Раздел 3. Северо-Западный район
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ Раздел 1. Экономический район. Понятие и характеристики Экономический район определяется как территориальная часть народного хозяйства, имеющая специализацию в масштабе страны, сложившуюся под влиянием территориального разделения труда, природных и социальных свойств территории (гл. 2, разд. 3). Экономические районы характеризуются большим набором пока- зателей, среди которых важнейшими являются: Географическое положение района, размер и природные особен- ности территории, природные ресурсы и экологическая ситуация; Население, его численность, динамика, национальные особенно- сти, трудовые ресурсы. Городское и сельское расселение. Хозяйственный комплекс, его объем и доля в стране. Профиль хо- зяйства и специализация в масштабе страны. Факторы и ограниче- ния современного развития. Связь с другими районами. Перспективы, возможности, проблемы дальнейшего развития. В экономической географии принято деление России на 11 круп- ных экономических районов как основных территориальных подраз- делений ее хозяйственного комплекса. В разрезе этих районов изуча- ется современная география народного хозяйства страны, разрабаты- вается ее важнейший раздел – регионалистика (гл.7). В период совет- ской власти эта сетка районов достаточно широко использовалась ор- ганами государственного управления как основа долгосрочного тер- риториального планирования и прогнозирования размещения произ- водства, для мониторинга регионального развития страны. Эти рай- оны характеризуются следующими показателями (табл. 8).
Как видно из данных, экономические районы – это достаточно
мощные хозяйственные подразделения с числом жителей от 5 до 30 млн. чел. и территорией от 270 до 6200 тыс. км2. Эти параметры соот- ветствуют размерам среднеевропейских государств. Все районы сформированы из политико-административных единиц, без наруше- ния их границ (рис. 3). Выделение экономических районов составляет сложную методи- ческую задачу, особенно в условиях резко неравномерного размеще- ния хозяйства страны, больших контрастов в уровне освоенности, за- селенности, природно-ресурсных условий. Поэтому выделенные рай- оны сильно различаются между собой. В условиях реформирования экономики России, как было видно из предыдущих глав, происходят заметные изменения географии и структуры хозяйства, меняются объемы и специализация производства экономических районов. Это видно из рис. 39, который показывает заметное снижение роли рай- онов Центральной России и, напротив, – возрастание доли производ- ства Поволжья, Урала и Зап. Сибири, что говорит о сдвиге производ- ства в восточные районы страны. Возможно, эти изменения будут на- столько значительными, что повлияют на сложившуюся сетку эконо- мических районов. Поэтому изучение современных изменений в гео- графии хозяйства и в развитии районов составляет важную часть эко- номико-географического анализа и дает основу для ее совершенство- вания.
Рис. 39. Геостатистические профили промышленного производства по крупным экономическим районам России в ценах соответствующих лет Раздел 2. Северный район Состав: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, рес- публики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Главные города1: Мурманск, Архангельск. Современное значение Северного района определяется его гео- графическим положением между Северным Ледовитым океаном и
Центральной Россией и специализацией на ресурсных отраслях – лес- ной, топливной, металлургической. Благодаря незамерзающему Ба- ренцеву морю район дает кратчайший выход России в открытый оке- ан, что определяет его геополитическую роль. Большое своеобразие району придает история его освоения, идущего со времен новгородской колонизации X века. Находясь в стороне от арены основной хозяйственной и политической жизни, он 1 Здесь и далее указаны города с населением более 400 тыс. жителей. 2000
осваивался путем мирной церковной и крестьянской колонизации, из- бежал разрушительных иностранных нашествий, не знал помещичье- крепостного землевладения. Здесь сохранились старые традиции бы- та, лесных промыслов и ремесел – кружевоплетение, резьба по дереву и бересте и другие, а также памятники деревянного церковного зодче- ства. Местные угро-финские и северные народы частично ассимили- рованы русскими, но самые крупные – коми, карелы, ненцы – сохра- нили самобытность и имеют свои национальные административно- территориальные образования. Вместе с тем, несмотря на давнюю ис- торию развития, из-за своего северного положения район и сегодня слабо освоен, имеет разреженную транспортную сеть, мало городов и низкую плотность населения. Фактором, стимулирующим развитие района, выступают зна- чительные природные ресурсы: нефть, природный газ, каменный уголь – в республике Коми и Ненецком округе; железная и полиме- таллическая руда, горнохимическое сырье в Мурманской области и Карелии, ресурсы древесины – повсеместно, в реках и прилетающих морях – рыба. Промышленное развитие района началось в 30–40 гг. с разработ- ки местных природных ресурсов, а в послевоенные годы стали стро- иться и крупные обрабатывающие предприятия, в т.ч. и общероссий- ского значения. Благодаря близости Центральной России здесь воз- никли черная и цветная металлургия, энергетикаюи___љ_|__, нефте-газопере- работка, лесопереработка и целлюлозо-бумажная промышленность. Старейшая отрасль хозяйства – лесная. Заготовки леса ведутся по всему району, но его ресурсы уже истощены и слабо возобновляются. Коренные хвойные леса сохранились лишь на окраинах района.
