Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 116 глава





 

• Балашов H.H., Дадаизм и сюрреализм, в кв.: История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972; Писатели Франции о яит-ре. Сб. ст., М., 1978, с. 53— 62; Балашова T.B., Франц. поэзия XX в., М., 1982, с. 38—71; Nadeall M., Histoire du surrealisme. P., 1945; Passeron R., Encyclopйdie du surrйalisme. P., 1977 (есть библ.); Hozzel M., Bild und Einheitswirklichkeit im Surrealismus: Eluard u·. Breton, Fr./M., 1980. С. И. Великовский.

 

СЮЖЕ—СЮРР

 

==431

 

00.htm - glava23

 

Т

 

 

ТАБАСАРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра табасаранцев, живущих на терр. Даг. АССР (см. Дагестана литературы). В формировании дореволюц. Т. л. большую роль играл фольклор, сильны были традиции ашугской поэзии на табасаран. и азерб. языках, поэтич. устные импровизации на обществ, и любовные темы. Письм. Т. л. 17—19 вв. развивалась на табасаран. (с использованием араб. графики), араб. и азерб. языках. При Сов. власти, после создания табасаран. письменности (на основе рус. алфавита, 1932), Т. л. получила возможность дальнейшего развития. В 30-х гг. появляются новые жанры — поэма, рассказ, пьеса. В послевоен. годы расширяются жанровые и тематич. рамки прозы и поэзии. Значит, явление в Т. л.— творчество М. Шамхалова. л. Алимова. ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto — то же самое и logos — слово), повторение одних и тех же или близких по смыслу и звуковому составу слов. В поэтич. речи, особенно в устном нар. творчестве, Т. применяется для усиления эмоц. воздействия (напр., в былине о Соловье-разбойнике: “Под Черниговом силушки черным-черно, / Черным-черно, черней ворона”). Поэты часто пользуются Т. и тавтологич. рифмами (напр., А. С. Пушкин: “Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовет их в гости”). Широко употребляются нек-рые тавтологич. словосочетания в разг. речи (напр., “день-деньской”). Т.— разновидность плеоназма. Т. В. Вентцель. ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тадж. наро да. Развивается на тадж. яз. Истоки письм. Т. л. восходят к древнему устно-поэтич. нар. творчеству, нашедшему отражение в письм. памятниках, созданных на терр. совр. Ирана, Афганистана и Ср. Азии как зап., так и вост. Иран. народностями. Классич. лит-ра 9—15 вв. на яз. фарси в силу общности историч. развития тадж. и перс. народов была единой лит-рой (в совр. исследованиях ее называют перс тадж. или персоязычной лит-рой). С 16 в. гос. и религ. размежевание привело к обособлению тадж., перс., афг. и др. лит-р.



 

Фольклор. По памятникам др.-Иран. и ср.-век. перс.-тадж. письменности удается восстановить общую картину развития фольклорных традиций тадж. народа. Можно думать, что в нач. 1-го тыс. до н. э. устно-поэтич. творчество Иран. народностей (бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, саков и др.) шло по двум направлениям: космогонич. и теогонич. мифотворчества и создания героико-эпич. произведений. В древнем эпосе действуют дэвоборцы и богатыри, “культурные герои”, противостоящие силам зла и тьмы. С сер. 1-го тыс. до н. э. до сер. 1-го тыс. н. э. в нар. творчество проникают идеи равенства людей, необходимость всеобщего благосостояния под властью справедливого правителя. Появляются т. н. чома (малые стихотв. сказания), обрядовые песни, притчи, поговорки, пословицы, оды-прения (своего рода тенцоны). В 7—8 вв., когда письм. лит-ра на Иран. языках в связи с нашествием войск Араб. халифата почти прекратила существование, фольклор продолжал развиваться. В 9—10 вв. он сделался источником и стимулом возрождения и развития лит-ры. С этого времени устное нар. творчество и классич. Т. л. развивались в тесной взаимосвязи. Родоначальник поэзии на фарси Абу Абдаллах Рудаки и его современники многое черпали из нар. творчества: образы, эпич. и сказочные мотивы, отд. жанровые формы и т. д. И в дальнейшем фольклор оказывал

 

==432 ТАБА — ТАДЖ

 

известное влияние на развитие не только поэзии, но и прозы. В совр. время тадж. фольклор, сохраняя и продолжая лучшие традиции прошлого, обновился в идейно-худож. отношении. Появились произв., воспевающие революцию, Сов. власть и социалистич. преобразования на тадж. земле. Широко известно творчество нар. поэтов-хафизов Бобо Юнуса Худойдод-заде, Хикмата Ризо, Юсуфа Вафо, Саидали Вали-заде и др. Тадж. сов. фольклористика собирает и изучает образцы как дореволюц., так и совр. фольклора.

 

Древняя литература. Др.-Иран. письм. лит. традиция вплоть до 3 в. н. э. представлена древними клинописными памятниками ахеменидских царей и <sAeecTou>. В 3—9 вв. существовала т. н. пехлевийская лит-ра на яз. пехлеви (ср.-персидском), а также на других ср.-иран. языках: парфянском, согдийском, хорезмийском. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о наличии в пехлевийской лит-ре эпич. сказаний, прозаич. произв., малых форм поэзии. Выделяются худож. произв. “Калилак и Димнак”, “Хватай Намак” (один из осн. источников “Шахнаме” Фирдоуси), “Ядгар Зареран”— сказание о богатыре Зарере и его сыне, “Драхти Асурик” (“Ассирийское древо”), а также “Книга деяний Ардашира, сына Папакана” (основателя сасанидской империи).

 

После падения во 2-й пол. 7 в. империи Сасанидов началось насильств. внедрение араб. языка. В течение двух веков на терр. бывшей сасанидской империи лит-ра создавалась только на этом языке. Протест коренного населения против завоевателей нашел выражение в течении шуубизма (от араб. шу'уб — народы). Шуубитская идеология, стремившаяся к возрождению древних культурных традиций, проникла в лит-ру. Сторонники шуубизма, поэты — выходцы из местного населения — писали на араб. яз., но вносили в лит-ру др.-Иран. традиции, местные темы (аль-Хурайми, Башшар ибн Бурд и Абу Нувас). К 9 в. сложился лит. язык фарси на основе ср.-иран. говоров с араб. элементами, на к-ром родилась новая лит-ра.

 

Классическая литература. В классич. Т. л. выделяют три периода. Первый охватывает 9—15 вв., это персоязычная лит-ра, общая для иранцев и таджиков (см. также Персидская литература). Второй включает тадж. лит-ру 16—1-й пол. 19 вв., существовавшую в осн. на терр. Ср. Азии. Третий период охватывает тадж. просветит, лит-ру 2-й пол. 19 в. и лит-ру нач. 20 в. Первый период, когда новая персоязычная лит-ра развивалась особенно интенсивно, по праву считается “золотым веком” тадж. классич. поэзии. В это время происходит ее идейно-тематич. обогащение и становление осн. жанровых и худож. форм. Центром новой культуры и лит-ры стала терр. нынешней Ср. Азии и Хорасана (Вост. Иран и часть Афганистана). Столица Саманидов Бухара притягивала лучшие лит. силы своего времени во главе с Рудаки. В поэзии, прозе и филос.-дидактич. произведениях были возрождены древние нар. традиции и героич. мотивы, образы доисламских богатырей и справедливых царей, переосмысленные в свете идеологии ислама. В творчестве Рудаки, а также Абу Шакура Балхи, Абу-ль-Хасана Кисаи, Дакики проповедовались идеи гуманизма и справедливости, осуждалась тирания. В кон. 10—нач. 11 вв. Абулькасим Фирдоуси создал огромную, состоящую из 55 тыс. бейтов эпич. поэму “Шахнаме”, значение к-рой огромно для всей последующей перс. и тадж. лит-ры; она вызвала многочисл. подражания, а также целый ряд т. н. циклич. поэм (см. <Шахнаме”). После распада в кон. 10 в. гос-ва

 

Саманидов центр развития лит-ры переместился в Газни (юг совр. Афганистана)— столицу газневидских правителей, к-рые всемерно поддерживали придворнохвалебную тенденцию в поэзии. Наиболее крупными представителями лит-ры этого времени были Абулькасем Унсури, Фаррохи Систани, Менучехри, Масуд Сад Сальман.

 

К кон. 10 в. в Иран и Ср. Азию проникают суфийско-мистич. идеи, породившие соответствующую лит-ру (см. Суфийская литература). Наряду с суфизмом на лит-ру оказывали влияние и др. религ.-филос. концепции, напр. исмаилитские взгляды, получившие яркое выражение в творчестве поэта и мыслителя Насира Хосрова (см. Исмаилитская литература).

 

Для лирич. поэзии 12 в. характерно развитие и худож. усовершенствование таких жанров, как касыда и газель, к-рые, вопреки влиянию придворной поэзии, все глубже отражали социально-обществ. запросы времени. В нар. жанре рубай получила свое воплощение вольнодумно-филос. и гедонич. лирика Омара Хайяма.

 

В нач. 13 в. завоевания Чингисхана нанесли тяжелый ущерб развитию лит-ры, в первую очередь на терр. Ср. Азии, подвергшейся наиболее жестокому и опустошит, набегу. Почти на 2 столетия лит. жизнь здесь замерла. Персоязычная лит-ра продолжала развиваться в уцелевших или же мало пострадавших от нашествия областях: на севере Индии (Амир Хосров Дехлеви), на юге Ирана (Саади и его современники), в Малой Азии (Джалаледдин Руми). Эта лит-ра выполнила великую историч. миссию, сохранив и пронеся идеи гуманизма сквозь годы монг. владычества и завоеваний Тимура. В 15 в. лит. жизнь в Ср. Азии постепенно восстанавливалась. Крупным центром культурной и лит. жизни становится Герат, где во время правления последних Тимуридов были сосредоточены лит. силы не только Ср. Азии, но и др. областей Ирана и Афганистана. Во главе лит. движения стояли тадж. поэт Абдуррахман Джами и узб. поэт Алишер Навои, они выражали передовые идеи времени, способствовали взаимосвязи и взаимообогащению тадж. и узб. лит-р.

 

В 16— нач. 19 вв. Т. л. развивалась самостоятельно, выделившись из общего течения персоязычной лит-ры. Нек-рые поэты, вышедшие из среды ремесленников, отражали в своем творчестве тяжелую долю угнетенных, ратовали за справедливость, обличали социальные пороки феод. общества (Сайидо Насафи). В 17— 18 вв. она сравнительно тесно связана с персоязычной лит-рой Индии; наибольшее влияние оказал на Т. л. поэт Мирза Абдулкадир Бедиль.

 

Во 2-й пол. 19—нач. 20 вв. выделилось просветит. течение, сформировавшееся в значит, мере под влиянием прогресс, рус. культуры после присоединения Ср. Азии к России. Во главе этого течения стоял Ахмад Дониш. В идейном отношении ему были близки поэты Кори Рахматулло Возех, Шамсиддин Шахин. Просветит, лит-ра отличалась реалистич. направленностью, она обогатилась новыми поэтич. и прозаич. жанрами (реалистич. рассказ, филос.-романтич. повесть и др.) и значительно демократизировала лит. язык. В нач. 20 в. писатели Айни, Тошходжа Асири, Аджзи, продолжая лучшие традиции просветит. лит-ры 19 в., реалистически изображали социальные противоречия времени.

 

Советская литература. Окт. революция открыла новую страницу в истории тадж. лит-ры. В лит-ру пришло поколение писателей, творчество к-рых было связано с социальным преобразованием: Пайрав, Мухаммеджан Рахими, Джалол Икрами, Сухаили, Мухиддин Амин-заде. В 20-х гг. выделяется творчество революц. поэта Ирана Абулькасима Лахути, ставшего одним из зачинателей тадж. сов. поэзии. Осн. тематика поэзии этих лет связана с воспеванием революц. духа народа, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщины. В это же время появились повесть “Одина” и роман “Дохунда” Айни.

 

28 ДЭС

 

В 1934 был создан СП Тадж. ССР. В нач. 30-х гг. Т. л. пополнилась произведениями Мирзо Турсун-заде, Абдусалома Дехоти, Рахима Джалила, Хакима Карима, Мирсаида Миршакара, Сатыма Улуг-зода и др. Тадж. писатели создавали образы новых людей — строителей социалистич. общества. В лит-ре утвердился метод социалистич. реализма. В 30-х гг. зародилась тадж. драматургия: пьесы “Враг” Икрами, “Приговор” Турсун-заде, “Краснопалочники” Улуг-зода и др.

 

В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 на фронтах сражались писатели Хабиб Юсуфи, Карим, Фатех Ниязи, Боки Рахим-заде и др. В публицистич. статьях, очерках, стихах, поэмах и драмах, рассказах и фронтовых записках тадж. писатели прославляли героизм сов. людей. В годы войны были поставлены дилогия Икрами “Сердце матери” и “Дом Надира” (в соавторстве с А. Файко), драма Улуг-зода “В огне”.

 

В первое послевоен. десятилетие общесоюзное признание обретают цикл стихов Турсун-заде “Индийская баллада” и его поэма “Хасан-арбакеш”, поэмы Миршакара “Непокорный Пяндж” и “Ленин на Памире”, роман Ниязи о войне “Верность”, романы “Обновленная земля” Улуг-зода и “Шураб” Джалила, повесть Пулата Толиса “Молодость”. Выходят “Воспоминания” Айни, отразившие .историю тадж. народа на рубеже 19—20 вв.

 

В 60—70-х гг. тематич. диапазон Т. л. расширился. В поэзии широко представлена тема интернационализма (эпич. поэма Турсун-заде “От Ганга до Кремля” и др.). В прозе, наряду с произв. на совр. темы, появляются книги историч. плана: романы “Двенадцать ворот Бухары” Икрами, “Восе” Улуг-зода, повести Расула Хади-заде и др. Совершенствуют мастерство пришедшие в лит-ру в годы войны и первые послевоен. годы поэты Шукухи, Файзулло Ансори, Гаффор Мирзо, Мухиддин Фархат, прозаики фазлиддин Мухаммадиев, Хабибулло Назаров. Вступают в лит-ру Мумин Каноат, Лоик Шералиев, Гульрухсор Сафиева, Урун Кухзод, Юсуф Акобиров, Мухиддин Ходжаев, Саттор Турсун и др.

 

Расширилась начиная с 50-х гг. и тематика драматургии: жизни сов. интеллигенции поев. пьесы Миршакара “Мой город”, культурному прошлому — пьесы Улуг-зода “Рудаки” и “Великий исцелитель”, Хади-заде “Что есть счастье”, становлению Сов. власти в республике — пьесы Гани Абдулло.

 

Немалый путь прошла и тадж. детская лит-ра, начиная со стихов Айни и Лахути 20-х гг. В этой области плодотворно работают Миршакар, Бахори, Гульчехра Сулейманова и др.

 

Лит. периодвка: журн. <Садои Шарк^, лит.-худож. и обществ.-политич. журн. <Памир>, газ. “Маданияти Таджикистана.

 

Изд.: Антология тадж. поэзии, М., 1957.

 

• Брагинс ки и И. С., Из истории перс. и тадж. лит-р, М., 1972; Бертельс Е. Э., История перс.-тадж. лит-ры, М., 1960; Очерки истории тадж. сов. лит-ры, М., 1961; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970; Свод тадж. фольклора, т. 1, М., 1981; Писатели Таджикистана. [Справочник], 3 изд., Душ., 1981. Р. Хади-заде.

 

ТАЗКИРЕ (антология), одна из осн. форм ср век. литературоведения в персо- и тюркоязычных лит-рах. В Т. представлена лишь поэзия. Цитируемым произв. предшествуют краткие справки об их авторах. Распределение материала осуществляется по географич. и династийно-хронологич. принципам. Самое раннее Т.— “Сердцевина сердцевин” (“Лобаб ульальбаб”) составлено Мохаммедом Ауфи Самарканди в Сев. Индии ок. 1220 и содержит уникальные образцы раннеклассич. поэзии. Обширный трактат Доулатшаха Самарканди “Собрание поэтов” (“Тазкират ош-шоара”, 1487, Герат) изобилует ошибками. “Собрание утонченных” (“Маджалис ан-нафаис”, 1491— 1492) Алишера Навои — первое Т., ограниченное современным автору материалом; оно содержит

 

TА3K

 

==433

 

критич. пояснит, текст и трижды переводилось со староузб. яз. на фарси с дополнениями от переводчиков. Позже было создано множество Т.; наиболее полное и достоверное из Т. 19 в.—“Собрание красноречивых” (“Маджма' аль-фусаха”, литографир. изд. 1877) Резакулихана Хедаята с его же дополнением о суфийских поэтах “Луга познавших” (“Рияз аль-арифин” 1888).

 

• Болдырев ?.Η., Οерс-переводы “Маджалис ан-нафаис” Навои, <Уч. зап. ЛГУ”, 19S2, № 128, в. 3; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш,, М,, 1970.

 

Л. Н. Болдырев.

 

ТАИЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, лит-ра Таиланд. народа, преим. тайцев, на тайском (сиамском) яз. Первые памятники тайской словесности относятся к кон. 13— нач. 14 вв. Становление и развитие Т. л. до кон. 19 в. проходило под сильным влиянием индийской лит-ры, что было обусловлено определяющей ролью буддизма в жизни страны. Ср.-век. классич. лит-ра носила гл. обр. апологетико-религ. характер: эпич. поэма “Великая жизнь” (1482) — непременный атрибут тайской религ. литургии, поэма неизв. автора на историч. тему “Поражение юанов” (15 в.) и др. Большое развитие получила поэзия, в к-рой выделяется анонимная эпич. поэма “Прало” (15— 16 вв.). Заметное место занимали обрамленные повести: составленные в монастырях сб-ки “50 джатак”, “Книга птиц”·, “Двенадцать углов” и др., а также “Рамаяна” (в тайской версии “Рамакиян”).

 

В кон. 18 в. лит-ра постепенно переходит от религ. тематики к светской. Первые произв. в прозе — переводные историч. романы “Рачатират” (1785) и “Троецарствие” (1802). В 19 в. выделяется лиро-эпич. поэма “Кун Чанг и Кун Пэн” и феерич. поэма-сказка “Пра Апаймани” Сунтона Пу.

 

В 20—30-е гг. 20 в. Т. л. окончательно приобретает светский характер; утверждается реализм, начало к-рому положили Сибурапа, Акат Дамкенг, Малай Чупинит и др. Осн. место в совр. Т. л. заняла проза. Для предст. бурж.-консерват. направления характерно увлечение психол. конфликтами, идеализация действительности (романы и рассказы об “образцовом” таиландце писательницы Докмайсот, социально-бытовые романы Малай Чупинита и др.). Жизнь народа нашла отражение в творчестве писателей-реа листов: Сибурапы, Манат Тьянрайонга, Ачин Панчапана и др.

 

И з д.: Кун Чанг и Кун Пэн. Пересказ Прем Чайя, М., 1959; Серебряный ключ. Тайские сказки, М., 1963; Ассигнация в сто батов. Новеллы писателей Таиланда, М., 1968.

 

φ Κорне в В., Лит-ра Таиланда, М., 1971; S с h w e i sguth P., Etude sur la litterature Siamoise, P., 1951.

 

Л. H. Mopes.

 

ТАКТОВИК, один из видов рус. тонического стихосложения: стих, в к-ром объем безударных интервалов между иктами колеблется в диапазоне трех вариантов: 1—2—3 слога (реже 0—1—2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге. Т. о., Т. занимает промежуточное место между более строгим дольником и более свободным акцентным стихом. Пример 4—3-иктного Т. (из В. А. Луговского): Такая была ночь, что ни ветер гулевой, Ни русская старуха-земля

 

Не знали, что поделать с тяжелой головой, Золотой головой Кремля.

 

Стих, близкий к Т., встречается в нар. поэзии и ее лит. имитациях (“Песни западных славян” А. С. Пушкина); сознат. разработка его в рус. лирике начинается с 1900-х гг.; окончательно он складывается в 1920-х гг., но широкого распространения все же не получает. Встречаются и иные понимания термина “Т.”, определяющие его как стих, допускающий особую манеру декламации.

 

• КвятковскийА,, Поэтич. словарь, М., 1966; Г а сна ров М.. Совр. рус. стих, М., 1974, с. 294—371. М. Л. Гаспаров.

 

==434 ТАИЛ — TATА

 

“ТАЛЛИН”, лит.-худож. и обществ, -политич'. журнал. Орган СП и Мин-ва культуры Эст. ССР. Изд. в Таллине на рус. яз. с 1978, шесть раз в год.

 

ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Индийская новая литература.

 

ТАНЗАНИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Танзании. Развивается на суахили и англ. языках. История лит-ры на суахили восходит к нач. 18 в; Первый из дошедших до нас текстов —“Утенди Харекали” (между 1711 и 1728). Классич. лит-ра (18— нач. 20 вв.) развивалась гл. обр. в русле поэзии, испытавшей сильное влияние ислама. Ее осн. жанры — историч., дидактич. и филос. поэмы, любовная и политич. лирика. Выработались канонизированные поэтич. формы; утенди (стихи эпич. и дидактич. содержания), магази (рассказ о подвигах пророка и его сподвижни ков) и машаири (любовные или политич. стихи). Крупнейший писатель совр. лит-ры — Р. Шаабан, автор филос., социальных и лит. эссе, публицистич. произведений. На суахили выпускаются книги научно-популярного и утилитарно-прикладного характера. Большую роль в становлении Т. л. играют переводы мировой, в т. ч. рус. (Л. Н. Толстой) классики на суахили.

 

Англоязычной Т. л., существующей с нач. 60-х гг. 20 в., свойственна остросоциальная проблематика. В поэзии преобладает гражд. лирика, к-рой присущ обличит, пафос. Наиболее известные писатели — П. П. Паланьго, Г. Калимугого. Осн. жанры — рассказ, роман. e. я. Суровцев. ТАНКА, древнейший жанр япон. поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+74-5+ +74-7). Традиц. тематика — любовь, разлука, странствия, времена года. Т. изобилуют тропами, игрой слов, нередко создающей 2-й семантич. ряд. Наиболее ранние Т. записаны в 8 в., период расцвета относится к 10—13 вв. и связан с деятельностью придворного Ведомства япон. поэзии, проведением поэтич. состязаний и составлением офиц. антологий (к концу периода мн. поэтич. приемы формализовались). Новое оживление — кон. 19— нач. 20 вв., когда Т. наполнились социальной тематикой (Исикава Такубоку).

 

Изд.: Япон. пятистишия, М., 1971; Манъёсю, т. 1—3, M., 1971—72. В. Н. Горегляд.

 

“ТАРАС НА ПАРНАСЕ”, анонимный белорус, лит. памятник. См. в ст. Белорусская литература.

ТАРДЖИБАНД, см. Таркиббанд.

ТАРКИББАНД, строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юж. Азии. Строфу Т. образует определенное для данного стих. число бейтов с монорифмой (схема аа, Ьа, са...), заканчивается же строфа бейтом с парной рифмой. След. строфа пишется на новую рифму, но завершающее ее двустишие повторяет парную рифму первой строфы и т. д. Частным случаем Т. является тарджибанд, где в конце каждой строфы повторяется не только рифмовка завершающего бейта первой строфы, но и весь этот бейт, к-рый именуется “связывающим” (бейти васила) и должен перекликаться со всей строфой по смыслу. Именно тарджибанд был широко популярен в перс. поэзии начиная с 10—11 вв., а в нач. 20 в. стал распространенной формой гражд. лирики.

 

φ Αертельс E. Э., История перс.-тадж. лит-ры, М., 1960; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки. пер. с чеш., М., 1970.

 

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тат. народа. Развивается на тат. яз. Истоки письм. Т. л. относятся к раннему средневековью. Известны произв. 13— 16 вв.: любовно-романтич. поэма Кул Гали “Юсуф и Зулейха”, религ.-этич. стихотворное соч. “Кисекбаш”, дидактич. соч. “Наставление праведникам” неизвестных авторов, поэма “Хосров и Ширин” Кутба, религ.-дидактич. произв. “Дорога в рай” М. Булгари. В поэмах Мухаммедьяра (16 в.) появляется социально-историч. подтекст, звучит тревога за судьбу народа. Присоединение Казанского ханства к России в 1552 знаменует начало нового периода в истории татар Поволжья. В лит-ре по-прежнему преобладают

 

религ.-дидактич. жанры, идеи суфизма (см. Суфийская литература), в то же время в поэмах и стихах Утыза Имяни, Ш. Заки, Мавля Кулы, Гали Чокрыя заметное место занимает светская тематика. Из поэтов 1-й пол. 19 в. выделяется Г. Кандалый, стоящий у истоков тат. реалистич. поэзии. Рационалистич. мировоззрение все шире противостоит мусульм. схоластике. Большое значение для развития тат. культуры имело открытие в нач. 19 в. Казанского ун-та и Азиатской типографии. Началось изучение этнографии и фольклора. Нар. песни и байты (“Песня про Пугачева”, “Байт о войне с французами” и др.) отразили общность антикрепостнич. и патриотич. устремлений тат. и рус. народов. Т. л. 19 в. испытывает заметное влияние рус. лит-ры. Самым значит, явлением в Т. л. 19 в. стало демократич. просветительство, к-рое возглавил первый типичный представитель разночинной нац. интеллигенции К. Насыри, призывавший в своих лит.-критич. и научно-педагогич. трудах к приобщению тат. культуры к рус. и мировой культуре. Деятельность Насыри оказала громадное влияние на формирование нац. самосознания тат. интеллигенции. Писатели-просветители в последней четв. 19 в. создают реалистич. рассказы, романы и драмы, в к-рых положит, герои посвящают себя идеалам прогресса нации и противостоят ревнителям патриархальных устоев. Просветит, идеи выразились в творчестве поэтов М. Акмуллы, Я. Емельянова. Несмотря на нек-рый нормативизм просветит, лит-ры, ее лучшие черты были развиты новым поколением писателей, утвердившим в Т. л. критич. реализм.

 

После Революции 1905—07 активно развивается критич. и революц. публицистика, выходят первые тат. газеты и журналы в Казани, Уфе, Уральске, Астрахани и Оренбурге. Под влиянием рус. лит-ры складываются концепции критич. реализма. Общенар. демократич. движение отражается в творчестве Г. Камала, Ф. Амирхана, М. Гафури, Ш. Камала, Г. Ибрагимова и др. Новый революц. подъем вызвал прилив демократич. сил в лит-ру. Драматурги М. Файзи, К. Тинчурин заложили основы нац. театра. Жизнеутверждающий пафос, призыв к борьбе звучат в стихотворениях и поэмах Г. Тукая. Зарождение пролет, лит-ры и тема человека труда связаны с именами Г. Кулахметова, Ш. Камала.

 

После Окт. революции начался новый этап развития Т. л. Глубже раскрылось творчество классиков Ибрагимова, Гафури, Ш. Камала, создавших в своих повестях и романах яркие характеры людей прошлого и нового времени. Поэты X. Такташ, X. Туфан стремились к эпич. отражению социалистич. действительности, вводя в поэзию тему рабочего класса, его борьбы и труда. 30-е гг. знаменовались дальнейшим продвижением Т. л. по пути социалистич. реализма. Героика труда, пафос преобразований в экономич. жизни: индустриализация и коллективизация в сел. хозяйстве, образ современника — строителя социализма в центре романов Ибрагимова, Камала, повестей М. Амира, А. Кутуя, Г. Баширова, И. Гази, стихов и поэм Ф. Карима, А. Файзи. Пьесы актуальной тематики создают Тинчурин, Т. Гиз-зат, Н. Исанбет. В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 тат. писатели сражались на фронтах против фаш. захватчиков. Отдали жизнь за Родину М. Джалиль, создавший в фаш. застенке проникновенно-лирич. и жизнеутверждающий стихотв, цикл “Моабитская тетрадь”, Карим, Кутуй и др. Повседневному героизму сов. солдат и тружеников тыла посвящены стихотворения С. Хакима, романы, повести, рассказы и очерки К. Наджми, А. Абсалямова, Ф. Хусни, А. Еники, А. Расиха.

 

В послевоен. годы в Т. л. отразились проблемы восстановления нар. хозяйства, создаются произв. эпич. плана. Как в прозе, так и в поэзии обобщается нравств. опыт военного поколения.

 

28 -и

 

Совр. Т. л. обогащается произв., отражающими разнообразные аспекты жизни тат. народа. Образ человека труда, раздумья о его нравств. долге перед обществом в эпоху науч.-технич. революции — в центре повестей и романов Г. Ахурюва, А. Гилязова. Романы об истории тат. народа создает Н. Фаттах. Актуальным проблемам коммунистич. морали посвящены пьесы Т. Миннуллина, И. Юзеева. Развивается детская лит-ра (поэты Ш. Галиев, Р. Файзуллин). СП Тат. АССР создан в 1934.

 

Издается ежемес. лит.-худож. журн. < Казан Утлары”.

 

Изд.: Антология тат. поэзии, Каз.. 1957, ? История тат. сов. лит-ры. М,, 1965; Гайнуллин М., Тат. лит-ра и публицистика нач. XX в., Каз., 1966; его же, Тат. лит-ра XIX в., Каз., 1975; Ахмадуллин А. Г., Тат. драматургия. Истоки и формирование социалистич, реализма, М., 1983; Гиният у л л и н а А., Писатели Сов. Татарстана. Биобиблиографич. справочник, Каз., 1970. М. Гайнуллин.

 

ТАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра татов, одной из народностей Дагестана (см. Дагестана литературы). Во 2-й пол. 19 в. предпринимались попытки создания письм. лит-ры (преим. духовенством). Т. л. выросла и развивалась в сов. время. Становление Т. л. проходило в период острой борьбы за новую жизнь. Гл. темы лит-ры — борьба с невежеством, религ. суевериями, раскрепощение татской женщины, формирование новой личности. Значит, роль в развитии Т. л. принадлежит М. Бахшиеву (выступавшему в разных жанрах: повесть, роман, стихи, пьесы), прозаику X. Авшалумову.

 

С 1956 ежегодно издается альманах на татском яз. <Совет Ватаниму” (<Наша Советская Родина”), А. Алимова.

 

ТАХАЛЛУС (араб., букв.— прибежище) в лит-рах Бл. и Ср. Востока псевдоним, лит. имя, избранное самим писателем, данное его учителем и т. п. В большинстве случаев заключает в себе характеристику, оценку таланта (напр., Фирдоуси —“райский”, Навои — “мелодичный”, Саади — “счастливый”, Хагани — “царственный”), иногда это прозвище поэта или профессия (Хайям —“палаточник”, “изготовитель шатров”, Абу Нувас —“отец кудрей”), иногда — обозначение происхождения из к.-л. племени, рода или местности (Аз-Зубъяни —“из племени Зубъян”, у Саади за первым Т. следовал второй, Ширази, т. е. “ширазский”, “из Шираза”, и т.д.). В жанре газели Т. стал обязат. формальным признаком — упоминается в последнем бейте.

 

“ТАХЙР И ЗОХРА”, “Зохра и Т а х и р”, лироэпич. поэма, бытующая у тюркоязычных народов Ср. Азии и Поволжья, а также в Азербайджане и Турции. Основа сюжета сходна во мн. версиях: трагич. история обрученных, к-рые разлучены злой волей падишаха, отца девушки. Идейная основа версий, сложившихся в феод. эпоху,— борьба за справедливость. Узб. версия сохранила элементы фантастики, присущие мифотворчеству. Сюжет “Т. и З.” впервые обработан узб. поэтом 17—18 вв. Саййоди. В Туркмении существуют два варианта сюжета “Т. и З.”—устнопоэтич. и лит. обработка под назв. “Зохра и Тахир”, созданная в 19 в. Молланепесом.

 

• Кор-О глы X. Г., Туркм. лит-ра, М., 1972; его же, Узб. лит-ра, 2 изд., М., 1976. X. Г. Короглы.

 

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ, стихотв. формы, в к-рых традицией более или менее твердо определены и объем и строфич. строение стихотворения. По предсказуемости формальных элементов Т. ф. близки к строфам, но в строфах повторение тождественных форм совершается внутри одного стихотворения, а в Т. ?.— между разными стихотворениями одной традиции. По строгости организации различаются Т.ф., в к-рых 1) и объем, и строфика фиксированы (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина); 2) объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель); 3) ни объем, ни строфика не фиксированы (канцона, виреле, глосса). По происхождению большинство Т. ф. европ. поэзии восходит к романскому





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.