Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Организационно-инструктивная методическая продукция




Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательной и воспитательной работы в образовательных организациях.

К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, памятки, положения, методические разработки и методические рекомендации.

Инструктивно-методическое письмо - методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативно-правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива организации по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений. Инструктивно-методические письма не содержат разъяснений, частных методик и рекомендаций.

Примерная схема инструктивно-методического письма:

  • название, адресат;
  • вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы);
  • изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения). Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т. д. );
  • заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;
  • автор.

Инструкция 1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления;

2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Методическая записка - дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:

  • решению каких задач способствует данная методическая работа?
  • кому адресована?
  • на основании каких документов и фактов составлена?
  • какова система изложения материала?

Памятка - брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов.

Объем памятки составляет не более одной страницы. В Памятке указывается точный адресат в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала осуществляется конкретно, лаконично, без повторений, как правило, по пунктам:

1. ...

2. ... и т. д.

Например, «Памятка по планированию методической работы», «Памятка руководителя структурного подразделения по планированию работы лаборатории, кабинета на месяц, на год».

Положение - основной регламентирующий документ, фиксирующий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность. Для структурных подразделений одного вида могут создаваться типовые положения. (Положение о методическом совете, Положение о методическом объединении и т. д. ). Положение — это локальный нормативный акт, рассчитанный на более или менее длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности. Другими словами, положение — это формальный договор всех участников какого-либо процесса. Если это «Положение о методической службе образовательного учреждения», то оно должно устанавливать порядок взаимодействия всех участников методической службы в данном учреждении. Если это «Положение о проведении…» какого-либо методического мероприятия, то оно регламентирует действия всех его участников. Создание грамотного положения — задача нелегкая. Нужно учесть все аспекты описываемой деятельности, не забыть никого из участников, тщательно регламентировать начало и завершение деятельности, а возможно, и ее продолжение. Практика показывает, что хорошее, устраивающее всех, положение ежегодного мероприятия, подвергаясь корректировке каждый год, обретает свою завершенность через 3-4 года. Поэтому не следует создавать положение в одиночку. Это принципиально коллективный продукт, в котором заключено коллективное предвидение будущих процессов.

В структуру положения необходимо включить:

  • официальное название организации, на базе которой создается положение;
  • заголовок «Положение о…»;
  • перечисление нормативных документов, на основе которых разработано данное положение;
  • цели и задачи деятельности, которую регламентирует данное положение;
  • участники (индивидуальные или коллективные) данной деятельности;
  • направления деятельности (в случае положения о структурной методической единице);
  • регламент деятельности (в случае положения о проведении мероприятия);
  • условия участия (в случае положения о проведении мероприятия);
  • критерии оценивания результатов и определения победителей (в случае положения о проведении конкурса);
  • порядок подведения итогов деятельности.

Методическая справка - это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в организациях системы образования.

В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.

Примерная структура изложения материала в методической справке:

  • тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательной организации;
  • цели, формы и методы изучения;
  • анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому способствовало, какие недостатки и их причины);
  • выводы, предложения;
  • кто изучал вопрос.

Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный.

Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе руководителя структурного подразделения образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать, что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки зрения методики их проведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...