Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 37 глава




 

ИТАЛ

 

==141

 

(см. Футуризм), возглавляемое Ф. Т. Маринетти, формалистич. творчество к-рого, проникнутое вызывающим антигуманизмом и милитаризмом, способствовало идейной подготовке фашизма. К футуризму примыкал поэт и прозаик Дж. Папини.

 

Кризис традиц. морали и трагедию “маленьких людей” в бурж. мире с наибольшей остротой показал Л. Пиранделло. Его лучшие новеллы, романы (“Покойный Маттиа Паскаль”) и драмы (“Шесть персонажей в поисках автора”, “Генрих IV” и др.), несмотря на парадоксальность ситуаций, носят социальный и гуманистич. характер.

 

Большое влияние на итал. эстетич. мысль 1900-х гг. оказал критик и философ-неогегельянец В. Кроче. Провозглашая внеисторичность иск-ва и выдвигая тезис имманентного худож. идеала, Кроче одновременно дал оценку достижений И. л., резко выступал против декадентства и иррационалистич. течений.

 

Участие Италии (1915—18) в 1-й мировой войне, последовавший затем подъем рабочего движения и вместе с тем — нарастание фаш. опасности привели к резкому размежеванию сил в лит-ре. Журн. “La Ronda” (1919—22) проповедовал замкнутость художника в “индивидуальную свободу мысли”. В романе И. Свево “Самопознание Дзено” самоанализ вытесняет картину реального мира. Левое крыло итал. интеллигенции во главе с руководителем ИКП А. Грамши, зачинателем итал. марксист, эстетики и лит-ведения, и антифаш. публицистом П. Гобетти боролось за демократич. культуру и лит-ру в тяжелых условиях фашизма, к-рый ликвидировал в 1926 всю легальную левую прессу в Италии. В статьях, опубл. в коммунистич. печати 20-х гг., а затем в работах, написанных в тюрьме в 30-х гг. (“Литература и национальная жизнь” — том “Тюремных тетрадей”), Грамши исследует нац. культуру и лит-ру с позиций марксист. концепции истории. Он разработал понятие наи.-нар. лит-ры, к-рая выражает глубинные чаяния нар. масс в данный момент нац. истории.

 

Двадцать лет фаш. диктатуры вели к отрыву И. л., в целом не принявшей фаш. идеологии, от социальной тематики, от реалистич. традиций. Иллюзорным бегством от действительности был “магический реализм” М. Бонтемпелли, католич. фатализм историч. романов Р. Баккелли (трилогия “Мельница на По”). В поэзии 20—30-х гг. господствовал герметизм с мотивами одиночества, трагич. ощущениями мира, выраженными в изощренной поэтич. форме (Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба). Стремление к критич. изображению реальной действительности тем не менее воплотилось в эти годы в творчестве К. Альваро, к-рый показал жизнь крестьянства итал. Юга (“Люди из Аспромонте”), А. Моравиа, разоблачавшего опустошенный духовный мир бурж. интеллигенции (роман “Равнодушные” и др.), Реалистич. традиция жила также в творчестве литераторов антифаш. эмиграции; Дж. Джерманетто (“Записки цирюльника”), А. Уголини (сб. “Фонарь”) и др. Усиление антифаш. настроений в стране в кон. 30-х гг. сказалось в творчестве Ч. Павезе (рассказы и повести 1936—40), Моравиа (сатирич. роман “Маскарад”). В “Сицилийских беседах” Э. Витторини в аллегорич. форме выражен протест против воен. авантюр фашизма.

 

Всенар. Движение Сопротивления фашизму и нем фаш. захватчикам в 1943—45 принесло подлинное обновление И. л. (см. Сопротивления литература). С сер. 40-х гг. ведущим реалистич. направлением первого послевоен. десятилетия стал неореализм, проникнутый антифаш. духом, верой в человека из народа, стремлением правдиво показать нац. жизнь. Тематика антифаш. партиз. борьбы занимает в этот период значит. место в прозе и поэзии: романы Витторини “Люди и нелюди”, Р. Вигано “Аньезе идет на смерть”, повесть К. Кассолы “Старые товарищи”, поэтич. сб. С. Квазимодо “Жизнь не сон”. Разнообразна мемуарная и документ, лит-ра Сопротивления. Неореалистом

