанавливают необходимые затраты времени на выполнение отдельных элементов технологического и трудового процессов. Объектами разработки нормативов времени являются элементы трудового и технологического процессов, а также виды (категории) затрат рабочего времени.

Под методом нормирования труда понимается способ исследо­вания и проектирования трудового процесса для установления норм затрат труда.

Различают два основных вида методов нормирования затрат ра­бочего времени суммарные и аналитические

Суммарные методы, к которым относятся опытный, опытно-статистический методы и метод сравнения, предполагают уста­новление норм времени на операцию в целом (суммарно), а не на ее составные элементы. Трудовой процесс, как правило, не ана­лизируется, рациональность выполнения приемов и затраты вре­мени на их выполнение не изучаются. Определение нормы осно­вано на использовании данных оперативного и статистического учета фактических затрат рабочего времени и опыта нормировщи­ков. При использовании этого метода нормы труда устанавлива­ются следующими способами: 1) при опытном (экспертном) ме­тоде нормы определяются на основе опыта нормировщика (мас­тера, технолога, начальника цеха), когда отсутствуют сведения о фактических затратах на подобную работу в прошлом; 2) при опыт­но-статистическом методе нормы устанавливаются на основе ста­тистических данных (по первичной документации, отчетам, запи­сям) о средних фактических затратах труда на эту же работу в прошлые периоды; 3) при методе сравнения (аналогии) производится сравнение работы, подлежащей нормированию, с аналогичной работой, выполнявшейся ранее, на которую нормы времени были определены.

Суммарные методы не позволяют устанавливать обоснованные нормы. Тем не менее в определенных условиях данные методы име­ют право на существование. В случае, когда затраты на проведение нормировочных работ при помощи аналитических методов превос­ходят эффект от точности расчета норм, опытно-статистическое нормирование бывает более эффективным.

Аналитические методы, к которым относятся исследовательский, расчетный и математико-статистический методы, предполагают анализ конкретного трудового процесса, разделение его на эле­менты, проектирование рациональных режимов работы оборудова­ния и приемов труда рабочих, определение норм по элементам тру­дового процесса с учетом специфики конкретных рабочих мест и производственных подразделений, установление нормы на опера­цию.

При исследовательском методе норма труда определяется на основе исследования затрат рабочего времени, необходимых для выполнения трудовой операции, путем проведения хронометражных наблюдений. Для исследования затрат рабочего времени необ­ходимо:

· перед проведением хронометражных наблюдений устранить все недостатки в организации рабочего места;

· разделить нормируемую трудовую операцию на элементы — приемы и трудовые движения — и определить фиксажные точки;

· установить рациональный состав и последовательность выполнения элементов трудовой операции;

· определить продолжительность запроектированных элементов операции с помощью хронометража;

· рассчитать нормы труда на каждый элемент операции и на всю операцию в целом и произвести экспериментальную проверку запроектированной операции.

26. Фотография рабочего времени — вид наблюдения, при котором измеряют все без исключения затраты времени, осуществляемые исполнителем (исполнителями) за опреде­ленный период работы (например, за смену или ее часть). Она проводится главным образом для выявления потерь ра­бочего времени, установления причин, вызывающих эти по­тери, и разработки необходимых организационно-техниче­ских мероприятий по их устранению.

В зависимости от количества наблюдаемых работников фотография может быть индивидуальной, групповой (бри­гадной), массовой.

При индивидуальной фотографии рабочего времени изу­чается использование времени одним работником в течение рабочего дня или другого периода.

фотография рабочего времени состоит из следующих этапов: подготовка к наблюдению, наблюдение и измерение затрат рабочего времени, обработка и анализ наблюдений, разработка и внедрение в производство организационно-тех­нических мероприятий.

Групповая фотография рабочего времени производится в тех случаях, когда работа выполняется группой работников. Одной из. основных задач групповой фотографии является использования рабочего времени, эффективности примене­ния оборудования.

.Анализ результатов и разработка мероприятий по устра­нению выявленных недостатков производится так же, как при индивидуальной и групповой фотографиях рабочего време­ни.

Этапы проведения фотографии рабочего времени включают:

· подготовительный этап;

· проведение наблюдений;

· анализ и обработку данных;

· разработку предложений по устранению потерь рабочего времени и совершенствованию организации труда.

Подготовка к наблюдению включает следующие виды работ:

· Определение цели наблюдения. (Целью наблюдения может быть определение потерь рабочего времени, изучение передового опыта, получение исходных данных для разработки нормативов времени и т.д.);

· Выбор объекта наблюдения в соответствии с целью наблюдения;

· Изучение технологии выполнения работы, организации рабочего места, системы его обслуживания по соответствующей документации (технологическим картам, картам организации труда) и путем наблюдения на рабочем месте;

· Заполнение лицевой стороны наблюдательного листа фотографии.

· Ознакомление администрации подразделения и работника с целями и сроком проведения фотографии.

27. Производи́тельность труда́ — показатель, характеризующий результативность труда. Показатель эффективности труда, отображающий численное значение количества продукции за единицу времени

28. Производительность труда – это показатель эффективности затрат живого тру­да. Она определяется затратами рабочего времени на единицу продукции или количеством продукции, выработанной в единицу рабочего времени. Труд, затрачиваемый в про­цессе производства, состоит из живого и прошлого (овеществленного в средствах и предметах труда и затраченного ранее). В этой связи производи­тельность общественного труда может повышаться в результате экономии как живого, так и прошлого труда на единицу продукции, и рост ее прояв­ляется как изменение в затратах живого и прошлого труда. Причем доля живого труда уменьшается, а доля прошлого — относительно увеличивает­ся. В целом сумма затрат труда уменьшается.

Производительность труда может быть выражена в натуральных (ус­ловно натуральных), трудовых и стоимостных показателях.

Наиболее простой метод измерения производительности труда — нату­ральный, при котором выработка па одного работника исчисляется в физи­ческих единицах — тоннах, штуках, литрах, бутылках и т. д.

Разновидность натурального метода — так называемый условно нату­ральный. При этом методе за единицу (эталон) принимается один вид про­дукции, а остальные приводятся к основному с помощью условно-учетных единиц.

Однако указанные методы имеют существенные недостатки. Тик, измене­ние ассортимента продукции против установленного заданием может при­вести к неправильным выводам о динамике производительности труда, так как производство разных видов продукции требует неодинаковых затрат труда, да и производительность оборудования на различных видах произ­водства существенно различается. Кроме того, при использовании этих ме­тодов не учитываются, как правило, изменения остатков незавершенного производства и полуфабрикатов на начало и конец отчетного периода.

В связи с этим натуральный метод находит широкое применение в моно­продуктовых отраслях.

С помощью условно-пересчетных единиц всей вырабатываемой продук­ции можно сопоставить производительность труда работников предприя­тий одной отрасли, где изготовляется разнообразный ассортимент готовых изделий.

Установление условно-учетных единиц — дело сложное, так как в одних отраслях принимаются для расчета трудовые затраты, в других — затраты заработной платы на единицу готовой продукции, а потому в настоящее время почти не имеют применения.

При трудовом методе объем производства определяется путем сумми­рования всех выработанных изделии, умноженных на трудоемкость каждо­го из них. Такой метод, в частности, нашел применение в консервной плодо­овощной, кондитерской, макаронной промышленности. С этой целью состав­ляются карты трудоемкости, где отражены затраты времени в человеко-ча­сах на производство единицы (1т например) продукции.

Основные направления повышения производительности труда приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...