Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели умственной работоспособности студентов в V в зависимости от двигательного режима (средние данные)

Показатели Студенты активного режима (п-90) Студенты  пассивного  режима (п-104) Разница в показателях
Количество решенных примеров 19.6 14.1 5,5
Количество допущенных ошибок 0.32 0.38 0.06

 

больше, чем студенты пассивного двигательного режима, допустив при этом меньшее количество ошибок.

Полученные результаты наглядно свидетельствуют о преимуществе в умственной работоспособности студентов, активно занимающихся физическими упражнениями.

Результаты указывают на хорошую устойчивость ум­ственной работоспособности в день проведения урока физического воспитания. В день отсутствия урока физического воспитания показатели устойчивости умственной работоспособности значительно падают, особенно у студентов, не занимающихся физической культурой и спортом.

Таблица 13

Влияние физических упражнений на устойчивость умственной работоспособности студентов (п=75)

Средние показатели В конце 2 часа занятий В конце 6 часа занятий в день урока физвоспитания В конце 5 часа занятий при отсутствии  занятий физвоспитанием
Количество решенных примеров 19,1 19.4 12.3
Количество допущенных ошибок 2,2 2.1 2.6

 

Таким образом, проведенные нами[6] исследования и анализ полученных результатов позволяют сделать следующее заключение:

1. Показатели внимания и умственной работоспособности в начале учебного дня значительно выше у студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом.

2. Устойчивость внимания и умственной работоспособности у студентов выше в дни проведения уроков физического воспитания.

3. Для обеспечения плодотворных учебных занятий в течение шестичасового дня большинству студентов необходимы дополнительные физические нагрузки.

На становление гармонично развитой, общественно активной личности большое положительное влияние оказывает и физическое воспитание в вузе.

Изучив трудовой путь 50 выпускников Усть-Каменогорского педагогического института, занимавшихся легкой атлетикой (II разряд-мастера спорта) и 60 выпускников КазГУ (I разряд-мастера спорта, чемпионы и рекордсмены Казахской ССР), констатируем, что все они успешно трудятся в учебных заведениях и на предприятиях республики и страны. Среди них 11 докторов и 35 кандидатов наук, учителя, инженеры, научные сотрудники, руководители подразделений в трудовых коллективах. Все они указывают на активизирующую роль в их жизни и трудовой деятельности занятий спортом, многие из них продолжают заниматься физической культурой и в настоящее время. Проведенный анкетный опрос (в 1979/80 учебном году) специалистов с высшим образованием г. Алма-Аты (учителя школ, научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав вузов, инженерно-технические работники) и 52 представителей транспортных вузов страны, участников Всесоюзной научно-технической конференции, проводимой на базе АЛИИТа, указал на их, активную жизненную позицию.

Так, из 29, 13%, имеющих правительственные награды, 22,03% приходится на долю бывших спортсменов. Следует отметить, что только 20,74% обследованных - без спортивных разрядов, а 38,63% имели высокую спортивную квалификацию (от I разряда до мастеров спорта СССР).

Оценили свою работоспособность на хорошо 56,38% опрошенных, из них 42,13% в студенческие годы зани­жались активно спортом или физической культурой; 80,5% ответили, что занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности. Физическому воспитанию в семье уделяют время 70,25%, большинство опрошенных считает, что современному студенту необходимо заниматься физическими упражнениями на всех курсах не менее 2 - 3 раз в неделю. 43,3% бывших спортсменов-разрядников или активно занимавшихся физической культурой в вузе стали кандидатами и докторами наук.

Проведенный в 1981 г. опрос 3020 специалистов с высшим образованием, работающих в вузах, школах и в трудовых коллективах г. Алма-Аты показал, что только 44,5% уделяют должное внимание своему здоровью и сохранению производственной работоспособности средствами физической культуры. Это преимущественно бывшие спортсмены. Значительная же часть не овладела в стенах вуза методическими навыками основ физической культуры, что следует считать серьезным недостатком существующей постановки физического воспитания студентов.

В рациональном использовании студентами свободного времени физическая культура и спорт имеют огромное значение, особенно вне учебные формы физического воспитания, но они пока по ряду причин и специфических условий отдельных вузов (отсутствие спортивной базы и др.) не стали по-настоящему массовыми.

Многочисленные авторы рассматривают физическую культуру и спорт как составную, вспомогательную часть воспитания людей. Однако бурное развитие современного общества, научно-технический прогресс и ухудшение благосостояния народа позволяют, на наш взгляд, считать физическую культуру и спорт одним из действенных факторов, дающим возможности для всестороннего развития личности современного специалиста, его под готовки к выполнению трудовых и общественные функций. Об этом наглядно свидетельствуют приведенные выше результаты исследований, они же говорят о не использованных резервах физического воспитания.

Представляется, что физическое воспитание следует рассматривать на более значимом уровне в системе высшей школы, оно может стать действенным средством активизации общего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Кафедрам физического воспитания вузов следует решить проблему укрепления связи физического воспитания студентов с их будущей деятельностью как трудовой, так и воспитательной, что обуславливает дальнейший поиск эффективных форм и методов учебного процесса и физкультурно-массовой работы в вузе.

Изучение аспектов активизации учебно-воспитательного процесса студентов средствами физической культуры и спорта позволит выявить характерные особенности формирования личности молодого человека и будет способствовать дальнейшему совершенствованию педагогической науки и системы народного образования.

 


Глава 3. Методы повышения работоспособности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...