Литературный энциклопедический словарь 35 глава
Для большей части И. л. характерна фанатичная пропаганда учения секты. Исмаилиты издают в Индии и мусульм. Африке много книг и газет на разных
ЯЗЫКаХ. Л. Е. Бертельс.
ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Испании. На ее территории в процессе историч. развития сложились испанская (кастильская), баскская, галисийская и каталанская лит-ры, развивающиеся в постоянном и сложном взаимодействии друг с другом.
Испанская литература на исп. (кастильском) яз. в средние века формируется под влиянием христ. религии и католич. церкви, к-рая занимала господств, позиции в идеологии, образовании и культуре, античной культуры (латынь — единств, язык письменности в раннем средневековье), после завоевания в 8 в. большей части Пиренейского п-ова арабами также и араб. лит-ры, в контактах к-рой с исп. лит-рой большую роль сыграли испано евр. авторы. В ходе Реконкисты (борьбы за отвоевание народами Пиренейского п-ова территорий, захваченных арабами и берберами) исп. лит-ра обрела черты нац. своеобразия. В основе ее лежит нар. поэзия (mester de juglaria) — лирическая, древнейшие следы к-рой сохранились в мувашшахе, и эпическая. Исп. героич. поэма отличается от мн. эпич. памятников др. народов почти документ. точностью, отсутствием фантастики и гиперболизации. Наиболее значит, поэмы — “Песнь о моем Сиде”, поэмы о Фернане Гонсалесе (кастильском графе, добившемся независимости Кастилии), о семи инфантах Лары (ставших, согласно легенде, жертвами феод. вражды) и др. — народны по своему происхождению и идеологии и повествуют о борьбе с маврами, гегемонии Кастилии и феод. междоусобицах. В т. н. “ученой литературе” (mester de clerecia) органически сочетаются черты рыцарской, клерикальной и гор. лит-р, существовавших в др. странах Европы раздельно; это придавало ей черты демократизма. Они особенно характерны для сб. “Чудеса богоматери” и житий, прославляющих деву Марию, автор к-рых — первый известный по имени ср.-век. исп. поэт Г. де Берсео, и произв. короля Альфонса X, писавшего, как и др. поэты, лирич. стихи на галисийско-португ. наречии. Он руководил составлением проникнутой патриотизмом “Первой всеобщей хроники” и др. трудов, ставших первыми образцами кастильской прозы. Демократич. и гуманистич. мотивы обнаруживаются и
==134 ИСМА — ИСПА
в творчестве крупнейших ср.-век. писателей — в прозе Хуана Мануэля (сб. новелл “Граф Луканор”), поэзии Хуана Руиса (стихотв. сатира “Книга благой любви”), а также в нар. романсовой (см. Романсеро) и сатирич. поэзии 15 в. Любовные и сатирич. поэтич. соч. начиная с 13 в. нередко объединялись в сб-ки — кансьонеро. Исп. лит-ра этого времени через посредство каталанской начинает усваивать опыт итал. Возрождения. В поэтич. произведениях Сантильяны (И. Лопес де Мендоса), поэме крупного лирич^. поэта X. Манрике “Строфы на смерть отца”, повествующей о человеческих деяниях, к-рые побеждают смерть, творч. восприятие итал. ренессансных веяний сочетается со следованием нац. традициям.
В эпоху Возрождения исп. лит-ра вступила в кон. 15 — нач. 16 вв. К этому времени Испания стала единым гос-вом, превратившимся в результате завоевания Америки в крупнейшую колониальную державу. Однако исп. абсолютизм носил реакц. характер; опираясь на церковь и инквизицию, он возглавил борьбу против протестантизма в Европе, жестоко подавлял свободолюбивые идеи в стране. В условиях глубокого экономич. и политич. кризиса лишь устойчивые демократии. традиции вольнолюбия и “муниципальной демократии”, воспитанные в исп. народе Реконкистой, обеспечили расцвет и своеобразие исп. ренессансной лит-ры.
