Литературный энциклопедический словарь 23 глава
φ Οлеханов Г. В., Иск-во и обществ, жизнь, в его кн.: Иск-во и лит-ра, М., 1948; Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч., т. 23, М., 1953; Боровский В. В., Эстетика. Литература. Искусство, М., 1975; Рус. лит-ра кон. XIX — нач. XX в. Девяностые годы, М., 1968, с. 189—212. О. Н. Михайлов.
ДЕКЛАМАЦИЯ (от лат. declamatio), произнесение худож. произведений вслух. В античности так называлось произнесение гл. обр. парадных речей (особенно учебных), в новое время — стихов. Д. стихов существенно отличается от Д. прозы: она (а) подчеркивает выд елейность упорядоченной, выровненной стихотв. речи на фоне неупорядоченной внестиховой (см. Поэзия и проза) и (б) стушевывает частную выделенность отд. мест на фоне общей выделенности стиха.
Так, в рус. языке при переходе от прозы к стиху происходит общее повышение тона, как в эмфазе; изменяются тембровые оттенки, смягчаются звуковысотные контрасты; разница в силе между ударными и безударными гласными увеличивается, а между сильноударными и слабоударными — сглаживается; концы стиховых
ДЕКА — ДЕКЛ
==89
периодов (полустиший, стихов, полустроф, строф) отмечаются регулярными паузами пропорциональной длительности; середины этих периодов отмечаются повышением голоса (антикаденцией), концы — понижением (каденцией); усиливается общий тип “перечислительной” интонации, как бы объединяющей строки'(см. Интонация поэтическая).
Подчеркивание этих особенностей (в разл. сочетаниях) в рус. традиции характерно для чтения поэтов (подающих стихи, “как песню”), стушевывание — для чтения актеров (подающих стихи, “как прозу”); преобладание той или иной тенденции определяется материалом (см. Напевный стих, Говорной стих) и поддерживается школой. Отклонения от этих особенностей обычно семантизированы, т.е. служат для выделения мест текста, представляющихся декламатору важными по смыслу. Поэтому Д. является интерпретацией текста, т. е. выделением одного из многих потенциальных его осмыслений; поэтому Д. искусных чтецов, а тем более — самих поэтов может быть для лит-ведения важным материалом. В частности, установлено, что одни поэты, сочиняя стихи, ощущают их произносимыми (А. Белый), другие — нет (А. А. Блок), и Д. первых включает мн. элементы, важные для авторского замысла, но не поддавшиеся выражению в письменном тексте. Нек-рые поэты пытаются выразить желаемые декламац. особенности расположением строк и др. графич. приемами (А. Белый, В. Хлебников, И. Сельвинский); но толкование таких приемов требует осторожности — напр., “отрывистая” разбивка строк “Необычайного приключения...” В. В. Маяковского нимало не соответствует “плавной” авторской Д. этого стихотворения. Предметом филол. внимания Д. стала в нач. 20 в., когда в ней искали ключ к таким проблемам стиховедения, как метр и ритм (Э. Зиверс, Ф. Заран, П. Верье и др.); к Д. восходят осн. понятия такой области, как мелодика стиха.
9 БернштейнС.И., Стих и декламация, в сб.: Рус. речь, в. 1, Л., 1927; его же, Голос Блока, в кн.: Блоковский сборник, [т.] 2, Тарту, 1972; Эйхенбаум Б. М., О камерной декламации, в его сб.: О поэзии, Л., 1969; ШервинскийС.В., Худож. чтение, М., 1935; его же, Ритм и смысл, М., 1961; Яхонтов?.Η., еатр одного актера, М., 1958. М. Л. Гаспаров.
“ДЕЛО”, рус. “лит.-политич.” ежемес. журнал демократич. (до 1884) направления. Изд. в Петербурге в 1866—88 Г. Е. Благосветловым (до 1880); редакторы — Н. В. Шелгунов (1881—82), К. М. Станюкович (1883) и др. Продолжал журн. ^Русское слово”. Поддержка нек-рых положений экономич. теории К. Маркса сочеталась с идеализацией крест, общины в духе народничества. В числе сотрудников — Д. И. Писарев, П. Н. Ткачев, Д. Д. Минаев, С. М. Степняк-Кравчинский, П. Л. Лавров; печатались произв. Г. И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. К. Шеллера-Михайлова, Н. Ф. Бажина и др.
