Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 120 глава




 

φ Οисатели Тувы. [Биобиблиографич. справочник], Кызыл, 1970. И. Евлахова.

 

ТУНИССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тунис. народа. Развивается на араб. яз. (с 1950-х гг.— отчасти на франц. яз.). Письменность и лит-ра существовали в Тунисе еще в 1-м тыс. до н.э. на пуническом (финикийском) языке; в период рим. господства нек-рые деятели мировой лит-ры (Апулей, Августин Блаженный и др.) были выходцами из Сев. Африки.

 

Ср.-век. Т. л., в к-рой представлены все жанры классич. араб. лит-ры (см. Арабская литература), была связующим звеном между культурами мусульм. Востока и мусульм. Сев. Африки и Испании. Черты самобытности появились в ней в 10—11 вв. в творчестве поэтов-панегиристов Ибн Хани аль-Андалуси и Али ат-Туниси, поэтов и прозаиков гедонич. направления Ибрахима аль-Хусри, Ибрахима ар-Ракика, Абд аль-Азиза ат-Тарифи, поэтов и филологов Ибн Рашика, Ибн Шарафа аль-Кайравани, труды к-рых вошли в число осн. ср.-век. араб. поэтик. С 13 в. Тунис стал осн. хранителем андалусских лит. традиций. В 12—14 вв. на фоне упадка классич. араб. поэзии преобладали прозаич. жанры, гл. обр. религ. и филос. дидактики, связанные с наследием Абу-ль-Ала аль-Маарри. На 2-ю пол. 14 в. приходится творчество магрибинского мыслителя Ибн Хальдуна и шейха ан-Нафзауи. В 15 в. возникли богатая житийная лит-ра суфийского толка (см. Суфийская литература) и лит-ра по истории городов, оказавшие влияние на формирование прозы Туниса 20 в. В 18 в. наблюдается нек-рое оживление придворной панегирич. поэзии, существовавшей до кон. 19 в.

 

С 15—16 вв. развивается нар. лит-ра на тунис. диалекте араб. языка, в к-рой преобладают стихотв. жанры и доныне сильны традиции др.-араб. бедуинской поэзии; влияние андалусской поэзии (с 15 в.) сказалось исключительно в песенном фольклоре Сев. Туниса. В 19—20 вв. в творчестве городских нар. поэтов (Л. Нажжар, А. аль-Баргуси и др.) звучат мотивы нац.-освободит, борьбы.

 

Основы совр. Т. л. были заложены во 2-й пол. 19 в. Идеологами преодоления социально-политич. и культурной отсталости Туниса были М. Кабаду и Хайраддин ат-Туниси, соч. к-рого “Наипрямейший путь к познанию состояний государств” опирается как на социологич. учение Ибн Хальдуна, так и на наследие франц. Просвещения. Новые идейные запросы и худож. вкусы, формированию к-рых способствовало развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков, работавших в неклассич. жанрах — историч. биографии и описания путешествий (М. Байрам, М. Снуси), филос. повести (С. Свиси).

 

К 1920—30-м гг. относится новаторское творчество поэта А. аш-Шабби, принесшего в араб. поэзию идеалы романтизма, новеллиста А. ад-Дуажи, в произв. к-рого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистич. стиля, и провозвестника социалистич. идей в Тунисе публициста Т. аль-Хаддада. В обстановке обществ.-политич. подъема 2-й пол. 30-х гг. и становления демократич. культуры было создано наиболее известное произв. Т. л. сер. 20 в.— филос. пьеса М. аль-Месади “Плотина”, в к-рой символич. осмысление борьбы за нац. освобождение и социальный прогресс опирается на раннесуфийские концепции мистич. пути, что привело автора к идеям, близким франц. экзистенциализму.

 

В отличие от лит-р Алжира и Марокко, в Т. л. франкоязычная проза, давшая в 50-х гг. первые образцы совр. тунис. романа (А. Мемми, “Соляной столп” и “Агарь”), не получила большого развития. Становление нац. романа связано с именами Б. Храйефа (“Банкротство”, “Барг аль-Лил”, “Гроздь фиников”), идеализирующего нац. прошлое и простонародный быт, и М. Ларуси аль-Мутви (“Горькая ягода тута”), обращающегося к тематике нац.-освободит.

