Введение. Первые славянские государства
Введение. История южных и западных славян является частью славистики – комплекса научных дисциплин (история, лингвистика, этнология). Славистика (славяноведение) как наука начала формироваться с XVIII в., развивалась в условиях борьбы славян за независимость и была одной из форм выражения национального самосознания. В XIX в. в Московском и Петербургском университетах были учреждены кафедры славяноведения, объединяющие все его аспекты. Современное славяноведение разделено по отдельным научным дисциплинам – история, языкознание, этнология. Большой вклад в развитие славистики внесли русские ученые – А. Гильфердинг, И. Срезневский, М. Любавский, а также чешские и словацкие – Людовит Штур, Вацлав Ганка, Павел Шафарик. Предмет и задачи курса. Предметом изучения данного курса является история западных славян – поляков, чехов, словаков. Основной целью является выработка системы знаний по истории западных славян в контексте мирового исторического процесса. Задачами преподавания истории западных славян является формирование и развитие исторического мышления, определение общих тенденций и особенностей развития западных славян, а также практическое применение полученных знаний в профессиональной деятельности и в других сферах социальной жизни для анализа современного положения и прогнозирования перспектив будущего развития. Важной задачей является изучение закономерностей исторического развития западнославянских государств и народов – чехов, словаков, поляков, а также выяснение специфики этого процесса в контексте всемирной истории. Большое значение для изучения истории западных славян (поляков, словаков, чехов) имеет близкое соседство Республикой Беларусь с западнославянскими странами, близость культуры и языка.
Западные славяне в славянском этногенезе. Славяне как этническая единица зафиксированы античными и арабскими источниками I–VI вв. н.э. под именем склавинов, венедов, антов. Славяне со своим языком и этническими особенностями родились в эпоху «Великого переселения народов» в результате активных демографических процессов и новых этнических контактов с балтами и финно-угорскими племенами. Это была праславянская общность со своим языком и верованиями. Археологи полагают, что «прародиной» славян была территория между Днепром, Западным Бугом и Вислой. Существование славянского этнического единства подтверждают данные лингвистики. Одинаково в славянских языках звучат такие слова, как «дом», «стена», «окно», «печь». Именно в то время, когда у славян складывались общий быт и хозяйство, они были единым народом. Так же сходно звучат в славянских языках термины родства – мать, сын, отец, брат, сестра и т. д. Главной отраслью хозяйства славян было земледелие, основа их цивилизации – плуг и конь, и эти слова также звучат одинаково во всех славянских языках. В IV в. в результате нашествия кочевников-гуннов южные границы обитания славян были взломаны, и славяне двинулись в разных направлениях. К началу VI в. они появились на Дунае, отсюда направились на Балканы, в Чехию, Южную Польшу, к Балтийскому морю. В результате новых этнических и культурных контактов и появились восточные, западные и южные славяне. Важнейшийвопрос славянской истории – вопрос о формах государства, его роли в развитии общества. Значительная часть западнославянских народов была лишена собственной государственности. Часть славянских племен была захвачена соседями, когда они еще не успели создать собственные государства. Так случилось с полабскими славянами, кашубами, лужицкими сербами, словаками. Чехи и поляки были подчинены после крушения их национальных государств. Польша была поглощена соседями, а Чехия постепенно превратилась в провинцию монархии Габсбургов. Эти славяне ближе всех стояли к западноевропейскому миру, его культуре. Религия и письменность у них развивались на латинской основе. Однако, несмотря на потерю политической независимости и тесное общение с латинской культурой, западные славяне остались славянами, не утратив ни родного языка, ни национального чувства, сохранив свою историю и культуру.