“ДЕНЬ”, рус. еженед. газета. Изд. в Москве в 1861—65 И. С. Аксаковым. Выступала с позиций славянофильства. Вначале держалась независимого направления (идеи созыва земского собора, свободы печати и др.); подвергалась цензурным преследованиям. В 1863 примкнула к охранительно-националистич. лагерю. Печатались стихи И. С. и К. С. Аксаковых, П. А. Вяземского, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, К. К. Павловой, повести Н. Кохановской.
“ДЕНЬ ПОаЗИИ”, альманах. Изд. ежегодно в Москве с 1956. Выпускается изд-вом “Советский писатель”. Публикует произв. сов. поэтов, лит.-критич. и мемуарные материалы. Гл. редакторами были А. А. Сурков, М. К. Луконин, В. Н. Соколов, А. В. Жигулин и др. “Д. п.” издается также в Ленинграде (с 1961 ежегодно), Алма-Ате (1965, 1969), Кемерово (1964, 1970), Новосибирске (1965, 1968, 1970), Куйбышеве (1967, 1968, 1970, 1972, 1974, 1978, 1980, 1982), Красноярске (1967), Махачкале (1975).
К оглавлению
==90 ДЕЛО — ДЕТЕ
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от франц. detail подробность, мелочь), выразительная подробность в произведении, несущая значит, смысловую и идейноэмоц. нагрузку. К Д. х. относят преим. предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи (т. н. речевая характеристика). Первоначально Д.х. осознавалась как средство изображения (описания) объемности, конкретности предметного мира и служила гарантией жизненной достоверности и худож. правды. В дальнейшем эстетич. функции детали усложнились, хотя “верность деталей” осталась одним из признаков классич. реализма 19 в.
Эстетич. природа Д. х. заключает в себе естеств. противоречие между частным положением ее в системе многочисл. компонентов произв. и устремлением сказать больше, чем она — как реалия — представляет собой, неявной претензией на обобщение, на целостный захват предмета, образа. В зависимости от конкретной реализации такого эстетич. диапазона деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел писателя, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произв. (у А. П. Чехова); частный случай такого рода — создание одновременно реалистич. и символич. детали (У. Фолкнер).
Д. х. бывают выделенными, демонстрирующими собств. значимость в худож. единстве целого — у Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого (к-рый как бы <пристает к читателю” с худож. подробностью — см. Б. Эйхенбаум, О прозе, 1969, с. 176) и структурно нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в под
робностью — см. Б. Эйхенбаум, О прозе, 1969, с. 176) и структур но нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст — у Э. Хемингуэя, Чехова (широко использующего разные
виды детализации, в т. ч. созданный им тип “случайных” деталей). С т. з. стилистич. окрашснности и по своему предметному содержанию детали бывают эффектными, экзотическими (В. П. Катаев, Ю. К. Олеша) и сдержанными, “скромными”, даже тривиальными, не теряя, однако, своей характерологичности (И. А. Гончаров).
Нередко детали менее экспрессивные и менее характерные называют просто “подробностями”, обычно они выступают как относительно нейтральные и одномоментные “строительные” элементы худож. образа. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова картина быта богатого торгового села складывается из множества явно акцентированных автором Д. х. и из менее значительных, но живописных подробностей. Понятия “Д. х.” и “подробность” нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произв., средства худож. характеристики (в широком смысле).
Иск-во худож. детализации зависит от культурных традиций (страны, региона), от лит. направления, школы, жанра, индивидуального стиля писателя. Писатели-натуралисты перенасыщали произведения множеством мелочных подробностей, представители модернизма нередко культивировали деталь, почти не связанную с содержат, раскрытием худож. образа, едва соотнесенную с ним ассоциативно. Совр. сов. писатели (Ю. В. Бондарев, С. П. Антонов и др.) отмечают возрастание роли деталей в прозе, рассмат ривают мастерство худож. детализации как непременное условие писат. мастерства.
