Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 19 глава




 

В нач. 60-х гг. в условиях реакц. террора выступили поэт и прозаик А. Фелпс, опубликовавший в 1973 роман “Минус бесконечность”, а также поэты Р. Филоктет (поэма “Барабаны солнца”), Ж. Этьен, Давертиж, Ж. Р. Лафоре. Мн. прогрес. писатели со 2-й пол. 60-х гг. живут в эмиграции (Бриер, Депестр и др.).

 

Поэзия и драматургия частично развиваются на гаитянском креольском яз. (Мориссо-Леруа).

 

И з д.: Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов, (предисл. Е. Гальпериной], М., 1961; Взорванное молчание. Совр. поэзия Гаити, [сост. и послесл. Е. Гальпериной], М., 1968.

 

φ Gouraige G., Histoire de la litterature haпtienne, Portau-Prince, [196l]. Е.Л.Гальперина.

 

ГАВАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Гайаны (до 1966 — Брит. Гвиана). Развивается на англ. яз. Г. л. присущи Черты как лат.-амер. лит-ры, так и англоязычной лит-ры островных карибских гос-в. Специфика гайанской нац. культуры — смешение афро-креольского, инд. и индейского (автохтонного) элементов — ярко проявилась в фольклоре. Развитие письм. лит-ры началось в 19 в. и особенно усилилось в сер. 20 в. в связи с борьбой за нац. независимость. Осн. черты Г. л. — поиск нац. своеобразия, стремление осознать и отразить историч. судьбы страны. Нац. самобытность проявилась в Г. л. уже в 19 в. (антология “Поэзия Гвианы 1831—1931”, 1931). В 20 в. она нашла наиболее яркое выражение в поэзии А. Дж. Сеймура, возглавлявшего в 40-х гг. Ассоциацию писателей Брит. Гвианы, и в прозе 60—70-х гг. Т. У. Харриса, отразившего сложный процесс формирования нац. сообщества Гайаны из разл. культурно-этнич. компонентов,

 

==74 ГЛЙА — ГАРУ

 

конфликты между общинно-патриарх. традициями и наступающим на них капитализмом, почти первобытным образом жизни и цивилизацией. Мифологизир. образы, анимизация первозданной природы, тяготение к мистике и ирреализму, свойственные творчеству Харриса, типологически родственны худож. видению мн. совр. лат.-амер. писателей. Большое место в Г. л. занимают также критика колон, общества (романы 50—60-х гг. Э. Миттелхолцера), мотивы нац.-освободит. борьбы (публицистич. поэзия 50-х гг. М. Картера), расовые проблемы, тема горькой судьбы черного человека в капиталистич. мире (романы Э. Р. Брейтуэйта 60-х гг.). Жизнь эмигрантов в Англии, а также в афр. странах, привлекавших к себе панафриканистскими мифами о якобы “особом африканском гуманизме и коллективизме”, отразилась в сатирич. романах нач. 60-х гг. О. Р. Даторна. В 70-х гг. в центре внимания писателей — жизнь независимой Гайаны.

 

• The Islands in between. Essays on West Indian literature, L., 1968; Modem black novelists, [ N. Y. ], 1971.

 

Г. В. Гончарова, П. В. Грибанов.

 

ГАЙДУЦКИЕ ПЕСНИ, см. Хайдуцкие песни. “ГАЛАТЕЯ” (по имени нимфы в греч. мифологии), рус. еженед. журнал лит-ры, новостей и мод. Изд. в 1829—30 и 1839—40 в Москве С. Е. Раичем. В 1829— 1830 печатал переводную прозу, стихи Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки, нек-рые стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, А. И. Полежаева. Критика “Г.” (Раич) вела полемику с ^Московским телеграфом^, ^Литературной газетой”, •“Северной пчелой^. В 1839—40 среди сотрудников—А. Ф. Вельтман, Е.П. Ростопчина.

 

ГАЛИСЙЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Испании литература.

