Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В Азии буддисты были монахами, мирянами или йо- гинами. Сегодня на Западе стили жизни мирян и йо- гинов смешиваются.




Кагью, Кагьюпа (линия преемственности, школа): одна из четырех главных школ тибетского буддизма; передача, ориентированная на практику и постижение. Охватывает старые и новые поучения, достигшие Тибета. Поскольку Кагью уделяет особое внимание практическому применению Учения, она называется «устной» школой, или традицией «совершенств». Ее принес в Тибет около 1050 года герой Марпа, и она черпает свою силу в близкой связи Учителя и ученика.

Четыре большие и восемь малых школ Кагью берут свое начало в деятельности четырех главных учеников Гампопы. Эти линии преемственности называются «большими» и» малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их передача от Гампопы. У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) - опосредованная, через одного из учеников Гампопы. Сегодня все большие линии влились в школу Карма Кагью, которую возглавляет Кармапа. Что касается восьми малых линий, то у школ Другпа и Дрикунг Кагью много приверженцев в Бутане и Ладакхе.

Кангьюр (тиб.): собрание непосредственных поучений Будды, состоящее, в зависимости от издания, из 100, 103, 106 или 108 томов. Ср. Тенгьюр.

Карма (санскр.; тиб. ле; букв. «действие»): закон причины и следствия, согласно которому мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые мы сами создаем с помощью тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее.

Карма Кагью (школа, линия преемственности): см. Кагью.

Кармапа (тиб., букв. «осуществляющий активность Будд», или «господин Будда-активности [просветленного действия]»): первый сознательно перерождаю щийся Лама Тибета и духовный глава линии преемственности Кагью начиная с XII века. Кармапа воплощает действия всех Будд, его появление было предсказано еще Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Многие Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств своего следующего рождения. На данный момент существует семнадцать воплощений:

Дюсум Кхьенпа (1110-1193)

Карма Пакши (1204-1283)

Рангджунг Дордже (1284-1339)

Рёлпе Дордже (1340-1383)

Дешин Шегпа (1384-1415)

Тонгва Дёнден (1416-1453)

Чёдраг Гьямцо (1454-1506)

Микьё Дордже (1507-1554)

Вангчуг Дордже (1556-1603)

Чёйинг Дордже (1604-1674)

Йеше Дордже (1676-1702)

Чангчуб Дордже (1703-1732)

Дюдюл Дордже (1733-1797)

Тхегчог Дордже (1798-1868)

Кхакхьяб Дордже (1871-1922)

Рангджунг Ригпе Дордже (1924-1981)

Тринле Тхае Дордже (р. 1983)

Медитация на Шестнадцатого Кармапу: эта меди-

тация была составлена самим Шестнадцатым Кар- мапой. Она являет собой разновидность Гуру-йоги и используется, согласно пожеланию Кармапы, в качестве главной практики для совместных медитаций в центрах Алмазного пути на Западе.

Колокольчик: ритуальный предмет, который используется часто вместе с дордже и символизирует мудрость, или пространство. Вместе с дордже они означают неразделимость пространства и блаженства, мудрости и сочувствия.

Лама (тиб.; букв. «высший принцип»): один из Трех корней. Буддийский учитель. Особенно важен в Алмазном пути. Без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру-йоги - медитации на Ламу - мы получаем его благословение, во время которого - за несколько мгновений - переживается истинная природа ума. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления.

Лунг (тиб.): ритуальная декламация (чтение вслух) текста Алмазного пути. Когда ученик слышит слоги, ему передается их значение. См. также посвящение.

Любящие Глаза (тиб. Ченрезиг, санскр. Авалоки- тешвара): Будда сочувствия и неразличающей любви, в Состоянии радости, белый, сидящий, с четырьмя руками. В его внешней правой руке - хрустальная мала, освобождающая всех существ из обусловленного мира. В двух средних руках он держит драгоценность Просветления у сердца, а во внешней левой руке - цветок лотоса, который показывает чистоту его настроя. Его глаза видят всех существ.

Мала (санскр.; тиб. тхренгва): буддийские четки, используемые для подсчета мантр во время медитации или для поддержания внимательности на уровне тела во время многочисленных повторений.

Малый путь (тиб. тхег чунг, санскр. хинаяна; сегодня - Тхеравада): путь «слушателей» (санскр. шраваки) и» Будд-одиночек», или «одиноких практиков» (санскр. пратьекабудды). Здесь в центре внимания практикующего - его личное Освобождение.

