Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания




Примечания

1. См. Синявский-Терц, 1975а,. 6; Карабчиевский 1985; Фрейдин 1957.

2. Разграничение затруднено установкой Маяковского на поэтическую мифологизацию своей биографии.

3. Ср., с одной стороны, неодухотворенную мякоть (см. 1. 2). а с другой — лирические пассажи типа для себя неважно // и то, что бронзовый, // и то, что сердце — холодной железкою. // Ночью хочется звон свой // спрятать в мягкое, // в женское.

4. Мысль о бедности содержания, толкавшей " М" в погоню за ошеломляющим гиперболизмом и новаторством, была сформулирована в важной и в целом доброжелательной статье Чуковского (Чуковский 1921). Развитием ходасевичевской модели можно считать и книгу Ю. Карабчиевского (Карабчиевский 1985).

5. Еще одно исследование в духе якобсоновской модели (Поморска 1985) посвящено теме гигантомании и космической утопии " М" , в частности, в их связи с богоборчеством Ницше и идеей Федорова о воскрешении предков.

6. Ср. в недавней статье о Блоке: " Существует стандартная хвала для великого писателя: " выразитель дум и чаяний своего поколения... " Предполагается, что эти думы и чаяния непременно позитивны и благородно-хороши. Почему? Неизвестно... А чаялось и думалось — злобно, ненавистно, безжалостно и мстительно... " (Милославский 1981).

7. Несмотря на свою советскость (посмертно канонизированную), Маяковский остался " своим" и для свободомыслящей интеллигенции. Самоубийство акцентировало в нем мученика и оставило его непричастным к террору 30-х голов. И вообще, он как бы завещан нам авангардом; в частности, классическая статья Якобсона (преданная в СССР анафеме) написана как о " своем" и к тому же магистральном явлении эпохи — с общей у критика с поэтом футуристической ПОЗИЦИИ.

8. Полнота этого революционного арсенала напоминает эпизод выбора оружия из фильма " Taxi-driver" (1976, реж. Мартин Скорсезе), кончающийся тем. что сходный с " М" герой-маньяк (Роберт де Ниро) покупает сразу все предложенные марки (включая " Магнум" , изобретенный после 1930 г. ).

9. Собственные имена — объекты десакрализации образовали бы еще один богатый каталог.

10. Особенно — по сравнению с более ранними призывами сбросить его с парохода современности или атаковать наряду с другими генералами классики.

11. Любовь " М" к чинам и приказам — особая тема; ср. ниже о его приверженности к коллективным действиям.

12. 'Плевание', вероятно, один из факторов, определяющих (наряду с 'лошадиностью', 'трудолюбием', 'исключительностью') настойчивый интерес " М" к образу верблюда.

13. В этих мазохистских сценах заметна также знакомая нам претензия на всеобщее внимание.

14. Высокая символическая роль револьвера в системе ценностей " М" видна из " нацистского" стихотворения " Дачный случай" (1928), где к " М" приходят растолстевшие и размякшие гости — переродившиеся " товарищи" . Но когда они достают из кармана из заднего // браунинги и маузера и начинают палить по деревьям, " М" успокаивается — знаю: революция еще не седа.

15. Чуковский предсказывал полноправное укоренение в языке огромному количеству неологизмов " М" и, как теперь ясно, ошибался. Но он же справедливо указывал на опасность самоисчерпания, подстерегавшую " М" -новатора (ср. примечание 4).

16. Схематическую упрощенность приемов " М" отмечал уже Чуковский (Чуковский 1921); она же, в сущности, вскрывается и пропагандируется самим поэтом в его статье " Как делать стихи" . В связи с постановкой схемы на службу идеологии ср. апологию асеевской рифмы хороши лова // Ворошилова в том смысле, что " надо будет, зарифмуем и товарища Орджоникидзе" (ЛЕФ 1924), а также рифму Маяковского сделать бы жизнь с кого // Дзержинского.

17. Здесь " М" добровольно делает себя адресатом поучений, обычно обращаемых к другим; ср. аналогичную трансформацию садизм — мазохизм в п. 4. 4.

18. Кстати о собаках. Согласно Столбергеру, " М" отождествляет себя с животными, в частности с собакой, как с жертвами, ритуальными козлами отпущения. Но это опять-таки благородная сторона мифа. 'Собачий' мотив у " М" имеет явные агрессивные обертоны (во множестве текстов, начиная с " Вот так я сделался собакой" ). Не исключено, между прочим, что " М" — один из прототипов Шарикова, героя " Собачьего сердца" Булгакова; но это особая тема.

19. 'Достижение одним прыжком' и некоторые другие черты облика " М" метко схвачены в пастернаковском некрологе — стихотворении " Смерть поэта" (ср. у " М" : Довольно шагать, футуристы! ' // В будущее прыжок).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...