Литературный энциклопедический словарь 22 глава
Гэсэр — воплотившийся в земного ребенка небожитель, призванный освободить землю от демонов (ср. с гл. героем “Рамаяны* и т. п.); он совершает подвиги благодаря шаманским способностям. В героич. поездках Гэсэр осваивает весь мир (победы над демонич. правителями Севера, Востока, Юга и Запада, освобождение матери из ада). Традиц. эпич. сюжеты — младенч. подвиги Гэсэра, его победа в состязании за обладание красавицей невестой, за власть над ее страной, победа над демоном, одержанная при помощи жены демона, жизнь с ней на чужбине, возвращение Гэсэра в измененном виде и освобождение им собств. жены, захваченной врагами. Типична эпич. фигура противника гл. героя—дяди Гэсэра (бурят. С о тон, монг. Ц о тон), к-рый соперничает с ним в сватовстве, посягает на его жену и т. д. По одним версиям эпоса, Гэсэр и его супруга обитают в вечной стране блаженства, по другим — Гэсэр и его богатыри отказались повиноваться божеству и превратились в скалы традиц. мотив в представлении о поколении богатырей; ср. с нартами в ст. Нартский (Нартовский) эпос}.
Изд.: Гесериада, М.—Л., 1935; Гэсэр. Бурятский героич. эпос, M., 1973].
φ Νеклюдов С. Ю., О стилистической организации монг <Гесериады”, в кн.: Памятники книжного эпоса, М., 1978; Ч а г д уров С.Ш., Происхождение Гэсэриады, Новосиб., 1980. В. П.
ГРУП — ГЭСЭ
==85
00.htm - glava09
Д
“ДАВИД САСУНСКИЙ” (“Сасунци Давид”), героич. эпос арм. народа. Состоит из четырех ветвей: “Санасар и Багдасар”, “Мгер Старший”, “Давид Сасунский” (основной) и “Мгер Младший”. История. источник сюжета — восстание в 851 крестьян против сборщиков дани Арабского халифата в одном из р-нов Зап. Армении, горном Сасуне. Гл. герой эпоса, Давид, имеет нек-рое сходство с руководителем восстания. Однако эпос не является хроникой определенных конкретных событий. Осн. идея произв. — борьба за независимость родины — была близка всему арм. народу. Весь цикл, создававшийся в течение мн. веков нар. сказителями на разных арм. диалектах и говорах, вобрал в себя легенды, предания, эпич. сказания с древнейших времен арм. истории. В нем отражены и мн. реальные историч. события (походы крестоносцев и др.). Эпос впервые записан в 1874 арм. фольклористом Г. Срвандзтяном. По мотивам эпоса созданы поэмы О. Т. Туманяна, А. С. Исакяна и др.
Изд.: Давид Сасунский, М.—Л., 1939.
А. Т. Ганалаиян.
ДАГЕСТАНА ЛИТЕРАТУРЫ, лит-ры народов Даг. АССР. Истоки Д. л. восходят к раннесредневековой лит-ре христ. Кавк. Албании (5—8 вв.), а также к традициям лит-ры стран Бл. и Ср. Востока. С 10—11 вв. создаются агиографич. памятники на араб., фарси, тюрк. языках. В 17—18 вв. развиваются демократич. элементы местных нац. культур. Появляются “двуязычные” авторы, пишущие на араб. и родных языках (на основе араб. графики), изучается нац. фольклор. После Окт. революции создаются условия для всестороннего развития нац. лит-р Дагестана на родных языках. Осваивается опыт рус. классич. и сов. лит-р. См. Аварская литература. Даргинская литература, Кумыкская литература, Лакская литература, Лезгинская литература, Ногайская литература. Табасаранская литература. Татская литература.