Крупнейшими центрами лесопереработки стали г.г. Сыктывкар, Ар- хангельск, Котлас, Сегежа, Кондопога. Север дает 1/4 часть деловой древесины и почти половину бумаги в России. В г. Череповце действует один из крупнейших металлургических комбинатов России, использующий уголь Воркуты и железную руду Мурманской области и Карелии. Он снабжает металлом машино- строение Санкт-Петербурга, а также городов района – Вологды, Пет- розаводска, Архангельска, выпускающих лесную и другую технику. Череповецкий комбинат – крупный экспортер стали. В Вологде по- строен крупный шарикоподшипниковый завод, обеспечивающий ав- тозаводы Поволжья – КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др. На местных рудах в г.г. Мончегорске и Никеле (Мурманская обл.) выплавляют медь, никель, кобальт и др. металлы. Здесь же, в г. Кировске, на базе местного месторождения апатитов выпускается 137 концентрат фосфорных удобрений, который поступает потребителям России и за рубеж, вплоть до Китая. Азотные удобрения и другую химическую продукцию производят в Череповце на основе коксового и металлургического производства. В пищевой промышленности сохраняются традиции вологодско- го маслоделия и рыбного промысла. Рыболовство ведется как в реках, где ловят ценные породы – семгу, сиговые, так и в окружающих мо- рях. Базой дальнего рыболовства и центром рыбообработки является г. Мурманск. Отмечается сокращение запасов наиболее ценной рыбы. Северный район играет большую роль в ВПК России. Здесь, в Мурманской области, находится база Северного Морского флота, разрабатываются новые виды вооружений, в г. Северодвинске строят подводные лодки, остров Новая Земля был местом испытаний ядер- ного оружия и захоронения ядерных отходов. Все это имело и пози- тивные, и резко отрицательные последствия для Севера, особенно для его экологии. Энергетика представлена гидростанциями Карелии, Кольской АЭС в Мурманской обл. и тепловыми станциями, работающими на местном угле, мазуте и природном газе. Нефтегазовая отрасль, рабо-
тающая на ресурсах Тимано-Печорского бассейна (Республика Коми и Ненецкий округ) имеет хорошие перспективы развития, хотя и смещается постепенно на север, к морскому побережью. Газ и нефть по трубопроводам идут в Северо-Западный и Центральный районы. Проблемы развития Воркутинского угольного бассейна более слож- ны: уголь здесь дорогой, технология добычи требует обновления. Сельское хозяйство района развито слабо из-за холодного клима- та. Однако сельскохозяйственные ареалы, возникшие несколько веков назад, сохраняются в бассейнах рек Северной Двины, Онеги, Выче- гды, Ладожского и Онежского озер. Здесь выращиваются рожь, овес, ячмень, кормовые культуры, картофель, ранние овощи, разводят скот. В районах проживания коми, ненцев и саами сохраняется оленеводст- во и охота. Транспортная сеть разрежена и не удовлетворяет потребности района. Железные дороги идут от Москвы и Санкт-Петербурга на се- вер, связывая центр страны с ресурсными районами и морскими пор- тами, а области района между собой связаны слабо. Нет прямого вы- хода из Коми республики в Архангельск и на Урал, нет автодорожной связи между центром и северо-востоком Республики и автодорожной Сетью Европейской части России, хотя республике, дающей 1/3 топ- лива Европейской России, эти связи необходимы. Они помогут реше- нию топливной проблемы Урала и обеспечат кратчайший выход неф- ти и газа на экспорт. Проблемой для района является его слабая заселенность – 4 чел/кв. км – самая низкая в Европейской России. Сейчас идет отток населения из района в связи с экономическим спадом и безработицей. Некоторая стабильность кадров сохраняется лишь в нефтегазодобыче и металлургии – экспортных отраслях. Более 80% населения живет в городах с населением 100–400 тыс. чел. Самый крупный город – Мур- манск (более 430 тыс. жителей). Это самый большой заполярный го- род мира. Особенность района – отсутствие общего центра, своей «столицы». Все города сравнительно не велики, расположены по ок- раинам района и не могут выполнять роль лидера регионального раз- вития. Поэтому район сохраняет роль ресурсного источника для Цен- тральной России. Перспективы района связаны с развитием его ресурсной базы и сохранением экологической роли для Европейского региона. Нет ос- нований полагать, что в ближайшее время район будет заселен и ос- воен на уровне Центральной России. Он останется «северным» как по природной, так и экономической обстановке. Но и эту ситуацию важ- но использовать для развития района. Известно, что массивы север- ных лесов ослабляют арктические ветры, производят кислород, очи-