 

ТРУБ — ТУНИ

 

==447

 

борьбы. В 1960-х гг. в Т. л. вступила плеяда писателей прогрес. ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги — по-арабски, как поэты — по-французски (М. аль-Фарси, С. Гермади и др.). В их поэзии сильно влияние франц. символизма и поэзии франц. Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политич. и культурного развития Туниса, осмысляемые как проблемы •“третьего мира”. В кон. 60-х — 70-е гг. выступили молодые прозаики и драматурги, группировавшиеся вокруг Клуба новеллы (осн. в 1966) и журн. “Аль-Кысас” (с 1966): И. Медани, М. С. Джабри, М. ат-Тунси, X. Наср и др.; их произв. отличают интенсивные идейные и стилевые искания, широкие заимствования как из традиц. арабской, так и из совр. европ. культуры. В 1970 основан СП Туниса.

 

Лит. периодика: жури. <аль-фикр> <с 1955).

 

Изд.: Поэзия Африки, М., 1973, с. 544—51.

 

Лит.'. Пантучек С., Тунисская лит-ра, М.. 1969;? ρ ξжоги на C.B., Лит-ра Марокко а Туниса, М., 1968; ее же, Магриб. Франкоязычные писатели 60—70-х гг., М., 1980; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 109—23. М. С. Киктев.

 

ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тур. народа. Развивается на тур. яз. Древнейшие произв. тур. фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека (напр., памятники героич. эпоса — цикл ^Огуз-иаме^). Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. •“Китаби деде Коркуд”·). Более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы (см. ^Кер-оглы,*·). Значит. место занимают романтич. рассказы хикяе, произв. т. н. лубочнай лит-ры, сказки, басни, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине). Нар. поэзия представлена песенными жанрами (тюркю, мани, кошма, ташлама).

 

Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульм. культуру. В гос-ве Сельджукидов Рума (11—14 вв.) араб. язык был языком религии и науки, а персидский — языком придворной поэзии. Первые точно датированные произв. письм. лит-ры, созданной в М. Азии на тур. яз., относятся к сер. 13 в. Произв. ранней тюркоязычной, или т. н. староанатолийской, лит-ры (сер. 13— сер. 15 вв.) носили суфийский характер (см. Суфийская литература). Появление тур. стихов вызвало борьбу двух систем стихосложения: силлабич. и силлабо-тонич., свойственной тюркской устной нар. поэзии, и арабо-перс. метрич. системы аруз, господствовавшей затем в тур. поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали и др. араб. и перс. поэтич. формы: месневи, касыда, газель.

 

Т. л. развивалась под сильным влиянием суфизма. Виднейший представитель суфийской поэзии в М. Азии — персоязычный поэт 13 в. Джалаледдин Руми (выходец из Ср. Азии) создавал свои стихи и на тур. яз.; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед, стихи к-рого явились первой точно датированной (1301) попыткой создания и записи стихов на тур. яз. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре. Первое значит, произв. на тур. яз.— поэма-месневи “Книга скитальца” суфия Ашик-паши.

 

На рубеже 14—15 вв. в тур. поэзии появляются романтич. месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преим. на сюжеты из “Пятерицы” Низами Гянджеви: “Искендер-наме” Ахмеди, “Хосров и Ширин” Юсуфа Синана Шейхи и др. (см. Хамсе).

 

В сер. 15 в. наступает т. н. классич. период развития тур. поэзии, продолжавшийся до нач. 17 в. Язык произведений был насыщен арабо-перс. лексикой. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, к-рым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом

 

==448 ТУРЕ

 

добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби, автор первой “Пятерицы” на тур. яз. Крупнейшие поэты стремились в рамках поэтич. традиций ср.-век. лит-ры Бл. Востока отразить совр. им жизнь: Ахмет-паша, Неджати, Махмуд Бакы, поэтесса Михри Хатун.