• Рус. писатели о лит. труде, т. 1—4, Л., 1954—56 (см. предметный указатель); Ч удаков А. П., Поэтика Чехова, М., 1971; Антонов С. П., Я читаю рассказ, М., 1973; Белкин A.A., Чудесный зонтик, в его кн.: Читая Достоевского и Чехова, М., 1973; Г аланов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974; Добин Е. С., Искусство детали, Л., 1975; Г а р д з i ц к i А. К., Пра майстэрства дэтал!, Мшск, 1969.
Ф. В. Путнин.
ДЕТГЙЗ, см. “Детская литература*. ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от англ. detective — сыщик). Традиционно определяется как ответвление приключенческой литературы, поев. раскрытию загадочных преступлений. В ряде критич. работ и в обиходе ныне к Д. л. причисляются также произв. о воен.-политич. разведке и мн. др. остросюжетные книги, не имеющие отношения к расследованию преступлений.
Начало классич. Д. л. связывают с именем амер. писателя Э. По, к-рый в новелле “Убийство на улице Морг” (1841) впервые вывел образ детектива-любителя, наделенного необыкновенными способностями к логич. анализу. Авантюрно-приключенч. линию в Д. л. утвердил англичанин У. Коллинз (романы “Женщина в белом”, “Лунный камень”). Во Франции приобрели
известность Э. Габорио, Г. Леру, М. Леблан, в Англии — Э. Уоллес, Г. Честертон, но прежде всего А. К. Доил, создавший знаменитый образ Шерлока Холмса.
Развитие Д. л. уже в 19 в. было обусловлено усилением противоречий капиталистич. общества и появлением массового читателя с его неудовлетворенным стремлением к социальной справедливости. Особую популярность Д. л. приобрела в 20 в.
Изучение социально-эстетич. феномена Д. л. привлекало внимание мн. авторов, в числе к-рых А. Грамши, Б. Брехт, в СССР — С. М. Эйзенштейн, К. И. Чуковский. Однако общепризнанной теории детективного жанра (вернее, жанрово-тематич. единства) нет. Существует много разл. точек зрения на Д. л.: то ее объявляют интеллектуальным “кроссвордом”, то неким смешением лит-ры и игры, то “производств.” романом из жизни работников уголовного розыска. Несомненно, однако, что элементы детектива, порой существенные, входят полноправной частью во многие произв. т. н. “большой” лит-ры — в романы Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, О. Бальзака, У. Фолкнера.
Наибольший интерес представляет социально-критич, разновидность Д. л., в к-рой дается <особый срез реальной жизни” (Б. Брехт), изображаются реальные социальные противоречия, выдерживаются психол. мотивировки поведения персонажей. Таково творчество франц. романиста Ж. Сименона, создавшего серию книг о комиссаре Мегрэ — своего рода персонифицированной демократич. мечте о справедливости в мире бесправия. Заметное явление Д. л. — декалогия швед. писателей-соавторов М. Шёваль и П. Вале. Наряду с псевдореалистич. сценами, частым непониманием классового характера обществ, процессов, отчетливые критич. пассажи можно найти в романах А. Кристи, Д. Фрэнсиса (Англия), Р. Стаута, Р. Макдоналда (США), Буало и Нарсежака, С. Жапризо (Франция), Мацумото Сэйтё (Япония).
