3.2. Организационно-инструктивная методическая продукция
Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательной и воспитательной работы в образовательных организациях. К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, памятки, положения, методические разработки и методические рекомендации. Инструктивно-методическое письмо - методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативно-правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива организации по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений. Инструктивно-методические письма не содержат разъяснений, частных методик и рекомендаций. Примерная схема инструктивно-методического письма:
Инструкция 1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления;
2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность. Методическая записка - дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:
Памятка - брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Объем памятки составляет не более одной страницы. В Памятке указывается точный адресат в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала осуществляется конкретно, лаконично, без повторений, как правило, по пунктам: 1. ... 2. ... и т. д. Например, «Памятка по планированию методической работы», «Памятка руководителя структурного подразделения по планированию работы лаборатории, кабинета на месяц, на год». Положение - основной регламентирующий документ, фиксирующий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность. Для структурных подразделений одного вида могут создаваться типовые положения. (Положение о методическом совете, Положение о методическом объединении и т. д. ). Положение — это локальный нормативный акт, рассчитанный на более или менее длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности. Другими словами, положение — это формальный договор всех участников какого-либо процесса. Если это «Положение о методической службе образовательного учреждения», то оно должно устанавливать порядок взаимодействия всех участников методической службы в данном учреждении. Если это «Положение о проведении…» какого-либо методического мероприятия, то оно регламентирует действия всех его участников. Создание грамотного положения — задача нелегкая. Нужно учесть все аспекты описываемой деятельности, не забыть никого из участников, тщательно регламентировать начало и завершение деятельности, а возможно, и ее продолжение. Практика показывает, что хорошее, устраивающее всех, положение ежегодного мероприятия, подвергаясь корректировке каждый год, обретает свою завершенность через 3-4 года. Поэтому не следует создавать положение в одиночку. Это принципиально коллективный продукт, в котором заключено коллективное предвидение будущих процессов.
В структуру положения необходимо включить:
Методическая справка - это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в организациях системы образования. В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.
Примерная структура изложения материала в методической справке:
Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный. Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе руководителя структурного подразделения образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать, что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки зрения методики их проведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|