Выпускаются на кумыкском, лезгинском, аварском, лакском и даргинском языках альм. “Дружба” (с 1952) и детский журн. “Соколенок” (с 1980)
Изд.: Антология даг. поэзии, т. 1—3, Махачкала, 1980—81. % Очерки даг. сов. лит-ры, Махачкала, 1957; История даг. сов. лит-ры, т. 1—2, Махачкала, 1967; Садыкова Г., Тема рабочего класса в даг. лит-ре, Махачкала, 1978; Султанов К., Этюды о лит-рах Дагестана, М., 1978; Гамзатов Г., формирование многонац. лит. системы в дореволюц. Дагестане, Махачкала, 1978; Забора П. Ф., Писатели Сов. Дагестана, Махачкала, 1980; Развитие социалистич. реализма в даг. сов. лит-ре. Сб. ст., Махачкала, 1980; А х л а к о в A.A., Историч. песни народов Дагестана и Сев. Кавказа, М., 1981; Лит-ра Дагестана и жизнь. Статьи, рец., Махачкала, 1982; Кассиев Э.Ю,, Даг. лит-ра на пути к социалистич. реализму, Махачкала, 1982.
ДАГОМЕИ ЛИТЕРАТУРА, см. Бенина литература. ДАДАИЗМ (от франц. dada — конек, деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязный детский лепет), авангардистское направление в лит-ре и иск-ве Зап. Европы (1916—22). Сложилось в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции, протест к-рой против 1-й мировой войны 1914—18 выразился в иррационализме, нигилистич. антиэстетизме, своеобразном худож. эпатаже — в бессмысленных сочетаниях слов и звуков (Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко), в каракулях, псевдочертежах, наборе случайных предметов (М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). После войны франц. “абсолютные дадаисты” ратовали за иск-во, лишенное социальной функции (Тцара), нем. “политические дадаисты” выступали против милитаризма и бурж. строя (Ж. Грос, Дж. Хартфилд). В 20-х гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии — к экспрессионизму.
9 КаптереваТ., Дадаизм и сюрреализм, в кн.; Модернизм, М., 1969; Grossman M. L., Dada. Paradox, mystification and ambicity in European literature, N. Y., [1971]. М. Н. Ваксмахер.
==86 ДАВИ — ДАСТ
ДАЙНА, традиц. название литов. нар. песни. Старейшие сведения о Д. — в памятниках 10 в. Первый сб. Д., составленный Л. Резой, вышел в 1825. В трудовых, мифол., обрядовых, воен.-историч., антикрепостнич., революц., а также в плясовых, игровых, любовных, детских, колыбельных, застольных, юмористич. и других Д. отразилась жизнь литов. народа в разные историч. периоды. На рус. яз. Д. переводили К. Д. Бальмонт, А. А. Прокофьев.
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos, букв.— палец). 1) В антич. стихосложении стопа из 4 мор, строения —?υ σпотреблялась преим. в гекзаметре и пентаметре. 2) В силлабо-тонич. стихосложении — метр, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на 1-м; сильное место заполняется обязательно-ударным слогом, и только начальный слог строки, часто пропускающий ударения, может считаться произвольным (х^ •^? ^ ^ ^...). В рус. стихе 18 в. преобладали 2-стопные и 4-стопные Д. (“Суетен будешь/Ты, человек...”, А. П. Сумароков; “Всадника хвалят: хорош молодец...”, анонимное, приписывается Ф. Г. Волкову), в 19 в.—4-стопные и 3-стопные (“Где твое личико смуглое...”, Н. А. Некрасов), м. Л. Гаспаров. ДАЛМАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литра 15— 18 вв., развивавшаяся в городах Дубровнике, Сплите, Шибенике, на о. Хвар и в др. насел, пунктах Адриатич. побережья Хорватии и Черногории. Формировалась под влиянием европ. Возрождения и барокко. До сер. 15 в. создавалась на лат. яз.; с творчеством М. Марулича связан переход на далмат. язык и внимание к нар. слав. творчеству. К 16 в. возросло жанровое разнообразие Д. л.: наряду с любовной лирикой, поэмой, сатирич. стихами (П. Гекторович, И. Гундулич) получили развитие комедия и социальная сатира (М. Држич).
Изд.: Поэты Далмации эпохи Возрождения XV—XVI вв. (Сост., вступ. ст. и прим. И. Н. Голенищева-Кутузова), М., 1959; Европ. поэзия XVII в., М., 1977, с. 289—315, с. 807—14.