Первые славянские государства. Держава Само. Первое политическое образование у западных славян относится к первой половине VII в. Это была держава Само. Она располагалась частично на территории Чехии, а также вземлях лужицких сербов. Ее ядром была Южная Моравия и смежные с ней территории Нижней Австрии. История державы связана с проникновением в Центральную Европу в начале VII в. из приазовско-каспийских степей кочевников-аваров. В 60-х гг. они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда совершали набеги на франков, Византию и на славян, с которых брали дань, и вынуждали принимать участие в военных походах. Упоминание о грозных аварах (обрах) встречается и в «Повести временных лет». Франкская хроника Фредегара сообщает, что в 623–624 гг. славяне восстали. Возглавил восстание франкский купец Само, который торговал в славянских землях. Проявленная доблесть снискала Само такую славу, что славяне избрали его князем. Аварское иго было свергнуто, но княжество Само теснили не только авары, но и Франкское государство. Войско франкского короля Дагоберта вторглось в пределы славян и осадило крепость Вогатисбург (631 г.). Битва продолжалась три дня. «Многие из войска Дагоберта, – отмечает хронист, – погибли от меча, прочие же бежали и, покинув палатки со всем имуществом, какое имели, вернулись восвояси». Победа помогла Само подчинить Западную Чехию и земли сербов-лужичан. Однако после его смерти (658 г.) держава распалась. Великая Моравия. Социальное и политическое устройство. Христианизация. Традиции державы Само продолжились на Среднем Дунае, где в первой трети IX в. существовали два славянских княжества: западное князя Моймира и восточное – Нитранское князя Прибины. Около 833–836 гг. княжеством Прибины овладел князь Моймир и изгнал Прибину из Нитры. Так Моймир I (830–846 гг.) стал основателем Великоморавской державы, которая располагалась на территории современных Чехии и Словакии, и положил начало династии – Моймировцев. Великая Моравия была первым крупным политическим объединением западных славян, обладавшим признаками раннефеодального государства. Во главе государства стоял князь с наследственными правами княжения, опиравшийся на дружину; существовали вельможи с собственными дружинами. Остальное население называлось «народом» – свободные крестьяне со слабой социальной дифференциацией. Одной из основных функций государственного аппарата, членами которого были представители знати, являлся сбор дани и налогов. Главной опорой и органом власти была хорошо вооруженная княжеская дружина, которая содержалась за счет военных трофеев и дани с населения. В 831 г. немецкий епископ Регинхар «крестил всех мораван». Церковь стала опорой государственной власти в объединительной политике. Великая Моравия была государством с высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тыс. человек.
Взаимоотношения с соседями. Политика Ростислава (846–870 гг.). Принятие крещения из Пассау (Бавария) означало распространение на славянское государство юрисдикции немецкой церкви и усиление франкской экспансии в моравские земли. Хотя Франкская империя распалась, агрессивную политику продолжали ее преемники, которые стремились утвердить господство над славянской державой. Ситуация особенно осложнилась в правление короля Восточнофранкского государства Людовика Немецкого (843–876 гг.). Предприняв поход против Моймира I, он сверг его с престола и посадил на трон его племянника Ростислава, воспитанного при восточнофранкском дворе (846 г.). Одновременно в тылу Великой Моравии, в южной части Паннонии, Людовик создал Блатенское княжество, во главе которого поставил изгнанного князя Прибину. Это княжество должно было служить средством давления на Великую Моравию. Однако Ростислав не оправдал надежд Людовика Немецкого, он стал его серьезным противником и всячески препятствовал германской экспансии. Князь успешно отражал вторжения франкских войск. Он сумел распространить свое влияние на славянские племена в бассейне рек Влтавы и Салы и вместе с ними выступал против франков. Поскольку Людовик готовил новый поход под предлогом искоренения язычества и утверждения христианства в Моравии, Ростислав решил заручиться поддержкой Византии и создать независимую от франков церковь, подчиненную непосредственно князю и способствующую укреплению государства. В 862 г. он направил посольство к византийскому императору Михаилу III и патриарху Фотию с просьбой прислать миссионеров.
Деятельность Кирилла и Мефодия. В 863 г. в Моравию прибыли братья Константин (827–869 гг.) и Мефодий (ум. 885 г.). Они были уроженцами г. Солуни, население которого говорило на славянском языке. Братья были родом из знатной семьи, получили прекрасное образование. Константин, прозванный Философом, прославился как искусный дипломат и выдающийся ученый, Мефодий – как ученый и талантливый организатор. Во время моравской миссии перед ними стояли две задачи. Первая была религиозно-культурная; братья должны были заложить фундамент национальной славянской церкви. Для этого нужно было перевести литургические тексты и подготовить местное духовенство. Эту задачу братья выполнили быстро. За короткое время они перевели на славянский язык «весь церковный чин» и подготовили кандидатов в священники. На основе глаголицы был создан славянский литературный язык, способный на таком же уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни государства и общества. Особое значение имела переводческая деятельность солунских братьев, создание первых памятников оригинальной славянской литературы. Великая Моравия стала первым центром письменности и образованности всех славянских народов. Вторая задача была политико-дипломатическая: братья как послы византийского императора были обязаны договориться с франкскими священниками, работавшими в Моравии, с Франкским государством, стремившимся к политическому господству и с Римским престолом, осуществлявшим церковную юрисдикцию над Моравией. Византийская миссия в Моравии могла быть успешной только при поддержке Рима. Между тем восточная экспансия франкских миссий и стремление епископов Пассау и Зальцбурга создать мощную германскую церковь в Центральной Европе вызывали подозрения у папы Николая I. Он полагал, что это создает угрозу верховенству римского престола, поэтому в 867 г. он послал приглашение Константину и Мефодию с учениками посетить Рим.
