Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Раздел 3. Северо-Западный район





ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ

Раздел 1. Экономический район.

Понятие и характеристики

Экономический район определяется как территориальная часть

народного хозяйства, имеющая специализацию в масштабе страны,

сложившуюся под влиянием территориального разделения труда,

природных и социальных свойств территории (гл. 2, разд. 3).

Экономические районы характеризуются большим набором пока-

зателей, среди которых важнейшими являются:

􀂾 Географическое положение района, размер и природные особен-

ности территории, природные ресурсы и экологическая ситуация;

􀂾 Население, его численность, динамика, национальные особенно-

сти, трудовые ресурсы. Городское и сельское расселение.

􀂾 Хозяйственный комплекс, его объем и доля в стране. Профиль хо-

зяйства и специализация в масштабе страны. Факторы и ограниче-

ния современного развития. Связь с другими районами.

􀂾 Перспективы, возможности, проблемы дальнейшего развития.

В экономической географии принято деление России на 11 круп-

ных экономических районов как основных территориальных подраз-

делений ее хозяйственного комплекса. В разрезе этих районов изуча-

ется современная география народного хозяйства страны, разрабаты-

вается ее важнейший раздел – регионалистика (гл.7). В период совет-

ской власти эта сетка районов достаточно широко использовалась ор-

ганами государственного управления как основа долгосрочного тер-

риториального планирования и прогнозирования размещения произ-

водства, для мониторинга регионального развития страны. Эти рай-

оны характеризуются следующими показателями (табл. 8).

 

Как видно из данных, экономические районы – это достаточно

мощные хозяйственные подразделения с числом жителей от 5 до 30

млн. чел. и территорией от 270 до 6200 тыс. км2. Эти параметры соот-

ветствуют размерам среднеевропейских государств. Все районы

сформированы из политико-административных единиц, без наруше-



ния их границ (рис. 3).

Выделение экономических районов составляет сложную методи-

ческую задачу, особенно в условиях резко неравномерного размеще-

ния хозяйства страны, больших контрастов в уровне освоенности, за-

селенности, природно-ресурсных условий. Поэтому выделенные рай-

оны сильно различаются между собой. В условиях реформирования

экономики России, как было видно из предыдущих глав, происходят

заметные изменения географии и структуры хозяйства, меняются

объемы и специализация производства экономических районов. Это

видно из рис. 39, который показывает заметное снижение роли рай-

онов Центральной России и, напротив, – возрастание доли производ-

ства Поволжья, Урала и Зап. Сибири, что говорит о сдвиге производ-

ства в восточные районы страны. Возможно, эти изменения будут на-

столько значительными, что повлияют на сложившуюся сетку эконо-

мических районов. Поэтому изучение современных изменений в гео-

графии хозяйства и в развитии районов составляет важную часть эко-

номико-географического анализа и дает основу для ее совершенство-

вания.

 

 

 

Рис. 39. Геостатистические профили промышленного производства

по крупным экономическим районам России в ценах

соответствующих лет

Раздел 2. Северный район

􀂾 Состав: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, рес-

публики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

􀂾 Главные города1: Мурманск, Архангельск.

Современное значение Северного района определяется его гео-

графическим положением между Северным Ледовитым океаном и

Центральной Россией и специализацией на ресурсных отраслях – лес-

ной, топливной, металлургической. Благодаря незамерзающему Ба-

ренцеву морю район дает кратчайший выход России в открытый оке-

ан, что определяет его геополитическую роль.

Большое своеобразие району придает история его освоения,

идущего со времен новгородской колонизации X века. Находясь в

стороне от арены основной хозяйственной и политической жизни, он

1 Здесь и далее указаны города с населением более 400 тыс. жителей.

2000

 

осваивался путем мирной церковной и крестьянской колонизации, из-

бежал разрушительных иностранных нашествий, не знал помещичье-

крепостного землевладения. Здесь сохранились старые традиции бы-

та, лесных промыслов и ремесел кружевоплетение, резьба по дереву

и бересте и другие, а также памятники деревянного церковного зодче-

ства. Местные угро-финские и северные народы частично ассимили-

рованы русскими, но самые крупные коми, карелы, ненцы сохра-

нили самобытность и имеют свои национальные административно-

территориальные образования. Вместе с тем, несмотря на давнюю ис-

торию развития, из-за своего северного положения район и сегодня

слабо освоен, имеет разреженную транспортную сеть, мало городов и

низкую плотность населения.

Фактором, стимулирующим развитие района, выступают зна-

чительные природные ресурсы: нефть, природный газ, каменный

уголь – в республике Коми и Ненецком округе; железная и полиме-

таллическая руда, горнохимическое сырье в Мурманской области и

Карелии, ресурсы древесины – повсеместно, в реках и прилетающих

морях – рыба.