 

==142 ИТАЛ

 

явился В. Пратолини, показавший судьбы и борьбу итал. народа в историч. перспективе (роман “Повесть о бедных влюбленных”, трилогия “Итальянская история”). Лит-ре неореализма присуще сочетание лирич. темы с разоблачением социальной несправедливости: роман Ф. Йовине “Земли Сакраменто”, книги К. Леви “Христос остановился в Эболи” и “Словакамни”, комедии Э. Де Филиппо “Ложь на длинных ногах”, “Моя семья” и др., поэтич. цикл П. П. Пазолини “Прах Грамши”. Расцвет переживает неореалистич. кинодраматургия (Ч. Дзаваттини, Пазолини, Дж. Бассани и др.). Прогрес. лит-ру для детей, осн. на нар. традиции, создает поэт и сказочник Дж, Родари —“Приключения Чипполино”, детские стихи. В кон. 50-х гг. проявляется ограниченности неореализма: идейная расплывчатость, эмпиризм, неумение постичь сложность духовного мира человека. Нек-рые писатели-неореалисты проявили растерянность перед усложнившимися социальными конфликтами, поддались модернист, влияниям.

 

В 60-х гг. И. л., использовав опыт неореализма, обрела новые идейно-худож. аспекты. Углубляется образ совр. человека, расширяется сфера его социального и психол. изображения, идут поиски новых выразит, средств. Особое развитие получает социально-психол. роман. Моравиа после “Римских рассказов” и романа “Чочара”, где ощущается влияние неореализма, обращается к проблеме отчуждения, бичуя приспособленчество, утрату идеалов героями из бурж. среды (роман “Скука”, сб. “Автомат”). В повести И. Кальвино “Облако смога”, в гротескносатирич. романе Г. Паризе “Хозяин” вскрывается враждебность “неокапитализма” духовному миру человека. В остросоциальных повестях Л. ТТТяттти (“Сова появляется днем”, “Каждому свое”) разоблачаются деятельность мафии, коррупция в гос. аппарате. В филос.-аллегорич. жанре (повесть “Несуществующий рыцарь”, “ Космикомические рассказы” Кальвино) ставятся совр. морально-этич. проблемы. Глубже раскрывается тематика войны и Движения Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Кассолы “Невеста Бубе”, М. Вентури “Белый флаг над Кефаллинией”). В ряде произв. звучит тема рабочего класса, становления человеческого характера в труде, в обществ политич. деятельности (“Постоянство разума” Пратолини).

 

В те же годы складывается авангардист, направление (“Группа 63”), сочетающее анархич. антибуржуазность и левачество с отрицанием реалистич. традиции и чисто формальным экспериментаторством, не давшим серьезных худож. результатов (Э. Сангуинети, театр, “квартеты” в форме беседы четырех лиц: “Толкование снов”, 1965; “Протоколы”, 1969).

 

В 70-х гг. обострилась борьба прогрес. И. л. с бурж. “массовой культурой”.

 

Ведущим жанром остается роман с социальнонравств. проблематикой. Сохраняя принцип реалистич. повествования, роман освоил структурные и стилистич. новации, прием условности. Происходит развитие жанров романа-гротеска, притчи, филос аллегорич. сатиры, фантастич. антиутопии как средств заострения реальных конфликтов: обесчеловечивания людей в системе “неокапиталистического управления” (Л. Бонджорно “Город во сне”), психопатологич. воздействия “массовой культуры” и культа секса (Л. Биджаретти “От женщины к луне”). Виртуозно построенные романы-притчи Кальвино (“Замок скрестившихся судеб”, “Если зимней ночью путешественник...”) — раздумья о судьбах личности и культуры, о поисках истины. Политич. детектив Шаши (“Любыми средствами”, “Контекст”) ставит проблемы идеологич. борьбы. Заметное развитие получает историч. роман в разных жанрах: “роман-воспоминание” (М. Вентури “Самые дальние станции”, Биджаретти “Комнаты”); документ, повествование, сближенное с современностью (Шаша “Палермские убийцы”). Широкое эпич. полотно создает Эльза Моранте (“История”) о судьбах “маленьких людей” в период 2-й мировой войны 1939—45. Выделяется роман Р. Биленки (“Сталинградская пуговица”), где антифаш. борьба итал. народа сопрягается с освободит, миссией Сов. Армии.

