Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Польша в Средние века и Ранее новое время

План:

1. Утверждение Тевтонского ордена на Балтике:

2. Внешнее и внутреннее положение Польского королевства во времена Владислава Локетка и Казимира Великого.

3. Кревская уния. Внешнеполитические предпосылки и значение.

4. «Великая война» 1409–1411 гг.

5. Взаимоотношения Польши и Ордена в первой пол. ХV в.

6. Тринадцатилетняя война 1454–1466 гг. Второй Торуньский мир.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Михайловская, Л.. Л. История западных славян с древнейших времен до 1914 г.: практикум для студентов ист. фак. спец. 1-21 03 01 «История» / Л. Л. Михайловская, Д. И. Лазарева. – Минск: БГУ, 2008. – С. 80–97.

 

Дополнительная литература:

1. Длугош, Я. Грюнвальдская битва / сост.: Г. А. Стратановский [и др.].; под. ред. Е. А. Дагина. – Л-д.: Издательство Академии наук СССР, 1962. – 220 с.

2. Исупов, В. Восточная Пруссия с древнейших времен до конца Второй Мировой Войны / В. Юсупов, Г. Кретинин. – Кал-д: Калининградское кн-е из-тво, 1996. – 538 с.

3. История Польши: в 3 т. /под. ред В. Д. Королюка, И. С. Миллера. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955–1958. – Т.1. – С. 122–127.

4. Карамзин, Г. Б. Битва при Грюнвальде: популярный очерк / Г. Б. Карамзин. – Л.: Изд-во Мн-ва Просвещения РСФСР, 1961. – 112 c.

5. Краўцэвіч, А. Тэўтонскі ордэн ад Ерусаліма да Грунвальда / А. Краўцэвіч. – Мінск: Навука і тэхніка, 1993. – 44 с.

6. Лавринович, К. К. Орден крестоносцев в Пруссии / К. К. Лавринович. – Калининград: НИЦ Вариант, 1991. – 45 с.

7. Ловмяньский, Г. Роль рыцарских орденов в Прибалтике (XII–ХIV вв.) / Г. Ловмяньский // Польша и Русь / В. Т. Пашуто [и др.]; под ред. Б. А. Рыбакова. – М.: Наука, 1974. – С. 67–78. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской / под. ред. В. И. Матузова. – М.: Ладомир, 1997. – 384 с.

8. Хроника Быховца / сост.: Н. М. Тихомиров, Н. Н. Улащик. – М.: Наука, 1966. – С. 78–80.


Чешские и словацкие земли в Новое время

План:

1. Положение Чехии в составе Австрийской империи.

2. Социальный состав чешского общества.

3.Начало революционных событий. Образование Национального комитета.

4. Австрославизм. Политика и идеология.

5. Деятельность «Славянской Липы».

6. Славянский съезд в Праге. Его деятельность и результаты.

7. Восстание в Праге.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Европейские революции 1848 года. «Принцип национальности» в политике и идеологии / В.Н. Виноградов, Т.М. Исламов [и др.]; под ред. С. М. Фальковича. – М.: Индрик, 2001. – 456 с.

Дополнительная литература:

1. Ванечек, В. История государства и права Чехословакии / В. Ванечек; под. ред. З. М. Черниловского – М.: Юридическая литература, 1981. – С. 325–338.

2. История Чехословакии: в 3 т. / сост.: А.И. Виноградова, В. Д. Королюк; под. общ. ред. Г. Э. Санчука, П. Н. Третьяковой. – М.: Издательство АН СССР, 1956. – Т. 2.

3. Исследования по истории народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX в. Типология и взаимодействия / И. И. Свирида [и др.]; под. ред. И. И. Свириды. – М.: Наука, 1990. – 287 с.

4. Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХVIII – XIX вв. / сост.: Н. Н Блохинпод; под. ред. П. Н. Галанзы. – М: Гос. изд-во юр-д. лит-ы, 1957. – 587 с.