φ Γоленище в-К у т у з о в И. Н., Итал. Возрождение и слав. лит-ры XV—XVI вв., М., 1963.
“ДАЛЬНИЙ ВОСТОК”, лит.-худож. и обществ политич. журнал, орган СП РСФСР и Хабаровской писательской орг-ции. Выходит раз в два месяца в Хабаровске с 1946.
“ДАНЖУР” (“Данджур”) (тибет., букв.— пояснения), собрание тибет. буддийских канонич. произв., получивших распространение в Монголии. Состоит из 225 тт. Является развитием и продолжением “Ганжуjoe”, содержит комментарии к нему. Включает соч. разных авторов по языкознанию, стихосложению, риторике, медицине, архитектуре.
ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра даргинцев (см. Дагестана литературы). Развивается на даргинском яз. фольклор представлен историч. песнями, легендами, сказками и т. д. В 18 в. были распространены стихи религ. содержания, записывались с помощью араб. графики. Демократич. линию Д. л. начинает в 19 в. поэзия Батырая. Всестороннее развитие Д. л. получает после Окт. революции, когда была создана и получила распространение письменность. Романтически приподнятая поэзия Р. Нурова призывала к новой жизни, свободному труду. Появилась драматургия. Значит, достижением совр. прозы стали повести о современности А. Абу-Бакара. Лирична поэзия Р. Рашидова, мн. сб-ки стихов к-рого поев. детям.
41 Абакарова Ф., Очерки даргинской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1963. Л. Алимова.
ДАСТАН, эпич. жанр в лит-рах и фольклоре Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии, чаще всего обработка сказочных сюжетов, легенд, преданий. Д. бывают поэтич. и прозаич., часто это проза со стихотв.
вставками. В классич. перс., тадж. и тюркоязычных лит-рах Д. называют отд. романич. поэмы (напр., поэмы “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун” Низами), главы из больших эпич. произв. (напр., из “Шахнаме” Фирдоуси). Многочисленны Д. о жизни и подвигах историч. личностей, связанных с исламом (напр., цикл Д. о халифе Али, зяте пророка Мухаммеда). Фантастич. повести, создававшиеся в Иране, Таджикистане, Афганистане вплоть до 19 в., также именовались Д. В совр. перс. лит-ре Д. называются повесть и рассказ.
В тюркоязычных Д. стихи, к-рыми перемежается проза, поются под аккомпанемент муз. инструмента (саза, дутара, домбры и т. п.). Циклы фольклорных Д., таких, как бытующие у мн. народов “Короглу”, <Алпамыш> и др., широко популярны и оказали значит. влияние на развитие нар. творчества и письм. лит-р. Мн. авторские Д. со временем обретали устно-нар. бытование и переставали чем-либо существенным отличаться от фольклорных произведений. Д. свойственны гиперболизация, идеализация героя, фантастич. и приключенч. ситуации, любовно-романтич. сюжетные линии, словесные и сюжетные клише, четко разработанные шаблоны концовок н зачинов. Прозаич. часть Д. — по преимуществу связующий элемент, язык этой прозы образно небогат, прост, неэмоционален, в отличие от языка стихотв. частей, где образный арсенал поэзии используется очень широко. Традиционные для сказочного эпоса мн. народов темы и сюжеты занимают в Д. значит, место. У нек-рых тюркоязычных народов (узбеков, каракалпаков, туркмен) Д. создаются и ныне, отражая конкретно-историч. действительность.
• Брагинский И. С., О тадж. эпосе <Гугули> и его худож. особенностях, в сб.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958; Жирмунский В.М., Нар. героич. эпос, М.—Л., 1962; Короглы Х-, Огузский героич. эпос, М., 1976.
X. Короглы.
ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра дат. народа. Развивается на дат. яз. Образы и сюжеты древней дат. эпич. поэзии известны из хроник и нар. баллад, а также из др.-исл. поэзии и саг, из англосаксонского эпоса •“Беовульф”. Первые лит. памятники, к-рым предшествуют краткие рунич. надписи, появились на лат. яз. в 12 в.; наиболее значителен труд историкахрониста Саксона Грамматика “Деяния данов”. В 13—14 вв. заметную роль играют памятники на дат. яз., в значит, мере переводные. Расцветает нар. баллада.