 

В итал. поэзии изживается авангардизм, налицо стремление к ясности поэтич. языка (Монтале, сб. •“Сатура”).

 

Итал. лит. процесс 70-х гг. свидетельствует об укреплении позиции реализма как метода худож. осмысления действительности. Осн. тенденция совр. И. л.— острокритич, отношение к бурж. действительности, понимание моральной ответственности писателя перед обществом. Передовая итал. интеллигенция, итал. коммунистич. партия много внимания уделяют разработке принципов реализма, борьбе против “массовой культуры”. Ныне литературоведч. школа, стоящая на марксист, эстетич. позициях, занимает видное место в итал. культуре (работы К. Салинари, Н. Сапеньо, Дж. ферраты и Др_). Крупным совр. историком лит-ры является Э. Гарен. В Италии создан Ин-т Грамши, плодотворно разрабатывающий проблемы эстетики, худож. методологии, лит-ведения и критики.

 

Лит. периодика; Лит. раздел газ. “Unita” (с 1924), центр, орган ИКП; еженед. лит. приложение газ. <Paese sera” (с 1949), ежемес. лит. журн. <I1 Contemporaneo” (осн. К. Салинари, Рим, 1954; с 1964 — лит. прилож. теоретич. журнала ИКП “Rinascita”, изд. с 1944). Лит. приложение <Tutto-!ibri” газ. “Stampa” (с 1866). Еженед. лит. газета “Friera letteraria”— орган синдиката писателей, созд. в 50-х гг.

 

Во Флоренции выходят лит.-критич. журн. <Belfagor> (с 1946, осн. Л. Руссо); журн. “Il Ponte” (с 1945). В Риме изд. журн. <Nuovi argonienti” (с 1953; осн. П. Пазолини и А. Моравиа и др.). Вопросы драматургии освещают журн. “Il Dramma” (Турин, с 1925), “Sipario”· (Милан) и <Nuova antologia” (Рим, с 18G6). Историко-лит. журналы <Rassegna delia letteratura italiana” (Флоренция, с 1893) и <Giornale storico delia letteratura italiana” (Турин, с 1883).

 

Лит.-библиографич. издания: “Italia ehe scrive” (Рим, с 1918) и “Ubri e riviste d'Italia” (Рим, с 1950).

 

Изд.: Новеллы итал. Возрождения, пер. П. Муратова, ч. 1—3, M., 1912—13; Итал. новелла Возрождения, M., 1957; Итал. новеллы. 1860—1914, M.—Л., 1960; Итал. новелла XX в., М., 1969; Европ. поэты Возрождения, М., 1974; Европ. поэзия XVII в., М., 1977; Европ. поэзия XIX в., М-, 1977; Из совр. итал. поэзии, М., 1981.

 

• ВеееловскийА.Н., Собр. соч., т. 3—4, СПБ. 1908—09; ДжиэелеговА.К., Ояерки итал. Возрождения, т. 1—2, M., 1929; его же, Итал. нар. комедия, 2 изд., М., 1962; Грамши А.. Избр. произв., пер. с итал., т. 1—3, М., 1957—59; Потапова 3. М., Неореализм в итал. лит-ре, М,, 1961; ее же, Итад. роман сегодня, М., 1977; Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, пер. с итал., под ред. Д. E. Михальчи, т. 1—2, М., 1963—64; М оку л ьс кий С. С., Итал. лит-ра. Возрождение и Просвещение, М., 1966; P e и з о в Б. Г., Итал. лит-ра XVItI в.. Л., 1966; Кин Ц., Миф, реальность, лит-ра, М., 1968; ее же, Итал. светотени, М., 1975; Π ξ л у я? τ ξ в а И. К., История итал. лит-ры XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970; G a? i n Ε., L'umanesimo italiano, Bari, 1952; Storia delia letteratura italiana, v. 1—9, Mil., 1965—69; Letteratura italiana. Ι critici, v. 1—S, Mil., [1969]. H. Г. Едина (И. л. до 1918), 3. М. Потапова (И. л. после 1918, Лит. периодика).