У истоков сов. детектива стоят повесть М. С. Шаги нян “Месс-Менд” и “Записки следователя” Л. Р. Шейнина. Особенно интенсивно начала развиваться Д. л. с сер. 50-х гг. Известным толчком послужило появление повестей П. Ф. Нилина “Жестокость” и “Испытательный срок”. В это время Ю. П. Герман создает (совм. с И. Е. Хейфицем) известный киносценарий “Дело Румянцева” и затем публикует роман “Один год” (на основе своих ранних повестей “Лапшин” и “Алексей Жмакин”). Возникает большая группа писателей-“ детективщиков”: А. Г. Адамов, Ю. С. Семенов, бр. А. А. и Г. А. Вайнеры, О. А. и А. С. Лавровы, П. А. Шестаков и др. При сходстве структурных признаков сов. детектив в идейном плане резко отличен от западного. Не противопоставление личности обществу, а общность их интересов, гуманистич. пафос борьбы за спасение и “выпрямление” человека, за утверждение норм коммунистич. морали — вот что лежит в основе лучших образцов сов. Д. л. и сходных явлений в социалистич. странах [напр., Б. Райнов и А. Гуляшки — в Болгарии, А. Збых (3. Сафьян и А. Шпульский) и Е. Эдигей — в Польше].
Особую ветвь Д. л. образует лит-ра о деятельности секретных агентов, типологически восходящая к роману Ф. Купера “Шпион” (1821). Ныне книги этого рода стали активными участниками совр. идеологич. борьбы. Таковы значит, произведения, созданные сов. авторами после Великой Отечеств, войны: романы Ю. Семенова о сов. разведчике Исаеве-Штирлице, “Щит и меч” В. М. Кожевникова, повести Р. Н. Кима, В. И. Ардаматского и др., утверждающие героикопатриотич. смысл деятельности разведчика, чекиста.
Зап. “шпионская” лит-ра наполнена антикоммунистич. клеветой, расист, измышлениями, культом суперменства. Наиболее характерны в этом смысле романы англичанина И. Флеминга о “сверхшпионе” Джеймсе Бонде. Подобные книги смыкаются с еще одной зап. разновидностью Д. л., ведущей свою родословную от “романа-фельетона” Э. Сю, “Рокамболя” Понсона дю Террайля, “Фантомаса” П. Сувестра и М. Аллена и превратившейся ныне в “черный” (по цвету обложек многотысячной серии франц. изд-ва “Галлимар”) поток низкопробного чтива. Именно этот тип полицейско-шпионского романа стал самым читаемым жанром зап. “массовой культуры” (см. также Массовая литература).
Детектив завоевывает позиции также в кино и на телевидении: популярны многосерийные телепостановки, в т. ч. советские (“Следствие ведут Знатоки” и ДР.).
φ Μодестова H.A., Комиссар Мегрэ и его автор, К., 1973; Райнов Б., Черный роман, пер. с болг., М., 1975; Ильина Н., •“Палитра красок”..., <ВЛ>, 1975, №2; Бритиков А. Ф., Детективная повесть в контексте приключенч. жанров, в кн.; Рус. сов. повесть 20—30? гг., Л., 1976; В у л и с А., Поэтика детектива, “Новый мир”, 1978, № 1; Адамов А. Г., Мой любимый жанр—детектив, М., 1980; S y mon s J-, Mortal consequences. A history—from the detective story to the crime novel, N. Y., [1973].
В. А. Ревич. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, худож. лит-ра для детей и юношества. Включает в себя произв., адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также нек-рые другие лит. произв., вошедшие в круг дет. и юношеского чтения. Цель Д. л. — всестороннее образование и воспитание подрастающего поколения. “Книги, которые пишутся собственно для детей, — писал В. Г. Белинский, — должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон” (Полн. собр. соч., т. 4, с. 88).
Первыми дет. книгами были сочинения уч. и моралистич. содержания: азбуки, буквари, энциклопедии, правила поведения в обществе и т. п. Они появляются в европ. странах в 14—16 вв. Первопечатная рус. дет. книга — букварь Ивана Федорова (1574). Как специфич. род худож. творчества Д. л. в своих осн. чертах складывается в Европе во 2-й пол. 18 в. Ее развитие связано с эпохой Просвещения, с достижениями педагогич. мысли (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. И. Новиков), с укреплением бурж. государственности и расширением системы образования.