 

“ГАНЖУР”, “Ганджур” (тибет., букв.—словеса), священная книга буддизма; собрание канонич. произв., приписываемых Будде. Переведены на монг. яз. с тибет. яз. в период правления Лигдан-хана (1604—34). Монг. “Г.” в 108 тт. включают 1161 произв. (тантры, сутры и т. д.) разнообразного содержания в прозе и стихах (беседы Будды с учениками о нравственности и философии, б. ч. в форме притчи или поучит, рассказа,— сб. “Море притч” и др.). “Г.” — своеобразная буддийская энциклопедия.

 

ГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Ганы. Письменная лит-ра (преим. на англ. яз.) возникла в кон. 19 — нач. 20 вв. Популярностью пользовалась публицистика (Р. Э. Г. Арматту и др.). Публикации на языках народов Ганы — фанти, эве, га, адангме, дагбани, хауса и др.— появились в сер. 20 в. Осн. темы лит. произв. 20—50-х гг.— историч. и этнографич. проблемы (М. Дей-Ананг). Пьесы Дж. X. Нкетия, стихи Арматту, К. Брю и др. имели большое значение для пробуждения самосознания народов Ганы. В этот же период наблюдается заметный интерес к переводам произв. мировой лит-ры на языки народов Ганы. После провозглашения независимости Ганы в 1957 в лит-ре возникли новые социальные и политич. темы. На основе нац. традиций развиваются поэзия, проза, драматургия. Популярны Э. Сазерленд, И. Хо, X. Сетсоафия, Дж. Окай, Кристина Айдо. С сер. 60-х гг. успешно развивается жанр романа (К. Дуоду и др.). В кон. 60-х гг. выступил крупнейший романист Ганы А. К. Арма, получивший широкую известность за пределами своей страны. В его прозе подняты острые социальные и политич. проблемы, актуальные для мн. стран Африки. Существует Ассоциация писателей Ганы (осн. в 60-х гг.).

 

И з д.: Голоса Ганы, Таш., I960; Поэты Ганы, пер. с англ., М., 1963 В. Н. Вавилов

 

ГАРИБЙ (чужбинные), тадж. фольклорные стихи, гл обр. рубай. Получили особое развитие в кон. 19 — нач 20 вв. как песни скитальцев — батраков, отходников нищих дехкан. Мастером Г. был нар. сказитель 20 в Бобо Юнус Худойдодзаде.

 

“ГАРУН” (“Весна”), ежемес. лит.-худож. и обществ политич. журнал, на арм. яз. Орган СП и ЦК ЛКСМ Армении. Изд. с 1967 в Ереване.

 

ГВАТЕМАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра гватемал. народа. Развивается гл. обр. на исп. яз. Сохранились памятники древней лит-ры индейцев киче, наиболее значит, из к-рых — нар. эпос “Пополь-Вух” (записан латиницей ок. 1554—58) и драма “Рабиналь-Ачи” (записана в 19 в.). Первые памятники на исп. яз. — история, хроники: “Правдивая история завоевания Новой Испании”· (написана в 1545—68) Б. Диаса дель Кастильо; это произв. принадлежит также мекс. лит-ре. В поэме Р. Ландивара “Мексиканская сельская жизнь” дано описание природы Гватемалы и быта ее жителей. Становление нац. литературы связано с Войной за независимость исп. колоний в Америке 1810—26; ее основоположниками были поэт X. Батрес Монтуфар — крупнейший представитель романтизма, господствовавшего вплоть до 70—80-х гг. 19 в., и писатель А. X. Ирисарри. В прозе ведущее место занимал костумбризм (сб. бытописат. очерков “Картины нравов” X. Мильи-и-Видаурре). Изображая нар. быт в его неповторимом своеобразии, писатели-костумбристы нередко обращались к социальной проблематике (Ф. Лаинфьеста).