 

 

00.htm - glava14

 

Й

 

 

ЙЕМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, см. Народной Демократической Республики Йемен литература и Йеменской Арабской Республики литература.

 

ЙЕМЕНСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра Йемен, народа (Сев. Йемен) на араб, яз.; часть общеараб. лит-ры (см. Арабская литература). В доисламский период и первые века ислама (с 7 в.) в ней отмечалась интенсивная поэтич. деятельность. Ср.-век. поэты долго придерживались традиц. жанров Др. Аравии (касыда, элегия). Среди них выделялись Н. аль-Химьяри, А. М. аль-Хамадани. Многовековое иностранное владычество затормозило развитие местной лит-ры, к-рая вплоть до 40-х гг. 20 в. сохраняла ср.-век. характер. Становление новой лит-ры относится к периоду 2-й мировой войны 1939— 1945, когда наряду с традиц. направлением появились поэзия с неизвестными ранее темами и формами, публицистика и худож. проза. Среди зачинателей новой

 

Йемен, лит-ры — М. аз-Зубейри. В 70-х гг. выдвинулись поэты А. Наср, И. Садык, поднимающие в своем творчестве политич. и социальные проблемы, Единств, жанр Йемен, прозы — реалистич. новелла, появляющаяся в осн. на страницах периодич. печати. Известно творчество С. аш-Шейбани, аль-Муртеды. Молодое поколение прозаиков представлено именами Ш. Шаифа, А. Кади и др. Начиная с древнейших времен большой популярностью пользуется устная нар. поэзия.

 

В февр. 1974 был проведен съезд писателей Йемена и создан Союз литераторов, единый для обеих республик Йеменского региона (см. Народной Демократической Республики Йемен литература).

 

Лит. периодика: журн. “Аль-Хикма аль-Йаманийя” (с 1974). • Крымский А. E., История арабов и араб. лит-ры, ч. 1—3, M., 1911—13; Котлов Л. Н., йеменская Арабская Республика. Справочник, М., 1971 (разд. “Литература”). В. Э, Шагалъ.

 

00.htm - glava15

 

К

КАБАРДИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кабард. народа. Одним из источников К. л. был фольклор, богато представленный песнями, сказками, пословицами, историко-героич. сказаниями и др. В героико-мифол. эпосе “Нарты” [см. Нартский (Нартовский) эпос] отразились трудовая энергия, воинские подвиги, миросозерцание кабард. народа. В 19 в. поэт и филолог Ш. Ногмов составил азбуку и грамматику кабард. яз., но она не получила распространения. До Окт. революции (с 30—40-х гг. 19 в.) кабард. авторы печатались на рус. яз. С введением письменности в 1923 К. л. развивается на кабард.-черкес, яз. Первоначально преобладала поэзия на основе фольклорных традиций, преобразуемых под влиянием новой действительности и опыта рус. лит-ры. Пионером К. л.? был Б. Пачев. С 30-х гг. появляется драматургия, проза f критика. Основоположник сов. К. л. Али Шогенцуков, поэт и драматург 3. Аксиров создают первые крупные эпич. произв. о жизни кабард. народа. В годы

 

Великой Отечеств, войны выходили коллективные сб-ки стихов, очерков, рассказов. В послевоен. период лирика А. Кешокова, Адама Шогенцукова становится общесоюзным достоянием. Гражданственна лирика Ф. Балкаровой, 3. Тхагазитова. Появляются крупные прозаич. произв.: в 1954 — первый в К. л. роман “Горцы” (2-я кн., 1975) А. Шортанова, историко-революц. дилогия “Вершины не спят” Кешокова, обогатившего К. л. жанрово и тематически. Совр. нравств. проблематикой отмечена проза Адама Шогенцукова, X. Теунова, К. Эльгара и др. О колхозной деревне пишет прозаик А. Шомахов. Развивается драматургия: историко-революц. драмы, пьесы с совр. тематикой, комедии (Шортанов, Аксиров, Кешоков).

 

Лит. периодика: альманахи <Кабарда” (на рус. и кабард.-черкес. языках, 1945—57), “Ошхамахо” (на кабард.-черкес, яз., с 1958). Изд.: Антология кабард. поэзии, [M., 1957].