 

17 век в истории Т. л. называют веком сатиры: наметившийся упадок Османской империи, состояние экономич., политич. и социальной жизни страны предопределили и характер лит-ры. Пороки общества, гнет и насилие осуждали в своих сатирич. произв. поэты, к-рых часто ждала крутая расправа власть имущих (напр., сатирик Омер Нефи был задушен). В месневи Юсуфа Наби “Хайрие” содержится критика духовенства, судей и пашей. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит. Новое направление в лит-ре, противостоящее панегирич. поэзии, оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима, создавшего новую форму шаркы в подражание тур. нар. песням.

 

В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (поэма “Красота и любовь”). В нач. 19 в. тур. поэзия находилась в застойном положении. Лит-ра, получившая развитие после танзиматских реформ (с 1839 до нач. 70-х гг. 19 в.) и традиционно именуемая лит-рой Танзимата, приобретает просветит, характер. Обостряется интерес к социальной проблематике: в центре мн. произв.— проблемы личности и общества, личности и народа. В духе просветит, идей трактуются женская и антиклерикальная темы. С кон. 50-х — нач. 60-х гг. появляются переводы произв. франц. писателей, в том числе сочинения Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Ламартина, Мольера (Ахмет Вефик-паша). Важную роль приобретает публицистика. Возникают и выступают на 1-й план новые для Т. л. жанры драматургии и худож. прозы. Лит-ра этого времени осуждала деспотические феод.-мусульм. традиции. Крупнейшие представители лит-ры Просвещения: Ибрахим Шинаси, поэт, пропагандист франц. лит-ры, создавший первую в Т. л. оригинальную авт. Комедию “Женитьба поэта”, собиратель тур. фольклора; Намык Кемаль, автор патриотич. и социально-бытовых пьес, а также первого нравоучит. и первого историч. романов; Шемсеттин Сами, прозаик, драматург и лексикограф; Ахмет Мидхат, основоположник жанра новеллы. Эти писатели реформировали тур. лит. язык, приближая его к народному. Во 2-й пол. 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан и Реджаизаде Экрем искали в поэзии новые ритмы, новые решения лирич. тем, обращались к внутр. миру лирич. героя.

 

В кон. 70-х и в 80-х гг. 19 в. в связи с наступившей обществ, реакцией начались преследования прогрес. деятелей (Намык Кемаль, напр., умер в ссылке). Была установлена жестокая цензура. У ряда писателей появились мистич. и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость присущи группе писателей, связанных с журн. “Серветифюнун” (1891—1901), к-рый сыграл большую роль в лит. жизни страны. Далекие от народа, эти писатели тем не менее не принимали деспотич. уклада султанской Турции. Уже в ранних стихах Тевфика Фикрета, стоявшего во главе журнала, появляется тема сочувствия страданиям простых людей. С нач. 20 в. поэзия Фикрета приобретает ярко выраженную гражд. направленность. В то же время поэт был смелым новатором, обогатил тур. поэзию, преобразовал аруз, приблизив его к нормам тур. яз. Крупнейший прозаик “Сервети-фюнун” Халид Зия Ушаклыгиль — основоположник тур. реалистич. романа и новеллы европ. типа. Хюсейн Рахми Гюрпынар, Ушаклыгиль, Мехмет Рауф в своих произв. разрабатывали новые темы: критика.социальной действительности, тема маленького человека.

 

После младотур. революции (1908) обостряется борьба разл. худож. течений и направлений, но определяющая тенденция — дальнейшее утверждение реализма как ведущего направления в нац. Т. л. Ее основным жанром становится жанр реалистич. социальной новеллы. Рефик Халид Карай, Ака Гюндюз, Омер Сейфеддин впервые в Т. л. обратились к изображению провинц. жизни и деревни. Сатирич. новеллистика Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие тур. реалистич. прозы последующих десятилетий. Однако в его творчестве проскальзывали порой националистич. настроения; под влияние националистич. идей временно попадали и др. писатели, напр. Халиде Эдип Адывар (роман “Новый Туран”).