щают атмосферу от загрязнений, делают более равномерным речной сток, а по своей продуктивности и качеству средне- и южно-таежные хвойные леса являются лучшими в России и находятся ближе всего к потребителям. Поэтому активная работа по восстановлению лесов, создание своего рода «лесных плантаций» на местах вырубок, будет иметь как экологическое, так и лесоресурсное значение. Возобновляемая лесная база Европейского Севера позволит сохранить трудно восстановимые леса Сибири и мощную лесную промышленность в районе с уже раз- витой инфраструктурой. Интенсивное лесное хозяйство, традицион- ное для местного населения, обеспечит его постоянной работой и со- хранит уровень заселенности Севера. Можно полагать, что в недалеком будущем и вода северных рек будет направлена для подпитки рек загрязненного Волжского бассей- на, для чего также необходимо сохранить лесной покров. Задаче эко- логизации важно подчинить и ожидаемое развитие добывающих, ме- таллургических и топливных отраслей и лесопереработки путем пере- вода их на малоотходные технологии. Эта лесохозяйственная линия развития поможет сохранить Север как район старой русской культу- ры и создать здесь район экзотической, туристической, спортивно- промысловой рекреации.
Раздел 3. Северо-Западный район Состав: г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псков- ская и Калининградская области. Главные города: Санкт-Петербург – 4,6 млн. чел., Калининград. Место района в составе страны определяется ролью г. Санкт- Петербурга как главного порта России на Балтийском море, крупней- шего центра квалифицированного машиностроения, вместе с Моск- вой определяющего главные достижения России в техническом про- грессе, науке и культуре. Приморское положение на выходе в Европу, научно-технический потенциал, квалифицированные кадры – главные факторы развития района, наиболее важные на современном этапе развития. Недаром в Санкт-Петербурге активно развивается третич- ная сфера – сфера услуг – транспортных, торговых и финансовых, по привлечению иностранных инвестиций город уступает только Москве. История развития района связана с разными пластами русской истории. Санкт-Петербург, возникнув как столица Российской Импе- рии и являясь ею в течение 200 лет, стал самым «европейским» горо- дом страны, вторым по численности населения и воплотил в себе не только передовые научно-технические достижения, но и достижения классической европейской культуры и архитектуры, дворцового и паркового искусства. Внутренние же области – Новгородская и Псковская – имеют 1000-летнюю историю со времен Древней Руси, возникнув как первые русские княжества на торговом пути «из варяг в греки», а города Великий Новгород и Псков сохранили образцы древнерусской культуры. Вместе с тем сегодня эти области развиты и заселены значительно слабее по сравнению с ближним окружением Санкт-Петербурга. Столичный Санкт-Петербург, черпая из своей про- винции людские, материальные, природные ресурсы, отвлекая на себя торговлю, промышленность, капиталы, замедлял и ослаблял развитие этих областей. Особое место занимает Калининградская обл., отделенная от рай- она странами Балтии и вошедшая в состав России после Великой Оте- чественной войны, также обеспечивающая выход России в Балтийское море. Хотя морской порт имеет сравнительно небольшую мощность, но как самый «западный» выход России в Европу, центр судостроения и рыболовства, он нуждается в укреплении и развитии. Северо-Западный район беден природными ресурсами, поэтому всегда ввозил сырье и топливо. Он получает сталь из Череповца, цвет- ные металлы из Мурманской обл. и с Урала, его нефтепереработка и
энергетика работают на нефти и газе из Коми и Поволжья. Электро- энергию дает также мощная Ленинградская АЭС. На местном сырье (г. Тихвин) здесь создано первое в стране про- изводство алюминия, велась добыча фосфоритов и строительного сы- рья, но их ресурсы истощены. Коренные хвойные леса практически вырублены, на их месте растут вторичные, в основном, мелколиствен- ные леса. Основу промышленного развития составляет разнообразное ма- шиностроение, в котором занято 2/3 рабочих. Корни его уходят в судо- строение и производство оружия, начиная с образования Санкт- Петербурга. Наиболее массовыми видами машиностроения являются выпуск энергетического (половина электротурбин России) и промыш- ленного оборудования, судостроение (военные, торговые, ледокольные суда), производство