 

ЙЕМЕ — КАБА

 

==143

 

β еунов X., Лит-ра и писатели Кабарды, 2 изд., М., 1958; Очерки истории кабард. лит-ры, Нальчик, 1968; Кашежева Л.Н., Кабард. сов. проза, Нальчик, 1962; Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиогр. указатель, Нальчик, 1965. M. Сокуров.

 

КАБО-ВЕРДЕ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. Зеленого Мыса Республики литература. КАБУКИ, 1) жанр япон. драмы; 2) вид япон. театр. иск-ва. К. возник в нач. 17 в., его расцвет — кон. 17— сер. 19 вв. Пьесы делятся на исторические, бытовые и “новые бытовые” (с 19 в.). Сюжеты обычно взяты из одноактных лирич. драм- и о к ё к у театра масок н о о, из легенд, историч. романов, буддийских сутр, в бытовых пьесах — нередко из реальной жизни. В театре К. ставятся и пьесы дзёрури. Действие К. осн. на иск-ве декламации, пантомимы и танца. Авторские реплики произносит чтец-г и д а ю. С 1652 все роли в К. исполняют мужчины; амплуа передаются по

 

Наследству. В· Н. Горегляд.

 

•“КАБУС-НАМЕ”·, памятник классич. перс. и тадж. худож. прозы; первое прозаич. произв. на языке фарси 11 в. Представляет собой собрание этич. поучений (“44 главы”), автор к-рых Унсур аль-Маали. “К.-н.” неоднократно переводился на мн. языки мира.

 

Тексты: Кабус-наме, пер. и примеч. Е. Э. Бертельса, М., 1953; 2 изд., М., 1958.

 

КАВЬЯ (санскр.; собственно поэзия, поэма), в классич. и совр. инд. поэтике — лит-ра как иск-во слова, противополагаемая священным текстам (агама), эпосу, историч. сочинениям (итихаса) и науч. лит-ре

 

Предметом К. является человек, его социальный опыт, представленный в худож.-образной форме, дающей эстетич, наслаждение. К. делится на “слышимую” (шравья), охватывающую все виды произв., к-рые читаются или слушаются, и <зримую>, охватывающую все виды произв., требующих зрелищного воплощения, вплоть до пантомимы и танца. К. также делится на ритмически организованную (падья) и свободную от такой организации (гадья), собственно худож. прозу.

 

Хотя сам термин “К.” имеет достаточно универсальный смысл, он применяется в совр. инд. эстетике и лит-ведении преим. к древним и ср.-век. лит-рам народов Индии, особенно к лит. общностям на санскрите и пракритах. Осн. формы К.— драма (натья), эпич. поэма (махакавья), лирика (анибаддха), повествоват. проза (катха) и агиография (акхьяика).

 

φ Ρеребряков И. д., Очерки др.-инд. лит-ры, М., 1971.

 

И. Д. Серебряков, “КАЗАХ АДЕБИЕТЙ” (“Казахская литература”), лит. еженед. газета, орган СП Казах. ССР. Выходит в Алма-Ате с 1934 на казах, яз.

 

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра казах, народа. Развивается на казах, яз. Устно-поэтич. творчество казахов, корнями своими уходящее в глубокую древность, представлено песнями, сказками, пословицами и поговорками, героич. и лиро-эпич. поэмами, айтысами (песенно-поэтич. состязаниями нар. певцов), лирикой (толгау — филос. размышления, арнау — посвящения, и др.). Казах, фольклор включает св. 40 жанровых разновидностей, значит, часть к-рых специфична лишь для него (песни-прошения, песниписьма и др.). Песни делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Популярными героями казах, сказок были Алдар-Косе и Жиреншешешен — острословы и шутники. В героич. эпосе, особенно в наиболее древних поэмах (-“Кобланды-батыр^, <Ep-TapzbtHS>, “Алпамыс”, “Камбар-батыр” и др.), воспеты подвиги богатырей, отстаивающих независимость народа. Осн. содержание лиро-эпич. поэм “Козы-Корпеш и Баян-Слу”·, ^Кыз-Жибек” и др.— верная и самоотверженная любовь, подчас трагич. судьба молодых героев.

 

Из произв. устно-поэтич. творчества, авторство к-рых можно считать установленным, наиболее ранние относятся к 15 в. Начало новой, индивидуальной поэзии связано с творчеством Бухара-жырау Калкаманова (18 в.), автора острых и политически актуальных стихов, выражавшего, однако, феод. идеологию.