 

Сложные явления происходят в поэзии. Под влиянием европ. символизма распространяются декадентские мотивы, получавшие отражение в творчестве крупных мастеров стиха — Яхья Кемаля Беятлы, Ахмета Хашима; им принадлежит заслуга реформирования традиц. классич. форм и размеров. Наиболее значительным было творчество поэтов “хеджеджистов” (Фарук Нафиз Чамлыбель и др.), обратившихся к слоговому размеру хедже, свойственному нар. поэзии, к-рый еще в кон. 19 в. использовал поэт Мехмет Эмин Юрдакул (сб. “Стихи по-турецки”). Но в годы 1-й мировой войны 1914—18 стихи его приобрели шовинистич. содержание.

 

После 1-й мировой войны, когда Турция была оккупирована иностр. войсками, в лит. жизни страны наступил спад. С началом нац.-освободит, движения в Анатолии происходит оживление лит. жизни. Тема нац.-освободит, войны получила широкий отклик в лит-ре после установления республики (1923): романы “Огненная рубашка” и “Убейте блудницу” Адывар, рассказы “О национально-освободительной борьбе” и роман “Содом и Гоморра” Якуба Кадри Караосманоглу, роман “Зеленая ночь” и пьеса “Трагедия одной ночи” Решала Нури Гюнтекина. Однако гл. роль в освободит, движении Адывар и Караосманоглу отводили героям-одиночкам (рассматривая народ как жертву), проповедовали идею “особого пути развития” страны, считая, что нац. единение людей якобы способно само по себе стереть классовые различия — достаточно лишь поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне. Критика шла в основном по линии осуждения реакц. традиций.

 

Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации, выступала против произвола гос. чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты, выражала неудовлетворенность бурж. реформами. Писатели-демократы Сабахаттин Али, Садри Эртем, Решад Энис Айген, Суад Дервиш, Сайг фаик, с именами к-рых связано развитие критич. реализма как ведущего метода Т. л. 30-х гг., обратились к постановке новых, общественно значимых тем. Среди них крестьянская проблема становится центральной в эти и последующие годы. Роман Садри Эртема “Когда останавливаются прялки” был первым в Т. л. реалистическим социально-историч. романом; в нем отражена классовая борьба крестьян. В произв. писателей 30-х гг. отражены также темы, связанные с жизнью разных слоев провинц. города, женская тема, судьба интеллигента в обществе. Тридцатые годы — годы развития тур. новеллистики. Особое место в Т. л. занимает творчество Сабахаттина Али.

 

С 30-х гг. в тур. драматургии активно разрабатывается тема взаимоотношения личности и бурж. общества (“Всеми забытый” Назыма Хикмета Рана и др.).

 

Основоположник революц. поэзии — Назым Хикмет Ран. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное — темы и сюжеты, считавшиеся до того “непоэтичными”, сделали его признанным главой нового поэтич. направления.

 

Накануне 2-й мировой войны 1939—45 в Турции все заметнее становится влияние идеологии фашизма. В стране активизируются всевозможные пантюркист^ ские общества. Передовые писатели и публицисты

 

29 ЛЭС

 

призывают к борьбе против фашизма. С антифаш. романом “Дьявол внутри нас” выступил Сабахаттин Али. Вместе с тем для произв. мн. писателей становятся характерными настроения пессимизма, тема ухода от жизни.

 

И все же в 40-х гг. делается новая смелая попытка обновить тур. поэзию, заставить признать прежде всего ее обществ, назначение. Группа поэтов т. н. “Треножника” (Орхан Вели Канык, Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат Хорозджу) выступает с лит. “Манифестом трех” (кн. “Странное”), где предлагает сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, к-рые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека. Призыв к “очеловечиванию” поэзии был подхвачен почти всеми представителями тур. поэзии 40—50-х гг. Новшества, привнесенные поэтами “Треножника”,— наряду с революцией, осуществленной в тур. поэзии Назымом Хикметом,— определили характер и направление развития Т. л. в послевоен. период.