тракторов, экскаваторов, станков. Но современное «лицо» района определяет наукоемкое машиностроение – авиа- космическое производство, теле-радиотехника, оптика, электроника, приборостроение. При этом около 80% соответствующих предприятий сосредоточено в Санкт-Петербурге и его окружении. Только в 70–80-е годы началось промышленное оживление периферии района – в Новгороде, Пскове, Великих Луках, Старой Руссе построены пред- приятия радио- и электротехнической, электронной, приборорострои- тельной промышленности и других видов точного машиностроения. В последние годы в окрестностях Санкт-Петербурга создается автомобилестроение на иностранных инвестициях с выпуском машин фирм Форда, Ниссан и др. Из других отраслей промышленности в районе развита химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, обув- ная (10% обуви России), швейная, пищевая производство строитель- ных материалов. Сельское хозяйство в пригородных районах Санкт-Петербурга имеет интенсивный характер и специализируется на производстве молока и овощей, птицеводстве и свиноводстве. В глубинных районах основной отраслью является скотоводство, земледелие имеет подсоб- ное значение, выращивая в основном корма для животных, овощи, картофель, лен, часть пахотных земель постепенно превращается в кормовые угодья. Выгодность транспортного положения Санкт-Петербурга на Балтийском море усиливается его хорошей железнодорожной связью с районами России и зарубежьем. Дороги от него идут в Финляндию и Мурманск, на Урал и Волгу, к Москве, в Белоруссию и Украину, в Прибалтику и далее в Польшу и Германию. В связи с утратой Россией портов в Прибалтике, начато строительство новых портов на побере-
жье Финского залива, в том числе в г.г. Луге и в Приморске – уже действуют. По численности населения район сравнительно не велик – около 9 млн.чел. Более 85% населения проживает в городах, что является самым высоким показателем для России. При этом в Санкт- Петербургской агломерации, с ее 35 городами (рис. 22) проживает 6,5 млн. чел – более 70% населения района, а сам Санкт-Петербург – вто- рой по населению город России. Все остальные города района хотя и многочисленны, но не велики. Самые крупные из них – Великий Нов- город и Псков – насчитывают по 300 и 200 тыс. человек. В результате постоянного отъезда людей в Санкт-Петербург сельская заселенность района упала за последние полвека в 2–3 раза и является сейчас одной из самых низких в Центральной России – 5 чел./км2, что связано так- же с мелкоселенность сельского расселения. Большую актуальность для района имеет рекреация – деятель- ность по развитию отдыха и оздоровления многомиллионного город- ского населения. К этому здесь есть широкие возможности: много- численные реки и озера – Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковско- Чудское – позволяют развивать водный туризм. Памятники истории и культуры Новгорода и Пскова, архитектура и дворцово-парковые ан- самбли Санкт-Петербурга и окрестностей перспективны для познава- тельного, в т.ч. международного туризма. Финское побережье и Ка- рельский перешеек обеспечивают ближний приморский отдых жите- лю средней России. Экологические проблемы района связаны с высокой концентраци- ей промышленности в Санкт-Петербурге и вблизи его, выбросы и стоки которой загрязняют атмосферу и реки на десятки километров в округе. Вместе с тем достаточно высокая лесистость – 40–45%, влаж- ный климат и ветреная погода способствуют рассеиванию и ассими- ляции этих загрязнений. Особую опасность представляет загрязнение р. Невы и Финского залива городскими стоками. Эколого-ресурсная проблема – снижение качества лесов, утрата ими промышленного значения, зарастание пахотных земель кустарником. Перспективы развития Северо-Запада связаны с отраслями на- учно-технического прогресса – электроникой, информатикой, конвер- сией оборонного комплекса, развитием точного и сокращением мас- сового машиностроения. Вторая линия – развитие морских портов, их инфраструктуры и широкой системы их торгового, финансового, де- лового обслуживания, создание свободной экономической зоны – как полигона для привлечения иностранного капитала, т.е. развитие эко- номики постиндустриального типа с одновременным освоением бога- тых рекреационных ресурсов района. Таким образом, Северо-Западный район имеет все возможности для модернизации экономики по постиндустриальной модели, высту- пив своеобразным «мостом» для ее проникновения во внутренние районы России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|