Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 11. Восточно - Сибирский район

􀂾 Состав: Красноярский край, Иркутская обл., Забайкальский край,

республики Бурятия, Тыва (Тува), Хакасия.

􀂾 Главные города: Красноярск – 900 тыс. чел., Иркутск.

1 По ряду оценок, территории, отводимые под размещение нефтяных и газовых промыслов,

в 5-10 раз превышают необходимые для этого площади, что привело только в Ямало-

Ненецком округе к потерям сотен тысяч гектаров оленьих пастбищ.

Восточная Сибирь, занимая 1/4 территории страны и охватывая

бассейны р. Енисея и оз. Байкал, была и остается районом крайне су-

ровой природы, слабого заселения, но богатой природными ресурса-

ми. Она удалена от морских портов, здесь нет зоны сплошного освое-

ния, население и хозяйство размещаются очагами, вечная мерзлота

охватывает более 80% территории, занятой тундрой и лесами. Но Си-

бирь располагает 40% водных, гидроэнергетических, угольных, лес-

ных ресурсов страны. Занимая 1-е место по выплавке ряда цветных

металлов, она дает стране 80% алюминия, 70% меди, 50% никеля. От-

раслями специализации выступают энергетика, цветная металлургия,

лесо-химическая промышленность, а также тяжелое машиностроение.

Основу промышленного развития составляет электроэнергетика,

по объему производства уступающая лишь Центральному району. На

гидроресурсах Енисея и Ангары построен каскад из 5 ГЭС, который

по совокупной мощности является крупнейшим в мире. Уголь добы-

вается в нескольких регионах, где на его основе работает около де-

сятка крупных ГРЭС и ТЭС. Среди них особенно выделяется Канско-

Ачинский топливно-энергетический комплекс – КАТЭК. На огром-

ных запасах бурого угля, протянувшихся на 800 км от г. Канска до г.

Ачинска и залегающих 100-метровым слоем близко к поверхности,

действуют крупные угольные карьеры и ГРЭС, вырабатывающие са-

мую дешевую в стране энергию. Дальнейшее развитие КАТЭКа мо-

жет довести добычу угля до 1 млрд. т и производство электроэнергии

до 100 млн. кВт с передачей ее в соседние страны.

Массовое производство дешевой энергии и топлива, а также на-

личие богатых водных ресурсов стали основой формирования здесь

эногоемких и водоемких производств – цветной металлургии, нефте-

лесопереработки и химии. При этом ведущие ГЭС и ГРЭС стали цен-

трами их притяжения и формирования крупных территориально-

производственных комплексов – ТПК (см. гл.1, разд.3), таких, как

Красноярский, Иркутский, Братский, Норильский, Саянский, Забай-

кальский, в которых сосредоточены все крупные промышленные про-

изводства района.

Важнейшее их них – цветная металлургия, включающая выпуск

десятков видов металлов на предприятиях, размещенных практически

во всех регионах Восточной Сибири. Самым крупным является про-

изводство алюминия, которое использует собственное и привозное

сырье и сосредоточено на Иркутском, Красноярском, Братском и Са-

янском заводах. Два последних относятся к крупнейшим в мире, а

весь алюминиевый комплекс Сибири занимает второе место в мире

после США. Его мощности обеспечивали развитие военной и граж-

данской авиации страны, но после резкого спада в выпуске самолетов

в 90-е гг. оно сохраняется (в половинном размере) за счет крупного

зарубежного экспорта.

Среди других выделяется производство меди, никеля, кобальта,

платины, сосредоточенное в г. Норильске – крупнейшем на мировом

Севере центре цветной металлургии. Здесь выплавляется более 30 ви-

дов металлов, в т.ч. около 1/3 мирового производства платиновых ме-

таллов. Он работает на природном газе Западной Сибири и связан со

страной водным путем по Енисею и Северному Ледовитому океану

при помощи ледокольного флота и авиации.

В Забайкалье добывается олово, вольфрам, молибден, золото,

имеются богатые запасы меди, свинца, цинка и других руд.

Лесохимический комплекс представлен несколькими отраслями:

􀂾 Лесная промышленность включает заготовку леса в бассейне Ан-

гары и Енисея, сплав его вниз (до Сев. мор. пути) и вверх по Ени-

сею, лесопиление и целлюлозно-бумажное производство в Крас-

ноярске, Братске, Лесосибирске, Усть-Илимске и других городах.

Особенно известны комбинаты Байкальский и Селенгинский, гряз-

ные стоки которых нарушают уникальную экосистему оз. Байкал.

􀂾 Химические производства включают лесохимию (Красноярск), уг-

лехимию (Черемхово), нефтехимию (Ачинск, Ангарск), основную

химию на местных запасах солей (Усолье-Сибирское) и размеща-

ются вдоль Транссибирской железной дороги. Они выпускают

каучук, шины, волокна, пластмассы, удобрения, спирты, селитру,

соду. Нефтехимия работает в комплексе с нефтепереработкой на ба-

зе западно-сибирской нефти, поступающей сюда по нефтепроводу.

