Использование правового механизма Земельного кодекса РФ для защиты культурного ландшафта
Сохранение облика культурных ландшафтов российской провинции требует широкомасштабной работы по переводу наиболее ценных в историко-культурном отношении участков в земли природоохранного назначения (рис. 5.1), земли историко-культурного назначения в особо ценные земли, что предусмотрено ст. 97, 99, 100 действующего Земельного кодекса РФ (2001), а также в соответствующие зоны на землях поселений, если речь идет об участках в границах черты поселений (ст. 85). Такая процедура не означает изъятия земель из действующих форм использования, но она может предусматривать существенные режимные ограничения.
Перевод участков земель сельскохозяйственного назначения, участков в черте поселений, водных и околоводных пространств в категорию земель природоохранного назначения будет способствовать сохранению не только собственно ценных природных объектов, но и культурных ландшафтов. То же самое относится и к переводу отдельных участков в земли историко-культурного назначения и особо ценные земли для введения необходимых правовых ограничений. Как отмечает М.Е.Кулешова, «к сожалению, госорганы охраны объектов культурного наследия практически не используют земельное законодательство для своих прямых целей, даже в границах тер-
риторий памятников культуры» [22]. Как правило, ценные историко-культурные территории включают в себя земли поселений, муниципальных образований, поэтому перспектива присвоения таким землям статуса историко-культурных не вызывает особого энтузиазма у их владельцев. Работа с органами местного самоуправления в данном случае имеет определяющее значение.
Категории особо ценных земель — новая категория, введенная Земельным кодексом РФ 2001 г. «для сохранения объектов природного и культурного наследия, представляющих научную или историко-культурную ценность». При перечислении объектов, земельные участки которых могут быть отнесены к особо ценным, названы в числе другие культурные ландшафты и «земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций».
Ландшафтные планировщики должны четко понимать, что зоны охраны историко-культурных объектов и зоны охраны памятников культуры — это два разных типа территориальной охраны, установленные разными по профилю законами.
Зоны охраны памятников проектируются и утверждаются в порядке, установленном законодательством о памятниках истории и культуры, что является весьма сложной процедурой, и поэтому очень малая часть историко-культурных объектов, наделенная правовым статусом памятников, имеет зоны охраны. Типовой режим зон охраны памятников истории и культуры установлен Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры от 24 января 1986 г.
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и СНиП 2.07.01.-89 в целях обеспечения охраны памятников истории археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. В пределах указанных зон запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников.
Систему зон охраны как отдельно стоящих памятников, так и градостроительных комплексов составляют (табл. 5.7):
• территория памятника;
• охранная зона памятников;
• зона регулирования застройки;
• зона охраняемого ландшафта.
На территории зон охраны памятников устанавливается режим содержания и использования с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования в целях создания условий, способствующих сохранению памятника как градоформирующего фактора, включения его в новую градостроительную среду. Обычно режим регламентация тех или иных земель с особым правовым статусом содержит различного рода запрещения, ограничения и допущения тех или иных видов деятельности. Отличием режима зоны охраны культурных ландшафтов является включение в состав режимных мер (наряду с традиционными запретами, ограничениями и допущениями) также особых статей поддержки и даже организации определенных видов деятельности, обеспечивающих воспроизводство основных структур и элементов культурного ландшафта. Так, в частности, организуется и поддерживается:
• восстановление традиционных крестьянских дворов и исторической застройки
поселений;
