Раздел 5. Волго - Вятский район
Состав: Кировская и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия. Главные города: Нижний Новгород – 1,4 млн. чел., Киров, Чебок- сары. Этот небольшой по площади и населению район, единственный, не выходящей к границе России не имеющий крупных природных ре- сурсов, создал развитую экономику, опираясь на свое чрезвычайно выгодное географическое положение – в географическом центре Вос- точно-Европейской равнины, в месте слияния Волги и Оки и между главными районами России – Центральным, Поволжским и Ураль- ским. Используя научно-технические достижения Москвы, металл Урала, нефть Поволжья, г. Нижний Новгород стал третьим промыш- ленным, торговым и научно-техническим центром России. Основой промышленности стало машиностроение, возникшее в на- чале XX века из местного судостроения, а позже дополненное автомо- бильными, авиационными, военными и другими заводами. Это самый «машиностроительный» район страны: доля машин в выпуске промыш- ленной продукции района превышает 40%. Его главная специализация – транспортная техника. Ведущая отрасль – автомобильная, представлена заводом «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, где производят 20% легковых ав- томобилей России, а также грузовые машины, в т.ч. типа ″Газель″. В районе выпускают также автобусы, автосамосвалы, автофургоны, вез- деходы, моторы и дизельные двигатели, запасные части. Важное значе- ние имеет выпуск тракторов, бульдозеров, тягачей, экскаваторов (1\3 производства страны) и другой движущейся техники. Судостроение представлено несколькими заводами, среди кото- рых крупнейший – Сормовский в Нижнем Новгороде. Он строит суда
на подводных крыльях, дизель-электроходы, морские паромы, суда типа ″река – море″, суда военного назначения. Сейчас, в связи с кон- версией, начинается выпуск более современных судов, в конструкции которых широко использованы достижения военного судостроения. В Нижнем Новгороде работает авиационный завод. С ним связа- но развитие точного и тонкого машиностроения – производство стан- ков, приборов, инструментов, электро- и радиотехники, средств авто- матики. Во многих городах размещаются предприятия ВПК. Наибо- лее известен из них город Арзамас, около которого в ″закрытом″ го- роде были созданы первые атомные и водородные бомбы и другие виды ядерных вооружений (город Саров). Машиностроение тесно взаимодействует со второй отраслью района – химической, которая производит автомобильные шины, ис- кусственные кожи, смолы и пластмассы и другие изделия, нужные в машиностроении. Для земледелия выпускают азотные и фосфорные удобрения. Главный центр – г. Дзержинск. Третья отрасль специализации – лесная промышленность, но лес- ные ресурсы уже истощены и сохранились лишь на севере Кировской обл. Однако в г. Балахне на Волге действует крупный целлюлозно- бумажный комбинат, производящий 1/3 газетной бумаги в стране. Различные деревообрабатывающие предприятия размещаются прак- тически во всех городах района. Развитие этих отраслей обеспечивается энергетикой, работающей на привозных нефти и газе, а также гидроресурсах Волги, на которых рабо- тают Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Нефтепереработка, передель- ная металлургия, цементное производство, легкая, в т.ч. крупная обувная, промышленность дополняют хозяйственный комплекс. Сельское хозяйство района работает устойчиво, в основном на землях южной части района, где выращивают пшеницу, крупяные культуры, хмель (Чувашия), рожь, картофель, овес, лен-долгунец (За-
волжье). Мясомолочное животноводство развито повсюду, но сильнее – в северной части района. В южной больше разводят свиней и овец. Развитие сельского хозяйства опирается на традиции многонацио- нального населения, хорошо сохранившиеся в местных селах. В целом район имеет стабильное население и равномерную засе- ленность (кроме Кировской области) – около 30–40 чел./км2. Факто- ром стабильности являются благоприятные экономические и природ- ные условия района, а также высокая доля в сельском населении чу- вашей, марийцев, мордвы, которые менее склонны к переселениям по сравнению с русскими. Нижний Новгород – четвертый по величине город России – явля- ется центром городской агломерации с 2 млн. населения и 20 город- скими поселениями. Среди других городов выделяются г.г. Чебокса- ры, Киров, Саранск, Волжск, Дзержинск, где работают современные заводы квалифицированного машиностроения, военные, химические и другие предприятия. Но все они сильно уступают Нижнему Новго- роду по производственному и людскому потенциалу. Период реформ, сопровождающийся спадом в экономике, силь- нее затронул периферийные области – заволжские территории и на- циональные республики. Район выживает за счет автомобилестрое- ния, спад в котором существенно ниже, чем в других отраслях. Экологическая ситуация в районе в целом достаточно благополуч- ная, за исключением крупных городов и центров химической и целлю- лозно-бумажной промышленности – Нижнего Новгорода, Дзержинска, Балахны и др. Здесь население страдает от загрязнения воздуха и водо- емов, в т.ч. и самой Волги. Наличие в районе двух крупных водохрани- лищ с их плотинами вызывает подтопление земель, эвтрофикацию мел- ководий, гибель рыбы и другие волжские проблемы. Перспективы района связаны, прежде всего, с развитием отрас- лей специализации, с возрождением авто-, судо- и авиастроения с их переходом на спрос среднего и мелкого потребителя. Поэтому будет развиваться серийное производство разнообразных по назначению и параметрам транспортных средств, использование которых может быть и индивидуальным, и мелкокорпоративным (в малом и среднем бизнесе). Район по своей технической подготовленности может раз- вить и другие современные производства, в т.ч. разработку малоот- ходных экологичных технологий и образцов такой техники, а также может возродиться как крупный торгово-распределительный центр с комплексом посреднических услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|