Машиностроение выпускает технику для местных отраслей –

горнодобывающую, заводское оборудование, экскаваторы, комбайны,

вагоны на заводах Красноярска, Иркутска, Абакана, Читы. Важная

отрасль – военная: самолетостроение в Иркутске и Улан-Удэ, ракето-

строение и производство космических спутников – в Красноярске и

др. В районе слабо развита выплавка черных металлов – основы ма-

шиностроения. Здесь действует три рудника, дающие железную руду

Кузбассу; для нужд района сталь производит Красноярский завод пе-

редельной металлургии.

Слабое место в экономике Восточной Сибири недостаток про-

изводства товаров массового спроса и личного потребления, которые

ввозятся из других районов.

Сельское хозяйство опирается на небольшие пахотные угодья,

расположенные в горных и речных долинах на юге района. Выращи-

вают ранние зерновые, кормовые и овощные культуры. В Бурятии,

Хакасии, Тыве сохраняется табунное коневодство и овцеводство. По

долине Енисея домашнее животноводство и огородничество продви-

нуто далеко на север.

Более 90% земель района занято лесами, тундрой, лесотундрой,

горными склонами с кедровым стлаником, которые используются ко-

ренным населением как охотничье-промысловые угодья и пастбища

оленеводства.

Слабо развита транспортная система района. Железнодорожная

Транссибирская магистраль проходит лишь по его южной окраине.

Дублирующая ее железная дорога Абакан – Братск –Усть-Кут (с не-

большими ветками) улучшила связи между промышленными центра-

ми Ангаро-Енисейского региона. Вместе с тем, соединяясь с БАМ –

дорогой, пока не введенной в действие, она не дала дополнительного

выхода на восток страны. Значительно сложнее ситуация в северной

части района, где нет сухопутных дорог круглогодового действия и

связь осуществляется речным транспором по Енисею и его притокам.

Восточная Сибирь тяжело переживает экономический кризис

90-х годов. Фактически все отрасли промышленности резко снизили

объемы деятельности. Лучше сохраняются лишь экспортные произ-

водства цветных металлов и древесины.

Население Восточной Сибири невелико – 9 млн.чел. и заметно

сократилось в 90-е годы. Размещается оно крайне неравномерно – бо-

лее 85% людей проживают на юге района, в прижелезнодорожной по-

лосе. Плотность населения повсюду мала и меняется от 5 чел/км2 на

юге района до 1–2 чел на 10 км2 на его севере. Самые слабозаселен-

ные – Эвенкия и п-ов Таймыр. Более 70% населения живет в городах,

самые крупные из которых – Красноярск и Иркутск, остальные имеют

по 50–200 тыс. чел. Сельское население проживает очагами, в основ-

ном на юге района. Большинство населения – русское, но здесь про-

живают и коренные народы – буряты, тувинцы, хакасы, эвенки, нен-

цы, численность которых достигает 750 тыс. чел.

Экологические проблемы связаны с добычей и переработкой при-

родных ресурсов. Так, при создании каскада ГЭС были затоплены до-

лины Енисея и Ангары и уничтожены большие массивы лесов; слабо

регулируется рубка леса, сосредоточенная в немногих его массивах.

Опасная ситуация сохраняется и на оз. Байкал, под влиянием стоков

целлюлозных комбинатов и местных рек, особенно р. Селенги.

Неблагоприятна экологическая обстановка в центрах энергетики

и цветной металлургии, лесопереработки и химических производств,

а это по существу все крупные города района и их окружение. Их

грязные водные стоки и воздушные выбросы медленно рассеиваются

и ассимилируются из-за особенностей северной природы. Поэтому в

городах повышена легочная, кожная, аллергическая заболеваемость

населения; пригородные леса поражены усыханием и болезнями,

страдают от перерубов и пожаров.

Перспективы района на ближайшие годы связываются с ресурс-

ными отраслями. Их развитие будет определяться, в основном, внеш-

ним спросом и инвестициями из Японии, Кореи, Китая, Индии. Сей-

час спрос проявляется в отношении нефти и газа, частично – древеси-

ны, металлов, энергии. Наиболее активно готовится разработка новых

газовых месторождений Иркутской обл. для зарубежного экспорта.

Однако стратегия экономического роста связана с более совре-

менным производством, способным вывести район на новый этап

развития. В районе перспективно создание транспортных средств вы-

сокой проходимости – вездеходов, снегоходов, речных судов, малых

самолетов и вертолетов, рассчитанных на местные условия. Здесь

можно выпускать оборудование для тепличного овощного хозяйства

круглогодичного действия на дешевом местном топливе; производить

теплые сборные жилища, их оборудование, одежду и обувь для ра-

ботников горных приисков, лесозаготовителей, охотников, рыбаков,

оленеводов, скотоводов, приспособления для их полукочевого и под-

вижного хозяйства и жизни. В ВПК, несомненно, имеются подобные

разработки для мобильных воинских соединений. Сибирская природа

сохранила несомненную экологическую, туристскую, спортивно-

промысловую ценность. Для любителей дикой живой природы здесь

много уголков, не тронутых человеком. Огромные пространства, без-

дорожье, природа и ее ресурсы, малая заселенность диктуют специ-

фику развития этого района.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...