Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация труда по степени напряженности

Основной показатель напряжен­ности

труда

Категория труда по степени напряжен­ности

1-я 2-я 3-я 4-я
Внимание: число важных объектов од­новременного наблюдения До 5 До 10 До 25 Свыше 25
длительность сосредоточен­ного наблюдения (% от ра­бочего времени) До 25   До 50   До 75   Свыше 75  
время активных действий (% от продолжительности смены) при осуществлении в остальное время наблюде­ния за ходом производства 10—20 21—50 51—80 Более 80
плотность сигналов в сред­нем за 1 ч Монотонность: До 75 До 175 До 300 Более 300
число элементов операции Более 10 10—6 6—3 3—2
Продолжительность повторяющихся операций (сек.) Более 100 100—46 54—21 20—2
время пассивного наблюдения за производственным процессом (% к рабочему времени) 80     90     95     98    

 

Для характеристики тяжести труда основными пока­зателями служат мощность работы и величина статиче­ской нагрузки; для характеристики напряженности - показатели внимания, плотности сигналов, перерабаты­ваемой информации, эмоциональное напряжение. (Ка­тегория труда должна определяться по любому основно­му фактору или по двум дополнительным.)

- Для 1-й категории характерна поза свободная.

- Для 2-й категории - вынужденные наклоны до 30° 50-100 раз за смену, или нахождение в наклонном поло­жении до 30° 10-25% рабочего времени, либо ходьба на расстояние до 4 км за смену (при нестационарном рабо­чем месте).

- Для 3-й категории - вынужденные наклоны до 30° 100-300 раз в смену, или нахождение в таком наклон­ном положении 26-50% рабочего времени, либо ходьба до 7 км за смену.

- 4-я категория характеризуется вынужденными наклонами до 30° более 300 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° более половины рабочего времени, либо ходьба свыше 7 км за смену.

Эмоциональное напряжение: 1-я категория - работа по индивидуальному плану; 2-я - работа по графику с возможной его корректировкой в процессе работы; 3-я - работа с повышенной ответственностью в условиях дефицита времени; 4-я - личный риск, опасность, ответ­ственности за безопасность других.

Интеллектуальная напряженность: 1-я категория - нет необходимости принимать решение; 2-я — решение простых альтернативных задач по инструкции; 3-я - решение неотложных задач по алгоритму; 4-я - творческая деятельность.

Объем оперативной памяти: 1-я категория - необхо­димо запомнить менее двух элементов на протяжении смены; 2-я - запомнить до двух элементов за 2 ч; 3-я — запомнить 3-5 элементов в течение 2 ч и более; 4-я - запомнить на протяжении смены более 5 элементов.

По степени напряженности зрения работа подразделя­ется на грубую, мало точную, точную и особо точную.

По степени напряженности слуха: 1-я категория - помех нет, разборчивость слов 100%; 2-я - имеются по­мехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2,5 м, разборчивость слов 70-80%; 3-я - имеются по­мехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2 м, разборчивость слов 30-60%; 4-я - имеются помехи; на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м, разборчивость слов ниже 30%.

В характеристике микроклимата производственной среды можно выделить восемь классов: оптимальные условия; допустимые условия; неблагоприятные условия в связи с технологическими требованиями производства (охлаждающий микроклимат); то же (нагревающий мик­роклимат); неблагоприятные условия в связи с работами на открытом воздухе (охлаждающий микроклимат); то же (нагревающий микроклимат); особо неблагоприятные условия; аварийные и вынужденные условия работы при температуре воздуха - 40° при штиле, или - 25° при скорости ветра более 10 м/сек, или свыше 45° или 35° и 100% относительной влажности.

Такой дифференцированный подход к описанию ос­новных профессиональных факторов дает возможность составить профессиограмму более точно.

Имея полные данные о профессиях, их можно классифицировать, сгруппировав согласно общности психофизиограмм. Это облегчит профориентацию молодежи и поможет в выборе подходящей по психофизическим требованиям профессии.

СОСТАВИМ СПОРТОГРАММУ

Как составить спортограмму? То есть определить ту спортивную деятельность, которая «зазвучит» в унисон профессии, те средства, которые помогут развить и воспи­тать необходимые трудовые качества?

Виды спорта в разной степени развивают показатели физического развития, физической подготовленности, пси­хофизиологические функции. Рассмотрим те из показате­лей, хорошее развитие которых требуется для большин­ства профессий.