Промышленное развитие района началось в 30–40 гг. с разработ-

ки местных природных ресурсов, а в послевоенные годы стали стро-

иться и крупные обрабатывающие предприятия, в т.ч. и общероссий-

ского значения. Благодаря близости Центральной России здесь воз-

никли черная и цветная металлургия, энергетикаюи___љ_|__, нефте-газопере-

работка, лесопереработка и целлюлозо-бумажная промышленность.

Старейшая отрасль хозяйства – лесная. Заготовки леса ведутся по

всему району, но его ресурсы уже истощены и слабо возобновляются.

Коренные хвойные леса сохранились лишь на окраинах района.

Крупнейшими центрами лесопереработки стали г.г. Сыктывкар, Ар-

хангельск, Котлас, Сегежа, Кондопога. Север дает 1/4 часть деловой

древесины и почти половину бумаги в России.

В г. Череповце действует один из крупнейших металлургических

комбинатов России, использующий уголь Воркуты и железную руду

Мурманской области и Карелии. Он снабжает металлом машино-

строение Санкт-Петербурга, а также городов района – Вологды, Пет-

розаводска, Архангельска, выпускающих лесную и другую технику.

Череповецкий комбинат – крупный экспортер стали. В Вологде по-

строен крупный шарикоподшипниковый завод, обеспечивающий ав-

тозаводы Поволжья – КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др.

На местных рудах в г.г. Мончегорске и Никеле (Мурманская

обл.) выплавляют медь, никель, кобальт и др. металлы. Здесь же, в

г. Кировске, на базе местного месторождения апатитов выпускается

137

концентрат фосфорных удобрений, который поступает потребителям

России и за рубеж, вплоть до Китая. Азотные удобрения и другую

химическую продукцию производят в Череповце на основе коксового

и металлургического производства.

В пищевой промышленности сохраняются традиции вологодско-

го маслоделия и рыбного промысла. Рыболовство ведется как в реках,

где ловят ценные породы – семгу, сиговые, так и в окружающих мо-

рях. Базой дальнего рыболовства и центром рыбообработки является

г. Мурманск. Отмечается сокращение запасов наиболее ценной рыбы.

Северный район играет большую роль в ВПК России. Здесь, в

Мурманской области, находится база Северного Морского флота,

разрабатываются новые виды вооружений, в г. Северодвинске строят

подводные лодки, остров Новая Земля был местом испытаний ядер-

ного оружия и захоронения ядерных отходов. Все это имело и пози-

тивные, и резко отрицательные последствия для Севера, особенно для

его экологии.

Энергетика представлена гидростанциями Карелии, Кольской

АЭС в Мурманской обл. и тепловыми станциями, работающими на

местном угле, мазуте и природном газе. Нефтегазовая отрасль, рабо-

тающая на ресурсах Тимано-Печорского бассейна (Республика Коми

и Ненецкий округ) имеет хорошие перспективы развития, хотя и

смещается постепенно на север, к морскому побережью. Газ и нефть

по трубопроводам идут в Северо-Западный и Центральный районы.

Проблемы развития Воркутинского угольного бассейна более слож-

ны: уголь здесь дорогой, технология добычи требует обновления.

Сельское хозяйство района развито слабо из-за холодного клима-

та. Однако сельскохозяйственные ареалы, возникшие несколько веков

назад, сохраняются в бассейнах рек Северной Двины, Онеги, Выче-

гды, Ладожского и Онежского озер. Здесь выращиваются рожь, овес,

ячмень, кормовые культуры, картофель, ранние овощи, разводят скот.

В районах проживания коми, ненцев и саами сохраняется оленеводст-

во и охота.

Транспортная сеть разрежена и не удовлетворяет потребности

района. Железные дороги идут от Москвы и Санкт-Петербурга на се-

вер, связывая центр страны с ресурсными районами и морскими пор-

тами, а области района между собой связаны слабо. Нет прямого вы-

хода из Коми республики в Архангельск и на Урал, нет автодорожной

связи между центром и северо-востоком Республики и автодорожной

Сетью Европейской части России, хотя республике, дающей 1/3 топ-

лива Европейской России, эти связи необходимы. Они помогут реше-

нию топливной проблемы Урала и обеспечат кратчайший выход неф-

ти и газа на экспорт.

Проблемой для района является его слабая заселенность

4 чел/кв. км – самая низкая в Европейской России. Сейчас идет отток

населения из района в связи с экономическим спадом и безработицей.