• ведение традиционной сельскохозяйственной деятельности в пределах истори
чески сложившихся границ сельхозугодий;
• поддержание существующих и возрождение утраченных промыслов и ремесел;
• проведение рубок ухода за лесом и реконструкция лесных биогеоценозов для
восстановления планировочной и ценотическои структуры ландшафта и обеспечения
потребностей местных жителей и подразделений парка в топливе и строительных
материалах;
|
|
| Таблица 5.7
|
Регламентация деятельности в пределах системы зон охраны памятников
| культуры (по М.Е.Кулешовой [22])
|
Зона
| Определение границ (фиксация)
| Назначение
| Регламентация деятельности
|
Территория
| Территория памятника определяется
| Территория памятника не под-
| На территории могут производиться
|
памятника
| в границах домовладения; в некото-
| лежит застройке, изменению,
| археологические исследования, воссоз-
|
| рых случаях меньше, вплоть до раз-
| прокладке коммуникаций, не
| дание утраченных частей памятника
|
| меров самого памятника
| относящихся к памятнику,
|
|
|
| дорог, устройству автостоянок
|
|
Охранная зона
| Границы охранной зоны опреде-
| Территория, непосредственно
| Режим использования охранной зоны
|
памятника
| ляются на основании ландшафтного
| окружающая памятник, пред-
| подразумевает сохранение планировоч-
|
| анализа (зона наилучшей види-
| назначена для обеспечения
| ной структуры, ландшафта и историче-
|
| мости) с привязкой к планировоч-
| сохранности памятника и бли-
| ской среды. На участках непосредствен-
|
| ным и природным элементам
| жайшей к нему среды и благо-
| ного окружения наиболее ценных памят-
|
| местности. Расстояние определяет-
| приятного зрительного вос-
| ников проводятся рубки формирования
|
| ся от 200 до 350 м от памятника
| приятия. В охранной зоне
| ландшафтов и ландшафтные посадки
|
| в зависимости от качества и види-
| и на территории памятника
| в целях воссоздания пейзажа конкретных
|
| мости всех его деталей, а конфигу-
| сберегается историческая
| исторических эпох; работы, связанные
|
| рация зоны определяется в основ-
| ценная система планировки,
| с сохранением и восстановлением пла-
|
| ном эмпирически на месте и зави-
| резервируются возможности
| нировки зданий, сооружений и благо-
|
| сит от характера рельефа, планиро-
| для восстановления ранее
| устройством территории, формирующих
|
| вки и окружающей застройки.
| утраченных элементов и
| историческую среду и окружение памят-
|
| Дисгармонические здания и соору-
| параметров, убирается поздняя
| ников. Устройство дорог и дорожек,
|
| жения подлежат смещению. Охран-
| диссонирующая застройка,
| в отдельных случаях небольших авто-
|
| ная зона должна иметь достаточную
| сохраняются соответствующая
| стоянок, наружного освещения; озеле-
|
| глубину для охраны памятника от
| памятнику среда и ландшафт,
| нение и благоустройство; установка
|
| вибрации и физических воздействий
| обеспечиваются благоприят-
| стендов и витрин, относящихся к памят-
|
|
| ные условия его обзора
| никам, но не нарушающих исторически
|
|
|
| ценную градостроительную среду
|
|
|
| и природный ландшат
|
Зона регули-
| Территория, окружающая охранную
| Сохраняется система истори-
| Новое строительство в зоне регулирова-
|
рования
| зону памятника, необходимая для
| ческой планировки, сохранив-
| ния застройки регламентируется по
|
застройки
| сохранения или восстановления
| шиеся ее фрагменты и ценные
| функциональному назначению, приемам
|
| характера исторической планировки,
| элементы ландшафта. Закреп-
| застройки по высоте, протяженности
|
Окончание табл. 5.7
|
Зона
| Определение границ (фиксация)
| Назначение
| Регламентация деятельности
|
| пространственной структуры, свое-
| ляется или восстанавливается
| и масштабности зданий, характеру озе-
|
| образия архитектурного облика
| градоформирующее значение
| ленения, приемам благоустройства и
|
| населенного пункта, для закрепления
| памятников в архитектурно-
| другим показателям. Не разрешается
|
| значения памятников в застройке
| пространственной организа-
| размещать промышленные предприятия,
|
| или ландшафте, для обеспечения
| ции населенного пункта.