С 16 в. развитие лит-ры связано с Реформацией и началом книгопечатания в Дании. Большое значение имела демократически направленная деятельность К. Педерсена; его перевод Библии способствовал развитию дат. лит. языка. Издавались богословские трактаты, сб-ки псалмов, а позднее и религ. поэзия. Развивались сатира и школьная драма. Во 2-й пол. 16—17 вв. ощущалось влияние итал. и голл. ренессансной лит-ры, затем франц. классицизма. Собирались и публиковались древние дат. и сканд. памятники и нар. баллады.
Сдвиги в экономич. и социально-политич. жизни на рубеже 17—18 вв. способствовали подъему лит-ры. Выдающийся деятель дат. Просвещения Л. Хольберг положил начало совр. реалистич. лит-ре. Его комедии, в к-рых использованы традиции Мольера и итал. комедии масок, изображают жизнь Копенгагена и дат. провинции. Хольберг — автор острых социально-политич. сатир на лат. яз. С сер. 18 в. развивался сентиментализм (поэзия X. А. Брорсона). Напряженной эмоциональностью проникнуты драматургия И. Эвальда, впервые обратившегося к др.-сканд. тематике. В творчестве Е. Баггесена и особенно П. А. Хейберга и М. Бруна отразились идеи Великой франц. революции.
С нач. 19 в. в Д. л. господствовал романтизм, сочетавший интерес к нац. старине и дофеод. прошлому с критич. отношением к феод. средневековью. Его выдающийся представитель А. Эленшлегер в своих трагедиях на историч., мифол. и условно-историч. сюжеты, прославляя дофеод. и дохрист. культуру сканд. народов, изобразил наступление феодализма и католицизма на древний Север, утверждал победу оптимистич. начала в человеке. Романтич. характер носило и философско-религ. течение в лит-ре.?. Φ. Γрундтвиг в своем творчестве сочетал любовь к сканд. старине со стремлением обновить христианство.
Психологически тонкую характеристику душевной жизни человека бурж. общества в ее противоречивости дал С. Кьеркегор в своих повествоват. произв. и эссе, доказывая, что в основе человеческого существования лежит трагич. начало. Он оказал большое влияние на развитие всей сканд. лит-ры (Г. Брандес, норвежец Г. Ибсен, швед П. Лагерквист и др.); он стал также предшественником совр. философии и лит-ры экзистенциализма. При обращении к совр. тематике на передний план у романтиков выступают описания природы и крест, жизни (С. С. Блихер), подчеркнутая эмоциональность (К. Винтер). В 30-х гг. 19 в. возникло новое течение в романтизме, связанное с творчеством И. Л. Хейберга и др.; в то же время усилились реалистич. черты (К. В. Бредаль). Т. К. Гюллембург и др. стремились изображать “повседневную жизнь”. В 20—30-х гг. достиг расцвета водевиль (Хейберг, X. Херц). В драме усилились элементы психол. реализма. В сер. 30-х гг. X. К. Андерсен выступил со своими романтич. сказками и историями, проникнутыми гуманизмом, лиризмом и юмором, разящими мир эгоизма и корысти, лести, спеси, самодовольства; эти сказки завоевали мировое признание; пользовались известностью также его романы и комедии.
Нарастание социальных конфликтов в 40-х гг. способствовало развитию радикальной прессы, политич. лирики и сатиры (М. А. Гольдшмидт). Усиливаются философско-психол. тенденции: Хейберг (драма •“Душа после смерти”), Ф. Палудан-Мюллер (поэма “Adam Homo”).