Политика Святополка (871–894 гг.). В 871 г. власть захватил племянник Ростислава Святополк. Он несколько лет успешно воевал с Людовиком Немецким, затем заключил с ним Форшхаймский мир (874 г.), присягнул на верность и обязался платить дань. Но фактически Людовик вынужден был примириться с независимостью Моравии. Святополк значительно расширил границы Моравии. В его державу входили Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по реке Сала, лужицкие сербы, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. С его правлением связан период действительного величия Моравии. Во внешней политике Святополк успешно использовал противоречия между Восточнофранкской империей, Римом и Византией. Однако он не видел смысла в продолжении провизантийской политики Ростислава и опирался на франкское духовенство. Мефодий в своей епархии был лишен поддержки князя. Франкский клир добился его ареста. В тюрьме он провел около трех лет. Однако его ученики продолжали укреплять славянскую церковь. Франкское духовенство сопротивлялось распространению славянской литургии, несмотря на то, что папа издал буллу (880 г.), допускающую славянскую письменность и литургию. Последние годы жизни Мефодий был отстранен от пастырской деятельности и занят литературно-переводческой работой. Смерть Мефодия (885 г.) положила конец славянской миссии, его ученики были изгнаны из страны. Распад Великой Моравии и его последствия. Великая Моравия, несмотря на значительную территорию и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Государство не было централизованным, Святополк правил только на моравской территории. Завоеванные земли были связаны с Моравией лишь данническими отношениями. Княжеские династии тяготились властью Святополка. После его смерти государство было разделено между его сыновьями – Моймиром II, получившим верховную власть, и Святополком II, получившим в удел паннонские и словацкие земли. Чешские Пржемысловцы признали вассальную зависимость от Восточнофранкского государства (895 г.) и были готовы выступить против Моймировцев. Утрата Чехии была тяжелым ударом для Моймира II. За ней последовала потеря области лужицких сербов, которые в 897 г. признали зависимость от франков, и Силезии (897 г.). Решающим фактором в распаде Великой Моравии стали нападения кочевников угров (венгров, мадьяр). Под их ударами пала власть враждовавших князей (907 г.). Падение Великой Моравии имело важные последствия для судеб западного славянства. Была нарушена целостность славянского поселения на среднем Дунае; западные славяне оторваны от южных; разорваны экономические, политические и культурные отношения славян с Византией. Распад Великой Моравии привел к политическому разъединению чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия почти на 1000 лет вошла в состав Венгерского государства, сложившегося в Паннонии. Великоморавское культурное наследие. Великая Моравия сыграла исключительную роль в формировании славянской культуры. Здесь была создана славянская письменность на старославянском языке, записанная глаголицей. С ее помощью все славянские народы получили возможность пользоваться сокровищницей греко-византийской и латино-франкской культуры. Старославянский язык был признан папской курией третьим церковным языком в Европе, что повысило престиж славянских государств и способствовало их культурному развитию. После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии моравские культурные традиции стали играть определяющую роль во всех славянских странах, о чем свидетельствуют позднейшие литературные памятники. Великоморавское литературное наследие стало фундаментом для развития письменности в славянских странах (Древней Руси, Болгарии, Сербии). Его можно разделить на три цикла: 1. Переводы библейских книг, молитв и литургических текстов, проповедей, житий святых и т. п. 2. Произведения правового характера. Мефодий с помощью учеников перевел «Номоканон» (византийский сборник канонического права и собрание императорских эдиктов, касающихся церкви). Вторым памятником этого круга стал византийский судебный кодекс для мирян – «Закон судный людем», адаптированный Мефодием для славян. Эти памятники легли в основу древнерусского законодательства. Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Мефодий был автором оригинальной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян были началом юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у других славянских народов. 3. Бесценным наследством Великой Моравии являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие моравскую действительность IX в. Первое место среди них занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин был автором древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слова на перенесение мощей св. Климента, папы Римского». Здесь были созданы панегирики (торжественные речи) «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых был один из видных представителей великоморавской литературной школы и создатель центра болгарской литературы Климент Охридский (Величский).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|