Мандала (санскр.; тиб. кьилкхор, букв. «центр и окружность»). У этого слова имеется несколько значений:

-поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы;

-мысленно представляемая Вселенная, полная драгоценностей, которую мы подносим Буддам, выполняя дарение мандалы - третью часть Основополагающих упражнений;

-металлический диск, используемый в практике дарения мандалы.

Мантра (санскр.; тиб. нгаг): естественная звуковая вибрация определенного Будды. Активизирует поле силы Будды. Во многих медитациях Алмазного пути имеется фаза, во время которой произносятся мантры.

Марпа (1012-1097): «великий переводчик». Совершил три похода в Индию и провел там много лет, обучаясь у своих учителей. Ему удалось возродить буддизм в Тибете. Его главными учителями были Наропа и Майтрипа, от которых он получил Шесть йог Наро- пы и поучения Великой печати. Он был первым тибетцем - держателем линии преемственности в школе Кагью и стал учителем Миларепы. Мирская и йоги- ческая передача линии Кагью часто называется также «Марпа Кагью» (ср. Гампопа).

Маха-ати (санскр.): см. Великое совершенство.

Махамудра (санскр.): см. Великая печать.

Махасиддха (махасиддхи) (санскр.; тиб. друбчен, букв. «великий совершенный»): великие тантрические мастера Индии, славившиеся тем, что благодаря мощным средствам Тантры и Великой печати достигали Просветления за одну жизнь. Они происходили из разных слоев общества и постигали природу ума, живя в обстоятельствах, часто, на первый взгляд, совершенно обычных. С помощью своей духовной силы они могли производить изменения в мире явлений и тем самым убеждать учеников в действенности Учения. Особое значение для линии преемственности Кагью имеют такие махасиддхи, как Сараха, Ти- лопа и Наропа.

Махаяна (санскр.): см. Великий путь.

Медитация (буддийская): тибетское слово «гом» означает «знакомиться с чем-то» и указывает на упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально. Медитация - это пребывание без усилий в том, что есть. На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы, которые в основном можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг. Важнейшими средствами в Алмазном пути являются отождествление с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения. Как и раньше в пещерах йогинов Тибета, сегодня медитация с ведущим (тиб. гом лунг) открывает многим медитирующим доступ к бесчисленным средствам Алмазного пути.

Миларепа (1040-1123): главный ученик Марпы и учитель Гампопы. Самый известный из тибетских йо- гинов. В юности он по желанию матери отомстил врагам своей семьи, убив тридцать пять человек, и затем стал искать способ очиститься от накопленной плохой кармы. Он встретился с Марпой и благодаря своему несокрушимому доверию к нему и готовности медитировать в самых суровых условиях обрел результат практики поучений за одну жизнь.

Мудрость, пять видов: истинная природа пяти видов мешающих чувств. Путем трансформации обычного восприятия гнев узнается как зеркалоподобное состояние, гордость становится уравнивающей мудростью, привязанность - умением проводить различия, ревность превращается в искусство накапливать и усваивать опыт, а запутанность - во всепронизыва- ющее глубокое видение.

Наропа (956—1040): ученик Тилопы и учитель Мар- пы. Индийский махасиддха, в прошлом ученый из На- ланды, одного из крупных буддийских университетов Индии. Через восемь лет академической карьеры отказался от нее, стал бродячим нищим йогином и пустился на поиски истинного Учителя. Наропа составил первый письменный сборник важных тантрических поучений «Шесть йог Наропы» (тиб. наро чё друг ).

Нёндро (тиб.): см. Основополагающие упражнения.

Нирвана (санскр.; тиб. ньянг нген ле депа): в общем смысле - освобождение от страданий санса- ры. В Махаяне - состояние совершенства (состояние Будды ).

Ньингма (линия преемственности, школа), Ньингмапа: самая ранняя из четырех главных школ тибетского буддизма, «старая школа». Ее основал в VIII веке индийский мастер ГуруРинпоче (тиб.; санскр. Падмасамбхава). Различают традицию «кама» - школу непосредственной передачи от Учителя к ученику - и традицию «терма» - передачу «скрытых сокровищ». Вскоре после ухода Гуру Ринпоче враждебно настроенный к буддизму король Лангдарма разрушил монастыри и линию передачи, однако термы, впоследствии обнаруженные тертонами («способными находить сокровища»), сохранили поучения для грядущих поколений. Многие тертоны практиковали в Кагью, и благодаря взаимопомощи в сохранении этих линий передачи между школами Кагью и Ньингма образовалась близкая связь.