Для Раннего Возрождения характерно творческое усвоение опыта европ. Ренессанса: господствующие позиции заняла “итальянская” школа во главе с Гарсиласо де ла Вегой, автором прсим. пасторальных поэм; широкое распространение в лит-ре и публицистике получил “эразмизм”; влияние итал. лит-ры ощущается в ренессансном рыцарском (•“Амадис Гальский” и др., более поздние образцы) и пасторальном романе. Демократич. линия в Раннем Возрождении представлена романом-драмой Ф. де Рохаса “Трагикомедия о Калисто и Мелибее”, известным под назв. “Селестина”. Роман утверждал гуманистич. концепцию любви, давал критич. оценку современности и сыграл значит. роль в формировании нац. драмы и плутовского романа, расцвет к-рых относится к более позднему периоду. В поэзии зрелого Возрождения (2-я пол. 16 — нач. 17 вв.) приобрели известность “севильская” (разрабатывающая преим. жанры высокой гражд. лирики) и “саламанкская” (отдававшая предпочтение интимной и филос. лирике) школы, а также поэзия “мистиков”, в к-рой ренессансный индивидуализм противоречиво сочетался с религ. экзальтацией. Картина кризиса исп. общества ярко воспроизводится в плутовском романе, классич. образцы к-рого — анонимная повесть “Жизнь Ласарильо с Тормеса” (1554), роман “Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче” М. Алеманаи-де-Энеро, “Хромой бес” (1641) Л. Белеса де Гевары. Плутовской роман с характерными для него автобиогр. формой повествования, сатирич. обзором социальной действительности, обильными морально-филос. размышлениями, показом формирования характера героя под воздействием обществ, среды оказал большое влияние на последующее развитие романного жанра в европ. лит-ре. Идейной и худож. вершиной ренессансной прозы Испании стало творчество М. де Сервантеса. Автор неск. драм, комедий и сатирич. интермедий, Сервантес создал жанр ренессансной новеллы в Испании, а романом “Дон Кихот” подвел итог развитию исп. ренессансной лит-ры, создал сатирич. панораму жизни Испании своего времени. В образе Дон Кихота он показал “вечный” трагич. конфликт между благородными идеалами и реальностью; роман породил множество продолжений, подражаний и истолкований в мировой лит-ре.
Исп. нац. драма Возрождения, сформировавшаяся в 16 в. (пьесы Л. де Руэды) на основе синтеза нар. фарсово-комич. представлений и учено-гуманистич. театра, получила наиболее законч. воплощение в творчестве Лопе Ф. де Веги Карпьо, автора многочисл. социально-политич. драм на историч. материале, нар героич. драм (“Фуэнте Овехуна”), комедий о любви
(“Собака на сене”, “Учитель танцев” и др.). Среди драматургов его школы наиболее оригинальны X. Руис де Аларкон-и-Мендоса, создатель исп. комедии характеров, и Тирсо де Молина, разработавший жанр религ.-филос. драмы и впервые драматизировавший ставшую затем популярной в мировой лит-ре легенду о Дон Жуане. Творчество этих драматургов нек-рыми чертами близко лит-ре барокко.
Лит-ра барокко в Испании возникла в 17 в. как реакция на ренессансный гуманизм, осознание кризиса его идеалов и была проникнута пессимизмом, порожденным сознанием дисгармоничности, трагизма и неразрешимости противоречий действительности. Провозгласив приоритет воображения, позволяющего сотворить хотя бы мозаичную картину хаотич. мира, писатели барокко использовали для изображения действительности необычайно экспрессивную, динамичную и резко контрастную образность, эмблематику, совмещение в образном единстве, казалось бы, несовместимых явлений и предметов, интеллектуализировали язык и т. д. В лит-ре исп. барокко выявились две противоборствующие стилевые тенденции: концептизм, стремившийся к многозначности и смысловой перенасыщенности слова и фразы, и культизм (гонгоризм), искусственно усложнявший худож. речь. Крупнейший поэт исп. барокко — Л. де Гонгора-и-Арготе. В многочисл. сатирич. романсах, поэме “Уединения” и др. неприемлемой для себя реальности он противопоставил эстетич. утопию, творимую посредством крайне усложненной метафоричности, перифраз, нарушения правильного синтаксиса и др. средств культистской поэзии. К концептистской школе принадлежал великий исп. сатирик Ф. Кеведо-и-Вильегас, автор сатирич. стихов, плутовского романа “История жизни пройдохи по имени дон Паблос”, памфлетов (“Сновидения” и др.). Теоретич. обоснованием концептизма стал трактат “Остромыслие и искусство изощренного ума” (1642) Б. Грасиана-и-Моралеса, написавшего также аллегорико-филос. роман “Критикой”. Драматургия барокко представлена творчеством П. Кальдерона де ла Варки, стремившегося в своих пьесах к глубокому филос. осмыслению жизни: драмы чести “Стойкий принц”, “Врач своей чести”, “Саламейский алькальд”, морально-филос. драмы “Жизнь есть сон”, религ.-филос. драма “Маг-чудодей” и др. Драматурги школы Кальдерона завершают картину нац. драмы 16—17 вв.; во 2-й пол. 17— нач. 18 вв. И. л. переживала глубокий упадок.