 

“Записки сельского учителя” (1948) Махмуда Макала и выход его книги “Наша деревня” дали толчок дальнейшему освоению т. н. крестьянской темы. Появился новый лит. персонаж — интеллигент, уехавший в деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством: романы “Жестянка” Яшара Кемаля, “Темный мир” Орхана Ханчерлиоглу, “Месть змей” Факира Байкурта, рассказы Дурсуна Акчама и др. Жизнь рабочего класса впервые находит отражение в произв. Орхана Кемаля (рассказы, роман “Джамиле”). Тема нац.-освободит. борьбы получила наиболее яркое воплощение в эпопее Назыма Хикмета “Дастан об освободительной борьбе”, написанной в тюрьме в 1941—46. Этой теме посвящены и романы Кемаля Тахира 50—60-х гг., а также дилогия Самима Коджагёза, в к-рых показан борющийся Стамбул.

 

Активизация демократич. движения с нач. 60-х гг. создала благоприятные условия для развития драматургии (пьесы Четина Алтана, Рефика Эрдурана, Азиза Несина). Заметным явлением в Т. л. стали злободневные пьесы Халдуна Танера “Спаситель родины—Шабан” и “Сказ об Али из Кешана”—первая тур. пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и одновременно в традициях народного театра карагёз.

 

В поэзии 60—70-х гг. Фазыл Хюсню Дагларджа, Бехчет Неджатигиль, Рифат Ылгаз, Зия Осман Саба, Бедри Рахми Эюбоглу и др. продолжают демократич. традиции. Поэты течения “Второе новое”, к-рое появилось еще в 50-х гг. (в отличие от “Первого нового”— школы Орхана Вели 'Каныка), встали на путь формалистич. экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Бери. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием разл. модернист, течений призывает к “искусству без цели”, к поэзии “стороннего наблюдателя”. Зарождается “литература отчаяния” — как следствие десятилетнего пребывания у власти демократич. партии (1950—60), завершившегося гос. переворотом. События мрачного десятилетия становятся темой мн. романов, среди к-рых выделяется “Наедине с самим собой” Ведата Тюркали. События 12 марта 1971, когда в стране была установлена реакц. диктатура военных, нашли отображение в произв. прогрес. писателей (Эрдал Оз, роман “Ты ранен”; Коджагёз, “Спор”). Писатели молодого поколения (Оз, Йылдыз Бекир, Эрол Той и др.) в Т. л. 60—70-х гг. развивают линию критич. реализма, ставят перед лит-рой основные проблемы политич. и экономич. жизни страны, пишут о нелегкой доле тур. рабочих. Новое осмысление получает также тема крестьянина, бывшая гл. темой в лит-ре 40-х гг.: романы Яшара Кемаля, Коджагёза и др. Безработица, религ. фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Кемаля

 

ТУРЕ

 

==449

 

Бйльбашара, Д. Акчама, Гюнея Йылмаза, Оз'ялчинера и др.). Произв. Азиза Несина в остросатирич. плане изображают обществ, условия, искажающие природу человека.

 

Тур. лит-ведение имеет давние традиции (тазкире). В 19 в. и особенно в 20 в. тур. лит.-критич. мысль развивается, продолжая нац. традиции и испытывая влияние европ. лит-ведения.

 

В 1970 в Турции создан Союз деятелей иск-в.

 

Лит. периодика: журналы <Варлык” (с 1933, выпускает “Ежегодники”), <Едитепе” (с 1930), <Ени Адымлар” (с 1973), <Дост> (с 1957).

 

Изд.: Рассказы тур. писателей, М., 1954; Typ. поэзия наших дней, М., 1958; Наша улица. [Рассказы], М., 1962; Любовные письма. [Рассказы], М., 1966; Плата за молчание. [Рассказы], Л., 1974; Хлеб прежде всего. (Рассказы], М., 1976; Совр. тур, пьеса, М., 1977; Из старой тур. поэзии, М., 1978; Из тур. поэзии XX в., М., 1979.

