Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Волго - Вятский район

􀂾 Состав: Кировская и Нижегородская области, республики Марий

Эл, Мордовия, Чувашия.

􀂾 Главные города: Нижний Новгород – 1,4 млн. чел., Киров, Чебок-

сары.

Этот небольшой по площади и населению район, единственный,

не выходящей к границе России не имеющий крупных природных ре-

сурсов, создал развитую экономику, опираясь на свое чрезвычайно

выгодное географическое положение – в географическом центре Вос-

точно-Европейской равнины, в месте слияния Волги и Оки и между

главными районами России – Центральным, Поволжским и Ураль-

ским. Используя научно-технические достижения Москвы, металл

Урала, нефть Поволжья, г. Нижний Новгород стал третьим промыш-

ленным, торговым и научно-техническим центром России.

Основой промышленности стало машиностроение, возникшее в на-

чале XX века из местного судостроения, а позже дополненное автомо-

бильными, авиационными, военными и другими заводами. Это самый

«машиностроительный» район страны: доля машин в выпуске промыш-

ленной продукции района превышает 40%. Его главная специализация –

транспортная техника. Ведущая отрасль – автомобильная, представлена

заводом «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, где производят 20% легковых ав-

томобилей России, а также грузовые машины, в т.ч. типа ″Газель″.

В районе выпускают также автобусы, автосамосвалы, автофургоны, вез-

деходы, моторы и дизельные двигатели, запасные части. Важное значе-

ние имеет выпуск тракторов, бульдозеров, тягачей, экскаваторов

(1\3 производства страны) и другой движущейся техники.

Судостроение представлено несколькими заводами, среди кото-

рых крупнейший – Сормовский в Нижнем Новгороде. Он строит суда

на подводных крыльях, дизель-электроходы, морские паромы, суда

типа ″река – море″, суда военного назначения. Сейчас, в связи с кон-

версией, начинается выпуск более современных судов, в конструкции

которых широко использованы достижения военного судостроения.

В Нижнем Новгороде работает авиационный завод. С ним связа-

но развитие точного и тонкого машиностроения – производство стан-

ков, приборов, инструментов, электро- и радиотехники, средств авто-

матики. Во многих городах размещаются предприятия ВПК. Наибо-

лее известен из них город Арзамас, около которого в ″закрытом″ го-

роде были созданы первые атомные и водородные бомбы и другие

виды ядерных вооружений (город Саров).

Машиностроение тесно взаимодействует со второй отраслью

района – химической, которая производит автомобильные шины, ис-

кусственные кожи, смолы и пластмассы и другие изделия, нужные в

машиностроении. Для земледелия выпускают азотные и фосфорные

удобрения. Главный центр – г. Дзержинск.

Третья отрасль специализации – лесная промышленность, но лес-

ные ресурсы уже истощены и сохранились лишь на севере Кировской

обл. Однако в г. Балахне на Волге действует крупный целлюлозно-

бумажный комбинат, производящий 1/3 газетной бумаги в стране.

Различные деревообрабатывающие предприятия размещаются прак-

тически во всех городах района.

Развитие этих отраслей обеспечивается энергетикой, работающей на

привозных нефти и газе, а также гидроресурсах Волги, на которых рабо-

тают Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Нефтепереработка, передель-

ная металлургия, цементное производство, легкая, в т.ч. крупная обувная,

промышленность дополняют хозяйственный комплекс.

Сельское хозяйство района работает устойчиво, в основном на

землях южной части района, где выращивают пшеницу, крупяные

культуры, хмель (Чувашия), рожь, картофель, овес, лен-долгунец (За-

волжье). Мясомолочное животноводство развито повсюду, но сильнее

– в северной части района. В южной больше разводят свиней и овец.

Развитие сельского хозяйства опирается на традиции многонацио-

нального населения, хорошо сохранившиеся в местных селах.

В целом район имеет стабильное население и равномерную засе-

ленность (кроме Кировской области) – около 30–40 чел./км2. Факто-

ром стабильности являются благоприятные экономические и природ-

ные условия района, а также высокая доля в сельском населении чу-

вашей, марийцев, мордвы, которые менее склонны к переселениям по

сравнению с русскими.

Нижний Новгород – четвертый по величине город России – явля-

ется центром городской агломерации с 2 млн. населения и 20 город-

скими поселениями. Среди других городов выделяются г.г. Чебокса-

ры, Киров, Саранск, Волжск, Дзержинск, где работают современные

заводы квалифицированного машиностроения, военные, химические

и другие предприятия. Но все они сильно уступают Нижнему Новго-

роду по производственному и людскому потенциалу.

Период реформ, сопровождающийся спадом в экономике, силь-

нее затронул периферийные области – заволжские территории и на-

циональные республики. Район выживает за счет автомобилестрое-

ния, спад в котором существенно ниже, чем в других отраслях.

Экологическая ситуация в районе в целом достаточно благополуч-

ная, за исключением крупных городов и центров химической и целлю-

лозно-бумажной промышленности Нижнего Новгорода, Дзержинска,

Балахны и др. Здесь население страдает от загрязнения воздуха и водо-

емов, в т.ч. и самой Волги. Наличие в районе двух крупных водохрани-

лищ с их плотинами вызывает подтопление земель, эвтрофикацию мел-

ководий, гибель рыбы и другие волжские проблемы.

Перспективы района связаны, прежде всего, с развитием отрас-

лей специализации, с возрождением авто-, судо- и авиастроения с их

переходом на спрос среднего и мелкого потребителя. Поэтому будет

развиваться серийное производство разнообразных по назначению и

параметрам транспортных средств, использование которых может

быть и индивидуальным, и мелкокорпоративным (в малом и среднем

бизнесе). Район по своей технической подготовленности может раз-

вить и другие современные производства, в т.ч. разработку малоот-

ходных экологичных технологий и образцов такой техники, а также

может возродиться как крупный торгово-распределительный центр с

комплексом посреднических услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...