 

==144 КАБУ—КАЗА

 

На рубеже 18—19 вв. в связи с присоединением значит. части Казахстана к России начался новый этап в развитии казах, культуры, в т. ч. и лит-ры. Акыны Махамбет Утемисов, в творчестве к-рого намечается переход от устно-поэтич. слова к письм. поэзии, и др. призывали народ к борьбе против угнетателей — баев, биев, а также царских чиновников-сатрапов. Их творчество носило демократич. характер; они видели и понимали преимущества приобщения Казахстана к жизни России. Нек-рые акыны критиковали существующие порядки с позиций идеализации патриарх. прошлого.

 

Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись акыны Ахан Корамсин (Ахан-Сере), Джамбул Джабаев, Д. Алимбаев и др.; с их именами связано бурное развитие айтыса не только как формы поэтич. состязания, но и как действенного способа выразить обществ, мнение, направленное против угнетения, отстаивающее социальную справедливость.

 

В сер. 19 в. возникло казах, просветительство. Наиболее выдающимися его представителями были ученый-этнограф и фольклорист Ч. Валиханов, ученыйпедагог, писатель И. Алтынсарин, разработавший казах, алфавит на основе рус. графики; поэт-демократ Абай Кунанбаев, новатор поэтич. формы, создатель целой поэтич. школы. Все они пропагандировали передовую рус. культуру, звали казах, народ идти по ее пути.

 

Творчеством Абая открывается письменная реалистич. К. л. Его лирика и сатира, прозаич. филос. “Назидания” отражали жизнь казах, общества того времени с позиций критич. реализма. Традиции Абая были в нач. 20 в. продолжены литераторами-демократами С. Торайгыровым, С. Донентаевым, С. Кобеевым, М. Сералиным. Прогрес. творч. силы группировались вокруг журн. “Айкал” (1911—15). В кон. 19 — нач. 20 вв. группа т. н. “книжников” проповедовала в своих произв. религ.-патриарх. взгляды. Их заслугой была собирательская деятельность (фольклор, образцы письм. лит-ры). Писатели откровенно националистич. направления были связаны с реакц. газ. “Казах” (1913).

 

Зачинателями сов. К. л. социалистич. реализма были поэт-революционер С. Сейфуллин, поэт И. Джан-

 

сугуров, писатели Б. Майлин, М. Ауэзов, С. Муканов. Они стояли у истоков всех жанров совр. К. л., ярко и непримиримо разоблачали дореволюц. социальный строй, а после Окт. революции — его пережитки; в их произв. впервые заявил о себе герой нового времени — человек труда, преобразующий мир. Поэты, пришедшие в К. л. в сер. 20-х гг.,— И. Байзаков, А. Токмагамбетов, Т. Жароков, А. Тажибаев, Г. Орманов — искали новые изобразит, средства: совр. тематика несла поэзии новый словарь, новые образы и ритмы. В то же время казах, сов. поэзия не отрывалась ни от классич. реалистич. традиции, заложенной творчеством Абая, ни от традиций устной нар. поэзии в ее лучших образцах.

 

В эти же годы выступили со своими произв. прозаики Г. Мустафин, Г. Мусрепов. В 1926 была создана Казах, ассоциация пролет, писателей, сыгравшая большую роль в объединении и идейном воспитании писателей, в их борьбе против бурж.-националистич. идеологии. С 1927 начал выходить альманах “Жыл кусы” (“Первая ласточка”), а с 1928 — журн. “Жана адебиет” (“Новая литература”). В 1934 создан Союз писателей Казахстана. К. л. стала многожанровой зрелой лит-рой, отображающей пафос социалистич. строительства. В поэмах Сейфуллина воспет вождь революции В. И. Ленин, даны картины освободит. борьбы народа и его новой жизни. Образ современника утверждался в прозе Майлина, Ауэзова, Мусрепова. Одним из первых социально-историч. романов К. л. был роман Муканова “Загадочное знамя” (новая ред.— “Ботагоз”, 1938) — о судьбе народа на фоне событий восстания 1916, Окт. революции, борьбы за Сов. власть. В поэмах Джансугурова даны образы

 

людей из народа и нар. поэтов. В драматургии появились пьесы на сюжеты нар. лиро-эпич. поэм (Ауэзов, Мусрепов), ведущее место заняли произв. на совр. темы (пьесы Майлина, Тажибаева, Ш. Хусаинова).