| транспортно-складские и другие соору-
|
| архитектурного единства новых
| Обеспечиваются благоприят-
| жения, создающие грузопотоки, загряз-
|
| построек с исторически сложив-
| ные условия их зрительного
| няющие воздушный и водный бассейны,
|
| шейся средой. Застройка регули-
| восприятия; предусматри-
| опасные в пожарном отношении, взры-
|
| руется: по высоте, габаритам,
| вается устранение диссонан-
| воопасные. В зоне регулирования
|
| характеру архитектуры, материалу
| сов, нарушающих восприятие
| застройки не допускается строительство
|
| стен, принципу размещения (по гра-
| памятников, цельность компо-
| транспортных магистралей и развилок,
|
| ницам красных линий, по домовла-
| зиции, охраняемых архитек-
| эстакад, мостов и других инженерных
|
| дениям, усадебная застройка).
| турных комплексов или
| сооружений, нарушающих исторический
|
| В пределах этих зон сохраняются
| ландшафта
| облик населенного пункта
|
| красные линии исторической плани-
|
|
|
| ровочной структуры, ограничивается
|
|
|
| дорожно-транспортное строи-
|
|
|
| тельство, запрещается расширение
|
|
|
| существующих и размещение новых
|
|
|
| промышленных предприятий
|
|
|
| и складских помещений
|
|
|
Зона
| Устанавливается на территории,
| Мероприятия по охране
| На территории зоны охраняемого ланд-
|
охраняемого
| не вошедшей в состав охранных зон
| ландшафта должны быть
| шафта допускается хозяйственная дея-
|
ландшафта
| и зон регулирования застройки, для
| направлены на сохранение
| тельность, если эта деятельность не
|
| сохранения ценного ландшафта:
| исторически ценного рельефа,
| наносит ущерба и искажения ландшафту,
|
| водоемов, рельефа, определивших
| водоемов; восстановление
| не требует возведения новых капиталь-
|
| местоположение господствующих
| исторического вида ланд-
| ных построек. В соответствии с условиями
|
| в композиции зданий и сооружений,
| шафта и связей с окружающей
| режима на определенных участках зон
|
| влияющих на целостность истори-
| природой; устранение зданий,
| охраняемого ландшафта возможны сено-
|
| ческого облика населенного пункта
| сооружений, насаждений, ис-
| косные работы, выпас скота, полевые и
|
| или памятника, расположенного
| кажающих ландшафт; сохра-
| огородные работы и т.п. В подзоне охра-
|
| в населенном пункте или вне его,
| нение и восстановление рас-
| няемых агроландшафтов предусматрива-
|
| в природном окружении. Границы
| тительности; установление зон
| ются следующие меры:
|
| активного влияния ландшафта опре-
| естественного восстановления
| • сохраняется историческая ценная сис-
|
| деляются бассейном видимости,
| леса; защиту луговых, бере-
| тема планировки угодий и селитебных
|
| который устанавливается при про-
| говых и других территорий
| земель;
|
| ведении ландшафтного анализа
| от оползней, размыва; укреп-
| • предусматриваются возможности вос-
|
|
| ление склонов, оврагов, их
| становления ранее утраченных элемен-
|
|
| озеленение; проведение необ-
| тов и параметров ландшафта;
|
|
| ходимых природоохранитель-
| • закрепляется или восстанавливается
|
|
| ных мероприятий и т.п.