5. Конституции буржуазных стран: Средние и малые европейские страны: в 4 т. / сост.: Ю. В. Ключников; под ред. Ю. В. Ключникова. – М: Соцэкгиз, 1935–1936 г. – Т. 2. – 664 с.

6. Очерки истории чешской литературы XIX–XX веков / С. В. Никольский [и др.]; под ред. Д. Ф. Маркова. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 724 с.

7. Социальная структура общества в XIX в. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы / В. А. Дьяков [и др.]; под ред. В.А. Дьякова. – М.: Наука, 1982. – 368 с.

8. Хрестоматия по истории южных и западных славян: в 3 т.: сост.: М. М. Фрейденберг, В. Г. Карасев. – Минск: Университетское, 1987. – Т. 2 – С. 45–56.


 

Польские земли в Новое время

План:

1. Экономический кризис второй половине ХVII – первой половине XVIII вв. и его причины.

2. Политическая анархия в государстве.

3. «Вольные» элекции и международная дипломатия.

4. Речь Посполитая под российским протекторатом:

5. Позиция Пруссии и Австрии.

6. Проекты реформ и их авторы.

7. Попытки осуществления и судьба реформ.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Носов, Б. Представление о Польше в правящих кругах России в 60-х гг. XVIII в., накануне первого раздела Речи Посполитой / Б. Носов // Поляки и русские в глазах друг друга / Я. Мачеевский [и др.]; под ред. В. А. Хорева. – М.: Индрик, 2000. – С. 72–82.

Дополнительная литература:

1. Бардах, Ю. История государства и права Польши / Ю. Бардах, Б. Леснодорский, М. Пиетрчак; под ред. Ю. Бардаха. – М.: Юрид. лит., 1980. – С. 264–315.

2. Дворянская империя XVIII в.: основные законодательные акты: сборник документов / сост. М. Т. Белявский. – М.: Изд-во МГУ, 1960. – 224 с.

3. История Польши: в 3 т. / сост.: под ред. В. Д. Королюка – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955–1958. – Т. 1. – С. 243–293, 297–357.

4. Ливанцев, К. Сословно-представительная монархия в Польше, ее сущность и особенности / К. Ливанцев. – Л-д: Издательство ЛГУ, 1968. – 79 с.

5. Некрасов, Г. А. Международное признание российского великодержавия в XVIII в. / Г. А. Некрасов // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе / В. Т. Пашуто [и др.]; под ред. В. Т. Пашуто. – М.: Наука, 1972. – С. 381–386.

6. Чарторыйский, А. Мемуары князя Адама Чарторыйского и его переписка с императором Александром I: в 2 т. / под. ред. Кизеветтера. – М.: Изд-во К. Ф. Некрасова, 1912-1913.

7. Хрестоматия по истории южных и западных славян: в 3 т.: сост.: М. М. Фрейденберг, В. Г. Карасев – Минск: Университетское, 1987. – Т. 1. – С. 241–246.


8.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Соотнесите имена князей Великой Моравии с годами их правления:


а) Ростислав;

б) Моймир I;

в) Моймир II;

г) Святополк;

1) 870–894 гг.;

2) 846–870 гг.;

3) с 894 г.;

4) около 830–846 гг.


2. Укажите цели посольства князя Ростислава в Византию:

1) разъяснение сущности христианской веры на славянском языке;

2) политическое и идеологическое обоснование внешней экспансии;

3) создание местной (национальной) церкви;

4) подготовка местного духовенства, подчиненного князю;

5) заключение союза с Византией для борьбы с Восточнофранкским государством.

3. Определите, когда и от кого приняла христианство Великая Моравия:

1) в 863–864 гг. – от византийских миссионеров Константина и Мефодия;

2) в 831 г. – от пассаусского епископа Регинхара (Пассау – город в Баварии);

3) около 880–885 гг. – от Мефодия, крестившего в Велеграде Борживоя, Людмилу и всех мораван.

