Раздел 12. Дальневосточный район
Состав: Приморский, Камчатский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская обл., республика Саха (Якутия), Еврей- ская автономная область, Чукотский автономный округ. Главные города: Владивосток – 600 тыс. чел., Хабаровск. Дальний Восток занимает 1/3 площади страны, на которой про- живает лишь 4% ее населения с плотностью 1,1 чел./кв.км. Этот са- мый большой и наименее заселенный район страны выделяется уни- кальным географическим положением – выходом России к побере- жью Тихого океана протяженностью в 20 тыс.км. Это говорит о воз- можности и важности тесного сотрудничества района с бурно разви- вающимися странами Восточной Азии – Японией, Китаем, Южной Кореей и др. Пока это сотрудничество имеет узкие рамки в области экспорта некоторых природных ресурсов. Богатые, но пока слабо освоенные природные ресурсы определя- ют профиль хозяйства и место района в территориальном разделении труда. Здесь размещаются основные запасы золота, серебра, ртути и алмазов страны, 30% потенциальных запасов каменного угля, 20% за- паса древесины. Высоко оцениваются прогнозные запасы природного газа (Якутия), нефти (о. Сахалин), разнообразных металлических руд, которые начинают разрабатываться. В число важнейших входят ре- сурсы моря – рыба, морские звери и растения. Цветная металлургия, рыбная и лесная промышленность, а также портовое хозяйство и внешняя торговля являются отраслями специа- лизации района. Остальные производства дополняют или обслужива- ют этот хозяйственный комплекс. В цветной металлургии ведущую роль играет добыча драгоцен- ных и редких минералов. По производству золота, ртути, вольфрама
(Чукотка и Магаданская обл.), алмазов (Якутия), серебра, олова, свинца и цинка (Приморский и Хабаровский края) этот район занима- ет первое место в России. Запасы цветных металлов размещаются и в других областях района. Рыбная промышленность с ее развитым морским рыболовным флотом и портовым хозяйством включает прибрежный и морской лов рыбы, других морепродуктов, их переработку, что составляет основ- ное занятие населения всех приморских территорий. Дальний Восток дает половину рыбной продукции страны. Главные районы лова ры- бы, в т.ч. наиболее ценных – лососевых пород, крабов, кальмаров и др. – Японское и Охотское моря, морского зверя – котика, моржей, тюленей – Берингово море. Крупные морские суда ведут промысел во внешних водах Тихого и Индийского океанов. Наибольшее развитие рыбная промышленность получила в Приморском крае, на Сахалине и Камчатке. Лесная промышленность, включающая лесозаготовку и лесопи- ление, вырубает лишь 1/3 расчетной лесосеки, что говорит об общем «старении» лесов и наличии больших резервов для ее развития. Одна- ко слабая освоенность и отсутствие дорог мешают продвижению ле- созаготовок в более отдаленные районы, и сейчас они ведутся, в ос- новном, в бассейне р. Амур. Там же размещается лесопиление, произ- водство домов, фанеры, картона, мебели. На Сахалине имеется и цел- люлозно-бумажное производство. В машиностроении (Хабаровский и Приморский края) главным видом является судостроение и судоремонт, обслуживающие рыбный промысел, внешнюю торговлю, а также Тихоокеанский Военно- Морской флот. Крупные центры военного судо- и авиастроения – Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и др. Машиностроение выпускает технику и для других местных отраслей – горнодобычи, лесного и сельского хозяйства, энергетики. Топливо-энергетическая база района развита слабо, хотя распола-