Д. л. не была изолирована от общего лит. процесса, и на ее произв. отразилось влияние фольклора и осн. лит. течений и стилей 18—20 вв. Вместе с тем ее разлитие в значит, степени тормозилось господствовавшим представлением о дет. книге как прямом воплощении педагогич. идей и требований. Отвлеченное морализирование, дидактизм считались важнейшими специфич. чертами дет. и юношеской лит-ры. В результате почти все произв., написанные специально для детей вплоть до сер. 19 в., остались за пределами худож. лит-ры. Не выдержали проверки временем даже наиболее популярные соч. одаренных и прогрессивных по взглядам авторов: <Новый Робинзон” нем. педагога и писателя И. Г. Кампе (1746—1818), одобренная А. С. Пушкиным “История России в рассказах для детей” А, О. Ишимовой, знаменитый в свое время “Штруввельпетер” (“Степка-Растрепка”) нем. врача Г. Гофмана (1809—94) и т.п.
Вместе с тем мн. “взрослые” книги —“Робинзон Крузо” Д. Дефо, “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта, нек-рые романы А. Дюма, Ч. Диккенса, В. Гюго, произв. Дж. Лондона, “Хижина дяди Тома” Г. Бичер-Стоу, “Маугли” Р. Киплинга, “Тартарен из Тараскона” А. Доде, “Легенда о Тиле Уленшпигеле” Ш. Де Костера, “Приключения барона Мюнхгаузена” Э. Распе, “Овод” Э. Войнич, “Спартак” Р. Джованьоли, сказки Пушкина, басни И. А. Крылова, нек_рые произв. В. А. Жуковского, “Конек-горбунок” П. П. Ершова, автобиогр. трилогия Л. Н. Толстого, “Каштанка” А. П. Чехова и нек-рые др. произв.— постепенно создали золотой фонд дет. чтения, оказали существ, влияние на развитие всей последующей Д. л.
Произведения раннего европ. реализма — от М. Сервантеса и Ф. Рабле до В. Скотта и Дж. Ф. Купера — стали по преимуществу дет. книгами как раз в силу того, что реалистич. (с элементами социальной критики) тенденции сочетались в них с яркими формами занимательности, близкими психологии ребенка и подростка. Из адресованных детям произв. 18 — нач. 19 вв. сохранили непреходящее значение сказки, написанные по мотивам фольклора (бр. Я. и В. Гримм, В. Хауф), и лит. сказки (Ш. Перро, X. К. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, Л. Кэрролл, С. Лагерлёф), а также нек-рые романы и повести авантюрного жанра (Майн Рид, М. Твен, Р. Стивенсон), сильные своей гуманистич. направленностью и жизненной правдой.
Уже в кон. 18—нач. 19 вв. в Д. л- намечаются две противоположные тенденции; реакц.-охранительная, отвечающая педагогич. требованиям господств, эксплуататорских классов, и прогрес.-демократическая, выражающая устремления радикально настроенных слоев общества. Несколько позднее зарождается и по мере распространения элементарной грамотности набирает силу поток коммерч. изданий (своего рода детско-юношеская разновидность бурж. “массовой
ДЕТС
==91
культуры”), по сути, сливающийся с потоком реакц. -охранит, направления. В условиях монархич. и бурж. гос-ва реакц.-охранит. и коммерч. Д. л. пользуется безоговорочной правительств, поддержкой, тогда как произв. прогрес.-демократич. содержания подвергаются завуалированной или явной педагогич. цензуре, сфера их распространения искусственно сужается.
Картина совр. Д. л. капиталистич. и развивающихся стран пестра и противоречива. Прогрес. тенденции здесь выразились ярче всего в жанре сказки. Мировым признанием пользуются сказочные повести А. Линдгрен (Швеция), Дж. Крюсса и О. Пройслера (ФРГ), Ж. Б- Монтейру Лобату (Бразилия), П. Траверс (Австралия), Дж. Барри, А. Милна (Англия), Дж. Родари (Италия), К. Нестлингер (Австрия), Туве Янсон (Финляндия). Занимат. форма, богатство фантазии, общегуманистич. направленность, критика бурж. мира с позиций позитивного нравств. идеала обеспечили долговременный успех у читателя повестям, рассказам и стихам таких совр. дет. писателей, как Э. Кестнер (ФРГ), М. Грипе (Швеция), А. М. Матуте (Испания), Доктор Сьюз и М. Сендак (США), Т. Инуи (Япония), Ф. Дагларджа (Турция), А. Смит (Голландия), Е. Сигсгор (Дания) и др. Значителен вклад в мировую Д. л. писателей-коммунистов П. Гамарра (Франция), Р. Акасузо (Уругвай) и особенно— Родари.