 

4. Назовите имя главы славянской церкви, назначенного папой Адрианом II:


1) Вихинг;

2) Константин;

3) Мефодий;

4) Горазд;


5. Укажите переводы на славянский язык памятников права и оригинальные литературные произведения, созданные в Великой Моравии:

1) «Житие и мученичество св. Вацлава и св. Людмилы, его бабки»;

2) «Житие Мефодия»;

3) «Хроника» Георгия Амартола;

4) «Закон судный людем»;

5) Кодекс Юстиниана;


 

6. Укажите земли, присоединенные к Чехии Пржемыслом II:


1) Силезия;

2) Австрия;

3) Бавария;

4) Крайна;

5) Малая Польша;

6) Каринтия;

7) Штирия;

8) Словакия.

 


7. Расположите в хронологической последовательности оформление в Чехии следующих законодательных актов:

1) «Маестас Каролина»;

2) «Кутногорское право»;

3) Золотая булла сицилийская;

4) «Закон сеньората Бржетислава I»;

5) «Золотая булла» Карла IV;

6) «Статуты Конрада Оты»;

7) Жалованная грамота, подписанная Иоганном Люксембургским при вступлении на престол.

8. Соотнесите даты с военными столкновениями:


а) битва у Хлумца;

б) битва у Сухих Крут;

в) битва у Липан;

г) битва под г. Домажлице;

д) Белогорская битва.

1) 14 августа 1431 г.;

2) 8 ноября 1620 г.;

3) 1126 г.;

4) 26 августа 1278 г.;

5) 30 мая 1434 г.


 

9. Назовите имя чешского короля, погибшего в битве при Креси:

1) Пржемысл II Отакар;

2) Иоганн Люксембургский;

3) Вацлав II.

 

10.  Расположите в хронологической последовательности годы правления чешских королей:


1) Карл I (IV);

2) Пржемысл I Отакар;

3) Вацлав III;

4) Иоганн Люксембург

5) Вацлав II;

6) Сигизмунд Люксембург;

7) Вацлав I;

8) Пржемысл II Отакар.


11.  Назовите идейных предшественников Яна Гуса:


1) Иероним Пражский;

2) Конрад Вальдхаузер;

3) Ян из Рокициан;

4) Матвей из Янова;

5) Ольдржих из Рожмберка;

6) Джон Виклеф;

7) Ян Милич;

8) Мартинек Гуска.



12.  Укажите время формирования основных лагерей в гуситском движении:

1) до гибели Яна Гуса;

2) после гибели Яна Гуса;

3) после восстания в Праге в 1419 г.;

4) после Крестовых войн.

13.   Расположите события в хронологической последовательности и укажите рядом верные даты:


а) битва на Витковой горе;

б) восстание в Праге;

в) третий крестовый поход;

г) гибель Яна Жижки;

д) принятие «Четырех Пражских статей»;

е) поражение таборитов у Липан;

ж) второй крестовый поход;

з) избрание Прокопа Голого главным гетманом таборитов;

 

1) 14 августа 1431 г.;

2) 1424 г.;

3) 1427 г.;

4) июнь 1421 г.;

5) 1426 г.;

6) 1421 г.;

7) август 1421 г.;

8) 1426 г.;

9) 14 июля 1420;

10) 1419 г.;

11) 30 мая 1434 г.;

 


14.  Расположите в хронологической последовательности, назовите дату принятия следующих политико-правовых актов:

а) «Четыре пражские статьи»;

б) «Кутногорский декрет»;

в) «Базельские компактаты»;

г) военный устав Яна Жижки.

 

15.  Укажите, какому правителю наследовал Иржи из Подебрад в 1458 г.:

1) Сигизмунду Люксембургскому;

2) Вацлаву IV;

3) Ладиславу Габсбургу (Погробовку).

16.  Укажите, с чьим избранием на трон заканчивается гуситский период чешской истории:

1) Иржи из Подебрад;

2) Владислава II Ягеллона;

3) Сигизмунда I Люксембургского;

4) Фердинанда I Габсбурга.


