Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная деятельность студентов и физическое воспитание

Известно, что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических занятий в неделю. Проходят они, за исключением уроков физкультуры, в аудиториях и лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим нормам. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с лите­ратурой, чтобы закрепить изучаемый материал, подго­товиться к курсовым и дипломным проектам. Участие студентов в общественной работе, чтение художествен­ной литературы, посещение кино, театра и других культурных мероприятий и т. д. - все это свидетельствует о малоподвижном образе жизни, о том, что их двигательный режим определяется в основном постановкой фи­зического воспитания в вузе. А это в настоящее время весьма серьезная проблема.

Физическое воспитание как предмет начинается с беседы, в которой раскрывается программа курса, цели задачи для каждого учебного отделения. До начала практических занятий студенты проходят медицинский осмотр, результаты которого дают характеристику их состояния здоровья и физического развития. После завершения медицинского осмотра студенты сдают контрольные нормативы, результаты которых и данные ме­дицинского осмотра позволяют объективно распределить их по учебным отделениям. Наиболее активный двигательный режим отмечается у студентов, занимающихся спортом. Участие в соревнованиях, особенно с отрывом от учебного процесса, создает для студентов-спортсменов определенные сложности, приводит порой к тому, что некоторая часть профессорско-преподавательского состава отрицательно относился к их занятиям спортом, считая его помехой в учебе. Основным критерием учёбной деятельности студентов являются результаты экзаменационных сессий.

Изучая вопрос рационального сочетания занятий спортом с учебой тех студентов, кто много времени уде­ляет повышению своего спортивного мастерства, преподаватели кафедры физического воспитания КазГУ провели сравнительный анализ успеваемости более 200 спортсменов. Для этого брали результаты экзаменационных сессий всех студентов и студентов-спортсменов (Казахского университета КазГУ). Таким образом, было выявлено, что успеваемость у студентов, занимающихся спортом, во всех семестрах выше на 6-7% (табл. 1, 2. 3).

Таблица1

Успеваемость Студентов КазГУ (в %) (перворазрядники и мастера спорта)

Показатели

успеваемости

Годы

1973 1974 1975 1976 1977 1986

Всех студентов:

 

зимняя сессия 91.2 91.6 91.4 92.3 91.04 93.2
летняя сессия 92.0 92. 15 92.4 91.4 92,7 92.4

Студентов, входя­щих в состав сбор­ных команд:

зимняя сессия 98.8 99.0 99.6 99.2 100 99.7
летняя сессия 98.6 98.7 99.2 98.4 99.2 98.8

 

Из 158 лучших спортсменов, входящих состав сборных команд университета и Казахстана, 15 -отличников, 82 - сдают сессии на хорошо и отлично, 9 - учатся удовлетворительно и 12 человек получили по одной неудовлетворительной оценке.

 

Таблица 2

Всего

 участников

Мастера

спорта международного

класса

Мастера

 спорта

Кандидаты в

мастера

1

разряд

Учатся

Отлично Отлично и хорошо Хорошо Хорошо и удовлетворительно
40 29 10 1 3 18 14 5

 

Более высокие показатели были получены нами при обследовании участников матча университетов страны по художественной гимнастике, проходившем в г. Алма-Ата в 1975 г.

Все участники имели высокую спортивную квалификацию, которая требовала систематических многочасо­вых тренировок и многократного участия в соревнова­ниях, а это, в свою очередь, связано рыло с переездами и отрывом от учебного процесса.

Несмотря на этот, довольно высокий, процент успеваемости, многие спортсменки были активистами и в комсомольско-профсоюзной работе.

Проведенные массовые исследования в 1977/78 учебном году показали, что успеваемость студентов-спортсменов значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью.

Таблица 3

Успеваемость студентов КазГУ (%)

п/п Занимаются Студенты - спортсмены (578) Студенты, не занимающиеся спортом
1 Отлично 8.1 6.00
2 Отлично и хорошо   26,62 22,71
3   Хорошо 28,37 30,38
4 Хорошо и удовлетворительно 29,07 27,59
5 Удовлетворительно 7.58 6.31
6 Неудовлетворительно 0.34 5,01

 

Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты психофизического состояния орга­низма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.

Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в даль­нейшей производственной деятельности.

Одной из задач любого учебного заведения является формирований у студентки общественной активности. Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе, в любом учебном заведении, на производстве и трудовых коллективах невозможно без участия в них общественных физкультурных активистов и судьей по спорту.

Привлекать учащихся, студентов к организации и проведению физкультурных мероприятий (спортивные вечера, праздники, спартакиады, комсомольско-профсоюзные кроссы, шахматные турниры и др.), преподаватели физического воспитания и тренеры способствуют формированию организаторских навыков и общественной активности у своих подопечных. В таблице 4 даны результаты опроса 1256 студентов КазГУ.

Таблица 4

Общественная активность студентов КазГУ (в %)

п/п Содержание работы Студенты-спортсмены (578) Не занимающиеся  спортом (678)
  1.   Выполняют общественную работу в комсомольско-профсоюзных организациях   11.62   5.38
2. Являются судьями по спорту 6.13 1.25
3. Инструкторы-общественники 3.87 0,38
4. Капитаны команд 7.87 1,38
5. Тренеры-общественники 3.00 0.00

 

Из таблицы явствует, что 40% студентов охвачено различными формами общественно-профсоюзной, и физкультурной деятельности, и подавляющее большинство из них - спортсмены (профгруппорги, судьи и инструктора по спорту, капитаны команд).

Таким образом, физическая культура и спорт в учебных заведениях являются самыми массовыми и действенными средствами формирования социально активней личности будущих специалистов.

 

Таблица 5

Черты характера, наиболее ярко проявляемые при занятиях физической культурой и спортом, количество (п)=216

(на основании ответов учителей школ, научных сотрудников, инженерно-технических работников г. Алма-Аты)

Черты характера Ответы (%)
Настойчивость Целеустремленность Дисциплинированность Трудолюбие Патриотизм 68.00 65.63 68.50 47.63 44.13

 

 

Представители разных профессий указывают на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости).

 

Таблица 6

Физические качества, наиболее необходимые в производственной деятельности (п =216)

Специальности

Физические качества (%)

Выносливость Сила Быстрота Ловкость
Учителя школы 10.25 0,38 2.75 4,13
Научные сотрудники Инженерно- технические работники 24.50 21.00 2.25 7.38 7.88 9.35 5.63 7.00
Профессорско-преподавательский состав вузов 21.50 7.00 5.13 7.00

 

Из таблицы видно, что для всех профессий наиболее важным из физических качеств является выносливость, развивать которую целесообразно с дошкольного и школьного возраста и совершенствовать в студенческие годы.

 

Таблица 7

Результаты анкетирования первокурсников КазГУ (п=100)

п/п Содержание вопроса Количество %
1. Регулярно посещали уроки физкультуры в школе 73.4 73.4
2.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...