Физическое воспитание как средство повышения умственнои работоспособности, подготовки об1цественно активных спциалистов
Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает студентам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Эти же психофизические качества важны и в будущей их производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Студентам КазГУ была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной работоспособности методом анкетного опроса. Самооценка физического состояния и умственной работоспособности (см. табл.8 и 9) показала преимущество студентов активного двигательного режима. Таблица 8 Самооценка уровня физической подготовленности и работоспособности (п=1000)
Таблица 9 Самооценка умственной работоспособности (п=1000)
В дальнейшем нами[4] были продолжены исследованиястудентов инженерного вуза с применением более объективных методик, которые выявили аналогичную схему психофизического состояния систем организма студентов в зависимости от двигательного режима, физической и функциональной подготовленности. Перед исследованием были поставлены две задачи: - выявить показатели умственной работоспособности и внимания у студентов АЛИИТа (различного двигательного режима) в конце второго часа занятий первой лекции (9 часов 45 минут); - изучить влияние уроков физического воспитания на устойчивость рассматриваемых психофизических качеств.
Для характеристики устойчивости умственной работоспособности и внимания мы применили модифицированную таблицу В. Я. Анфимова и Э. Крепилина, добавив к ней несколько вопросов. Добавления к таблице Дата___________ Время обследования_________________ Факультет ________ Курс __________ Группа __________ Фамилия ____________________ Имя _________________ Отчество _________________ Возраст _________________ Занимаюсь спортом 1, 2. 3, 4, 5 раз в неделю (подчеркнуть) Вид спорта____________ Разряд_____________________ Занимаюсь физическими упражнениями во вне учебное время (не менее 15 минут): - утренней гигиенически гимнастикой — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть); - бегом — 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть); - другими видами физических упражнений (плавание, лыжи, коньки, атлетическая гимнастика и т.д.) - 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть); - туризмом — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз в месяц (подчеркнуть). Получив таблицу-анкету, студент заполнял ее, давая таким образом, характеристику своей спортивной квалификации и двигательного режима. Условно мы выделили два двигательных режима - активный и пассивный. К активному были отнесены студенты, занимающиеся физкультурой и спортом (кроме двухразовых уроков физического воспитания) три и более раз в неделю не менее 15 минут. К пассивному - студенты, занимающиеся физическими упражнениями менее трех раз в неделю. В первом задании, просматривая строчки направо, как при чтении книги, студенты вычеркивают определенное сочетание букв за две минуты. Во втором - в течение двух минут продолжают вычеркивать то же словосочетание букв, во всех случаях, за исключением тех, когда перед данным словосочетанием находится буква «х». Затем подсчитывается количество просмотренных букв по первому и второму заданиям, определяется общее количество ошибок в пересчете на 500 знаков и количество ошибок по второму заданию в пересчете на 200 знаков (за ошибку считаются пропуски, исправления, неправильно вычеркнутые буквы).
Количество просмотренных знаков у студентов активного двигательного режима оказалось на 4 больше, Количество же допущенных ошибок в пересчете на 200 и 500 знаков на 0,06 и 0,4 меньше, чем у студентов пассивного двигательного режима. Это позволяет сделать заключение, что студенты, активно занимающиеся физической культурой и спортом, обладают большей работоспособностью в начале учебного дня, быстрее могут сосредоточить внимание на представленном объекте работы и более точны во время ее выполнения. Таблица10 Показатели внимания у студентов различного двигательного режима (11=200)
Чтобы проследить за изменением устойчивости внимании в холе учебного процесса и выявить влияние уроков физического воспитания на ее показатели, мы[5] привлекли к обследованию 75 студентов I курса, не разделяя их по двигательному режиму. Первое обследование проводилось по описанной выше методике в конце второго часа лекции; второе и третье - к окончанию шестого часа занятий (в день проведения уроков физического воспитания и в день, когда физическое воспитание не проводилось). В таблице 10 представлены материалы, полученные в конце учебной недели, в таблице 11 - в начале недели и, по видимому, это является причиной различия в количестве просмотренных знаков (1276-1272 и 1434.4), когда работоспособность студентов к концу учебной недели закономерно снижается.
Таблица №11 Влияние физических упражнений на динамику внимания у студентов в режиме учебного процесса (п=75)
В конце учебного дня количество просмотренных знаков и количество ошибок увеличилось по сравнению с исходными данными. Однако в день проведения урока физического воспитания студенты допускали меньше ошибок, что указывает на положительное влияние физических упражнений в режиме учебного дня.
Из данных таблицы 12 видно, что студенты активного двигательного режима решили на 5.5 примеров;
Таблица 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|