| градоформирующее значение памятни-
|
|
|
| ков в архитектурно-пространственной
|
|
|
| организации населенных пунктов;
|
|
|
| • ликвидируется или дезавуируется
|
|
|
| поздняя диссонирующая застройка;
|
|
|
| • проводится расчистка от древесно-
|
|
|
| кустарниковой растительности компози-
|
|
|
| ционно значимых для пейзажа луговых
|
|
|
| и полевых угодий;
|
|
|
| • обеспечиваются благоприятные усло-
|
|
|
| вия зрительного восприятия памятников
|
|
|
| и восстанавливаются визуальные связи
|
|
|
| памятников между собой и между
|
|
|
| памятниками и поселениями
|
|
|
| Таблица 5.8
|
Целевое
| назначение и типология охранных режимов регламентации
|
| (по М.Е.Кулешовой [22])
|
|
Тип режима
| Сущность регламентирования
| Меры охраны
| Объекты наследия
|
Консерва-
| Недопущение вме-
| Создание инженерно-
| Памятники исто-
|
ционный
| шательства или
| технических и экологи-
| рии и культуры,
|
(заповедный)
| воздействия, веду-
| ческих условий, обес-
| в особенности
|
| щего к изменению
| печивающих стабиль-
| памятники архео-
|
| состояния объекта
| ность объекта охраны
| логии
|
| охраны
|
|
|
Регулятивный
| Установление балан-
| Разработка диверси-
| Обычно приме-
|
(заказной)
| са различных частных
| фицированной систе-
| няется к различ-
|
| запретов и ограни-
| мы ограничений и
| ным категориям
|
| чений пользования
| обременении, согла-
| ООПТ, втом
|
| для достижений
| сование отраслевых
| числе к культурно-
|
| оптимального со-
| требований
| историческим
|
| стояния объекта
|
| ландшафтам, при-
|
| охраны
|
| родным паркам
|
Реставрацион-
| Приспособление
| Создание соответст-
| Территории с
|
ный
| территории к неко-
| вующей инфраструк-
| рекреационными
|
| торым целевым
| туры, способствующей
| и просветитель-
|
| видам пользования,
| восприятию объекта
| скими функциями
|
| таким как рекреа-
| наследия и одновре-
|
|
| ция, лечебно-профи-
| менно защищающей
|
|
| лактическая деятель-
| его от деградации в
|
|
| ность, образование,
| процессе использо-
|
|
| воспитание и др.
| вания
|
|
Оптимиза-
| Реализация приори-
| Создание условий
| Национальные
|
ционный
| тета охраны природ-
| устойчивого развития
| парки и био-
|
| ного и культурного
| территорий; разработ-
| сферные заповед-
|
| наследия в их соот-
| ка мер по урегулиро-
| ники, а также
|
| ношении с социаль-
| ванию, снятию
| иные территории,
|
| но-экономическими
| конфликтов между
| в отношении кото-
|
| ориентирами разви-
| различными целевыми
| рых стоит задача
|
| тия
| установками в случае
| охраны культур-
|
|
| полифункциональной
| ного ландшафта
|
|
| структуры территории
|
|
• ведение консервационных и реставрационных работ на памятниках истории и
культуры, их содержание и благоустройство прилегающей к ним территории;
• восстановление исторических путей, средств передвижения (гужевой транспорт,
традиционные виды водного транспорта) и специальное оборудование восстановлен
ных трасс;
• проведение научных исследований, направленных на выработку практических
рекомендаций по комплексному ведению хозяйства при его традиционно многоуклад
ной форме;
• восстановление иных нарушенных элементов культурного ландшафта.
Общее представление о типологии и целевом назначении вводимых режимов регламентации дает табл. 5.8.
Выводы
1. На мезоуровне ландшафтного пла
нирования осуществляется важнейшая
работа по сохранению исторического
культурного ландшафта. Именно этот тер
риториальный охват внушает людям,
населяющим регион, чувство малой ро
дины, стабильности и защищенности.
Именно на этом уровне должна быть
выявлена и сохранена уникальность каж
дого из многочисленных уголков русской
провинции. Экологический каркас на
уровне сельской провинции — это диф
фузное проникновение фрагментов ди
кой природы в исторический культурный
ландшафт, возникший в ходе векового
взаимодействия этноса с «приданной ему
природой». В рамках процедуры ландшаф
тного планирования сельских районов
должны быть поставлены и решены важ
нейшие прикладные задачи организации
территории: сопровождение системы ту
ризма и рекреации, т. е. создание и ланд
шафтное обустройство туристских узлов,
зон рекреационного притяжения.