Некоторая стабильность кадров сохраняется лишь в нефтегазодобыче

и металлургии – экспортных отраслях. Более 80% населения живет в

городах с населением 100–400 тыс. чел. Самый крупный город – Мур-

манск (более 430 тыс. жителей). Это самый большой заполярный го-

род мира. Особенность района – отсутствие общего центра, своей

«столицы». Все города сравнительно не велики, расположены по ок-

раинам района и не могут выполнять роль лидера регионального раз-

вития. Поэтому район сохраняет роль ресурсного источника для Цен-

тральной России.

Перспективы района связаны с развитием его ресурсной базы и

сохранением экологической роли для Европейского региона. Нет ос-

нований полагать, что в ближайшее время район будет заселен и ос-

воен на уровне Центральной России. Он останется «северным» как по

природной, так и экономической обстановке. Но и эту ситуацию важ-

но использовать для развития района. Известно, что массивы север-

ных лесов ослабляют арктические ветры, производят кислород, очи-

щают атмосферу от загрязнений, делают более равномерным речной

сток, а по своей продуктивности и качеству средне- и южно-таежные

хвойные леса являются лучшими в России и находятся ближе всего к

потребителям.

Поэтому активная работа по восстановлению лесов, создание

своего рода «лесных плантаций» на местах вырубок, будет иметь как

экологическое, так и лесоресурсное значение. Возобновляемая лесная

база Европейского Севера позволит сохранить трудно восстановимые

леса Сибири и мощную лесную промышленность в районе с уже раз-

витой инфраструктурой. Интенсивное лесное хозяйство, традицион-

ное для местного населения, обеспечит его постоянной работой и со-

хранит уровень заселенности Севера.

Можно полагать, что в недалеком будущем и вода северных рек

будет направлена для подпитки рек загрязненного Волжского бассей-

на, для чего также необходимо сохранить лесной покров. Задаче эко-

логизации важно подчинить и ожидаемое развитие добывающих, ме-

таллургических и топливных отраслей и лесопереработки путем пере-

вода их на малоотходные технологии. Эта лесохозяйственная линия

развития поможет сохранить Север как район старой русской культу-

ры и создать здесь район экзотической, туристической, спортивно-

промысловой рекреации.

 

Раздел 3. Северо-Западный район

􀂾 Состав: г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псков-

ская и Калининградская области.

􀂾 Главные города: Санкт-Петербург – 4,6 млн. чел., Калининград.

Место района в составе страны определяется ролью г. Санкт-

Петербурга как главного порта России на Балтийском море, крупней-

шего центра квалифицированного машиностроения, вместе с Моск-

вой определяющего главные достижения России в техническом про-

грессе, науке и культуре. Приморское положение на выходе в Европу,

научно-технический потенциал, квалифицированные кадры – главные

факторы развития района, наиболее важные на современном этапе

развития. Недаром в Санкт-Петербурге активно развивается третич-

ная сфера – сфера услуг – транспортных, торговых и финансовых, по

привлечению иностранных инвестиций город уступает только Москве.

История развития района связана с разными пластами русской

истории. Санкт-Петербург, возникнув как столица Российской Импе-

рии и являясь ею в течение 200 лет, стал самым «европейским» горо-

дом страны, вторым по численности населения и воплотил в себе не

только передовые научно-технические достижения, но и достижения

классической европейской культуры и архитектуры, дворцового и

паркового искусства. Внутренние же области – Новгородская и

Псковская – имеют 1000-летнюю историю со времен Древней Руси,

возникнув как первые русские княжества на торговом пути «из варяг

в греки», а города Великий Новгород и Псков сохранили образцы

древнерусской культуры. Вместе с тем сегодня эти области развиты и

заселены значительно слабее по сравнению с ближним окружением

Санкт-Петербурга. Столичный Санкт-Петербург, черпая из своей про-

винции людские, материальные, природные ресурсы, отвлекая на себя

торговлю, промышленность, капиталы, замедлял и ослаблял развитие

этих областей.

Особое место занимает Калининградская обл., отделенная от рай-

она странами Балтии и вошедшая в состав России после Великой Оте-

чественной войны, также обеспечивающая выход России в Балтийское

море. Хотя морской порт имеет сравнительно небольшую мощность,

но как самый «западный» выход России в Европу, центр судостроения

и рыболовства, он нуждается в укреплении и развитии.

Северо-Западный район беден природными ресурсами, поэтому

всегда ввозил сырье и топливо. Он получает сталь из Череповца, цвет-

ные металлы из Мурманской обл. и с Урала, его нефтепереработка и

 

энергетика работают на нефти и газе из Коми и Поволжья. Электро-

энергию дает также мощная Ленинградская АЭС.

На местном сырье (г. Тихвин) здесь создано первое в стране про-

изводство алюминия, велась добыча фосфоритов и строительного сы-

рья, но их ресурсы истощены. Коренные хвойные леса практически

вырублены, на их месте растут вторичные, в основном, мелколиствен-

ные леса.