В 70-х гг. усилилось влияние заруб, реалистич. лит-ры, особенно русской (“тургеневский период” в дат. лит-ре). Произошло размежевание с романтизмом. Ведущим в перестройке лит-ры был сканд. критик Г. Брандес, возглавивший радикальное “движение прорыва”, сторонник правдивого изображения действительности. Выдающийся писатель-реалист Е. П. Якобсен в романе “Нильс Люис” с психол. точностью показал трагич. судьбу интеллигента, порвавшего с религ. мировоззрением, но оставшегося одиноким в условиях дат. жизни. Новая Д. л. выдвинула также писателей Г. Банга, X. Понтоппидана, мастеров больших реалистич. полотен; X. Драхмана, новатора в области лирики; К. Гьеллерупа, выступавшего в первых произв. с радикальных демократич. позиций; Э. Брандеса, автора острых социальных Драм.
К сер. 80-х гг. в творчестве Драхмана, Гьеллерупа, а также Г. Брандеса начинают преобладать индивидуалистич. и символистские тенденции. Идеи символизма и неоромантизма разделяли поэты И. Йёргенсен, В. X. Ф. Стукенберг и др. Однако и в это время творчество мн. писателей, в т. ч. Банга, оставалось реалистическим; в 90-х гг. и в нач. 20 в. реализм продолжал укрепляться: в 1898—1904 Понтоппидан опубл. роман “Счастливчик Пер”. И. В. Йенсен, автор “Химерландских историй”, написал цикл романов о прошлом дат. народа, не свободный, однако, от расист, идей. Сатирич. драмы писал Г. Вид, психол. романы и новеллы печатала Карин Микаэлис. Жизнь крестьянства реалистически изображали И. Скьольборг, И. Окьер.
Новым этапом в развитии лит-ры явилось публицистически страстное творчество первого пролет, писателя М. Андерсена-Нексё, заложившего основы социалистич. направления, а затем и социалистич. реализма в Д. л. Его прозе, поев. рабочему движению, свойствен острый критич. взгляд на бурж. общество. 1-я мировая война 1914—18 вызвала хаос и растерянность в духовной жизни бурж. интеллигенции. Молодые литераторы чувствовали себя “потерянным поколением^. Темы одиночества, страха, опустошенности нашли в 20-х гг. воплощение прежде всего в поэзии П. Ла Кура, в экспрессионист, стихах и прозе
ДАТС
==87
О. Т. Кристенсена и др. Однако и в 20-х гг. с требованием активного вмешательства в жизнь выступили фарерский писатель В. Хейнесен и крупнейший дат. совр. поэт О. Гельстед. В кон. 20-х и в 30-х гг. наблюдался подъем реалистич. сопиально-критич. прозы (“школа Андерсена-Нексё”), начало к-рому положил роман X. Р. Кирка “Рыбаки”. Жизнь трудящихся нашла правдивое изображение в романах Э. Кристенсена, К. Беккера, X. Хердаля, Л. Фишера, М. Клитгора и др. В 30-х гг. опубл. первые антибурж. романы писатель-сатирик X. Шерфиг. Значит. успехи драматургии связаны с произв. К. Мунка, К. Абелля и К. Э. Сои. Писатели внесли существ. вклад в борьбу против фашизма в 30-х гг. и особенно в годы нем.-фаш. оккупации Дании (1940—45), когда большинство деятелей лит-ры связало свою жизнь с Движением Сопротивления (Андерсен-Нексё, Шерфиг, Кирк, Мунк и мн. др.). Яркий пример единства дат. литераторов в борьбе против фашизма — издание в 1944 коллективного нелегального антифаш. сб. “Горит огонь”.
В послевоен. годы реалистич. социально-критич. направление получило развитие в произв. АндерсенаНексё, Шерфига, в романах Беккера, X. Вульфа, в поэзии Гельстеда. Тонким психологизмом отличаются произв. О. Донса, К. Сённербю, Тове Дитлевсен, X. Л. Йепсена, Т. Скоу-Хансена. Противоречиво творчество М. А. Хансена (ред. модернист, журн. “Heretica”, 1948—54) и X. К. Браннера, нередко обращавшихся к исследованию болезненной психики человека. Для модернист, лит-ры послевоен. лет характерны формалистич. черты, отход от реализма: творчество О. Сарвига, В. Сёренсена и др. Драматургия 50—60-х гг. характеризуется поисками новых форм, в содержании ясно прослеживается острая критика бурж. общества “всеобщего благоденствия”. Эта тенденция нашла выражение в пьесах Э. Ольсена и Л. Петерсена, а также в политич. ревю (К. Рифбьерг, И. Йенсен).