Однако в массе издающихся в капиталистич. странах дет. книг удельный вес прогрес. лит-ры пока невелик. Передовая общественность этих стран встревожена засилием “коммерч.” изданий: низкопробных “вестернов” и “крими”, ремесленных и бессодержат. “комиксов”, книг о вампирах, привидениях и т. п. Беспрепятственно выходят книги, прославляющие милитаризм, насилие, жестокость, вседозволенность. В 70-х гг. широко распространяется т. н. антиавторитарная лит-ра,“критикующая” бурж. общество с анархистских и левоэкстремистских позиций, сеющая ненависть к старшему поколению и неверие в будущее. Одновременно стремительно растет выпуск лит-ры по “сексуальному развитию” (в т. ч. книжки-картинки для 3—4-летних малышей), чаще всего являющейся “детским вариантом” обычной порнографии. К этому надо добавить огромное число дет. книг на религ. тему, фальшиво-сентиментальные “романы для девочек”, серии про индейцев, инопланетян и т. п.
Утверждение социализма как мировой системы привело к возникновению социалистич. Д. л. Опирающиеся на опыт сов. Д. л., на богатства фольклора и нац. классики, эти лит-ры активно вовлекаются в процесс социалистич. культурной интеграции. Сов. авторы широко переводятся и издаются в странах социалистич. содружества; в свою очередь, в Сов. Союзе хорошо знают произв. Г. Хольц-Баумерта и Б. Плудры (ГДР), Д. Шайнера, Р. Морица, 3. Слабого (ЧССР), А. Босева и Г. Струмского (Болгария), Л. Тудэва и Д. Гармаа (МНР), Д. Алонсо и А. Миранды (Куба), 3. Першич и Д. Максимович (Югославия), М. Сынтимбряну (Румыния) и мн. др. писателей.
После 2-й мировой войны 1939—45 передовые деятели Д. л. ряда стран Зап. Европы и США образуют Междунар. совет по книгам для детей и юношества (IBBY) с целью содействия созданию и распространению произведений Д. л., к-рые служили бы миру, взаимопониманию, духовному и нравств. прогрессу. Совет имеет спец. жюри, к-рое раз в 2 года присуждает премии и дипломы им. X. К. Андерсена лучшим дет. писателям и художникам дет. книги. С 1966 в его работе активное участие принимают сов. писатели, что содействует росту междунар. авторитета сов. Д. л., расширению ее влияния на подрастающие поколения других стран и на мировую Д. л.
Огромный духовно-нравств. и идейно-худож. потенциал сов. лит-ры для детей и юношества опирается не только на уникальный опыт строительства социализма, создания первой гос. системы всеобщего коммунистич. воспитания и образования. Его основу составляют также сокровища нац. фольклора народов Сов. Союза, достижения всей мировой демократии. культуры прошлого, и в первую очередь прогрес. отечественной Д. л. Эта лит-ра уже с кон. 18 в. оказывала сильнейшее воздействие на подрастающее поколение России и тем самым играла значит, роль в духовном развитии общества.
Известный хирург Н. И. Пирогов, С. Т. Аксаков, Белинский с благодарностью вспоминали в числе первых книг, способствовавших их гражд. становлению, журнал “Детское чтение для сердца и разума”, издававшийся педагогом и писателем-просветителем Н. И. Новиковым. В детстве любимой книгой Пушкина, Н. В. Гоголя, Белинского, А. И. Герцена был “Письмовник” Николая Курганова (вышедший впервые в 1769, он переиздавался более десяти раз, вплоть до 1837); включенные в него историч. нар. песни, ок. 1000 пословиц и поговорок делали его, по сути, первым изданием рус. фольклора для детей.