Просветит, направление в исп. лит-ре сформировалось в сер. 18 в. Мн. литераторы утверждали поэтику классицизма в поэзии и драматургии. Художественно ценные произв. создали писатели, сочетавшие эстетику классицизма с нац. реалистич. традицией: автор семейно-бытовых комедий Л. Фернандес де Моратин, баснописцы Т. де Ириарте и?. Μ. Ρаманьего, представители просветит, реализма Г. М. де Ховельянос, X. Кадальсо-и-Васкес и др. В поэзии X. Мелендеса Вальдеса отчетливы черты сентиментализма. В условиях антинаполеоновской войны, начавшейся в 1808, и бурж.-демократич. революций 1808—14, 1820—23 классицистская лит-ра приобрела революц.-патриотич. направленность: поэзия М. X. Кинтаны, драмы Ф. Мартинеса де ла Росы, сатирич. публицистика.
Романтизм в исп. лит-ре возник как худож. осмысление социально-психол. проблем, порожденных процессом бурж.-демократич. революций, как реакция на них и разочарование в их результатах. Поначалу, в 1830-х гг., он был преим. выразителем идей либерализма и свободы в иск-ве. В 1840-х гг. для романтиков характерны поиски компромисса с действительностью. Романтич. иск-во в Испании носило глубоко нац. характер, ориентировалось на нац. лит. традицию, в особенности на романсеро и драматургию 16—17 вв., обращалось преим. к нац. истории и легенде, преображая их и истолковывая как выражение извечного конфликта высоких чувств с житейской прозой, художника с обществом. В поэзии эти конфликты получили яркое воплощение в творчестве А. де Сааведры
и X. де Эспронседы. Поэма Сааведры “Мавр-найденыш”, романтически перетолковывая эпизод ср.-век. легенды об инфантах Лары, полна антитиранич. пафоса и вместе с тем сознания тщетности героич. подвига; столкновениям непокорной знати с королевским деспотизмом посвящены мн. произведения его сб. “Исторические романсы”. Революц.-романтич. поэзия Эспронседы прославляет память героев борьбы за свободу, обличает пошлость и торгашеский дух совр. общества; в цикле социальной лирики эгоизму буржуа поэт противопоставил образы пирата, нищего, узника, осужденного на смерть,— людей, отверженных мещанским обществом. Тема личности и общества философски обобщенно предстает в его поэмах “Саламанкский студент” и “Мир-дьявол”. Романтич. драма, начало к-рой положили историч. пьесы Мартинеса де ла Росы, утвердилась на сцене после постановки драмы Сааведры “Дон Альваро, или Сила судьбы”. Ее крупнейшие представители — А. Гарсия Гутьеррес, в пьесах к-рого “Трубадур”, “Симон Бокканегра” и др. типично романтич. страсти раскрываются нафоне феод. усобиц, антитиранич. заговоров и т. д.; X. Соррилья-и-Мораль, создавший романтич. вариант легенды о Дон Жуане (“Дон Хуан Тенорио”), провозгласивший идею единения королевской власти и народа (“Сапожник и король”, “Кинжал гота” и др.). Эти же проблемы — в центре историч. романов, наиболее значительный из к-рых — “Сеньор Бембибре” Э. Хиля-и-Карраско — пронизан любовью к “малой родине” (пров. Леон), содержит острую антифеод. критику.