В лит-ре с кон. 60-х и в 70-х гг. заметно усилился интерес к социально-психол. проблематике; акцентируется контраст между материальным благополучием и духовной опустошенностью среднего датчанина, его трагич. одиночество: романы и телевиз. пьесы Л. Пандуро, романы П. Себерга и др.
Лит. периодика: “Dialog” (с 1951), <Perspektiv> (с 1953), <Vindroseni· (с 1954), “Kulturfront” (с 1972).
Изд.: Дат. новелла XIX—XX вв., Л., 1967.
• Кристенсен С.М., Дат. лит-ра 1918—1952, М., 1963; Куприянова И. П., Дат. драматургия первой пол. XX в., Л1979; Неустроев В. П., Лит-ра сканд. стран (1870—1970), М., 1980; Dansk litteratur historie, bd 1—6, Kbh., 1976—77.
В. Г. Адмони, И. П. Куприянова.
“ДАУГАВА”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал, орган СП Латв. ССР. Изд. в Риге с 1977 на рус. яз. ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Сопротивления литература. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо-тонич. стихосложении — ямб и хорей, ритм к-рых в рус. стихе строится на чередовании обязательно-безударных [^ и произвольных [х] слогов: (^) х^· х<^х...; на последнем сильном месте (см. Сильное место и слабое место) произвольный слог всегда ударен, на остальных более частоударные и более редкоударные позиции чередуются через одну (3-стопники “Грустная картина”, “Чернильница моя”; 4-стопники “А царица молодая”, “Адмиралтейская игла”, оба — А. С. Пушкин; 5-стопник “И летопись окончена моя”, Пушкин; 6-стопник “Вдоль по улице метелица метет”), если этому не препятствует склонность хорея к безударности 1-го слога (5-стопник “Выхожу один я на дорогу”, М. Ю. Лермонтов) или наличие цезур (6-стопники “Долго не сдавалась Любушка-соседка”, Н. А. Некрасов, “Надменный временщик и подлый и коварный...”, К. Ф. Рылеев). Ср. Трехсложные размеры.
М. Л. Гаспаров.
==88 ДАУГ — ДЕКА
ДВУСТИШИЕ, дистих, простейшая форма строфы: 1 стиха одинакового (как в араб. бейте) или неодинакового (как в элегическом дистихе) ритмич. строения. Бывает самостоят, стихотворением (в жанре эпиграммы, эпитафии, надписи), м. л. Гаспаров. “ДЕВГЕНИЕВО ДЕЯНИЕ”, переводной памятник др.-рус. лит-ры 11— 12 вв. (2 редакции в списках не ранее 17 в.), воинская повесть. Восходит к визант. героич. эпосу “Дмгеимс Акрит”.
• Кузьмина В. Д., Девгениево деяние, М., 1962.
Д. М. Буланин.
ДЕЙСТВИЕ, 1) поступки персонажей эпич. и драматич. произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. — высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, мысли, главное же — намерения. Д. может быть преим. внешним, основанным на перипетиях, что, напр., характерно для У. Шекспира, либо гл. обр. внутренним, при к-ром, как это бывает у А. П. Чехова, переменам подвержены более умонастроения героев, нежели их практически-жизненное положение. Если внешнее Д. обнаруживает преим. конфликты локальные и преходящие, к-рые возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенной цепи событий (см. Завязка, Кульминация, Развязка), то Д. внутреннее наиболее благоприятно для постижения устойчивых конфликтных положений, остающихся непреодоленными и в · финалах произведений.