==92 ДЕТС
Классово противоположные взгляды на задачи и особенности лит-ры для детей и юношества в России наиболее ярко обозначились к 40-м гг. 19 в., когда революц.-демократич. педагогич. и лит.-критич. мысль вступила в решит, борьбу против дворянско-бурж. педагогики и отражающей ее идеи и требования Д. л. Реакц. педагогика и критика рассматривали Д. л. как прикладной дидактич. материал, помогающий формированию “благонамеренного” гражданина. Под предлогом заботы о доступности книги юному читателю, о его нравственности (в понятие к-рой включались любовь к царю и верность догмам православия) в лит-ре для детей и юношества насаждались тематич. ограниченность, облегченный подход к действительности, слезливая сентиментальность, рассудочность, резонерство. Бездушное послушание, обывательская мораль, рабская покорность силе провозглашались гл. человеческими добродетелями.
Против этих взглядов, воплощавшихся в книгах Б. М. Федорова, Виктора Бурьянова (псевд. В. П. Бурнашева), П. Р. Фурмана и др. лит. ремесленников, решительно выступили сначала Белинский, а вслед за ним Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. писатели-демократы. Особенно велика в истории рус. Д. л. роль Белинского. Посвятив проблемам лит-ры для детей и юношества ок. 200 статей и рецензий, он заложил основы науч. теории и критики Д. л., первым начал последоват. борьбу за художественно и нравственно полноценную дет. книгу. Основополагающим для Д. л. стал не только в России, но и во всей Европе впервые обоснованный Белинским тезис о единстве педагогич. и эстетич. требований к дет. книге.
Белинский утверждал равенство дет. и взрослой лит-р в нравств. и эстетич. отношении, требовал подчинения дет. книги общим законам реализма. Вместе с тем он высказал немало новых для своего времени соображений о специфике Д. л. Отличие ее от общей лит-ры, считал Белинский, не в ограниченности содержания: “Для детей предметы те же, что и для взрослых; только их должно излагать сообразно с детским понятием, а в этом-то и заключается одна из важнейших сторон этого дела!” (Полн. собр. соч., т. 4, с. 96). Для хорошего дет. писателя, по мысли Белинского, необходимо сочетание в одном лице художника и педагога, человека, тонко чувствующего и понимающего дет. душу. В своих статьях критик беспощадно разоблачал и высмеивал пустое резонерство, глупость, реакционность сочинений бездарных авторов, подобных Б. Федорову. Он горячо ратовал за обогащение дет. чтения произведениями классич. лит-ры, советовал включать в дет. чтение романы Скотта, Купера, Дюма, “Дон Кихота” Сервантеса. В качестве образца подлинно детской отечеств, книги Белинский называл сказки Пушкина, Дедушки Иринея (В. Ф. Одоевского), басни Крылова, нар. сказки, пословицы.
Лит.-критич. деятельность Белинского и развивавших его идеи в области Д. л. и дет. чтения Чернышевского, Добролюбова, К. Д. Ушинского и др. крупнейших представителей обществ, мысли 2-й пол. 19 в. способствовала утверждению в рус. обществе взгляда на Д. л. как на высокое, граждански активное иск-во.
Еще в 18 в. родилась одна из благородных традиций большой рус. лит-ры: участие виднейших ее представителей в создании книг для детей. Специально для детей писали А. П. Сумароков и Н. М. Карамзин. Под влиянием революц.-демократич. критики в 50-х гг. 19 в. Д. л. обогащается автобиографич. повестями С. Т. Аксакова и его сказкой “Аленький цветочек”, рассказами И. С. Тургенева “Муму” и “Бежин луг”. В 60-х гг. создает лиричные, проникнутые историч. оптимизмом стихи для детей Н. А. Некрасов. В 70-х гг. Л. Н. Толстой печатает “Азбуку” и “Новую Азбуку”, для к-рых сочиняет десятки рассказов и сказок. В кон. 19— нач. 20 вв. для детей пишут Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. Н. Плещеев, Чехов, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, М. Горький, А. А. Блок. Преимущественно произведениями для детей вошли в лит-ру 19 в. А. Погорельский, А. О. Ишимова, Н. П. Вагнер и ряд др. писателей.