В 1850—60-х гг. романтич. лит-ра становится эпигонской; своей непосредственностью, искренностью и неподдельной романтич. страстью выделяется лишь поэзия и проза Г. А. Беккера. С романтич. движением связана своими истоками бытописательная лит-ра (см. Костумбризм) — очерки С. Эстебанеса Кальдерона, Р. де Месонеро Романоса, сатирич. публицистика М. X. де Ларры, в зрелом творчестве к-рого обнаруживаются критико-реалистич. тенденции. С традициями костумбризма связаны областнич. новеллы и романы, популярные в 1850—60-х гг.
Критич. реализм как худож. система становится ведущим в лит. процессе Испании с 1870-х гг. Развиваясь под воздействием классиков франц., англ. и рус. реализма, он обнаружил себя прежде всего в жанре романа. С областнич. лит-рой связано творчество X. М. де Переды, к-рый в ранних рассказах, повестях и романах критиковал с консервативных позиций пороки бурж. общества, парламент и борьбу политич. партий, а в романах “Сотилеса”, “На горных вершинах” и др. бурж. миропорядку противопоставил идиллически осмысленный патриархальный быт родной Бискайи. П. А. де Аларкон прославился как автор рассказов из нар. жизни, передающих героику борьбы против Наполеона (сб. “Маленькие национальные истории” и др.), и построенной на нар. анекдоте остроумной нравоописат. повести “Треугольная шляпа”. Жанр социально-психол. романа ввел в лит-ру X. Валера: “Пепита Хименес”, “Донья Лус” и др.; в социально-филос. романе “Иллюзии доктора Фаустино” изобразил судьбу молодого дворянина, не сумевшего приспособиться к условиям бурж. общества. Вершиной критич. реализма 19 в. в Испании стало творчество Б. Переса Гальдоса. В серии из 46 историч. романов “Национальные эпизоды” (1873—1912) он воссоздал осн. этапы истории Испании 19 в., подчеркнул решающую роль нар. масс в историч. процессе. Им опубл. антиклерикальные и антифеод, романы “Донья Перфекта”, “Глория”; в цикле “Современные испанские романы” (1881—1915) воссоздана панорама бурж. действительности.
ИСПА
==135
Сложившись позднее, чем в др. странах Европы, критич. реализм в Испании очень скоро испытал на себе воздействие натуралистич. эстетики. Полемика вокруг натурализма развернулась в нач. 1880-х гг. Его пропагандистом выступила Эмилия Пардо Басан, автор романов-исследований “Женщина-трибун”, “Родовая усадьба Ульоа”, -“Природа-мать”. Нек-рые черты натуралистич. эстетики восприняли в эти годы и Перес Гальдос, Аларкон, Переда и особенно младшее поколение реалистов — крупнейший критик Л. Аласи-Уренья, написавший антиклерикальный роман “Регентша”, В. Бласко Ибаньес, автор цикла “валенсианских” романов (-“Хутор” и др.), социально-психол. романов “Нагая маха”, “Кровь и песок” и др. В целом, однако, влияние натурализма в лит-ре Испании было менее заметным, чем в др. странах.