Поступки персонажей, будучи взаимообусловлены, составляют единое действие, к-рое Аристотель считал нормой как драматич., так и эпич. сюжетосложения: в трагедиях и эпопеях должно даваться изображение “одного и притом цельного действия” (Аристотель, Об иск-ве поэзии, 1957, с. 66). В эпич. жанрах причинно-следств. связи между поступками персонажей, изображаемыми событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе. Таковы прозаич. произв. Ф. Рабле, М. Сервантеса, Дж. Свифта, поэмы Н. А. Некрасова и А. Т. Твардовского, многие автобиогр. повести. Традиционное единое Д. порой отсутствует и в драмах (“Вишневый сад” Чехова), хотя в большинстве драматич. произв. принцип единства Д. соблюдается (см. Драма).
Более широкий смысл термин “Д.” имеет у Г. Э. Лессинга: “действиями”, составляющими предмет словесного иск-ва (поэзии), он называет все явления худож. мира, к-рые имеют временную протяженность (т. е. процессы), противопоставляя их расположенным в пространстве неподвижным предметам (сфера живописи).
2) Часть драматич. произв. или спектакля (см. Акт).
• Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 187—253; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1934; Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 65—68. В. Е. Хализев.
ДЕКАБРИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит.-худож. творчество декабристов, дворянских революционеров, участников революц.-обществ, движения в России 1-й четв. 19 в. Включает в себя стихи, прозу, драматич. произв., лит.-критич. статьи, публицистику, в к-рых нашли широкое выражение социально-политич. и лит.-эстетич. взгляды деятелей движения, сложившиеся в период его формирования и подъема. В состав Д. л. входят произв. не только участников тайных об-в, но и виднейших писателей, связанных с декабристами, прежде всего А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, во многом разделявших их взгляды.
В своем творчестве поэты-декабристы - (К. Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский,?.Η. Γлинка, В. К. Кюхельбекер, П. А. Катенин, А. А. Бестужев и др.) следовали поэтич. традициям Г. Р. Державина и К. Н. Батюшкова, усваивали антикрепостнич. идеи А. Н. Радищева, гражданств, пафос классицизма.
Для декабрист, публицистики и критич. прозы нач. 20-х гг. (Кюхельбекер, Бестужев, П. А. Вяземский, О. М. Сомов) характерен также пристальный интерес к зап.-европ. просветительской традиции, к теории и худож. практике романтич. движения в Англии, Германии, Франции. Придавая большое значение лит-ре как средству пропаганды своих взглядов, они были увлечены задачей создания гражд., политич. поэзии, обличающей рабство и тиранию, прославляющей свободу (оды Рылеева). Кроме сатирич. оды, для Д. л. характерны торжеств, ода, политич. гимн, дружеское послание (послания Кюхельбекера, Рылеева, Раевского). Сюда примыкают и нек-рые стихи Катенина.
Ориентация декабристов на “высокие” поэтич. жанры сказалась в их произв. историко-революц. характера (цикл “Думы”, “Войнаровский” и др. поэмы Рылеева, стихотв. повесть “Андрей, князь Переяславский” Бестужева и др.) и в разработке темы новгородской и псковской вольницы, и в стремлении поддержать нац.-освободит, борьбу в Европе, и в постоянных обращениях к библейским образам и фразеологии, трансформированным применительно к задачам декабрист, пропаганды: мотивы псалмов Давида в стихах Глинки, образ поэта-пророка, певца-трибуна в лирике Рылеева и Кюхельбекера, отвечавший представлениям декабристов о высокой гражд. миссии поэта, затем ставший традиционным для рус. поэзии (ср. тему пророка у Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова).