 

Во время Великой Отечеств, войны К. л., как и вся сов. лит-ра, отражала воинский и трудовой подвиг сов. народа. Казах, поэзия тех лет дала высокие образцы гражд.-патриотич. поэзии как в лирич., так и в эпич. жанрах — стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова, А. Сарсенбаева, X. Бекхожина, поэма К. Аманжолова “Сказание о смерти поэта”, поев. подвигу погибшего под Москвой казах, поэта. По всей стране стало популярным стих. Джамбула Джабаева “Ленинградцы, дети мои!”·. Воен. тема нашла отражение и в драматургии: пьесы Ауэзова, Хусаинова.

 

В послевоен. годы К. л. продолжала развивать тематику, связанную с минувшей войной (романы Мусрепова, А. Нурпеисова, Т. Ахтанова, поэмы Жарокова о Зое Космодемьянской, Д. Мулдагалиева — о Мусе Джалиле и др.). В 1936 Ауэзов завершил тетралогию “Путь Абая”, 1-я кн. к-рой была опубл. в 1942. Это произв., получившее отклик во мн. странах, оказало значит, влияние как на казах., так и на др. братские лит-ры. Нац. эпич. традиции обогащены в романе-эпопее Ауэзова худож. опытом всей сов. лит-ры. С крупными произв. на историко-революц. темы выступили Муканов, Мусрепов, Мустафин, Нурпеисов (трилогия “Кровь и пот”, кн. 1—3, 1961— 1970) и др. Мн. казах, писатели обращались в послевоен. годы к совр. тематике. Труженики села, покорители целины, рабочие, интеллигенты, молодежь — герои романов Муканова, Мустафина, Ауэзова, Т. Алимкулова, И. Есенберлина и др. История народа, его нац.-освободит, борьба, его герои и поэты — в центре повестей и романов А. Алимжанова.

 

В поэзии послевоен. десятилетий особенно интенсивно развивались эпич. формы — сюжетная и лирич. поэмы, роман в стихах. Среди них поэмы на историч. темы (Бекхожин и др.), а также поэмы о творч. труде и богатом духовном мире сов. людей (Тажибаев, Жароков, Мулдагалиев, С. Мауленов, X. Джумалиев, О. Сулейменов). Сложные социальные и моральноэтич. конфликты находятся в центре внимания драматургов (Хусаинов, Тажибаев). Историч. и историко-революц. жанр представлен пьесами Муканова и др. С нач. 60-х гг. развивается науч.-фантастич. лит-ра.

 

Для совр. К. л. характерны стремление к интеллектуализму, масштабность худож. поисков, широта и разносторонность проблематики. Это свойственно и творчеству писателей, пришедших в лит-ру в 60-х гг. (прозаик А. Кекильбаев, поэты К. Мурзалиев, Т. Молдагалиев).

 

Издаются журналы •“Жулдыз” и ^Простор”.

 

5Шалабаев Б., Очерки истории казах, дореволюц. лит-ры, А.·., 1958; История казах, лит-ры, т. 1—3, А.-А., 1968—71^ Очерк истории казах, сов. лит-ры, М.. 1960; Каратаев М., Казах. лит-ра, М., 1960; его же, Казах, лит-ра на совр. этапе, А.-А., 1979; Лизувова Е., Совр, казах, роман, А.-А., 1964; Ахметов 3. А., Казах, стихосложение, А.-А., 1964; КедринаЗ.С., Из живого источника. (Очерки сов. казах, лит-ры), 2 изд., А.-А., 1966; Б а зарбаев М.Б., Эстетич. богатство нашей яит-ры. Исследования и статьи, А.-А., 1976; Кирабаев С. С., Революцией призванный. Исследования и статьи о казах, лит-ре, А.-А., 1980; Т у реку? о в Н., Совр. казах, фольклор, А.-А., 1982; Сидельников В., Библиографич. указатель по казах, устному творчеству, в. 1, А.-А., 1951; Греховодов Н., Данилюк В., Косеико П., Писатели Казахстана. Биографич. справочник, А.-А., 1969. М. Каратаев.