Поражение Испании в испано-амер. войне 1898, потеря заокеанских колоний были восприняты исп. интеллигенцией как нац. катастрофа, породили идейнокультурное течение под назв. “Поколение 1898 года”. Не составляя единой сплоченной группы, писатели “поколения” в начале своей деятельности резко отвергали офиц. Испанию, с патриотич. позиций обличали ее пороки, что сказалось, в частности, в культе Кастилии, вокруг к-рой исторически сложилось исп. гос-во. Выход из кризиса они видели либо в “европеизации” Испании, приобщении ее к благам бурж. цивилизации, либо в возрождении нац. традиций. Эстетич. позиции мн. писателей “поколения” вначале были близки испано-амер. и исп. модернизму, к-рый они понимали как средство противопоставить ненавистной им реальности эстетич. утопию; большинство из них, однако, пришли к критич. реализму, по-новому истолковав и обогатив реалистич. традиции прошлого. Через все произв. М. де Унамуно, духовного вождя “поколения”, проходит трагич. восприятие действительности; в психол. повести “Абель Санчес”, др. повестях и сб-ке “Назидательные новеллы”, в драмах и стихах он исследует процесс самоутверждения личности в борьбе с враждебным обществом. В цикле повестей “Сонаты” Р. М. дель Валье Инклан противопоставил современности, породившей мещанскую пошлость, эстетизированное прошлое; в гротескных пьесах и историч. романах 1920-х гг. писатель обличал бурж помещичью Испанию. Критич. оценку действительности содержали и ранние романы П. Барохи-и-Неси (трилогия “Борьба за существование”, “Прошлое”, “Города” и др.), позднее обратившегося к жанру историко-авантюрного романа (цикл из 22 романов “Мемуары человека действия”, 1913—35). Крупнейший поэт “поколения” А. Мачадо-и-Руис, создавший образцы интимной лирики, высмеял ничтожество исп. дворянства, прославлял силу и мужество народа (сб. “Поля Кастилии”), отстаивал нар. иск-во (сб. “Новые песни”), стремился философски осмыслить реальность (“Апокрифический песенник”), защищал Республику в годы Нац.-революц. войны 1936—39 (сб. “Война”). X. Р. Хименес в ранней поэзии следовал принципам модернизма, а в сб-ках “Духовные сонеты”, “Состояние вечности”, “Таящийся в глубинах зверь” обратился к поискам “чистой поэтической сущности”, утверждал единство всего сущего, пантеистич. слияние с природой.
После 1-й мировой войны 1914—18 в исп. лит-ре приобрели популярность различные направления “левого” иск-ва, в к-рых обнаружился кризис бурж. иск-ва, анархич. протест против бездушности бурж. общества, нигилистич. отношение к классич. культуре, поиски новых средств выразительности. Однако творчество выдающегося поэта и драматурга Ф. Гарсии Лорки развивалось преим. на основе переосмысления фольклорных традиций (поэтич. сб-ки — “Поэма о Канте хондо”, “Цыганский романсеро” и др.); в 30-х гг. он выдвинул лозунг “театра социального действия”, возглавил студенч. передвижной театр “Ла Баррака”, пропагандировавший классич. пьесы для нар. зрителя, создал трагедии об исп. крестьянстве.
==136 ИСПА
После падения монархии (1931), в условиях бурж демократич. революции наметился подъем социального романа и поэзии. Крупнейший представитель революц. поэзии этих лет Р. Альберти в начале творч. пути выражал протест против бездуховности бурж. общества в формах неоромантич. и “левой” поэзии: в 1930-х гг. он создал революц. и социальную поэзию, опубл. циклы “13 полос и 48 звезд”, “Столица славы” и др. В годы Нац.-революц. войны расцвел талант поэта-коммуниста М. Эрнандеса; в своей поэзии он органически соединил высокую поэтич. культуру классич. иск-ва с трансформированными традициями народно-поэтич. творчества. Прославив мужество борющегося народа в годы войны, в стихах, написанных во франкистской тюрьме, он выразил веру в конечное торжество справедливости.