 

17.  Назовите имя и годы правления чешского короля, погибшего в битве у Могача:


а) Людовик Ягеллон;

б) Владислав II Ягеллон;

в) Фердинанд I Габсбург;

1) 1471–1516 гг.;

2) 1526–1564 гг.;

3) 1516–1536 гг.


 

18.  Укажите, когда была основана Община Чешских братьев, и кто был ее духовным отцом:


а) Томаш из Штитного;

б) Ян Амос Коменский;

в) Петр Хельчицкий.

1) 20–30-е гг. XVI в.

2) 1453 г.;

3) 1490 г.


19.  Назовите условия «Избирательных капитуляций» Фердинанда I  Габсбурга:

а) коронация наследника при жизни самого Фердинанда I;

б) обязательство не лишать никого занимаемых должностей;

в) увеличение налогов;

г) обязательство не использовать иностранных советников в чешских делах;

д) обязательство не назначать наследника престола при жизни самого Фердинанда I;

е) не признавать прежние компетенции Чешской канцелярии;

ж) признание религиозной свободы;

з) выплата земских и старых королевских долгов;

и) не иметь резиденцию в Праге.

20.  Укажите время возникновения первого открытого конфликта чешских сословий с Габсбургами, завершившегося «Кровавым сеймом»:


1) 1618–1620 гг.;

2) 1527–1528 гг.;

3) 1546–1547 гг.;

4) 1526 г.


21.  Укажите, кто из Габсбургов и когда утвердил «Чешскую конфессию»:


а) Максимилиан II Габсбург;

б) Матиас Габсбург;

в) Рудольф Габсбург;

г) Фердинанд I Габсбург;

1) 1526–1564 гг.;

2) 1611–1619 гг.;

3) 1576–1611 гг.;

4) 1564–1576 г.



 

22.  Расположите в хронологической последовательности события чешского сословного восстания 1618–1620 гг.:

1) избрание директории;

2) съезд протестантских сословий;

3) «Дефенстрация» королевских наместников, означающая объявление войны;

4) избрание на чешский престол Фридриха Пфальцского;

5) арест членов директории;

6) сражение у Белой Горы;

7) издание «Апологии» и распространение ее по землям Габсбургской монархии.

 

23.  Укажите дату начала Тридцатилетней войны и название мира, завершившего ее:


а) Парижский мир;

б) Вестфальский мир;

в) Карловацкий мир;

г) Альтмаркский мир.

1) 1648 г.;

2) 1609 г.;

3) 1618 г.;

4) 1629 г.


24.  Назовите земли потерянные Чешским королевством в результате Тридцатилетней войны:


1) Моравия;

2) Словакия;

3) Лужицы;

4) Силезия


25.  Соотнесите имена чешских королей с годами их правления, расположив в хронологическом порядке:


а) Фердинанд I Габсбург;

б) Максимилиан II Габсбург;

в) Рудольф II Габсбург;

г) Матиас Габсбург;

д) Фридрих Пфальцский.

1657–1705 гг.;

1) 1564–1576 гг.;

2) 1526–1564 гг.;

3) 1619–1620 гг.;

4) 1576–1612 гг.;

5) 1471–1526 гг.;

6) 1612–1619 гг.


 

26.  Назовите имя монарха, принявшего следующие законодательные акты:

а) Патент о веротерпимости 1781 г.;

б) Патент об отмене личной зависимости крестьян 1781 г.

 


1) Иосиф I;

2) Мария Терезия;

3) Карл VI;

4) Фердинанд III;

5) Леопольд II;

6) Иосиф II.



 

27.  Установите соответствие документов, характеризующих внутреннюю политику Габсбургов в Чехии XVII – первой четверти XVIII в., c датой их принятия:

а) патент о переходе всех шляхтичей в католическую веру;

б) патент о запрете подачи петиций и жалоб крестьянами;

в) «Обновленное земское устройство»;

г) патент, устанавливающий 3-дневную барщину в течение года и ежедневную в период жатвы и сенокоса;

д) «Прагматическая санкция».

