Регионализация правовых форм особо охраняемых природных территорий
Очевидно, что экономическая ситуация, природные и исторические особенности любого региона, а главное специфика современного градостроительного и туристско-рекреационного освоения диктуют региональную специфику типологии особо охраняемых природных территорий. Более того, даже в одном и том же районе по мере развития экономической и градостроительной ситуаций потребность в ООПТ разного типа будет изменяться. В целом набор региональных типов ООПТ можно считать действенным инструментом управления экологическими аспектами территориального развития, инструментом, временно замещающим и предваряющим нормальное ландшафтное планирование, которое не скоро еще станет обязательным для регионов нашей страны. Однако для того, чтобы этот инструмент реально работал, необходимо предварительно узаконить местные (областные, краевые) правовые формы-ООПТ в рамках положения или закона, утверждаемого органом представительной вла- сти (областной думой, например). Именно поэтому в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» четко указано, что администрации областей и органы местного самоуправления могут устанавливать иные (не прописанные в Федеральном законе) категории ООПТ, а также образовывать ООПТ иных категорий на основании Лесного, Водного, Земельного кодексов и других законодательных документов Российской Федерации. Среди региональных типов ООПТ особенно важны те, которые позволяют сочетать цели охраны природы с целями развития туризма и рекреации: • туристско-рекреационные местности; • природные (природно-исторические) ландшафты; • лечебно-оздоровительные местности; • природные парки;
• охраняемые водные (речные, озерные) системы. Использование этих организационно-правовых форм ООПТ позволяет, во-первых, зарезервировать территорию для развития туризма и рекреации, во-вторых, предоставить возможность (важную для инвесторов!) целевой реконструкции (объектов, ландшафта, территории). Туристско-рекреационная местность. Строительство и ландшафтное обустройство крупных туристско-рекреационных комплексов, как правило, требует применения правового статуса. Туристско-рекреационной местностью регионального значения могут быть признаны зоны отдыха населения и туризма, в том числе территории природных и культурных ландшафтов с туристскими маршрутами и зонами самодеятельной рекреации, лесопарковые зоны лесов, места расположения турбаз, детских лагерей отдыха, пляжи и т.д. Любая хозяйственная деятельность на территории туристско-рекреационных зон и их обустройство возможны в соответствии в градостроительной документацией и только при условии предварительной разработки специальных ландшафтных планов, прошедших государственную экспертизу. Размеры и границы туристско-рекреационных местностей и природоохранный режим устанавливаются при разработке градостроительной документации. Попытка выделения туристско-рекреационных местностей в составе особо охраняемых природных территорий обычно вызывает множество возражений. Не противоречат ли целям охраны природы цели развития туризма и рекреации? Как и каким образом будут регулироваться рекреационные потоки? Кто будет проводить обустройство туристско-рекреационных местностей? Наконец, кто будет контролировать правильность использования этих территорий и нести ответственность за их состояние? Ответить на эти вопросы не просто. Важно понимать, что выделение туристско-рекреационной местности — лишь первый шаг в краеустройстве, дальнейшее развитие туризма и рекреации требует уже крупномасштабного ландшафтного планирования в пределах конкретной местности.
Природные (природно-исторические) ландшафты. Охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты создаются для поддержания традиционного неистощительного природопользования и исторически сложившегося соотношения природных и культурных элементов ландшафта в целях обеспечения стабильного развития природных процессов. Эта категория идеально подходит для рекреационно привлекательных сельских территорий с сохранившимся экстенсивным характером хозяйствования и богатым набором па- мятников истории, архитектуры, культуры на фоне естественной природы. Возможны два вида территорий: с преобладанием культурно-исторической, т. е. этнографической, составляющей (природно-исторические ландшафты) и с преобладанием природной составляющей (природные ландшафты). Таким образом, в одном случае мы акцентируем внимание на ценностях культурного ландшафта, в другом — природного. Основными целями объявления природных комплексов охраняемыми природными (природно-историческими) ландшафтами являются: • поддержание традиционно сложившейся структуры природопользования • сохранение исторически сложившегося неистощительного природополь • сохранение биологического разнообразия, сформировавшегося в услови • сохранение ценных природных территорий и отдельных ценных природ Объявление природного массива охраняемым природным (природно-исто-рическим) ландшафтом областного значения производится администрацией области по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев, собственников. Охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты местного значения могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Природные парки. Природные парки (областного значения) создаются для сохранения природных комплексов и объектов, имеющих значительную экологическую и эстетическую ценность для использования их в природоохран- > ных, просветительских и рекреационных целях. При этом природные парки являются и природоохранными, и рекреационными учреждениями — юридическими лицами, осуществляющими свою финансово-хозяйственную деятельность на некоммерческой основе. Обеспечение туризма и других видов обслуживания посетителей на территории природного парка осуществляется в соответствии с проектами, утвержденными на основании разрешения на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма. Безусловно, данная категория воспринимается неоднозначно, поскольку вроде бы дублирует национальные парки и содержит в себе некоторые противоречия между заявленной рекреационной и природоохранной функциями. Однако следует иметь в виду, что другой возможности выделить ценный и целостный участок территории на уровне области и сельского муниципального округа, не нарушая при этом федерального законодательства, в настоящее время нет. С одной стороны, выделять национальный парк областного значения как-то некорректно, ибо это должна быть уникальная территория выдающихся, действительно общенациональных достоинств с туристским потенциалом общероссийского значения. Таких в центральной России осталось не так уж много. С другой стороны, практически любой слабо- или среднеосво-енный сельский район располагает относительно крупными территориями, где на фоне дикой (или дичающей за период запустения) природы сохранены элементы культурного ландшафта, церкви, памятники истории, села и деревни с традиционной планировкой и т.д. На территории природного парка должна быть запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного и (или) культурного ландшафта, снижение или уничтожение режима содержания памятников истории и культуры. Поэтому с администрациями соответствующих природных парков согласовываются вопросы природопользования и использования территории в пределах природных парков и их охранных зон, в том числе вопросы социально-экономической деятельности юридических и частных лиц, проекты развития населенных пунктов и т.п.
Объявление территорий охраняемыми туристско-рекреационными местностями, природными парками, природно-историческими ландшафтами, лечебно-оздоровительными местностями является основанием для корректировки текущих и перспективных планов и проектов лесохозяйственной и иной деятельности в границах этих особо охраняемых природных территорий с учетом установленных регламентов. Поэтому освоение и (или) использование территорий данных ООПТ в туристско-рекреационных целях может осуществляться только при условии предварительной разработки соответствующей градостроительной документации (районных планировок, генпланов населенных пунктов, схем развития туризма, схем охранных зон), согласованной с соответствующими государственными органами в области охраны окружающей среды и (или) органами местного самоуправления. 5.4. Проблема синтеза природного и культурного наследия в процедуре ландшафтного планирования 5.4.1. Культурный ландшафт как объект планирования Культурные ландшафты, согласно М. Е. Кулешовой, — это «целостные историко-культурные и природные территориальные комплексы, включающие в себя отдельные памятники и их ансамбли; исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры; разнообразные формы инженерного обустройства территории; природно-технические системы; биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов» [22]. Культурный ландшафт — это уязвимый объект, сохранение качеств которого требует поддержания определенных видов деятельности. На его нынешнем состоянии негативно отразились прерывание преемственности культурных традиций между поколениями; излишняя увлеченность руководства парковприродоохранными запретами и ограничениями, распространяемыми и на культурный ландшафт; отсутствие в нормативных документах понятия окультурном ландшафте, его значимости как природно-культурного феномена; неразработанность механизмов его охраны. Специфика управления культурными ландшафтами заключается в том, что их невозможно подвергнуть музеефикации: ландшафт мертв без людейи их
деятельности, которая прямо или косвенно поддерживает желаемое его состояние. Это обстоятельство плохо понимается менеджерами туристско-рекреаци-онной сферы: красивый пейзаж так или иначе входит в турпродукт, что подразумевает включение наследства, оставленного нам прошлыми поколениями: красивый луг у речки, звонкий прореженный сосняк на террасе, чистый мельничный пруд, деревянные лавы, провешенные низко над рекой, детский «схрон» в кроне старого дуба, свежие срубы колодцев — все это реалии, требующие незаметного, но постоянного труда. Уход крестьянина и ремесленника означает не только депопуляцию, но и разрушение культурного ландшафта: превращается в рухляк сруб колодца, разрушаются деревянные плотины, заиливаются запруды, зарастают кустарником луга... Можно лишь согласиться с выводом М. Е. Кулешовой о том, что «некоторые формы хозяйственной и социокультурной активности и репрезентативные этнокультурные группы населения также должны стать объектами охраны» [22]. Действия по охране природного и культурного наследия в России до последнего времени представляли собой два параллельных вектора усилий, и было похоже, что они никогда не пересекутся. Такому положению во многом способствовала ведомственная разобщенность, поделившая единую историческую среду обитания нации на две якобы отдельные половины: природную и культурную. Всю советскую эпоху два мощных министерства (культуры и природных ресурсов) старательно делали вид, что занимаются совершенно разными объектами. Охраной культурного наследия занимались в России Министерство культуры и его региональные подразделения при администрациях субъектов Российской Федерации (комитеты, управления, департаменты), Федеральная инспекция охраны недвижимых памятников истории и культуры при Министерстве культуры, региональные управления (комитеты, центры, инспекции) государственного контроля, учета, охраны и использования памятников истории и культуры при администрациях субъектов Российской Федерации. Охраной природного наследия ведало Министерство природных ресурсов и его региональные подразделения. Это обстоятельство ослабляло позиции и природоохранников, и радетелей сохранения отечественной культуры. К сожалению, оно не преодолено до сих пор. Между тем, как замечает М. Е. Кулешова, «любой недвижимый памятник создавался в определенной исторической и природной среде и в своем конкретном месте, значит, его ценность и сохранность определяются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего природно-исторического фона» [22]. Многочисленные и разнообразные объекты градостроительной и сельской среды, входящие в так называемые Своды памятников, составлявшиеся по линии Министерства культуры, до сих пор охраняются как выхваченные из природного контекста сооружения. И в самых последних разработках и методиках Госстроя РФ мы не найдем подходов, позволяющих учитывать памятник градостроительного искусства как архитектурно-ландшафтный комплекс. Поэтому одна из задач ландшафтного планирования регионов российской провинции заключается в сознательном использовании существующей правовой базы двух линий охраны среды (природной и культурной) таким образом, чтобы защитить и дать шанс для развития наиболее ценным фрагментам культурного ландшафта. Важно понимать, что такого рода задача не может быть решена только в рамках процедур территориального планирования, поскольку требует реализации следующих принципов, сформулированных М.Е.Кулешовой [22]:
• признание неразрывности и целостности культурного ландшафта, учета • приоритет культурного ландшафта в сфере управления историко-культур • признание коренного местного населения в качестве неотъемлемой со • дифференцированный подход к различным типам культурного наследия, Для, реализации этих принципов в рамках процедуры ландшафтного планирования необходимо очень хорошо представлять правовое поле, очерченное действующим законодательством: именно оно задает необходимые классификаторы, в соответствии с которыми должна проводиться инвентаризация и картографирование объектов наследия. Памятник может представлять собой как единичное сооружение или участок, так и ансамбль, а также комплекс сооружений. М. Е. Кулешова [22] предлагает различать ансамбль, элементы которого создавались по единому плану и замыслу как архитектурное и функциональное целое, и комплекс сооружений, части которого оформились в единое целое в ходе градостроительного развития. К наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры, определяющие облик ландшафта. Каждая такая характеристика — ключ к пониманию устройства ландшафта и, следовательно, управлению им (табл. 5.3). Историческая функция ландшафтов также важна, поскольку она указывает на процессы и типы действий, необходимые для поддержания их в живом состоянии. Необходимость включения объектов культуры в состав охраняемого ландшафта заставляет нас внимательно присмотреться к критериям, которые практикуются с этих позиций (табл. 5.4). Таблица 5.4
В соответствии с действующими правовыми актами в процедуру ландшафтного планирования могут быть включены только те ценные историко-культурные объекты, ансамбли или комплексы, которые поставлены на учет или выявлены государственными органами охраны объектов культурного наследия согласно соответствующей процедуре, которая лежит в основе всей системы охраны памятников истории и культуры. Для объектов, включенных в государственные Списки памятников истории и культуры федерального или регионального (местного) значения, а также в Списки вновь выявленных памятников, предусматривается составление паспорта, в котором фиксируются имущественный состав памятника, его основные технические данные, предметная ценность и режим содержания, разработка проекта зон охраны (в составе охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта), а также охранных обязательств пользователей памятников. Процедура разработки проекта зон охраны как раз и открывает реальные возможности для подключения к работе специалиста по ландшафтному планированию. В реальной жизни зоны охраны не спроектированы для многих памятников федерального значения — знаменитых архитектурных ансамблей, парковых комплексов и т.д. До последнего времени представлялось достаточным указание номинальной охранной зоны («50 м от забора» — буквально так!), однако начавшийся земельный передел и участившиеся правовые конфликты заставляют весьма внимательно относится к этой проблеме. В настоящее время объект без спроектированной (с участием ландшафтоведа-эколога) охранной зоны — фактически незащищенный объект! Особое положение занимают в этой связи памятники археологии, как замечает М.Е.Кулешова, «систематически прослеживаются конфликты, спровоцированные недостаточностью реальных механизмов защиты памятников археологии. Обыкновенные застройка и распашка земель приводят к их уничтожению, в то время как ландшафт сохранял их столетия и'тысячелетия, и их исследование служит источником уникальной информации. Во многих случаях землепользователь и застройщик просто не знают о существовании археологического объекта или не воспринимают его в собственной системе ценностных ориентиров» [22].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|