Выносливость. Выносливостью называется способ­ность к длительному выполнению какой-либо деятельно­сти, без снижения ее эффективности. На всех этапах развития общества она очень высоко ценилась.

Это качество и сегодня не потеряло своей значимости. Можно сказать, что многие современные профессии тре­буют не меньшего развития выносливости, чем сто лет назад.[7]

Физиологической основой общей выносливости явля­ются аэробные возможности человека, обеспечивающие успешное выполнение продолжительной работы умерен­ной интенсивности, которая наиболее распространена в мире современных профессий. Выносливость часто и оп­ределяется как основное профессионально важное ка­чество, обеспечивающее полноценное освоение профессии и высокопроизводительный труд.

У спортсменов, занимающихся разнообразными вида­ми спорта, развитие этого качества различно. Самые высокие показатели у лыжников, потом идут легкоатлеты (бегуны на средние и длинные дистанции), конькобежцы, велосипедисты, футболисты, гребцы, боксеры, хоккеисты, баскетболисты, борцы, гимнасты» тяжелоатлеты. Если виды спорта объединить в группы, то самое высокое развитие выносливости отмечается у тех, кто занимается циклическими видами спорта, несколько ниже у спортигровиков и самые низкие в тех видах, где выносливость специально не развивается.

Мышечная сила. Силу можно определить, как способ­ность преодолевать внешнее сопротивление или противо­действовать ему за счет мышечных усилий. Сила как фи­зическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. При развитии силы различных мышечных групп изменя­ется телосложение, - оно становится рельефным, муску­листым.

Сила измеряется динамометром. Средние показатели силы кисти у мужчин - 40-50 кг, У женщин - 30-35 кг. У квалифицированных спортсменов показатели гораздо выше: 60-75 кг у мужчин и 50-55 кг у женщин.

В процессе профессиональной деятельности также происходит развитие силы. Это характеризуется, прежде всего, развитием отдельных мышечных групп, участвую­щих в той или иной профессиональной деятельности. Так, к примеру, у кузнеца велика сила мышц плечевого пояса, у слесаря — сила мышц кисти, у строителя - сила мышц спины.

Для многих профессий важна мышечная сила, осо­бенно для таких, как Кузнец, фрезеровщик, авто слесарь, сверловщик и т. п.

Силу различных групп мышц можно развить, за­нимаясь определенными видами спорта. Например, мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели — у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Состояние вестибулярного аппарата. Исследования показали, что систематические занятия определенными видами спорта являются хорошим тренингом для вестибулярного аппарата человека, его вегетативно-рефлекторная возбудимость после специальных тренировок заметно понижается.

При испытании на кресле Барани реакция оказалась самой незначительной у борцов, акробатов, баскетболистов и конькобежцев. Почему же именно эти спортсмены не испугались грозного аппарата?

Ответ прост: в тренировочной и спортивной деятельности этих спортсменов много упражнений с элементами вращения, и их вестибулярный аппарат постепенно стано­вится устойчивым к заверчивающей силе кресла, А вот лыжники, штангисты, боксеры такой выдержки не проявляют.

Есть еще один «грозный снаряд» - четырех шаговые качели. Проведенные на нем исследования рефлекторной чувствительности методом комбинированного вращения по Воячеку, принятым в практике авиационной медицины определили наибольшую устойчивость вестибулярного аппарата у акробатов, борцов, гребцов, гимнастов конькобежцев, баскетболистов. Опять победили те виды спорта, которые требуют особенно точной координации (акробатика и гимнастика) или точного баланса (академическая гребля).

Такие же данные были получены из наблюдений за спортсменами в море во время качки и при фигурной пилотаже на самолете. Отмечалось, что вегетативная устойчивость зависит также и от «спортивного стажа» - чем он больше, тем организм меньше подвержен укачиванию.

Следовательно, монтажнику-высотнику или моряку рекомендованы указанные виды спорта. Это поможет им  в работе.