Историко-патриотич. стихи и поэмы декабристов были далеки от подлинного историзма; явная идеализация мн. деятелей прошлого приводила к тому, что историч. персонажи становились прямыми рупорами совр. (декабристских) идей и взглядов. Однако именно к этому в значит, мере сводилась цель поэтов передового движения 20-х гг.: оставаясь в пределах романтич. концепции истории, они хотели указать новым поколениям примеры героич. свершений в далеком прошлом. Рисуя характеры борцов, павших за свободу, поэты-декабристы тем самым звали к борьбе, выдвигали идею жертвенности (“Исповедь Наливайки” Рылеева). Особое место в Д. л. принадлежит т. н. агитац. песням, созданным на фольклорной основе и предназначавшимся для народа, с их смелым призывом подняться на бояр, на вельмож. Декабристы были участниками мн. лит. кружков и об-в, наиб. значительна была их роль в -“Зеленой лампе” и Вольном обществе любителей российской словесности. В годы, предшествующие восстанию, антимонархич. и свободолюбивые идеи декабристов подчинили своему влиянию широкие круги рус. общества и мн. литераторов; они сказались не только в комедии Грибоедова “Горе от ума” или в стихах Пушкина, многие из к-рых можно считать прямо принадлежащими к Д. л. (“Вольность”, “К Чаадаеву”, десятая глава “Евгения Онегина” и др.), но и в творчестве Н. М. Языкова, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова (позднее отошедших от декабрист. настроений).
Идеология декабризма нашла выражение также в публицистике — статьях, письмах, памфлетах Н. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, Н. М. Муравьева, П. Г. Каховского, М. С. Лунина, и в лит.-теоретич. выступлениях и программных статьях Бестужева, Кюхельбекера, Рылеева и др., выдвигавших принципы гражданственности, романтически осмысленной народности, нац. самобытности лит-ры и рус. культуры вообще. Лит. органами движения были альманахи •“Полярная звездам, -аМнемозина^.
Разгром движения, начавшийся вслед за восстанием 14 дек. 1825, ограничил, но не прервал лит. деятельность декабристов, продолжавшуюся в условиях каторги и ссылки (Кюхельбекер, А. И. Одоевский, Лунин и др.).
Значит, влияние на формирование рус. прозы 20—30-х гг. оказали повести А. А. Бестужева-Марлинского, к-рый и после поражения восстания остался верен политич. идеям и этич. принципам дворянских революционеров. Следующим звеном между рус. гражданской лирич. поэзией 20—30-х гг. стало поэтич. творчество ссыльного Одоевского.
Дело и подвиг декабристов оказали сильнейшее влияние на идейно-революц. развитие России; традиции Д. л. впитали А. И. Герцен, Н. П. Огарев, вольнолюбивый пафос поэзии декабристов оплодотворил раннее творчество Лермонтова. Образы первых рус. революционеров, этих “богатырей, кованных из чистой стали” (Герцен), вдохновили Некрасова на создание поэтич. эпоса “Русские женщины”.
И з д.: Декабристы, т. 1—2, сост. Вл. Орлов, Л., 1975; Лит.-критич. работы декабристов. [Вступит, ст., подготовка текста и примеч. Л. Г. фризмана], М., 1978; Мемуары декабристов. Сев. общество, М., 1981; Мемуары декабристов. Юж. общество, М., 1982.
• Г у к ов с кий?.Α., Οушкин и рус. романтики, Саратов, 1946; Базанов В. Г., Очерки декабрист, лит-ры. Публицистика. Проза. Критика, М., 1953; его же, Очерки декабрист, лит-ры. Поэзия, М.—Л., 1961; Лит. наследие декабристов, Л., 1975.
Д. В. Жданов.
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений кон. 19—нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.
Как характерное явление времени Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. определенному одному или неск. направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули творчество значит, части художников, в т. ч. мн. крупных мастеров иск-ва, творчество к-рых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчетливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии франц. символизма. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось на творчестве таких художников, как О. Уайльд, М. Метерлинк, Г. Гофмансталь, Р. М. Рильке и др. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадент, настроениями, подчас принимали художественно выразит. формы. В России Д. отразилось в творчестве т. н. старших символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, в соч. Ф. Сологуба, а также в ряде произв. Л. Н. Андреева и особенно в “неонатуралистич.” прозе, получившей распространение после поражения Революции 1905—07. Писатели-реалисты, передовые литераторы и критики активно боролись с настроениями Д. в рус. иск-ве и лит-ре. Мн. мотивы декадент, умонастроения стали достоянием разнообразных модернист, художеств. направлений (см. Модернизм). Передовое реалистич. иск-во, и прежде всего иск-во социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними; марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности иск-ва.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|