Основу промышленного развития составляет разнообразное ма-

шиностроение, в котором занято 2/3 рабочих. Корни его уходят в судо-

строение и производство оружия, начиная с образования Санкт-

Петербурга. Наиболее массовыми видами машиностроения являются

выпуск энергетического (половина электротурбин России) и промыш-

ленного оборудования, судостроение (военные, торговые, ледокольные

суда), производство тракторов, экскаваторов, станков. Но современное

«лицо» района определяет наукоемкое машиностроение – авиа-

космическое производство, теле-радиотехника, оптика, электроника,

приборостроение. При этом около 80% соответствующих предприятий

сосредоточено в Санкт-Петербурге и его окружении. Только в

70–80-е годы началось промышленное оживление периферии района –

в Новгороде, Пскове, Великих Луках, Старой Руссе построены пред-

приятия радио- и электротехнической, электронной, приборорострои-

тельной промышленности и других видов точного машиностроения.

В последние годы в окрестностях Санкт-Петербурга создается

автомобилестроение на иностранных инвестициях с выпуском машин

фирм Форда, Ниссан и др. Из других отраслей промышленности в

районе развита химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, обув-

ная (10% обуви России), швейная, пищевая производство строитель-

ных материалов.

Сельское хозяйство в пригородных районах Санкт-Петербурга

имеет интенсивный характер и специализируется на производстве

молока и овощей, птицеводстве и свиноводстве. В глубинных районах

основной отраслью является скотоводство, земледелие имеет подсоб-

ное значение, выращивая в основном корма для животных, овощи,

картофель, лен, часть пахотных земель постепенно превращается в

кормовые угодья.

Выгодность транспортного положения Санкт-Петербурга на

Балтийском море усиливается его хорошей железнодорожной связью

с районами России и зарубежьем. Дороги от него идут в Финляндию и

Мурманск, на Урал и Волгу, к Москве, в Белоруссию и Украину, в

Прибалтику и далее в Польшу и Германию. В связи с утратой Россией

портов в Прибалтике, начато строительство новых портов на побере-

 

жье Финского залива, в том числе в г.г. Луге и в Приморске – уже

действуют.

По численности населения район сравнительно не велик – около

9 млн.чел. Более 85% населения проживает в городах, что является

самым высоким показателем для России. При этом в Санкт-

Петербургской агломерации, с ее 35 городами (рис. 22) проживает 6,5

млн. чел – более 70% населения района, а сам Санкт-Петербург вто-

рой по населению город России. Все остальные города района хотя и

многочисленны, но не велики. Самые крупные из них – Великий Нов-

город и Псков насчитывают по 300 и 200 тыс. человек. В результате

постоянного отъезда людей в Санкт-Петербург сельская заселенность

района упала за последние полвека в 2–3 раза и является сейчас одной

из самых низких в Центральной России 5 чел./км2, что связано так-

же с мелкоселенность сельского расселения.

Большую актуальность для района имеет рекреация – деятель-

ность по развитию отдыха и оздоровления многомиллионного город-

ского населения. К этому здесь есть широкие возможности: много-

численные реки и озера Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковско-

Чудское позволяют развивать водный туризм. Памятники истории и

культуры Новгорода и Пскова, архитектура и дворцово-парковые ан-

самбли Санкт-Петербурга и окрестностей перспективны для познава-

тельного, в т.ч. международного туризма. Финское побережье и Ка-

рельский перешеек обеспечивают ближний приморский отдых жите-

лю средней России.

Экологические проблемы района связаны с высокой концентраци-

ей промышленности в Санкт-Петербурге и вблизи его, выбросы и

стоки которой загрязняют атмосферу и реки на десятки километров в

округе. Вместе с тем достаточно высокая лесистость – 40–45%, влаж-

ный климат и ветреная погода способствуют рассеиванию и ассими-

ляции этих загрязнений. Особую опасность представляет загрязнение

р. Невы и Финского залива городскими стоками. Эколого-ресурсная

проблема снижение качества лесов, утрата ими промышленного

значения, зарастание пахотных земель кустарником.

Перспективы развития Северо-Запада связаны с отраслями на-

учно-технического прогресса – электроникой, информатикой, конвер-

сией оборонного комплекса, развитием точного и сокращением мас-

сового машиностроения. Вторая линия – развитие морских портов, их

инфраструктуры и широкой системы их торгового, финансового, де-

лового обслуживания, создание свободной экономической зоны – как

полигона для привлечения иностранного капитала, т.е. развитие эко-

номики постиндустриального типа с одновременным освоением бога-

тых рекреационных ресурсов района.

Таким образом, Северо-Западный район имеет все возможности

для модернизации экономики по постиндустриальной модели, высту-

пив своеобразным «мостом» для ее проникновения во внутренние

районы России.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.