 


1) 1713 г.;

2) 1627 г.;

3) 1680 г.;

4) 1679 г.;

5) 1705 г.;

6) 1645 г.;

7) 1627 г.;

8) 1680 г.


28.  Назовите имена правителей, с которыми связаны реформы «просвещенного абсолютизма» в Австрийской монархии:


1) Карл VI;

2) Мария Терезия;

3) Франц II;

4) Иосиф I;

5) Леопольд II;

6) Иосиф I.


29.  Соотнесите имена императоров с годами их правления:


а) Леопольд II;

б) Мария Терезия;

в) Иосиф II;

1) 1740–1780 гг.;

2) 1780–1790 гг.;

3) 1790–1792 гг.


30.  Укажите, кого относят к числу чешских «будителей»:


1) Яна Амоса Коменского;

2) Франтишка Пелцла;

3) Матея Крамериуса;

4) Яна Коллара;

5) Богуслава Бальбина;

6) Франтишка Прохаску;

7) Йозефа Добровского;

8) Йозефа Юнгмана.


31.  Объясните, что такое австрославизм:

1) идея объединения всех славянских народов;

2) теория о превосходстве славян над другими народами;

3) идея равноправия славян и немцев в Австрийской империи и создания федерации равноправных единиц в рамках монархии Габсбургов;

4) особое религиозное течение в христианстве.


32.  Расположите в хронологической последовательности события революции 1848–1849 гг. в чешских землях:

1) славянский съезд;

2) выработка и вручение петиции чешской депутации;

3) образование Национального комитета;

4) революция 13 марта 1848 г. в Вене;

5) восстание в Праге;

6) Кромержижский сейм и его роспуск;

7) создание революционного комитета в Праге;

8) арест руководителей и подавление восстания.

33.  Укажите имена правителей, объединявших польские земли:


1) Конрад Мазовецкий;      

2) Владислав Ягайло;

3) Пшемысл II;          

4) Генрих Бородатый;

5) Владислав Локетек;      

6) Лешек Черный;

7) Болеслав V Стыдливый;        

8) Казимир III Велики



34.  Соотнесите имена князей с годами их правления:


а) Болеслав III Кривоустый;

б) Казимир I Восстановитель;

в) Мешко II;

г) Владислав I Герман;

д) Мешко I;

е) Болеслав I Храбрый;

1) около 960–992 гг.;

2) 1081–1102 гг.;

3) 1102–1138 гг.;

4) 1034–1058 гг.;

5) 992–1025 гг.;

6) 1025–1034 гг.


35.  Укажите предпосылки объединения польских земель (конец XIII в.):

1) новая, более дальновидная политика польских князей;

2) превращение рыцарства в надудельную силу;

3) потребность феодалов в сильной княжеской власти;

4) заинтересованность можновладства в единой монархии;

5) стремление духовенства к централизации;

заинтересованность городов в едином государстве;

36.  Укажите форму государственного устройства Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791 г.:


1) Абсолютная монархия;

2) Конституционная монархия;

3) Шляхетская демократия;

4) Магнатская олигархия;

5) Сословно-представительная монархия.

 


 

37.  Укажите даты следующих событий:


а) Коронация Владислава Локетка;

б) Присоединение Польшей Галицкой Руси;

в) Принятие «Статутов Казимира III»;

г) Издание Кошицкого привилея;

 

1) 1344 гг.;

2) 1347 гг.;

3) 1320 гг.;

4) 1340-е гг.;

5) 1382 гг.;

6) 1410 гг.;

7) 1385 гг.


д) Кревская уния;

е) Грюнвальдская битва;

ж) Смерть Анжуйского.

 


38.  Укажите, как назывались в правовой терминологии Польши XIII– ХV вв.:


а) полнонадельные крестьяне;

б) крестьяне, имеющие меньше четверти лана земли или не имеющие ее;

в) разорившиеся крестьяне;

г) организаторы поселения на немецком праве;

 

1) солтысы;

2) «люзные люди»;

3) загродники, халупники,

коморники;

4) влодыки;

5) бегарды;

6) кметы.