 

• Смирнов В. Д., Очерк истории тур. лит-ры, СПБ, 1891; Крымский А. Е., История Турции и ее лит-ры, т. 1—2, 1910—16; Гордлевский В. А., Очерки по новой османской лит-ре. Пере ходная пора османской лит-ры, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1961; Гарбузова В. С., Поэты ср.-век. Турции, Л., 1963; е е ж е, Поэты Турции XIX в., Л., 1970; ее же, Поэты Турции первой четверти XX в., Л., 1975; АлькаеваЛ., Б а б а е в А., Тур. лит-ра. Краткий очерк, М., 1967; К я миле в X., У истоков совр. тур. лит-ры, М., 1967; Айэенштейн H.A., Из истории тур. реализма, М., 1968; Маштакова Е. И., Из истории сатиры и юмора в тур. лит-ре (XIV—XVII вв.), М., 1972; Алькаева Л. О., Из истории тур. романа. 20—50-е гг. XX в., М., 1975; Утургаури С., Тур. проза 60—70-х гг., М., 1982.

 

Л. Л. Бабаев, В. С. Гарбузова, И. Р. Сонина.

 

ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литра туркм. народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племен, гл. обр. огузов. В ней выделяются две струи: иранская и тюркская. Этим обусловлено и то, что фольклор и древние памятники лит-ры (как на фарси, так и на тюрк. языках) являются общими для туркмен и др. тюркоязычных и Иран. народов. Развивается на туркм. яз.

 

Фольклор. Богатый сказочный эпос туркмен, в к-ром представлены сказки о животных, волшебнофантастические, бытовые, сохранил индо-иран. и тюрк. начала. Из эпич. жанров нар. творчества наиболее развитым в худож. отношении является дастан. Осн. масса туркм. дастанов обнаруживает элементы лит. обработки. Туркм. дастаны делятся на героические и романтические. Героич. эпос имеет исключительно тюркскую (огузскую) тематику. Древнейший памятник героич. эпоса — 12 сказаний, слагавшихся с 9 по 15 вв. и собранных в 16 в. неизвестным составителем в кн. “Китаби деде Коркуд”·. Романтич. дастан “Шасенем-Гарып”, героич. дастаны “Юсуп Ахмет”, “Саятлы-Хемра” тематически восходят к сказаниям “Китаби...”. Сюжетными элементами связан с “Китаби...” и эпос <Кёр-оглы^. Романтич. дастаны —часто авторская обработка известных сюжетов вост. лит-р (напр., <Лейли и Меджнун^, “Юсуф и Зулейхаг·). Авторские дастаны мало отличаются от произв. фольклора, что объясняется общностью судеб туркм. фольклора и письм. лит-ры. Ввиду сложившихся специфич. обществ.-политич. условий Т. л., как и фольклор, вплоть до 20-х гг. 20 в. распространялась гл. обр. изустно, что и послужило причиной глубокой фольклоризации и синкретизма лит. произведений.

 

Литература 11—1-й пол. 18 вв. Туркмены были активными участниками воен. походов СельджуКидов. Из их среды вышли мн. известные поэты и философы представители ранней сельджукской поэзии в М. Азии, писавшие на перс. яз. (Челеби Хусамеддин, 14 в., и др.). Поэтами были и султаны Сельджукиды Джалалиддин Мелик-шах (13 в.) и его сын Санджар, писавшие в жанрах, характерных для персоязычной лит-ры (газели, касыды, и др.). И позднее при дворах Тимуридов (1370—1507) и Великих Моголов в Индии (1526—1858) писали на фарси туркмены по происхождению Хилали Чагатаи, Байрамхан Ханханан (писавший и по-тюркски) и его сын Рахимхан, Мирза Бархудар Туркман. До сер. 18 в. в Т. л. преобладала дидактич. поэзия, отразившая исключительно исламско-суфийскую догматику. Такая позиция соответствовала уровню социально-политич. развития общества и была для своего времени прогрессивной. Язык этой лит-ры, среднеазиатско-тюркский

 

К оглавлению

 

==450 ТУРК

 

(чагатаи), был далек от разг. туркм. языка. На нем писал, в частности, поэт Азади, чьи соч. близки к назидат. поэзии Иран. средневековья. Назидательность оставалась характерной чертой лит-ры и в позднейшие периоды.

