Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие философской категории. Категории детерминации и структурных отношений.




Философские категории- это фундаментальное понятие, которое представляет знание о свойствах и связях действительности и они отражают всеобщее существование связи стороны объективной реальности. 1- единственное и общее- единственное качество свойственно одному предмету, а общее свойственно множеству предметов. 2- причина и следствие- причина это то, что вызывает, порождает другое явление, а следствие является последствием причины. Одна и та же причина может привести к разным следствиям и наоборот. 3- необходимость и случайность. Необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе, обусловливается внутренней природой материального образования; случайным то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Случайность является формой проявления необходимости и является так же самым началом мира. Случайность отвечает за многообразие мира. В ходе развития случайность превращается в необходимость, а необходимость в случайность. 4- возможность и действительность. Возможность -это потенциально осуществимое бытие. Действительность -это реализованная возможность. 5- содержание и форма. Содержание- совокупность всех элементов и процессов какого- либо объекта. Форма- способ существования и проявления содержания. Содержание в процессе развития определяет форму, но форма в свою очередь оказывает воздействие на содержание, ускоряя или замедляя его развития. Одно и тоже содержание может выступать в разной форме, а форма может отставать в своем развитии содержания или определить его. 6- сущность и явление. Сущность – совокупность внутренних, необходимых сторон и связей. Явление- внешнее проявление этих сторон через их случайное отклонение. Внешнее проявление сущности происходит в определенных внешних обстоятельствах во взаимосвязи с окружающими условиями, поэтому явление богаче сущности.

43)Понятие фил-х категорий. Категория детерминации и структурных отношений. Фил-ие категории – это фундам-ые понятия, сод-ем к-ых явл-ся – обобщение знаний о св-вах и связях действительности и они отображают всеобщие связи, стороны объективной реальности. Категории фил-и разраб-сь на протяжении всей ее истории, созд-ся общая картина мира.

К основным фил-м категориям отн.:

1- Единичное, особенное всеобщее. Категория единичного-свойство присущее лишь одному объекту. Общее- свойство присущее нескольким объектам.

2- 2Следствие и причина.Следствие становится причиной и предшествует ей, т.о.образуются причинно-следственные связи. 1 и та же причина приводит к разным следствиям и наоборот.

3- Необходимость и случайность. Случайность отвечает за многообразие мира и в ходе развития превращается в необходимость и наоборот.

4- Возможность и действительность. Возможность- потенциально осуществимое бытие, а дейст- это реально сущ-щее существо.

5- Содержание и форма. Сод-ие более мобильная сторона, а форма более устойчивая. Сод-ие в процессе развития определяет собой форму, а форма оказывает воздействие на содержание.

6- Сущность и явления. Сущность- совокупность внутренних сторон и связей. Явление- внешнее проявление этих сторон.

44) Истор. фил-ие типы осмысления сознания. Сознание- это высшее свойст-ая человеку и связ-ая с речью ф-я мозга. Заключается в обощенном оценочном и целенаправленном отражении и преображении действительности в предварительном, мысленном построении действий. Рассматривая сознание как систему можно выделить след.сферы:

1- познават. сфера- сост. из чувст-го и рацион-го познания. Рациональное познание состоит из понятия, суждения и умозаключения. Память – способность хранить и восп-ть инф-ю об объекте, позволяет объединить имеющиеся и преображ-ые знания.

2- эмоц. сфера – вкл. Внутренние чувства человека. Элементы эмоций- жажда, голод и др.

3- мотивацион- волевая сфера- это мотивы, потребности, к-ые ориен-ны на способность к выбору цели.

45) Идеальность и интернац-ть сознания. Имонентное св-во связано со стремление человека удваивать окружающего его реальность.Идеальность- способность отображать предметы объекты мат-го мира гносиологическим образом. Интернац-ть сознания - направление на предмет и наличие формы, восприятия. Идеот??-ть сознания- выработка сознания, способность к абстрактной деятельности, передача мыслей, образ-ся с помощью языка, это свойство выходит далеко за пределы простого отражения.