Вместе с тем, особенно после подавления Революции 1905—07, в рус. лит-ре для детей усиливаются антидемократич. тенденции. Книжный рынок наводняют сентиментальные, малохудож. соч. К. В. Лукашевич, В. П. Желиховской, Л. А. Чарской, А. А-. Федорова-Давыдова, В. П. Авенариуса, проникнутые монархия, взглядами и обывательской моралью. Растет выпуск бульварного чтива: общий тираж только одной серии про сыщика Ната Пинкертона достиг 4 млн. экз.
Окт. революция стала поворотным пунктом в развитии Д. л. рус. и др. народов Сов. Союза. Впервые в истории был окончательно преодолен отрыв Д. л. от общей; она освободилась от диктата книжного рынка, необходимости угождать неразвитым вкусам читателей, от власти ложных и реакц. педагогич. концепций. Д. л. и содержанием, и формой приблизилась к своему читателю.
Постановления ЦК КПСС (“О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати”, 1928; “Об издательстве детской литературы”, 1933; “О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы”, 1969), другие парт. и гос. документы по вопросам Д. л., книгоиздания и дет. чтения стали идейным компасом лит-ры для детей и юношества, углубили ее теоретич. основы, помогли выработать четкие критерии для определения качества дет. книг, помогли расширению и улучшению издат. дела, развитию и совершенствованию библиотечно-массовой работы, преподаванию лит-ры в школе. Социалистич. гос-во осуществляет тесную связь Д. л. с передовой педагогич. наукой, со всей системой коммунистич. воспитания в стране.
В подготовке и практич. осуществлении решений партии и пр-ва о создании и развитии социалистич. лит-ры для детей и юношества выдающаяся роль принадлежит М. Горькому, А. В. Луначарскому, Н. К. Крупской, а также А. С. Макаренко, А. А. Фадееву. Опираясь на глубокие мысли, высказанные в свое время революц.-демократич. критикой, на суждения классиков марксизма-ленинизма о природе детства, о воспитании нового человека, на творч. поиски и открытия зачинателей сов. Д. л.— В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, М. М. Пришвина, организаторы сов. лит-ры и системы нар. образования разработали и привели в действие всеобъемлющий и небывалый по масштабам план создания большой лит-ры для маленьких. В основе этого плана — отбор, адаптация и издание для детей наиболее ценного в нравств.-эстетич. отношении, что было создано предыдущей мировой и рус. лит-рой, творч. гением всех народов земли, а также создание новых произв., к-рые в совокупности дали бы юным читателям полную и правдивую картину мира в его историч. развитии.
М. Горький сам участвовал в создании новых книг для детей, вовлекал в.это дело талантливых писателей. Он изучал читательские интересы детей и на этой основе составил большой перечень вопросов и тем, на к-рые должна ответить Д. л. Для решения этой задачи Горький советовал широко привлекать бывалых людей — ученых, летчиков, моряков, путешественников, спортсменов, деятелей революции, ударников и новаторов производства. Нек-рые “бывалые люди” — кораблестроитель и летчик Б. С. Житков, биолог В. В. Бианки и др. — стали вскоре известными писателями. По инициативе Горького в 1933 было создано крупнейшее в мире изд-во дет. книг Детгиз (ныне ^Детская литературам), выпускавшее в кон. 70-х гг. ежегодно ок. 700 названий тиражом св. 200 млн. экз. В статьях, выступлениях, письмах литераторам М. Горький обстоятельно развивал свою концепцию Д. л. как органической части лит-ры социалистич. реализма. Он требовал от дет. книги игры, занимательности, юмора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|