Подвижность нервных процессов и функционалы подвижность нервной системы. Исследования показывают, что у представителей многих специальностей, требующих быстрого переключения внимания, эмоционального напряжения, успешность выполнения работы в огромной степени зависит от этих показателей. Некоторые виды спорта направленно развивают эти качества. Операторам, водителям автомашин, трактористам, комбайнерам можно порекомендовать спортивные игры: баскетбол, волейбол, настольный теннис, а из видов легкой атлетики - спринт и прыжки. Путем тренировок также сокращается латентный (скрытый) период условной двигательной ре­акции. А это означает, что на один и тот же раздражи­тель нервная системе) у волейболиста будет реагировать правильнее и быстрее, чем у тех, кто спортом не увлека­ется, или у тех, кто занимается гимнастикой или лыжами

Кроме того, занятия спортом, соревнования тоже являются тренировкой для нервной системы. Человек перестает бояться непривычного, учится принимать реше­ния в неожиданных ситуациях.

Функции зрительного анализатора. Футболисты гово­рят: «Хорошо видеть поле». Это значит быстро разли­чать ситуацию, обладать большим объемом зрения, а, следовательно, быстро решать, как вести себя в данной игровой ситуации. Фехтовальщикам, футболистам, бас­кетболистам, боксерам, чтобы обладать высокоразвитыми функциями зрительного анализатора, необходимо, трени­ровать также, чувство пространственной ориентировки, Выявлена зависимость: чем выше уровень зрительного анализатора, тем точнее реакция на движущийся объект, тем совершеннее мы владеем своим телом.

Высокое развитие этих функций зрительного анализа­тора важно для операторских профессий.

Двигательный анализатор. Его функции - точность движения и усилия. Под воздействием специальной спор­тивной тренировки он меняет свою чувствительность. Точность движений высока у спортсменов -игровиков, гим­настов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев. У тех же, кто занимается боксом, баскетболом, волейболом, гим­настикой или греблей, увеличивается и показатель точ­ности мышечных усилий. Движения становятся более четкими. Функции двигательного анализатора следует особенно развивать представителям профессий тонкого ручного труда.

Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры - особенно баскетбол и волейбол. Это качество просто необходимо сборщикам изделий из мел­ких деталей, хирургам, полировщикам турбинных лопа­ток - словом, всем, кто выполняет тонкие работы, где необходимо «видеть пальцами».

Тренировка в спортивных играх вообще предоставля­ет большие возможности для развития многих психо­физиологических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, предъявляющих повышенные требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического (двигательного) анализаторов. Это профессии точных и тонких ручных работ (сборщики изделий из мелких деталей, швейники, чертежники), профессии металлообработки (токари, сверловщики, фрезеровщики), авиаторы и т. д. Установлено, что далеко не каждый вид спорта подходит для той или иной специальности. Например, заня­тия штангой не годятся для сборщика часов или элек­тронно-вычислительных машин, а теннис — для работни­ка на угольном комбайне. Ведь свое профессионально-прикладное значение спорт лучше всего оправдывает тогда, когда он способствует развитию определенных двигательных и психофизиологических качеств, обрете­нию навыков, которые наиболее характерны для данной производственной специальности.

Какие же виды спорта или отдельные спортивные упражнения наиболее полезны в целях ППФП?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко пред­ставлять классификацию видов спорта по развиваемым ими психофизиологическим качествам.

Интерес представляют несколько классификаций ви­дов спорта. Например, одна из них, наиболее общая, раз­работана старшим научным сотрудником ВНИИФКа С. С. Грошенковым, который разделил все виды спорта на три группы. Первая объединяет виды спорта, отличи­тельная черта которых - тренировка быстроты, силы и специальной выносливости. Вторая требует преиму­щественно развитых координационных способностей. И третья - психофизиологических качеств, позволяющих точно решать двигательные задачи тактического свой­ства.

Приведем наиболее детальную и удобную для определения задач ППФП классификацию, предложенную профессорами А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым. Согласно ей все виды спорта объединены в семь групп:

Первую группу составляют виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений. Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду.

Во вторую группу входят виды спорта, характеризую­щиеся циклическими движениями, главная черта кото­рых — развитие выносливости. К ним относятся бег, конькобежный спорт, велоспорт.

Для третьей группы характерна сила и быстрота движений, в свою очередь она делится на две подгруппы перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика); создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

Четвертая группа объединяет виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств.

Пятая группа особенно успешно тренирует центральную нервную систему в связи с необходимостью обес­печить опережающее и предупреждающее действие. К ней относятся мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.

Шестая группа «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шах­маты, русские шашки.

И наконец, последняя, седьмая группа тренирует способность быстрого переключения с одного вида дея­тельности на другой. Это современное пятиборье, биат­лон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...