46) Информ-ое взаимодействие как генетич. Предпосылка сознания. Социальная природа сознания. Являясь высшей формой отражения, сознание разв-сь из менее высоких форм отражений в процессе длительной эволюции материи.Отражение в неживой природе-элемент формы отражения хим, физич. Эти примеры демонстрируют, что элемент формы отражения, еще не обладают формой активности. Особый вил отражения- биол. Включает в себя стадии:разд-ть, чувс-ть, псих. отражение. Разд-ть – р-я живых существ на благот. и не благ.условия среды. Чувст-ть – способность отражать св-ва людей в виде ощущений, это начальная форма психики. Нерв. система- позволяет орг-му активно строить свое поведение, реал-ть опред-ые цели. Высшая форма отражения- сознание человека, но сознание не только мозга,но и продукт общественного развития. Сознание помимо общества разв-ться не может.

47) Самосознание, его формы, предметность, рефлективность.Сознание- выделением субъектом самого себя в кач-ве носителя опр-й активной позиции по отн-ю к миру это:

а)отн-е себя

б) отн-е к себе

в) оценка своиз возм-ей, обр-ют разные форма самосознания.

Основ.форма самосознания:1- эл. Сознания своего тела и его впис-ти в мир опр. идей и вещей. 2- данная форма связана с осознанием себя принад-м к опр-м группам, культурам. 3- самый высокий самосознания- возник-е сознания «я» похоже на и др. людей совершать своб. поступки. 4) самосознание- это самооценка, самоконтроль и как следствие- возн-е чувства удовл-я. 5) рефлексия- основная форма самосознания, когда те или иные феномены самосознания стан-ся феноменом аналит-ой деят-ти.

48) Сознание и язык. Язык как знаковая система. Осн. формы языка. Язык- мишень знаков с помощью кот-ых люди общаются, осущ-ют познание мира и самопознание, хранят и передают инф-ю, упр-ют поведением друг другом. Язык- матер-ое средство выражения, духа. Язык делает дух слышимым. Язык в обществе выполняет след. ф-и: а) комуник-ая- общение людей.

Б) позн-ая-участие в процессе общения людей.

В)номинат-ая- спос-ть языка обозн-ть и пред-ть мир вещей и процессов.

Созн-ие имеет слож. структуру, например мышление. Мышление выраж-ся в терминах, словах и обозначает конкретные вещи, связи между предметом и явл-ми.

49) Сознание и бессознание в бытие человека. Бессознание-Есть совокупность псих-их явл-й неосозноваемых, к ним отн-ся:а)сновидения б) гипнотическое состояние в) инстинкты,представляющие опредеоленный тип поведения,закрепленный биологической наследственностью г) стереотипы автоматического поведения:действует первоначально под контролем сознания,затем преобретает бессознательный характер.Благодаря включению бесснознательного уменьшается напряжение на сознанательное, увеличивается возможности человека в науке или художественном творчестве. В бессознание могут смещ. Травм.,душевные переживпния человека, его запрет желания, информация о плохих или постыдных поступках. В результате подавления,вытеснения неприятных или запретных мыслей,желаний,чувств, эти явления устраняются из области сознания и попадают в область бессознательной психики. В бессознательном человека доминирующее значение,по мнению Фрейда,занимает сексуальное влечение,сексуальная энергия-либидо,которая питает инстинкт жизни-эрос. Согласно этой концепции чел- эрот-ое сущ-во, упр-ое бессознат-ми инстинктами., однако чел-к носитель множ-ва др влеч-ий, форм-ет высокое созн-е. Ученик Фрейда – Юмм- в бессознательном выделял не только личное бессознательное,но и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное- информационно-психическое море,из которого вытекает индивидуальная психика каждого человека. В наследственном бессознании Юмм выделял архетипы,как психические первообразующие. Коллективное бессознание является ограниченным духовным наследие человека, ист.силой,приводящее душу в движение, а формы которые все это реализуют,это археотипы.Главным в поведении,как индивидуальном,так и коллективном,это сознание начала. Бессознание тоже играет важную роль в поведении человека,но главнок начало это сознание, так как оно познает бессознательное.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...