 

На рубеже 19—20 вв. появились реалистич. произв. М. Сото Холла — автора первого в Лат. Америке антиимпериалистич. романа •“Проблема”. Мн. поэты и прозаики, испытавшие влияние модернизма, обратились в 20—30-х гг. к нац. проблематике. Выделяются Р. Аревало Мартинес, чьи остросатирич. романы и памфлеты имеют антиимпериалистич. направленность, и К. Вильд Оспина. Борьбу за передовую культуру в эти годы возглавили писатели, сплотившиеся вокруг журн. “Renacimiento” (M. A. Астуриас, Л. Кардоса-и-Арагон и др.). Гватемальская революция 1944—54 укрепила позиции прогрес. лит. сил; возникли лит. объединения “Каса де культура”, “Сакер-ти”, журн. “Revista de Guatemala”. К этому времени относится расцвет творчества крупнейшего гватемал. писателя Астуриаса. Его романы “ Сеньор Президент”, “Зеленый Папа” — значит, вклад в борьбу лат.-амер. народов против реакц. диктатур, засилья иностр. монополий. В романе “Глаза погребенных” он сделал попытку худож. осмысления освободит, борьбы сквозь призму фольклорно-мифол. сознания. Демократич. идеи Г. л. 40—50-х гг. развивали поэты и публицисты Кардоса-иАрагон и Р. Лейва, выступавшие за возрождение традиций индейской культуры. В лит-ре 60—70-х гг., активно участвующей в борьбе за демократию и социальный прогресс, выделяется творчество поэтов О. Р. Кастильо, Р. Обрегона Моралеса, К. Ильескаса, прозаика и драматурга М. Галича, писателяпублициста У. Альварадо Арельяно, автора литературоведч. марксист, работ. В 70-х гг. выдвинулась поэтич. группа “Нуэво сигно”, изд. журн. “La Gran Flauta”.

 

• Menton S., Historia critica de la novela guatemalteca, Guatemala, 1960. С. Н. Табунов.

 

ГВИАНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРА. Развивается на франц. яз. В Гвиане издавна существует богатый фольклор. Письм. лит-ра возникла в кон. 19 в. Совр. лит-ра, преим. поэзия, публикуется в осн. во Франции. В стихах Л. Дамаза звучат темы негр. культуры. Известностью пользуется поэт Ж. Б. Л. Сирде.

 

ГВИНЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Гвинейской Республики (бага, малинке, фульбе, сусу и др.). Сложившаяся на основе древних традиций в 50-х гг. 20 в., Г. л. развивается на франц. яз. В 60-х гг. началась разработка письменности для нац. языков. У народов Гвинеи существует богатый фольклор. Сказания о воинах, легенды (о правителе мандингов 13 в. — Сундьяте Кейта и др.) сохранились у малинке в передаче певцов-сказителей — гриотов. Популярны поэмы из сотен стихов с аллитерацией, ассонансами, рифмами.

 

Большое место в Г. л. занимает худож. переработка фольклора (“Сундьята, или Эпопея мандинго” Дж. Т. Ньяне). Крупный писатель Гвинеи — К. Лей, автор автобиогр. повести “Черный мальчик” и романов “Взгляд короля” и “Драмус”. Для Г. л. 70-х гг.

 

характерны поиски конкретного идеала социального и культурного переустройства страны, подчас в духе просветит, утопии (романы У. Сассина и А. Фантуре).

 

В поэзии начиная с 50-х гг. доминирует революц. антиколон, направление (сб. М. Траоре и К. Ненекхали-Камара). С позиций нац.-освободит., антиимпериалистич. движения народов Африки, за сохранение и новаторское освоение культурного наследия прошлого выступает А. Секу Type.

 

И з д.: В ритмах там тама. [Вступ. ст. Е. Гальпериной], М., 1961, с. 87—106; Поэзия Африки, М., 1973, с. 154—63.

 

• Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 232— 235; Гвинея. Справочник, М., 1980. Н. Д. Ляховская.

 

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ, т.н. второе поколение нем. романтиков, лит. кружки 1805—09 в г. Гейдельберг (Heidelberg). Отклоняя как индивидуализм иенских романтиков, так и их поиски универсального образа мира, Г. р. обратились к истории и культуре герм. прошлого, фольклору, религии. Значит, вкладом в лит-ру стала публикация нар. песен (А. Арним и К. Брентано), нар. сказок (бр. Я. и В. Гримм). В оригинальном творчестве Г. р. неприятие бурж. тенденций сочеталось с идеализацией патриарх. уклада, охранит, тенденциями, идеей религ. отречения. Бр. Я. и В. Гримм основали мифологическую школу в лит-ведении (см. также Романтизм).