гает большими запасами топлива. В годы советской власти во всех областях района добывали каменный уголь, но в 90-е годы отрасль была признана убыточной и большинство шахт закрылись. Сейчас район ввозит уголь и нефть из Сибири, что еще более осложнило си- туацию (дороговизна завоза в условиях больших расстояний и бездо- рожья). Развивается добыча нефти на о. Сахалин, но она пока недос- таточна для решения всех проблем района. Перспективы отрасли свя- заны с разработкой крупного Южно-Якутского угольного бассейна, куда подведена железная дорога, и Лено-Вилюйской газо- нефтеносной провинции. Отсюда уже сейчас природный газ поступа- ет в г. Якутск. Слабым звеном экономики района является сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и гражданское маши- ностроение. Основную продукцию этих отраслей район получает ли- бо из Европейского региона, либо из соседних Китая, Юж. Кореи, Японии, торговля с которыми за последнее десятилетие многократно усилилась. Дальний Восток знаменит уникальными видами ресурсов. Среди них – термальные воды Камчатки, источники которых расположены в красивейшей Долине Гейзеров – объекте туризма; морские звери – тюлени, моржи, морские котики, киты Берингова моря; редкие звери (например, тигры) и редкие и лекарственные растения в горах Сихотэ- Алиня – уникальном уголке, где сочетаются природные комплексы севера, умеренной зоны и субтропиков. Все эти редкие исчезающие виды флоры и фауны находятся под охраной, т.к. подвергаются бра- коньерскому промыслу. Негативно влияет на развитие района его слабая транспортная система. Транссибирская железная дорога перегружена, слабо ис- пользуется Байкало-Амурская магистраль; нет современной автомо- бильной связи Дальнего Востока с Восточной Сибирью. Сухопутная связь юга района с Якутией и Магаданской обл. держится на одной автодороге Тында-Якутск-Магадан с веткой в г. Мирный – район до- бычи алмазов. В годы реформ ослабла в прошлом активная морская связь с Камчаткой и Чукоткой. Особенно важно для страны торгово-портовое хозяйство, пред- ставленное портами Владивосток, Находка, Ванино. Через них идет половина внешнеторгового оборота страны.
Население этого холодного района, 60% которого занято неудоб- ными и горными землями, тундровыми пастбищами, а более 30% – изреженными лесами, в основном проживает в долине рек Амура и Лены и вдоль морских побережий, где мягче климат и отступают го- ры. Остальная часть территории Дальнего Востока – зона проживания немногочисленного коренного населения с редкими городами и по- селками горноразработчиков. На этих территориях развиты оленевод- ство, охотничий и рыбный промыслы. Крупнейшие города – Влади- восток и Хабаровск, остальные немногочисленные города рассредо- точены по огромной территории района. Основное население – рус- ские, но здесь проживают якуты (около 400 тыс. чел.), а также чукчи, коряки, эвены, нанайцы и другие немногочисленные народы. Экологическая ситуация здесь связана в первую очередь с со- кращением ресурсов рыбы и морского зверя, их браконьерским про- мыслом. Леса района, состоящие из лиственницы, имеют высокую пожароопасность, которая усиливается захламлением лесосек и ста- рением отдаленных лесных угодий. Припортовые территории загряз- нены отходами погрузки угля, руды, древесины и других материалов. Известны экологические нарушения в ареалах испытания взрывчатых веществ и других вооружений в Хабаровском крае. Вызывает боль- шую тревогу браконьерская заготовка редких видов растений (напр., женьшеня, «железного дерева») и животных (например, тигра, гима- лайского медведя), пиратский промысел котика, моржей, тюленей. Перспективы развития Дальнего Востока, который сейчас испы- тывает сильный спад практически во всех отраслях, будут связаны с усилением его торговли со странами Восточной Азии и совершенст- вованием связи с Европейским регионом страны. Обсуждается проект транзитной железнодорожной и автомобильной магистрали Европа- Россия-Дальний Восток-Китай (Корейский полуостров). При созда- нии такой трассы на ее обслуживание может быть ориентировано хо- зяйство южных областей района. Сам район может выйти на мировой рынок с широким набором ресурсов, но предпочтительнее – развитие переработки этих ресурсов на месте и торговли изделиями из них. Не- сомненно, должна сохраняться и усиливаться роль Дальнего Востока как источника редких и уникальных ресурсов, золота и алмазов, ред- ких растений и животных, ценной рыбы и морепродуктов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|