Представление таинственных курган, отдалённой, но всё же реальной угрозы нашим северным границам, включающее подробное описание племени, известного как Тонги.
Выдержка из «Народов мира», труда бретоннского придворного учёного Жиля де Рамбона: «...Дикостью нравов народ курган далеко превосходит всех прочих варваров. Хотя при всём их уродстве они до сих пор сохраняют человеческое обличье и обращение, цивилизация коснулась их лишь в самой малой степени. Они не знают огня в приготовлении пищи, не сдабривают её приправами, а питаются лишь найденными в земле кореньями и полусырым мясом животных любого рода. Я сказал полусырым, потому что они кладут это мясо на спины своим лошадям, садятся сверху, прижимая его своими бёдрами, и так и едут, именно только таким образом и готовя его. В сражениях они не знают правильного строя, а полагаются на скорость и непредсказуемы в битве, то рассеиваясь, то, в мгновение ока, смыкаясь в конную лавину. Они сеют смерть на широких равнинах и с лёгкостью преодолевают крепостные валы и опустошают неприятельский лагерь едва ли не до того, как тот успевает заметить их приближение. Но ужаснее всего они в рукопашной, ибо там они орудуют мечами и цепами, нисколько не заботясь о собственной жизни. И когда их противник сосредотачивается на защите от удара меча, они успевают накинуть на него аркан, так что тот не в состоянии ни двинуться, ни ускакать...» Кургане – загадочные и страшные люди, дикий народ, что умеет укрощать скакунов столь быстроногих, что они позволяют им соперничать в скорости с птицами, летающими не ведая преград. Их владения начинаются настолько далеко от наших границ, и сам их народ столь стремителен, что никто и никогда не может предугадать, когда и где обрушится их следующий удар. Те немногие картографы, что всё же признают в своих работах завоевания курган, помещают их у самого края карты, однако в действительности их земли намного превосходят любое из человеческих государств. Все земли, что мы зовём своими до самых Краесветных гор, не раз и не два поместятся на просторах, где господствуют кургане.
Восточные степи представляют собой обширную равнину с тянущимися, казалось бы, до бесконечности высушенными пастбищами, что начинаются за могучей грядой, называемой горами Скорби. На севере её ограничивают вымороженные пустоши, на юге – великая пустыня, и процветающие земли Катая - далеко на востоке. По этому обширному пространству раскидано множество племен, как людей, так и иных созданий, однако в северных областях, накрытых Умброй, владычество курган неоспоримо. Но даже это пространство не описывает точно ореол их обитания, ибо кургане не признают запретов и преград, исключая разве что ту запретную черту, что лежит на севере. Ни одно препятствие не в силах остановить их, и они, верхом на своих лошадях, соревнуясь с ветром, преодолевают высокие горы, великие пустыни и бурные реки. Они держат путь туда, куда пожелают, и кто дерзнёт заступить им дорогу? Кургане живут семейными кланами, подобно норсам, но не оседают городами и селениями, предпочитая блуждать по просторам Степи и Пустошей, погоняя свои стада. Их ведут вожди, находящиеся в особо тесной связи со своими богами, которые и подсказывают им верное направление. Кургане путешествуют целыми семьями, так что многие из них родились в седле в самом буквальном смысле. Большинство из них отмечены Хаосом и эта печать, несёт ли она благо или зло своему обладателю, носится с гордостью, ибо является наглядным свидетельством внимания со стороны повелителей тьмы. Многие из них не удовлетворяются этим и стягивают черепа своих детей в раннем возрасте, пытаясь этим ещё более изменить данный им от природы облик. Благодаря этому их головы становятся чуть уже и длиннее, что служит отличительным знаком этого народа.