 

КАКАВЙН, наименование поэм в др.-яван. классич. лит-ре, а также квантативной (метрической) системы стихосложения (возникла под влиянием санскр. просодии). Насчитывается более 100 метрич. размеров. В 16 в. метрика К. вытеснилась исконно яван. силлабич. стихом — мачапат. К. наз. также поэмы, написанные данным размером. В. В. Сикорский. КАКОЛОГИЯ (от греч. kakos — плохой и logos — слово), 1) выражение, построенное грамматически правильно, но нарушающее нормы сочетаемости слов в устойчивых оборотах (“одержать успех” вместо “одержать победу”; “великое переселение из варяг в греки”). В языке худож. лит-ры может быть средством

 

“ ю лэс

 

речевой характеристики персонажа или использоваться автором для обновления фразеологизма. 2) Неожиданное сочетание звуков при произношении к.-л. высказывания, ведущее в отличие от каламбура к ненужному двойному смыслу: “Кто же, ребята (жеребята), пойдет с ним?”; “...Вижу, чувствую теперь я. (те перья)”. В худож. лит-ре К. может использоваться для создания комич. эффекта (повесть Ю. Н. Тынянова “Подпоручик Киже> — из “подпоручики же”).

 

Н. П. Кабанова.

 

КАЛАМБУР, игра слов (франц. calembour), использование многозначности (полисемии), омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комич. эффекта.

 

К., основанный на полисемии: чОмтимистенко: Виноват, гражданин, как же можно Пашку увязать. Проситель: Это верно, одному никак не можно увязать”· (В. В. Маяковский).

 

К., основанный на полной или частичной омонимии: <И не заботился о том, /Какой у дочки тайный том/ Дремал до утра под подушкой” (А. С. Пушкин).

 

К., основанный на созвучии, может быть след. видов: а) сопоставление созвучных слов в одном семантич. контексте: <Неведомский поэт, неведомый никем, печатает стихи, неведомо зачем” (П. И. Калошин, 1819?); б) замена одного из слов, входящих в привычные идиомы, а также в устойчивое словосочетание, пословицу и др., созвучным ему словом, приводящая к переосмыслению этого -“клише”: <воленс-неволенс”; в) сознательная (обычно ложная) этимологизация слова: “Свекровь — все кровь” (М. Горький); г) разложение и переосмысление устойчивого словосочетания: <Если зуб на кого — отпилим зуб” (Маяковский).

 

• Щербина A.A., Сущность и иск-во словесной остроты (каламбура), К., 1958. А. А. Леонтъев. “КАЛЕВАЛА” (“Kalevala”), карело-фин. эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева. Составлен фин. фольклористом Э. Лёнротом на основе карел., фин. и ижор. рун, записанных от Архипа Перттунена и др. сказителей 1-й пол. 19 в.

 

Первая композиция из 32 рун опубл. в 1835, вторая из 50 рун — в 1849. Лёнрот объединил в эпопею разрозненные руны и внес собственные сюжетные дополнения (используя иные фольклорные жанры — заговоры и др.), в соответствии с романтич. представлением об изначальном единстве нар. эпоса. Вместе с тем <К.”· отражает объективные тенденции к циклизации рун вокруг осн. сюжетов и героев: архаич. культурного героя (первого пахаря, строителя первой лодки и т. п.), свидетеля космогонии, певца и заклинателя Вяйнямёйнена, кузнеца Ильмаринена, выковавшего чудесную мельницу сампо, источник изобилия. Сюжет, объединяющий руны <К.>,— борьба за сампо, попавшую в руки злой волшебницы Лоухи, хозяйки мрачной северной страны Похьёлы. Лёнрот включил в руны мотивы свадебного фольклора. Традиц. эпич. мотив — героич. сватовство Вяйнямёйвена, Ильмаривена и Лемминкяйнена, выполняющих трудные задачи, поставленные перед ними родителями невесты. Руны об убийстве Лемминкяйненом хозяина Похьёлы на пиру и руны о другом герое <К.” Куллерво, мстящем за свой род, типологически близки (согласно Е. М. Мелетинскому) богатырской сказке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...