Обещание Бодхисаттвы: обещание достичь Просветления для блага всех существ и работать, проявляя силу и выдержку, пока все существа не достигнут Освобождения или Просветления. Дается в присутствии Бодхисаттвы и повторяется в ежедневной медитации для укрепления этой мотивации.

Освобождение: выход из круговорота бытия (сан- сары ), то есть состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. На этом уровне отпадают все мешающие чувства, но о Просветлении можно говорить, лишь когда отброшены последние жесткие идеи о реальности.

Основные мысли: см. Четыре основополагающие мысли.

Основополагающие упражнения (тиб. чаг чен нёндро, букв. «подготовка к Великой печати »): состоят из четырех общих (Четыре основные мысли ) и четырех особенных подготовительных упражнений. С помощью особенной подготовки - Основополагающих упражнений - мы создаем в подсознании бессчетное множество хороших впечатлений, которые составляют основу для Великой печати. В каждом упражнении делается 111 111 повторений:

- принятие Прибежища и пробуждение Просветленного настроя во время простираний;

-очищение от приносящих боль впечатлений с помощью медитации на Алмазный Ум;

-дарение мандалы;

- Гуру-йога, медитация на Ламу.

Поле силы: см. Мандала.

Посвящение (тиб. ванг, санскр. абхишека): «передача полномочий». Чаще всего связанное с церемониями введение практикующего в поле силы Йидама. Благодаря посвящению ученик получает полномочия медитировать на данный аспект Просветления (см. также Три состояния Просветления). Полномочия на практику связаны с обещаниями. Посвящения могут даваться и просто как благословение (так называемое посвящение-разрешение). Участники такого посвящения получают связь с Ламой, и, кроме того, у них очищаются препятствия на пути к Просветлению. Помимо посвящения, для практик Алмазного пути нужны также передача чтением текста (тиб. лунг) и устные объяснения (тиб. тхри). Непосредственный способ - «гомлунг» - объясняется в статье «медитация».

Прибежище (тиб. кьяб дро, букв. «приходить под защиту»): встреча с собственной природой Будды. Мы обращаемся к ценностям, на которые действительно можно положиться. Мы принимаем Прибежище в Будде как цели, в Дхарме - Учении - как пути, и в совершенной Сангхе - Бодхисаттвах - как друзьях и помощниках на пути. Это так называемые Три драгоценности. В Алмазном пути мы дополнительно принимаем Прибежище в Трех корнях. Принятие Прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Он создает связь между просветленной природой ума ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве доброго знака дается буддийское имя и состригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он отрезал волосы, после того как оставил отчий дом, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.

Природа Будды: см. Будда-природа.

Природа ума: см. Будда-природа.

Просветление / Просветленный: см. Будда.

Просветленная активность: см. Будда-активность.

Просветленный настрой (тиб. чанг чуб кьи сем, санскр. бодхичитта): основа Великого пути и Алмазного пути, желание достичь Просветления для блага всех существ. Настрой ума Бодхисаттвы. Обусловленный (относительный) Просветленный настрой состоит из этого желания и поступков, направленных на самосовершенствование посредством Шести освобождающих действий для блага всех. Окончательный (абсолютный) Просветленный настрой являет собой постижение неразделимости пустоты и сочувствия, спонтанной и свободной от усилий активности без размышлений и колебаний. Субъект, объект и действие больше не воспринимаются как отделенные друг от друга.

Пространство: пространство вневременно, оно есть везде, в качестве присущей всем возможности ума. Оно содержит в себе знание, переживает радость и выражает себя как любящее и разумное. Постоянное знание этого пространства в себе и вокруг себя является полным Просветлением. Часто неправильно понимаемое как ничто, некое отсутствие или черная дыра, в действительности оно все объединяет. Будда описывал его как пустоту; оно охватывает и знает все времена и направления.

Пустота (тиб. тонгпаньи, санскр. шуньята): все является пустым в смысле отсутствия независимого существования. Ничто не возникает само по себе - все происходит на основе тех или иных условий. Пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений и не может быть понята посредством концепций.

Пхова (тиб.): медитация умирания в сознании. Мы учимся отправлять свое сознание из тела в сердце Будды Безграничного Света, таким образом подготавливаясь к смерти. В результате успешной практики у нас будет меньше страхов, а после смерти мы окажемся в Чистой стране Высшей Радости. Оттуда мы сможем продолжить развитие до Просветления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...