Хотя мы и можем нанести на карты имена какого-то количества их племён, но это даст нам лишь весьма смутное представление об их территории и местонахождении. Жизнь на просторах степи жестока, и всадники питают куда больше доверия к товарищам по оружию, чем к незнакомцам, с которыми их связывает одно лишь родовое имя. Потому племя для курган – это те люди, с которыми они странствует, вне зависимости от происхождения, их имущество – это то, что они везут с собой, а их земля всегда находится под копытами верного им коня. Кургане практически всегда путешествуют верхом, иные с повозками для шатров и жертвенников, иные же налегке. Есть среди них и такие, кто скитаются пешими, вероятно потому, что их скакуны пали из-за болезни или же несчастного случая. Попадаются и те, кто надолго поселились в каком-нибудь заброшенном месте. Причины, которые побуждают их столь коренным образом сменить свой образ жизни, неизвестны. Возможно, это каким-то образом связано со значимостью самого места. В конце концов, нам известны случаи, когда племена оседали на землях, захваченных в ходе набега, до тех пор, пока эта земля не отдавала им всё, что способна была им дать. Большинство же из них почти беспрерывно пребывает в движении, как вдоль вековых маршрутов между летними и зимними странами, так и без всякого видимого порядка по Степи. Эта жажда странствий заставляет их с нетерпением ожидать, когда Тень вновь вырвется за свои границы и земля дрогнет под стопой тёмных легионов. Кургане с охотой и умением присоединяются к этим проклятым походам, под знамена которых собирается едва ли не каждый способный носить оружие представитель этого народа. Присоединяясь к крупной орде, они получают одни лишь преимущества. Выезжая далеко вперёд в качестве разведчиков, они могут рассчитывать на лёгкую наживу, а когда неминуемо поражение или же орда увязает в сражении, всегда можно успеть спастись бегством от посланных против них карательных отрядов. Именно потому племена кочевников, что следуют за ордами, нередко оказываются заброшенными далеко от тех земель, откуда они начинали свой путь. В какой-то момент они отделяются, чтобы действовать сами по себе. И нет в известном мире такого места, куда бы они не проникли, разве что найдётся далекая земля, чьи обитатели многократно превосходят нас доблестью. Но не туда направляются они, а к тем дверям, тем городским воротам, за которыми ослеплённый своей самоуверенностью народ почивает в ложной безопасности.
Никакие ограды, никакие твердыни, никакие государства не могут служить надежной защитой от кочевников Тенеземелья, ибо они не знают никаких препятствий. По своей прихоти они пересекают равнины, холмы и реки, и нет преграды, которая бы остановила их, как нет и армии, которая бы их обуздала. В сравнении с ними наши воины подобны черепахам или улиткам, что с натугой тащат своё тело вперед и могут сражаться только тогда, когда этого захочет наш враг. У этих кочевников нет чести, как нет и отваги, и они никогда не встретят наши силы в правильном строю, чтобы сойтись в честной схватке. Встретив доблестных воинов, они бегут, принося сталь и смерть лишь невинным и больным. И когда такое происходит, то они не ведают жалости и человеческого милосердия, как свидетельствует эти строки Марсии Найсус, посвящённые сожжению одного города в Порубежных княжествах: «Убийств и кровопролития было столько, что никто не смог бы подсчитать число мёртвых. Кургане разоряли храмы и церкви, убивали жрецов и святых девственниц. Опустошение, которое они здесь учинили, столь велико, что едва ли эта земля возродится вновь в том великолепии, которое она знала раньше. В следующий раз, когда нам пришлось побывать в этих краях, мы были вынуждены разбить лагерь на реке, далеко за пределами города, ибо, хотя минули годы, берега были усеяны человеческими костями, а запах смерти был столь силен, что никто не осмелился войти в город». Наши полководцы рвут и мечут, грозят и обличают врагов в трусости, но, по правде говоря, всё это от того, что они не могут предпринять ничего другого. Как сетовал о том граф Тео Стирландский: «Главные враги воина – лишения и тяготы. Сражаться весь день напролёт для них привычно и легко – это всего лишь новый день в той череде лишений, что они уже претерпели. Важнейшее качество истинного воина, стоящее даже превыше его отваги, – стойкость в трудностях, голоде и слабостях. В дни мира им живется сложнее, чем нам на войне. На что же прикажите нам здесь рассчитывать?»
Кочевники сражаются, только если они желают этого, и у них нет жилищ, кроме тех, что помещаются на спинах их лошадей, и нет государств, котором мы могли бы угрожать в ответ. Верно, что, отягощённые награбленным добром и пролитой кровью, они возвращаются в родные края близ Краесветных гор, чтобы сосчитать добычу и поклонится богам, но как заставить их вступить в бой на просторах равнин? Какая защита им ещё нужна, кроме собственных глаз, чтобы вовремя заметить приближающуюся опасность? И что делать нам после того, как враг скроется из виду? Выжечь траву? Засыпать источники? Сровнять холмы? Что, кроме этого, нам остаётся? Наши полководцы лишь грозят, ибо это все, что они могут поделать, а проклятый враг тем временем невозбранно топчет нашу землю и сжигает селения, заставляя нас трепетать в страхе. Отряды этих грабителей распространились в наших землях, подобно червям, расплодившимся в разлагающемся трупе и растущих всё больше и больше, пируя кровью тех, кто недооценил степень их угрозы. Таково состояние нашего государства, которому угрожают многочисленные враги, как из-за наших пределов, так и внутри, и единственная доступная нам защита – это беречь наше нежное брюхо от их острых клинков. Тонги
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|