Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическое воспитание как средство повышения умственнои работоспособности, подготовки об1цественно активных спциалистов

Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает студентам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Эти же психофизические качества важны и в будущей их производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Студентам КазГУ была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной рабо­тоспособности методом анкетного опроса.

Самооценка физического состояния и умственной работоспособности (см. табл.8 и 9) показала преимущество студентов активного двигательного режима.

Таблица 8

Самооценка уровня физической подготовленности и работоспособности (п=1000)

Оценили Спортсмены Не спортсмены
Отлично 39.68 7.96
Хорошо 41.34 41.59
Удовлетворительно 15.22 43.36
Неудовлетворительно 0.30 2.95

Таблица 9

Самооценка умственной работоспособности (п=1000)

Наступает умственное Спортсмены Не спортсмены
Через 2 часа занятий 5.36 7.82
Через 3»» 15.05 25.66
Через 4»» 25.60 33.00
Через 5»» 19.72 12.39
Через 6 часов» 29.58 15.19

 

В дальнейшем нами[4] были продолжены исследованиястудентов инженерного вуза с применением более объективных методик, которые выявили аналогичную схему психофизического состояния систем организма студентов в зависимости от двигательного режима, физической и функциональной подготовленности.

Перед исследованием были поставлены две задачи:

- выявить показатели умственной работоспособности и внимания у студентов АЛИИТа (различного двигательного режима) в конце второго часа занятий первой лекции (9 часов 45 минут);

- изучить влияние уроков физического воспитания на устойчивость рассматриваемых психофизических качеств.

Для характеристики устойчивости умственной работоспособности и внимания мы применили модифицированную таблицу В. Я. Анфимова и Э. Крепилина, добавив к ней несколько вопросов.

Добавления к таблице

Дата___________ Время обследования_________________

Факультет ________ Курс __________ Группа __________

Фамилия ____________________ Имя _________________

Отчество _________________ Возраст _________________

Занимаюсь спортом 1, 2. 3, 4, 5 раз в неделю (подчеркнуть)

Вид спорта____________ Разряд_____________________

Занимаюсь физическими упражнениями во вне учебное время (не менее 15 минут):

- утренней гигиенически гимнастикой — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть);

- бегом — 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть);

- другими видами физических упражнений (плавание, лыжи, коньки, атлетическая гимнастика и т.д.) - 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть);

- туризмом — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз в месяц (подчеркнуть).

Получив таблицу-анкету, студент заполнял ее, давая таким образом, характеристику своей спортивной квалификации и двигательного режима. Условно мы выделили два двигательных режима - активный и пассивный. К активному были отнесены студенты, занимающиеся физкультурой и спортом (кроме двухразовых уроков физического воспитания) три и более раз в неделю не менее 15 минут. К пассивному - студенты, занимающиеся физическими упражнениями менее трех раз в неделю.

В первом задании, просматривая строчки направо, как при чтении книги, студенты вычеркивают определенное сочетание букв за две минуты. Во втором - в течение двух минут продолжают вычеркивать то же словосочетание букв, во всех случаях, за исключением тех, когда перед данным словосочетанием находится буква «х». Затем подсчитывается количество просмотренных букв по первому и второму заданиям, определяется общее количество ошибок в пересчете на 500 знаков и количество ошибок по второму заданию в пересчете на 200 знаков (за ошибку считаются пропуски, исправления, неправильно вычеркнутые буквы).

Количество просмотренных знаков у студентов активного двигательного режима оказалось на 4 больше, Количество же допущенных ошибок в пересчете на 200 и 500 знаков на 0,06 и 0,4 меньше, чем у студентов пассивного двигательного режима. Это позволяет сделать заключение, что студенты, активно занимающиеся физической культурой и спортом, обладают большей работоспособностью в начале учебного дня, быстрее могут сосредоточить внимание на представленном объекте работы и более точны во время ее выполнения.

Таблица10

Показатели внимания у студентов различного двигательного режима (11=200)

Средние данные Студенты активного двигательного режима Студенты пассивного двигательного режима Разница в показателях
Количество просмотренных знаков 1276 1272 4
Количество ошибок на 500 знаков 1.4 1.8 0.4
Количество ошибок на 200 знаков 0,32 0.38 0,06

 

Чтобы проследить за изменением устойчивости внимании в холе учебного процесса и выявить влияние уроков физического воспитания на ее показатели, мы[5] привлекли к обследованию 75 студентов I курса, не разде­ляя их по двигательному режиму. Первое обследование проводилось по описанной выше методике в конце второго часа лекции; второе и третье - к окончанию шестого часа занятий (в день проведения уроков физического воспитания и в день, когда физическое воспитание не проводилось).

В таблице 10 представлены материалы, полученные в конце учебной недели, в таблице 11 - в начале недели и, по видимому, это является причиной различия в количестве просмотренных знаков (1276-1272 и 1434.4), когда работоспособность студентов к концу учебной недели закономерно снижается.

 

Таблица №11

Влияние физических упражнений на динамику внимания у студентов в режиме учебного процесса (п=75)

Средние данные

Время обследования

Разница

9 ч. 45 мин. 13 ч. 45 мин. в день заня­тий физвоспитанием 13 ч 45 мин. В день без  за­нятий физвоспитанием
Количество просмотренных знаков   Количество ошибок на 500 знаков   Количество ошибок на, 200 знаков 1434.4   1.3    0.4 1576   2.2   0..9 1570   2.9   1.7 6   0.7   0.8

В конце учебного дня количество просмотренных зна­ков и количество ошибок увеличилось по сравнению с исходными данными. Однако в день проведения урока физического воспитания студенты допускали меньше ошибок, что указывает на положительное влияние физических упражнений в режиме учебного дня.

Из данных таблицы 12 видно, что студенты активного двигательного режима решили на 5.5 примеров;

 

Таблица 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...