 

• Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919; Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973. C.B. Тураев.

 

ГЕКЗАМЕТР, гексаметр (от греч. hexametres — шестимерный), в антич. стихосложении — 6-стопный дактиль, в к-ром на 1—4-й стопах дактиль (—^'^) может заменяться спондеем (— —); цезура, рассекающая (обычно) 3-ю стопу, делит стих на два полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. Схема Г. с наиболее употребит, цезурой: —'-'^ —^^ —|^^ —^^ —^^' ——. В силлабо-тонич. стихосложении обычно передается сочетанием дактилей (^""'^) с хореями (\л\^1), т.е. становится 6-иктным дольником (“Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына”..., “Илиада”). В антич. поэзии Г. был осн. размером эпоса, идиллии, сатир, посланий, а в сочетании с пентаметром — элегий и эпиграмм. В новоевроп. поэзии употреблялся почти исключительно в переводах или стилизациях антич. тем и жанров (идиллии — “Герман и Доротея” И. В. Гёте; эпоса — “Ундина”?.Α. Ζуковского), м.л. Гаспаров. ГЕНДИАДИС (от греч. hen diв dyoin — одно через два), фигура слова: употребление существительных вместо существительного и прилагательного (“Рим силен отвагой и мужами” вместо “отважными мужами”). По-русски редок; близки к Г. обороты вроде “тоска дорожная, железная” (вместо “железнодорожная”) (А. А. Блок), “факт, живой и трепещущий” (В. В. Маяковский), м. л. Гаспаров. ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА, порождающая поэтика, направление совр. лит-ведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования лит. явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей структуры и эволюции поэтич. систем. В основе Г. п. лежит представление, что вся сложность и многообразие лит. феноменов м. б. выведены из ограниченного набора сравнительно простых конструктов при помощи стандартных процедур. Г. п. различает глубинные и поверхностные структуры. Глубинные структуры порождаются по строго определ. правилам и в идеальном виде отражают наиб. существ, свойства моделируемого объекта. Поверхностные структуры выводятся из глубинных путем применения к ним правил трансформации и отражают свойства моделируемого объекта с точностью до изоморфизма.

 

Г. п. рассматривает лит. текст как сообщение на естеств. языке, в к-ром закодированы сообщения на ряде других (не выводимых из естеств. языка) языков. Примерами таких языков могут служить

 

ГВАТ — ГЕНЕ

 

==75

 

метрика (один и тот же метр может реализовываться в стихотв. тексте, танце, орнаменте и т. д.), повествование (один и тот же сюжет может реализовываться в словесном тексте, пантомиме, лубке и т. д.). Задачей Г. п. является описание глубинных структур этих языков, их трансформаций и кодирования средствами естеств. языка. Хотя разграничение глубинных и поверхностных структур проводилось в поэтике и до Г. п. (ср. понятия сюжета и фабулы, метра и ритма), эксплицитное описание соответствия между ними стало возможным лишь в Г. п.

 

Г. п. следует отличать от таких смежных дисциплин, как лингвистич. генеративная стилистика и лингвистика текста, к-рые оперируют лишь категориями естеств. яз. (т. е. предполагают, что у поэтич. и обиходной речи нет различий в глубинных структурах); Г. п. же сосредоточивается на собственно поэтич. принципах структуры текста, рассматривая естеств. яз. как средство кодирования этой структуры. Ближе к Г. п. подходит модель “тема—приемы выразительности—текст”, к-рая выводит текст из нек-рой содержат, структуры (“темы”); с точки зрения Г. п. и “текст” и его <тема” в равной мере относятся к поверхностньм структурам.