 

Литература 2-й пол. 18 — н а ч. 20 вв. Новые социальные условия, усиление политич. активности туркмен, вступивших в противоборство с чужеземными захватчиками, привели к возникновению гражд. патриотич. поэзии. Появились полемич. стихи, эпистолярная форма — переписка поэтов на разл. темы, вплоть до научных и бытовых. Однако эта лит-ра не отличалась особыми худож. достоинствами. Более зрелый характер носит полемика между поэтами Махтумкули и Дурды-шахиром, поэтич. переписка последователей и учеников Махтумкули — Сеиди и Зелили, цикл стихов Мискинклыча, поев. его другу-поэту. Традиция поэтич. переписки в Т. л. сохранилась до наших дней (напр., переписка между поэтами Ата Салихом и Дурды Клычем). Поэты 18 в. приблизили язык поэзии к разг. языку масс, сделав свои произв. доступными для всех слоев общества, широко использовали нар. формы стиха. Основоположником нового направления в Т. л. был Махтумкули. Его творчество разнообразно: патриотич., дидактич., любовно-лирич., сатирич., религ., филос. стихи, стихи о природе, оды и элегии. Махтумкули первым в Т. л. использовал форму “гошгы” (см. Гошма). Наряду с этим он писал также в метре аруза, в традициях книжной поэзии Востока. В произв. Сеиди и Зелили стали заметнее социально-политич. мотивы (даже в таких жанрах, как пейзажная лирика), с особой силой прозвучала тема родины, долго остававшаяся ведущей. Значит. вклад в развитие Т. л. внесли поэты Андалиб, Ша бенде, Шейдай, Магрупи, Гайиби.

 

Туркм. поэты 19 в. в основном писали лирич, стихи. В дастане “Зохре и Тахир” поэт Молланепес использовал бытовавший в Ср. Азии сказочный сюжет. Видными представителями лит-ры 19 в. были К. Абдысетдар, Кятиби, Мятаджи, Досмамед, К. Молланепес. Недовольство нар. масс, вызванное угнетением и разрухой — следствием бесконечных войн, прозвучало в социальных сатирах поэта-бунтаря Кемине. Присоединение Туркмении к России привело к относительной стабилизации положения, но не улучшило условий жизни туркм. трудящихся. Выразителями нар. протеста против социальной несправедливости явились последователи Кемине — поэты Байрам Шахир, Кёрмолла, Молламурт, Дурды Клыч и др. В сатирич. стихах, написанных в традициях нар. поэзии, они высмеивали власть имущих. После Окт. революции они встали на сторону Сов. власти и.своим творчеством способствовали построению нового общества.

 

Советская Т. л. В 1924 начала выходить газ. “Туркменская искра”, ставшая трибуной новой лит-ры. В произв. туркм. писателей находили отражение все значит, события в жизни Туркмении; разрабатывались темы, связанные со строительством социализма (стихи Молламурта, Байрам Шахира). Наряду со старшим поколением в лит-ре начинала работать творч. молодежь: Ата Салих, Б. Кербабаев, А. Аламышев, Шалы Кекилов.

 

Худож. проза, постепенно освобождавшаяся от фольклорных условностей, зародилась в Т. л. лишь в 20-х гг. (Я. Насырли). С первыми рассказами на совр. темы выступили во 2-й пол. 20-х гг. Кербабаев, в 1-й пол. 30-х гг.— А. Дурдыев и др. Героями лит-ры стали люди труда. Детищем революции в Т. л. явилась и драматургия: с первыми пьесами на туркм. яз. выступили А. Каушутов и Кербабаев.