2. Развитию рекреации в российской
провинции предшествует утрата сельско
хозяйственных и (или) других производ
ственных функций. В этом смысле рекре
ацию и туризм можно рассматривать как
формы поддержания освоенности терри
тории страны на достигнутом уровне. На
данном этапе развития регионов россий
ской провинции рекреация и туризм
могут, выступать в роли факторов орга
низации пространства и рационализации
природопользования, вызванных к жиз
ни социально-экологическим кризисом
предшествовавшего периода интенсивно
го сельскохозяйственного и ресурсного
освоения территории. Именно туристско-рекреационная сфера может стать в недалеком будущем надежным источником доходов для ныне депрессивных сельских районов. Реализация этой перспективы безусловно требует осуществления осознанной территориальной политики, одним из инструментов каковой и является ландшафтное планирование.
3. Управление ресурсами в туристско-
рекреационной сфере должно опираться
на предваряющую процедуру ландшафт
ного планирования, подразумевающую
наложение композиционных элементов
складывающейся туристско-рекреацион-
ной системы на структуру сознательно
формируемого экологического каркаса
региона. Ввиду отсутствия собственного
правового статуса рекреационно-аттрак-
тивных земель ландшафтное планирова
ние должно сопровождаться разработкой
режимов использования объектов реги
ональной сети ООПТ, а также правовым
закреплением дополнительных регио
нальных категорий особо охраняемых
природных территорий.
4. Сохранение облика культурных лан
дшафтов российской провинции требу
ет широкомасштабной работы по пере
воду наиболее ценных в историко-куль
турном отношении участков в земли при
родоохранного назначения, земли исто
рико-культурного назначения — в особо
ценные земли. Включение элементов
культурного ландшафта в территориаль
ное планирование требует на первом эта
пе их инвентаризации с последующей
фиксацией культурно-ландшафтных аре
алов.
Глава 6 ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
6.1. Проблематика теоретической базы землеустройства
Новое время ставит перед землеустроителями новые задачи, поскольку ориентация землеустройства на решение социально-экономических и экологических проблем муниципального образования представляется принципиально отличной от задач социалистического землеустройства.
Земельные отношения как триада отношений: хозяйственных, правовых и территориальных — не могут восприниматься раздельно, поэтому, с одной стороны, землеустройство в системе управления землепользованием должно выступать механизмом управления с функциями подготовки вариантов управленческих решений и их реализации. С другой стороны, очевидной является неготовность землеустроителей к подобной миссии, объясняющаяся отсутствием теоретической основы содержания землеустройства, стагнацией теории землеустройства, повлекшей за собой и развал федеральной землеустроительной службы. Как констатирует Б.И.Кочуров, теоретические положения «социалистического землеустройства» отброшены логикой эволюции цивилизованного землепользования, а новые основы теории землепользования еще не созданы [20]. В то же время ландшафтоведение уже готово заняться планированием и проектированием сельскохозяйственных территорий, более того, в связи с развитием ландшафтного подхода агроландшафтные системы земледелия уже получили широкое развитие в разных регионах страны.
Возможности ландшафтного планирования в сфере сельскохозяйственного землеустройства определены двумя законодательными актами федерального уровня: Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Земельный кодекс РФ определяет земельные отношения как отношения по использованию и охране земель, ставя понятия использования и охраны земель в положение равенства во всех статьях кодекса. Гл. II «Охрана земель» Земельного кодекса РФ представляет собой перечень законодательных установлений норм, не поддающихся реализации и выраженных в условно-желательной форме [20].
Между тем применение методов ландшафтного планирования в землеустройстве дает возможность корректно оценить потенциал земель и провести их функциональное зонирование, разграничив земли различного назначения с учетом оценки качества, чувствительности к антропогенным нагрузкам, современного использования и определения целевых функций дальнейшего развития. В этой логике правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Далее рассмотрим некоторые пози-
ции ландшафтной экологии, которые имеют непосредственное отношение к практическому землеустройству и могут быть использованы в ландшафтном планировании на местном уровне — уровне отдельного взятого хозяйства или сельского региона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: