Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Участники уголовного процесса, выполняющие функцию уголовного преследования




 

Уголовное преследование - это процессуальная деятельность, на­правленная на раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и привлечение их к уголовной ответственности. В со­стязательном судопроизводстве уголовное преследование есть не что иное, как государственное обвинение перед судебным органом, т. е. вы­полнение функции обвинения.

В розыскной модели процесса, где не существует отдельной функции обвинения, уголовное преследование реализуется в рамках другой функции - функции расследования, не исчерпывая, впрочем, содержания последней, поскольку, кроме задачи уголовного преследования, функция расследования одновременно ох­ватывает и другие задачи, выполняемые субъектом расследования. А именно разрешение дела и (в той мере, в какой это способен сделать розыскной процесс) защиту законных интересов участников процесса. Уголовное преследование в российском уголовном процессе может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке (ст. 20 УПК). Следователь и дознаватель обязаны возбудить уголовное дело и принять меры по изобличению преступника вне зависимости от просьбы потерпевшего. В делах частного обвинения обвинителем явля­ется сам потерпевший, поэтому дело возбуждается по его заявлению и подлежит прекращению при его отказе от обвинения (примирении с обвиняемым). Дела частно-публичного обвинения возбуждаются толь­ко по заявлению потерпевшего, но автоматическому прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

 

Прокурор

Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследо­вание в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процес­суальной деятельностью органов дознания и органов предваритель­ного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве госу­дарственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты.

В досудебном производстве на прокурора возлагается функция над­зора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, и не затрагивает суда, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.

При этом прокурор освобожден от ответственности за руководство предварительным следствием с тем, чтобы его надзорная функция была очищена от наслоений чуждых ей интересов. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ прокурор полностью лишился полномочий по руководству предварительным следствием - они остались у него только в отношении производства дознания.

Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предваритель­ном следствии большей частью постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь в основном на завершающем этапе расследования - в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл. 31 УПК). Лишь с этого момента, но не ранее, прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое придется поддерживать в суде. Таким, образом, он становится свободен для осуществления более объективного надзора на более ранних этапах предварительного следствия и в стадии возбуждения уголовного дела.

Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совер­шивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, - и началу целесообразности.

Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях:

- проверять законность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;

- отменять незаконное или необоснованное постановление о воз­буждении уголовного дела;

- требовать устранения нарушений закона, допущенных в ходе
предварительного расследования;

- отменять незаконные или необоснованные постановления ниже­стоящего прокурора, а также дознавателя;

- рассматривать представленную руководителем следственного
органа информацию следователя о несогласии с требованиями
(нижестоящего) прокурора и принимать по ней решение;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом хода­тайств;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе до­судебного производства ходатайств следователя, дознавателя или жалоб на их действия;

- передавать дела по подследственности;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю;

- рассматривать жалобы на действия дознавателя;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение закона.

 

Функция уголовного преследования на досудебных стадиях про­цесса выражается в полномочиях прокурора:

- направлять материалы в органы расследования для возбуждения ими уголовного дела;

- давать дознавателю письменные указания о направлении дозна­ния;

- давать согласие на не уведомление родственников подозреваемо­го о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать
его следователю;

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производ­ства по уголовному делу;

- продлевать срок дознания, а также срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий;

- принимать решения по делу, поступившему с обвинительным
заключением или обвинительным актом;

- участвовать в осуществлении международной правовой помощи по уголовным делам (вносить и исполнять запросы о правовой помощи, об уголовном преследовании, об экстрадиции).

 

Следователь.

Руководитель следственного отдела Следователь - это должностное лицо Следственного комитета при прокуратуре, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительно следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 3 УПК).

Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участии ков процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре и следователи органов госнаркоконтроля вправе проводить дознание по дел в установленных УПК случаях (ст. 151).

Процессуальная самостоятельность следователя является одной главных характеристик его статуса. Она включает в себя:

1. самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключение
случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящим в его производстве делам;

2. полную персональную ответственность следователя за законность,
обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.

3. гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что следователь вправе не согласиться с указаниями проку­рора и представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

 

Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свобо­ду внутреннего убеждения следователя и распространяются на указа­ния руководителя следственного органа:

1) о передаче дела другому следователю;

2) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

3) о квалификации преступления;

4) об объеме обвинения;

5) об избрании меры пресечения;

6) о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

7) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении.

 

Следует отметить, что предоставленные гарантии часто не обеспе­чивают реальной самостоятельности следователя. Да и сама эта само­стоятельность является лишь отголоском независимости представи­теля судебной власти - юстиции, к которой принадлежал следователь в России с 1984 до 1929 г.

Руководитель следственного органа (СО) - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (орган предварительного следствия), а также его заместитель (п. 38' ст. 5; ст. 39 УПК). Руководитель СО призван осуществлять ведомственный контроль: обеспечивать процессуальное и организационно-методи­ческое руководство следователями; контролировать законность, обо­снованность и своевременность их действий по раскрытию и пре­дупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного след­ствия, а также организовывать расследование по наиболее сложным уголовным делам..

Руководитель СО вправе:

- поручать производство следствия следователю или следственной группе;

- передавать дела от одного следователя или органа предваритель­ного следствия другому;

- проверять материалы уголовного дела;

- отменять незаконные или необоснованные постановления следо­вателя или нижестоящего руководителя СО;

- давать следователю указания;

-давать согласие следователю на возбуждение перед судом хода­тайств, на обжалование указаний прокурора;

-разрешать отводы, заявленные следователю;

-рассматривать жалобы на действия и решения следователя;

-отстранять следователя от дальнейшего производства расследо­вания, если им допущено нарушение закона;

-продлевать срок предварительного следствия и срок проверки со­общений о преступлениях до 10 или 30 суток;

-утверждать постановление следователя о прекращении производ­ства по делу;

-возвращать уголовное дело следователю на дополнительное след­ствие.

Руководитель СО может возбудить дело и принять его к своему про­изводству, произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя след­ственной группы.

Указания руководителя СО обязательны для следователя и требу­ют немедленного исполнения, кроме двух случаев:

- указания руководителя СО даны по результатам рассмотрения
возражений следователя на требования прокурора об устранении нарушения закона в ходе предварительного следствия;

- указания руководителя СО обжалованы вышестоящему руководителю СО при условии, что они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.