39.  Соотнесите имена польских королей с годами их правления, расположив в хронологической последовательности:


а) Сигизмунд I Старый;

б) Владислав II Ягайло;

в) Ян Ольбрахт;

г) Казимир IV Ягеллончик;

д) Владислав III Варненьчик;

е) Сигизмунд II Август;

ж) Александр;

1) 1501–1506 гг.;

2) 1447–1492 гг.;

3) 1548–1572 гг.;

4) 1386–1434 гг.;

5) 1506–1548 гг.;

6) 1434–1444 гг.;

7) 1492–1501 гг.


 

40.  Соотнесите термины с социально-политическими процессами:


а) шляхетское движение за государственные реформы XVI в.;

б) идеология, образ жизни, система ценностей, культура шляхты в XVII–XVIII вв.;

в) инвентаризация королевских земельных владений в целях увеличения доходов казны.

 

1) реформация;

2) гуманизм

3) движение антитринитариев;

4) люстрация;

5) сарматизм;

6) абсолютизм;

7) экзекуционистское движение



 

41.  Соотнесите войны Польского королевства и Речи Посполитой с их результатами и мирными договорами:


 

а) Тринадцатилетняя война

Польши и Ордена;

б) Польско-шведская война;

в) Ливонская война;

г) Смоленская война;

 

1) Андрусовское перемирие;

2) присоединение Ливонии;

3) Ям-Запольское перемирие;

4) переход к России Смоленска, Левобережной Украины, Киева;

5) заключение Оливского мира;

6) отказ Сигизмунда III от шведской короны.


42.  Соотнесите процессы и события с периодом правления:

а) из 14 созванных сеймов сорвано 13;

б) принятие сеймом «Кардинальных прав»;

в) Карла XII в Речь Посполитую;

г) ограничение применения «либерум вето»;

д) на престол Лещинского;

е) создание «конференции» короля и министров;

ж) возвращение Августа II в Польшу;

з) создание Барской конфедерации;

и) назначение на канцлером А. Замойского;

к) вступление Речи Посполитой в Северную войну;

л) создание конфедераций в Слуцке и в Торуне.


1) Август II и Август III

2) Станислав Август Понятовский.



 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Реферат является самостоятельно выполненной работой, имеющей внутреннее единство и свидетельствующей о личном вкладе автора. Он должен иметь четкий план, логически построенную структуру, включающие обязательные блоки: введение, главы, заключение, библиографический список.

В разделе «Введение» дается обоснование круга вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении по научной проблематике, связанной с темой, обосновывается ее актуальность, показывается необходимость проведения исследований по данной теме для решения конкретной проблемы (задачи).

Основная часть материала излагается в главах, в которых приводятся: аналитический обзор литературы и источников по теме, развернутое обоснование выбора направления исследований и изложение общей концепции работы; анализ конкретных вопросов по избранной теме.

В конце каждой главы рекомендуется коротко сформулировать основные выводы, которые дают ответы на вопросы, поставленные во введении.

Раздел «Заключение», как правило, должен содержать краткое изложение сущности результатов и выводов по проделанной работе, перспективы дальнейшего развития данного проблемного направления.

По тексту работы обязательно должны быть расставлены ссылки на использованные источники и литературу. Примерный объем доклада должен составлять до 20 страниц.

 

В качестве главных задач, поставленных перед студентом при написании рефератов, выделяются следующие:

· закрепление и углубление теоретических и практических знаний и применение их для решения конкретных задач;

· знакомство с методологией и методами проведения исторических исследований;

· приобретение навыков работы с различными типами письменных источников, освоение принципов их научного анализа и обобщения, внешней и внутренней критики, методов извлечения, осмысления, использования возможно полной и объективной информации, содержащейся в них;

· формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных и практических задач;

· формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и направленности на практическое освоение результатов научной деятельности;

· выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы (в том числе научной) в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры, и его соответствия современному уровню ведения научного исследования.