Период фаш. диктатуры (1939—75) ознаменован глубоким кризисом лит-ры: погибли Гарсия Лорка, Мачадо-и-Руис, Эрнандес; эмигрировали Альберти, Хименес и др. литераторы; писатели, оставшиеся в Испании, были обречены на молчание. Одним из первых проявлений оппозиции франкизму стали ранние романы К. X. Селы и роман “Ничто” Кармен Лафорет, написанные в русле т. н. тремендизма (от исп. tremendo — страшный) — лит. течения, близкого экзистенциализму. Села и Лафорет искали объяснение жестокости мира в самой социальной действительности Испании. Писатели, пришедшие в лит-ру в 1950-х гг., отвергли экзистенциалист, философию, лозунги дегуманизации иск-ва, создали социальные романы из жизни низов и среднего класса, определив свой метод как “социальный и объективный реализм”. Наиболее характерны для этого метода романы X. Гойтисоло 50-х гг. На рубеже 60-х гг. метод “объективного свидетельствования” обнаружил свою ограниченность; возникший в противовес ему жанр т. н. интеллектуального романа исследует сложную диалектику души (“Время молчания” Л. Мартина Сантоса). Попытку осмыслить психол. последствия утверждения фашизма осуществляют Гойтисоло в романах “Остров”, “Особые приметы” и др. и в особенности Ана Мария Матуте в романе “Мертвые сыновья” и трилогии “Торгаши” (1960—69). Особняком стоит творчество М. Делибеса, к-рый построил свои ранние романы на противопоставлении нравств. здоровья народа развращающей человека гор. цивилизации. Ограниченность этой концепции Делибес отчасти преодолел в романах “Пять часов с Марио” и др., построенных на конфликте внутренне свободного человека, следующего своему призванию, с окружающим обществом. Кризис реалистич. романа углубляется в нач. 70-х гг., когда мн. писатели испытали чувства растерянности, неверия в силы нар. масс. В это время получают распространение модернист, течения — “метафизический роман”, неоавангардизм и т. д.
Социальная поэзия приходит на смену т. н. гарсиласизму (от имени Гарсиласо де ла Веги, творчество к-рого истолковывалось как проповедь самоизоляции иск-ва от жизни) и религ. поэзии; крупнейший представитель социальной поэзии — Б. де Отеро, опубл. поэтич. трилогию “Речь идет об Испании”. Расцвета достигло творчество В. Алейксандре, начавшего свой творч. путь в 1920-х гг.
Политич. и социальная проблематика проникла и в театр; она занимает гл. место в творчестве крупнейших совр. драматургов А. Састре, А. Буэро Вальехо (автора пьес на историч. темы и произв., трактующих проблему иск-ва и власти, иск-ва и революции).
Демократии, преобразования, осуществляемые в стране после 1975, создали благоприятные условия для нового подъема прогрес. лит-ры.
Лит. журн.: “Revista de Espana” (с 1868), <Insula” (с 1946). И з д.: Хрестоматия исп. лит-ры с XII по XVIII вв., М., 1948; Хрестоматия исп. лит-ры, XIX в., М., 1949; Исп. повести и рассказы, М., 1958; Исп. новелла XX в., М., 1965; Исп. театр, М., 1969; Плутовской роман, М., 1975; Исп. поэты XX в., М., 1977.
, · Менеидес? и д а л ь Р., Избр. произв. Исп. лит-ра ср. веков и эпохи Возрождения, пер. с исп., М., 1961; Алексеев М. П., Очерки истории испано-рус, лит. отношений XVI—XIX вв., [Л.], 1964; Смирнов A.A., Ср.-век. лит-ра Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Совр. йен. роман, М., 1971; Тертерян И., Совр. исп. роман (1939—1969), М., 1972; ее же, Испытание историей. Очерки исп. лит-ры XX в., М., 1973; Штейн А. Л., История исп. лит-ры. Ср. века и Возрождение, М., 1976; Плавскин 3. И., Исп. лит-ра XVII—сер. XIX в., М., 1978; Силюнас В. Ю., Исп. драма XX в., М., 1980; Томашевс к и и Н. Б., Традиция и новизна. Заметки о лит-ре Италии и Испании, М., 1981.
Б а с к с к а я, галисийская, каталанская литературы, лит-ры нац. меньшинств Испании — басков, галисийцев, каталонцев. Развиваются соответственно на баскском, галисийском и каталанском языках во взаимодействии друг с другом и с исп. (кастильской) лит-рой. В раннее средневековье существовали преим. в форме устного (лирич. и эпич.) нар. творчества, немногочисл. записи к-рого сделаны позднее. Языком письм. лит-ры вначале была латынь. Баскская лит-ра до сер. 19 в. носила гл. обр. религ. характер. Каталанская мученая” поэзия до кон. 13 в. создавалась на прованс. яз. и была близка рыцарской лирике трубадуров. К нач. 12 в. под влиянием прованс. и нар. галисийской поэзии складывается галисийская “ученая” поэзия на галисийско-португ. диалекте, на к-ром писали также кастильские и португ. поэты. Образцы “ученой” и нар. лирич. поэзии представлены в сб-ках 15 в. “Кансьонеру”.
В 13—14 вв. провансальский яз. постепенно перестает быть языком каталанской лит-ры — вначале в историч. прозе (каталанские хроники), а затем и в худож. творчестве (крупнейший ср.-век. каталанский философ и писатель Раймунд Луллий). В 15 в. в условиях быстрого развития экономики и становления бурж. отношении в Каталонии формируется лит-ра Возрождения, ставшая проводником влияния итал. ренессансного иск-ва на лит-ры др. областей Испании. Петраркистская поэзия А. Марка предварила расцвет “итальянской” поэтич. школы в Кастилии. Рыцарский роман “Тирант Белый” (опубл. 1490) каталонцев Дж. Мартореля и Дж. де Гальбы способствовал популярности ренессансного рыцарского эпоса, а сатирич. роман в стихах “Книга о женщинах” (опубл. 1531) Дж. Ройга на каталанском яз. опередил исп. плутовской роман. С кон. 15 в., после образования единого исп. гос-ва на основе политич. и культурной гегемонии Кастилии, лит-ры нац. меньшинств пережили длит. упадок. Лишь с кон. 18 в. под воздействием просветит, идей, а в еще большей мере в 1-й пол. 19 в., когда в результате ранних бурж. революций в Испании складываются баскская, галисийская и каталанская нации, лит-ра вступила в период подъема. Почти на протяжении всего 19 в. господствующим направлением в этих лит-pax был романтизм: каталанские поэты В. Балагер и Дж. Вердагер; галисийские поэты Росалия Кастро, произв. к-рой свойственны народность и социальная направленность, и Э. Пондаль, воспевший героич. прошлое и природу родного края; баски — нар. поэт-импровизатор X. М. Ипаррагирре, чье стих. “Дуб Герники” (1851) стало гимном басков, и автор меланхолич. любовных и сатирич. социальных стихов И. Бискаррондо.
С 1880-х гг. в Испании и за ее пределами появляются многочисл. журналы и газеты на языках нац. меньшинств, расширяется печатание книг на этих языках, организуются ежегодные поэтич. конкурсы. Характерные для этого периода реалистич. тенденции обнаруживаются в социальной и антиклерикальной поэзии галисийца М. Курроса Энрикеса, в пьесах создателя каталанской драмы А. Гимера и др. Однако творчество большинства писателей этой поры развивалось в русле костумбризма. На рубеже 19—20 вв. в каталанской лит-ре возникла группа “ноусентистов” (девятисотников): Дж. Марагаль, Дж. Карнер и др., в творчестве к-рых противоречиво сочетались идеи европ. декаданса с поисками нац.-самобытных форм. В позднем творчестве “ноусентистов”, как и в сатирич. поэзии каталонцев К. Рибы, Дж. Оливера (псевд.— Пере Кварт), баскских лириков Э. де Уркиаги и X. де Аришимуньо и др. торжествует реалистич. начало.
После 1-й мировой войны мн. писатели обратились к “левому”, авангардист, иск-ву. Для одних (напр., для каталанского поэта Дж. Салвата Папасейта) оно стало средством выражения революц. протеста против социальной несправедливости, большинство же “левых” (каталонец Дж. В. Фойш, галисиец Мануэль Антонио) стремились создать свою особую, поэтическую реальность, не имеющую ничего общего с действительностью.
С установлением в 1939 фаш. диктатуры Ф. Франко лит-ры нац. меньшинств Испании были поставлены фактически вне закона; мн. писатели вынуждены были эмигрировать, другие — отказаться от лит. деятельности. Только с 1950-х гг. возобновилось печатание книг на нац. языках. Для баскской лит-ры этих лет характерна ориентация на патриархально-консервативные, хотя и патриотич. идеи (поэма “Баски” Н. де Ормаэчеа), усвоение опыта франц. ^нового романа”· и т. д.; в галисийской лит-ре большую роль играет группа “новотрубадуров” во главе с А. Кункейро Мора, возродившая традиции ср.-век. поэзии; в каталанской лит-ре модернист, лит-ра представлена экзистенциалист, романами и поэзией и пьесами в духе абсурда драмы. Вместе с тем довольно успешно развивается реалистич. поэзия и новеллистика, большое внимание уделяющая социальным темам: творчество баскского поэта, драматурга и прозаика Г. Арести, поэзия галисийца С. Э. Феррейро Мигеса, проза и поэзия крупнейшего совр. каталанского писателя С. Эсприу и др. Падение фаш. диктатуры в 1975 открыло перспективы для бурного развития гражд. и социально-критич. направления в лит-рах нац. меньшинств Испании.
И з д.: Огонь и розы. Из совр. каталон. поэзии, М., 1981.? Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, М.—Л., 1941; Плавскин 3. И., Многонац. лит-ра Испании, в сб.: Расы и народы, [в.] 10, М., 1980. 3. И. Плавскин.
ИСТОРИКО-ТИПОЛОГЙЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, совр. науч. теория в отечеств, фольклористике; основывается на признании универс. характера и решающей роли в истории фольклора народов мира закономерной повторяемости, обусловленной едиными закономерностями обществ, развития, единством истории народов и культуры человечества, типологией нар. быта, социальных институтов и представлений, а также общими закономерностями нар. творчества, его качеств. спецификой — коллективной природой, функцион. связями, способами трансмиссии и преемственностью традиций.
Для И.-т. т. обнаружение и сравнит, анализ типологич. общности и типологич. связей в жанрах, сюжетах, образах, категориях времени и пространства, в характере историзма, в историч. процессах фольклора разл. народов являются необходимым этапом в историч. изучении. Факты такой общности и таких связей осмысляются как моменты и ступени историкостадиального развития фольклора, позволяющие восстановить недостающие звенья процесса и представить вполне надежно предшествующие состояния жанров, систем, сюжетов и т. д., к-рые в рамках одной нац. традиции восстановить невозможно. (Так, сюжетика и ряд принципиальных особенностей былин разъясняются через сравнит, анализ с архаич. эпосом др. народов; классич. волшебная сказка европ. народов сопоставляется с мифол. сказками народов Африки и Океании и т. д.; сравнение эпосов разных стадий приводит к обнаружению закономерного развития форм эпич. историзма.) Такой подход оказывается эффективным благодаря тому, что факты фольклора разных народов соотносятся между собою в плане типологич. преемственности, т. е. отдельные нац. разработки общих сюжетных тем, “мировых” образов, жанровых систем и т. д. составляют последоват. закономерный ряд, связанный единством типологии и историч. процесса. Гл. задачи исследования фольклора
ИСТО
==137
И.-т. т. видит в решении проблем генезиса, историч. развития жанров, памятников, образов, в выявлении сложных отношений фольклора и действительности. Методика И.-т. т. строится на сочетании принципов историч. типологии и нац. специфики изучаемых явлений. Принципиально важным для И.-т. т. является не простое накопление массы параллелей и их систематизация, но сравнительный анализ, направленный на выявление фактов историч. типологии; при этом решающее значение получает не внешняя хронология (абсолютное время бытования, время фиксации), но историко-стадиальный фактор. Начало И.-т. т. было положено в 30-х гг. работами В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, И. И. Толстого, И. М. Тройского, О. М. Фрейденберг, Е. Г. Кагарова и др., преим. в области героич. эпоса и сказки. В 50— 70-х гг. она получила в сов. фольклористике дальнейшее развитие и теоретич. обоснование и была применена к изучению баллад, обрядового фольклора, несказочной прозы, необрядовой лирики и совр. фольклора. Явилась предметом оживленных дискуссий на IV и VI Международных съездах славистов. В заруб. фольклористике И.-т. т. односторонне и неверно воспринимается часто как альтернатива миграционной теории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|