 

Реалистич. творч. метод, к-рому следовали туркм. писатели 20-х гг., во многом еще сочетался с традиц. условностью, подражанием фольклорно-эпич. произв. прошлого. В 1929—32 были созданы стихи Молламурта, Дурдыева, Амана Кекилова, Ч. Аширова, Ш. Кекилова. В 30-х гг. осн. темой стало колх. строительство: пьесы X. Чарыева, Т. Эсеновой, Дурдыева. В кон. 30-х гг. появились историко-революц. роман “Из кровавых когтей” X. Дерьяева, “Айна и Артык” (отрывок из романа “Решающий шаг”) Кербабаева, поэмы

 

А. Кекилова и О. Тачназарова. Совершенствовался.жанр короткого рассказа (Н. Сарыханов). Расширилась тематика драматургии, развивавшейся вместе с нац. театром. Появились пьесы Каушутова, Дурдыева, К. Бурунова, Эсеновой на историко-революц. и историч. темы, пьесы социально-бытовые и лирические. В 1934 был создан СП Туркмении.

 

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941—45 ведущей темой лит-ры стала война, подвиг сов. воинов: стихи Ата Салиха, поэмы Ш. Кекилова, Насырли, П. Нурбердыева, повесть “Курбан Дурды” Кербабаева, стихи К. Курбансахатова, К. Сейтлиева, А. Алиева, рассказ “Судьба” Сарыханова, произв. Б. Солтанниязова, X. Исмаилова, К. Ишанова, А. Ниязова и др. Убедительно и правдиво показывала Т. л. жизнь тыла, трудовые подвиги тех, кто обеспечивал успехи бойцов на фронте: роман “Мехри и Вепа” Каушутова, поэма “Девушка в белом халате” Д. Халдурды и др.

 

Восстановление мирной жизни, взаимоотношения людей в процессе социалистич. строительства, дружба народов и интернациональная солидарность — осн. темы послевоен. Т. л. В лит-ру пришли новые силы: А. Атаджанов, М. Сеидов, К. Курбаннепесов, А. Хаидов, Ш. Борджаков, К. Эзизов и др. Активно разрабатывалась историко-революц. тематика: поэма “Конец кровавого водораздела” Аширова, романы “Решающий шаг” и “Чудом рожденный” Кербабаева. Послевоен. период отмечен дальнейшим развитием драматургии (пьесы Г. Мухтарова).

 

В Т. л. 60—70-х гг. появились крупные прозаич. произв. Б. Худайназарова, К. Кулиева, Атаджанова, Б. Сейтакова, Дерьяева. Дальнейшее развитие получили жанры повести и рассказа (Т. Джумагельдиев, Т. Курбанов, А. Таганов, Н. Джумаев, К. Тангрыкулиев и др.). Действующими лицами романов и повестей, стихов и поэм на совр. темы (роман в стихах А. Кекилова “Любовь”) стали рабочие и инженеры, сел. интеллигенция.

 

Лит. периодика: газ. <Эдебият ее сунгат”; лит, и обществ.-политич. ежемес. журн. “Совет Эдебияты”. (с 1928), журн. ^Ашхабад”.

 

Изд.: Антология туркм. поэзии, М., 1949; Радуга. Избр. произв. классиков туркм. лит-ры, Аш., 1982.

 

• Самойлович?.Η., Ξчерки по истории турки, лит-ры, в сб.; Туркмения, т. 1, Л., 1929; Сосонкин И. Л., Из истории эстетич. мысли в Туркменистане, Аш., 1969; Кор-Оглы X., Туркм. лит-ра, М., 1972; Очерк истории туркм. сов. лит-ры, М., 1980; Алиева С. У., Совр. туркм. проза, М., 1981. X. Г. Короглы.

 

“ТУТЙ-НАМЕ” (“Книга попугая”), перс.-тадж. лит. памятник 14 в.; поучительно сказочная книга в прозе, написанная Зияуддином Нахшаби в Индии. В ее основе лежит инд. обрамленная повесть в прозе и стихах “Шукасаптати” (“Семьдесят рассказов попугая”), первая обработка к-рой относится еще к 11 в. “Т.-н.” состоит из введения и отд. сказок. Существуют разл. обработки “Т.-н.” (на яз. фарси, урду, тюркских языках).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...