 

Интенсивное развитие Г. п. началось в 1970-х гг. и в значит, мере связано с изд. в Нидерландах жури. “Поэтика” (“Poetics”) и группирующимися вокруг него исследователями. К нач. 80-х гг. наиболее разработанная часть Г. п. — генеративная метрика (термин Дяс. Бивера), исследование к-рой начинается со статьи М. Халле и С. Кайзера (1966), хотя отд. положения высказывались и ранее (напр., В. Я. Брюсовым и В. М. Жирмунским). Генеративная метрика исходит из тезиса, что стихотворность текста определяется его соотнесенностью с нек-рой идеально периодич. структурой — метром. Порождение этих глубинных метрич. структур по законам симметрии и является первой задачей генеративной метрики. Но стихотв. текст характеризуется не только метром, но и разнообразием ритма, к-рое описывается правилами трансформации, позволяющими, кроме того, отделить словосочетания, допустимые в качестве стихов данного метра, от недопустимых, а в нек-рых моделях (напр., М. Халле и С. Кайзера) и вычислить метрич. сложность стиха. В др. моделях исследуются просодические средства кодирования метрич. информации (П. Кипарскиа, К. Магнусон и ф. Райдер) и трансформации естеств. языковой структуры под влиянием метра (Дж. Вивер).

 

В методологич. отношении аналогично строятся и технически гораздо более сложные модели Г. п., ориентированные на описание поэтич. семантики. В качестве примеров можно указать модель нарративного текста С. Т. Золяна, генеративный подход к категории трагического и эволюции поэтич. систем И. П. Смирнова и др.

 

Г. п., как и генеративная лингвистика, развилась на фоне структуралистских концепций, отчасти продолжая их (представление о структурности объекта, требование эксплицитности описания и т. п.), отчасти их отменяя (представление об имманентности структуры и соответствующие методы анализа; см. Структурная поэтика). Способность оперировать не только поверхностными, но и глубинными характеристиками лит. феноменов и использование стандартизованных моделей вывода обусловливают продуктивность применения методов Г. п. в сравнительных и сравнительноисторич. исследованиях (см. работы Д. Чисхольма о книттельверсе и М. Ю. Лотмана о гекзаметре).

 

ф Золян С.Т., Описание сюжета: генеративный подход, в сб.: Семиотика и проблемы коммуникации, Ер., 1981; К и? а р с к и и П. Ударение, синтаксис и метр, в сб.: Новое в заруб, лингвистике, в. 9 М., 1980; Лотман М., Генеративный подход в метрич. штудиях в сб.: Рус. филология, в. 4, Тарту, 1975; На 11 е М., К е у s е г S. J. English stress, N. Y., 1971; Levy J., Generative poetics, в сб.: Sign Language. Culture, The Hague—P., 1970. См. также ряд статей в журнале “Poetics” (1974, № 12 и 1975, № 16 — целиком посвящены генеративной метрике). М. Ю. Лотман.

 

ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра немцев, населяющих ГДР. В ГДР развивается также лит-ра зап.-слав. народности — лужичан (см. Серболужицкая литература).

 

После окончания 2-й мировой войны 1939—45 на терр. Вост. Германии начались демократия, преобразования, в к-рых активное участие приняли прогрес. деятели культуры, в т. ч. писатели, вернувшиеся из эмиграции и фаш. концлагерей. В послевоен. годы в стране впервые были опубл. мн. произведения писателей-антифашистов, созданные в изгнании (“Седьмой крест” и “Транзит” Анны Зегерс, “Лейтенант Бертрам” Б. Узе, романы В. Бределя, публицистика

 

==76 ГЕРМ

 

Г. Манна, лирика И. Р. Бехера, Б. Брехта, С. Хермлина). Анализ причин и следствий постигшей нем. народ катастрофы, обобщение опыта антифаш. борьбы, утверждение необходимости коренных социальных преобразований в стране содержат произв. Бехера, Ф. Вольфа, Бределя, Э. Вайнерта, Л. Ренна, Кубы, Р. Леонхарда, О. Готше, Ф. К. Вайскопфа, Л. Фюрнберга, А. Цвейга, X. Мархвицы, X. Фаллады, П. Хухеля, Э. Клаудиуса и др. Лучшие произв. этих лет, продолжая традиции нем. революц. пролет. лит-ры 1-й пол. 20 в. (см. соответствующий раздел в ст. Немецкая литература), заложили основы развития социалистич. реализма в лит-ре ГДР. Большое значение для становления новой лит-ры имели публикации переводов произв. сов. писателей: М. Горького, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского, А. С. Макаренко и др.

 

Единению прогрес. лит. сил ГДР, создание к-рой было провозглашено 7 окт. 1949, способствовал ^Культурбунд”·, осн. Бехером. Организаторская деятельность, худож. творчество и теоретич. труды Бехера имели основополагающее значение для развития социалистич. культуры и лит-ры ГДР. Творчество Брехта и постановки основанного им в 1949 театра “Берлинер ансамбль” приобрели всемирную известность и во многом определили дальнейшее развитие театра и драмы ГДР. Политич. и социальная острота, филос. глубина, введение лит. параболы, метода “очуждения” и др. приемов “эпического театра” — гл. особенности драматургии Брехта.

 

В 50—60-х гг. лит-ра ГДР отразила разл. стороны социалистич. строительства в стране. Проблеме политич. выбора, поворота масс к социализму поев. роман Зегерс “Решение”, в к-ром также получила худож. разработку проблема “двух Германий”, развитая позднее Кристой Вольф (“Расколотое небо”) и др. Социалистич. строительство, созидательный труд рабочего класса — осн. темы произв. Бригитты Райман, Э. Нойча, И. Новотного, Э. Паница, У. Бергера и др. Широкую картину сдвигов в жизни нем. деревни нарисовал Э. Штритматтер в романах “Тинко”, “Оле Бинкоп” и др. Его творчество, сочетающее эпич. повествование с проникновенным лиризмом и нар. юмором, стало одним из крупных достижений лит-ры ГДР; особый вклад Штритматтер внес в развитие традиционного для нем. лит-ры жанра “романа воспитания” (трилогия “Чудодей”). Дальнейшую разработку получила тема расчета с прошлым; к анализу трагич. вины нем. народа, ошибок поколения, отравленного в юности ядом нацизма, обратились Ф. Фюман, Д. Нолль (“Приключения Вернера Хольта”), М. В. Шульц (“Мы не пыль на ветру”), И. Бобровский, позднее X. Шюц, Г. Кант, К. Вольф, Г. Гёрлих и др. Важное место продолжают занимать в прозе и поэзии основанные на личном опыте произв. писателей-антифашистов старшего поколения: Б. Апица, Рут Вернер, Э. Арендта, Хермлина, П. Винса, X. Лорбера и др. Появились также произв., анализирующие путь, пройденный республикой за годы нар. власти (“Актовый зал” и “Выходные данные” Канта и др.).

 

В 60—70-х гг. возрос интерес к анализу совр. моральных конфликтов (“Буриданов осел” и “Присуждение премии” Г. де Бройна), к-рый нередко сочетается с филос. подходом к разл. аспектам социалистич. строительства в стране (Г. Маурер, внесший заметный вклад в теорию и практику социалистич. реализма, Ф. Браун и др.). Мн. писатели стремятся к худож. поиску и эксперименту. Переплетение мифол. и реалистич. элементов повествования характерно для романа Ю. Врезана “Крабат, или Преображение мира”, в к-ром широко использован фольклор лужичан. Элементы социальной утопии — в романе Э. Кёлера “За горами”. Введение фантастики и легенды в реалистич. по замыслу повествование свойственно Зегерс, К. Вольф, Кёлеру, Паницу. Больших успехов в 70-х гг. достигла новелла (Штритматтер, Новотный и др.). Развиваются также историч. роман и повесть. Углубляется осмысление темы войны и фашизма,

 

взаимоотношений с соседними народами (“Остановка в пути” Канта, “Пример одного детства” К. Вольф, “Солдат и женщина” М. В. Шульца и др.). Возник интерес к проблематике НТР (“Киппенберг” Нолля).

 

Для драматургии ГДР в целом характерно тяготение к переработке и переосмыслению мифол. сюжетов, а также лит. источников. Выделяются исполненные иронии и юмора пьесы П. Хакса, в к-рых на историч. и совр. материале решаются морально-этич. проблемы. Остроконфликтность, политич. злободневность отличают драматургию X. Мюллера, во многом продолжающего традиции Брехта и приемы агитац. театра. Совр. проблематикой насыщены пьесы Брауна, X. Байерля, К. Хаммеля и др.

 

В разнообразной в жанровом отношении поэзии ГДР выделяется филос. и интеллектуальная лирика Арендта, Маурера, Бобровского, Брауна и др. Развиваются традиции политич. “зонга”, а также нар. баллады.

 

Организац.-творч. работу среди писателей осуществляет СП ГДР (образован в 1947).

 

Лит. периодика: еженедельник <Культурбунда” <Sonntag” (с 1946), журн. Академии иск-в ГДР <Sinn und Form” (с 1949), журн. Союза писателей ГДР “Neue deutsche Literatur” (с 1963), литературоведч. жури. “Weimarer Beitrage” (с 1955), филол. журн. “Zeitschrift fur Germanistik” (с 1980).

 

Изд.: Поэзия ГДР, М., 1973; Повести и рассказы писателей ГДР, т. 1—2], М., 1973; Драматургия ГДР, М., 1975; Творчество и жизнь. Лит.-худож. критика в ГДР, пер. с нем., М., 1976; Поднимаясь к новой жизни. Стихи и проза писателей ГДР, М., 1979; Новелла ГДР. 70-е гг. [Сб.], М., 1980; Повести и рассказы, пер. с нем., М., 1981; Из совр. поэзии ГДР, М., 1981; Совр. повесть ГДР. 70-80-е гг., М., 1984.

 

• Лит-ра Германской Демократич. Республики. Сб. ст., М., 1958; <ВЛ”, 1970, № 12 (поев. лит-ре ГДР); История лит-ры Германской Демократич. Республики, М., 1982; Geschichte der Literatur der Deutschen Demokratischen Republik, B., 1976; Literatur der Deutschen Demokratischen Republik. Einzeldarstellungen, Bd 1—2, В., 1974—79; Internationale Bibliographie zur Geschichte der deutschen Literatur von den Anfдngen bis zur Gegenwart,?Ϊ II, 2, Β., 1972. А. Л. Гугнин.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikй, от hermenйuф — истолковываю, комментирую, разъясняю), “искусство понимания”, толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Происхождение термина “Г.” указывает на Гермеса, “передающего вести богов смертным”.

 

Г. возникла в древности как уяснение пророч. слова (прорицания оракула); в поздней античности осн. сферами Г. были филол. толкование классич. поэтов, теологич. толкование свящ. текстов и юридич. толкование законов. Г. в совр. значении восходит к работам нем. философа и филолога-классика Ф. Д. Шлейермахера (1768—1834).

 

Согласно его концепции, “понимать” можно только то, что обладает “индивидуальностью”: душевную жизнь свою и др. человека, худож. произв., историч. памятник. Индивидуальное же включает в себя всю “полноту жизви”, как осознанную, так и неосознанную. Дело истолкователя текста — повторно осуществить в себе акт творения “гения”; но поскольку “гений” не может до конца знать, что и как он творит, а истолкователь может, постольку задача Г. — понять автора лучше, чем он понимал сам себя. Однако естественно возникает вопрос, насколько верно, адекватно, свободно от субъективного произвола такое “понимание”?

 

Последователь Шлейермахера — нем. философ и историк культуры В. Дильтей (1833—1911) главным в Г. сделал филос. обоснование общезначимого, науч. характера понимания индивидуальности, к-рая есть “связь душевной жизни”, постижимая только во внутр. чувстве, “переживании” (см., напр., его соч. в рус. пер. Описательная психология, 1924). У Шлейермахера и Дильтея ядро Г. составляет мысль, что данная во “временности” “часть” душевной связи дана вместе со своим отношением к “целому” и, следовательно, в “части” налично “целое”, вся духовно-душевная связь; процесс постижения духовной целостности по ее частному “выражению” и есть “понимание”. Наиболее яркие примеры “выразительности” Дильтей находит в лирич. поэзии и музыке. В поздних работах Дильтей осмысляет “связь душевной жизни” как выражение нек-рого духовного “историч. мира”. Концепция историч. мира служит Дильтею гарантией научности всех гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и филологии: в историч. мире разные индивидуальности открыты друг другу, а отд. произв. получают общепонятный смысл (см. также Духовно-историческая школа).

 

Совр. зап.-европ. Г. разделена на многочисл. и существенно отличные друг от друга направления. Решая традиц. для Г. проблему адекватности истолкования историч., лит. и прочих текстов, одни ученые отстаивают путь максимально точной реконструкции стиля чужой эпохи, к-рая была бы свободна от к.-л. привнесения проблематики современности и личности истолкователя (нем. философ X. Гадамер), другие,

 

 

как, напр., итал. историк Э. Бетти, освоение чужой субъективности связывают с активным выявлением индивидуального начала самого исследователя. Наибольшую ценность для лит-ведения имеет именно классич. Г., поскольку ее цель — объединить в одном воззрении “жизненность” худож. целого и “научность” его истолкования, непосредств. достоверность самосознания и культурную традицию. В сов. науке творч. отклик на осн. идеи классич. Г. прозвучал в работах М. М. Бахтина, а одна из гл. проблем Г. — проблема интерпретации лит. произведений — послужила темой совр. оживленных дискуссий.

 

• Гайденко П. П., Герменевтика и кризис бурж. культурно-историч. традиции, <ВЛ”, 1977, № 5; ее же, Филос. герменевтика и ее проблематика, в сб.: Природа филос. знания, М., 1977, с. 134—210 (есть библ.); Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 237—373; Шлейермахерф.Д., Речи о религии... Монологи, М., 1911; Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd l, 5, 7, Lpz.—B., [1923—58]; Hermeneutik und Ideologiekritik, Fr./M., 1971; R i coeur P., Hermeneutik und Psychoanalyse, Bd 1—2, Munch., 1973—74; Heidegger M., Sein und Zeit, 14 Aufl., Tьbingen, 1977; G a dame r H. G., Hermeneutik, в кн.: Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd 3, Basel — Stuttg., 1974, S. 1061—73; Leibfried E., Literarische Hermeneutik, Tьbingen, 1980; Bibliographie der Hermeneutik und ihrer Anwendungsbereiche seit Schleiermacher, Dьsseldorf, [1972], S. 305—30.

 

E. А. Авдеенко. ГЕРМЕТЙЗМ (итал. poesia ermetica — герметич. поэзия), направление в итал. поэзии и критике 20— 40-х гг. 20 в. Теоретич. и практич. установка Г. — максимальное выявление символич. возможностей поэтич. слова, к-рое должно запечатлеть в себе и передать читателю самые широкие контексты объективной и субъективной действительности даже тогда, когда отд. слово или поэтич. фрагмент даются вне традиционно окружающих его логич., риторич. связей и примет реальности. Отсюда затрудненность восприятия поэзии Г. у читателя, владеющего только навыками классич. поэтик; во мн. случаях эта затрудненность превращается в многосмысленность текста, допускающего, по замыслу автора, неск. равноправных по истинности толкований, и далее — вплоть до принципиальной непереводимости произв. на нормальный язык формальной логики; в последнем случае поэтич. смысл постигается идеальным читателем интуитивно. В годы Движения Сопротивления и борьбы широких слоев интеллигенции против фаш. массовой культуры поэзия Г., ориентировавшаяся на глубины субъективного мира человека, а в политическом плане отвергавшая фашизм, противостояла офиц. словесности. Важнейшие представители Г. — Дж. Унгаретти, Э. Монтале, С. Квазимодо.

 

Н. В. Котрелев.

 

“ГЁТТИНГЕНСКАЯ РОЩА”, см. “Союз рощи”·· “ГИЛЕЯ”, наиболее “левая” из рус. футуристич. группировок (см. Футуризм). Сложилась в 1910, когда вышел первый сб. “будетлян” “Садок судей I”. Идеологом группы был В. Хлебников, организатором — Д. Д. Бурлюк; ее участники: В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, Е. Г. Гуро, Н. Д. Бурлюк, Б. К. Лившиц. Назв. “Г.” было непостоянным: “футуристы”, “кубофутуристы”, “будетляне” и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...