 

В результате написания реферативной работы студент должен уметь:

1. Самостоятельно работать с источниками и литературой.

2. Формулировать цель, задачи работы, выводы, обосновывать актуальность выбранной темы, структуру работы.

3. Делать научно обоснованные выводы на основании изученного материала.

4. Владеть методами ведения исследования.

5. Четко и последовательно излагать свои мысли в письменном виде, пользоваться научной терминологией.

6. Оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.

 

Рефераты должны выполняться строго в соответствии с требованиями, изложенными в «Положении об организации подготовки и защиты курсовой работы, итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени в Белорусском государственном университете» (2014 г.).

Критерии оценки реферата:

· Актуальность содержания.

· Глубина и полнота анализа проблемы.

· Информационная насыщенность, новизна и оригинальность изложения.

· Простота и доходчивость изложения.

· Структурная организованность, логичность изложения.

· Грамматическая и орфографическая правильность.

· Убедительность, аргументированность, практическая значимость выводов.

· Опора при написании на источники.

Тематика рефератов:

1. Великая Моравия в IX – XI вв.

2. Возникновение славянской письменности.

3. Образование Чешского государства.

4. Принятие христианства в Чехии.

5. Чешская история в изложении Козьмы Пражского.

6. Держава Пшемысловичей в X – XII вв.

7. Династия Люксембургов на чешском троне.

8. Чехия в период правления Карла I (IV).

9. Жизнь и деятельность Яна Гуса.

10. Гуситские войны.

11. Восстание в Праге 1547 г. и «кровавый сейм».

12. «Чешские братья» и их деятельность.

13. Восстание чешских сословий 1618 – 1620 гг. и Белогорская битва.

14. Изучение «славянских древностей» в Чехии.

15. Революция 1848 – 1849 гг. в чешских землях.    

16. Экономический подъем в Чехии в конце XVIII – перв. половине XIX вв.

17. Образование Польского государства.

18. Принятие христианства в Польше.

19. Древняя Польша и Киевская Русь в X – XII вв.

20. Польша в период удельной раздробленности.

21. Польша и Тевтонский орден в XIII – XV вв.

22. Грюнвальдская битва и Торуньский мир 1411 г.

23. Политическое развитие Польского государства в X – XII вв.

24. Конрад Валленрод в поэзии и в истории.

25. Владислав Локетек и объединение Польши.

26. Польско-венгерская уния и ее значение.

27. Борьба Польши за Поморье в XI – XIV вв.

28. Ян Длугош и его «Анналы».

29. Реформация в Польше.

30. Тринадцатилетняя война Польши и Ордена. Торуньский мир 1466 г.

31. Польша и Пруссия в конце XV – начале XVI вв.

32. От Крево до Люблина.

33. Образование Речи Посполитой.

34. Великая война Польши и ВКЛ с Орденом (1409 – 1411).

35. Польша и Прусское герцогство в XVI – XVII вв.

36. Польша и этнополитичесая эволюция Пруссии.

37. Речь Посполитая и Россия в Ливонской войне.

38. Формирование сословных привилегий польской шляхты в XV – XVI вв.

39. Политический строй Речи Посполитой в XVII в.

40. Польская историография XVI в.

41. Короли Речи Посполитой в борьбе за московский трон.

42. История Польши в произведениях Г. Сенкевича.

43. Шведские короли на троне Речи Посполитой.

44. Речь и Посполитая и Турция в XVII в.

45. Война России и Речи Посполитой в 1654 – 1667 гг.

46. «Вечный» мир России и Речи Посполитой 1686 г. и его международное значение.

47. Дипломатические отношения России и Речи Посполитой в период Северной войны.

48. Россия и Речь Посполитая во второй четверти XVIII в.

49. Государственные реформы в Речи Посполитой во вт. половине XVIII в.

50. Конституция 3 мая 1791 г. в контексте европейской политики.

51. Польское восстание 1830 – 1831 гг.

52. Польские легионы под знаменами Наполеона.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...