Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Польские земли в Новое время

Польские земли в политических планах Наполеона. Планы восстановления независимости Речи Посполитой возникли на рубеже XVIII–XIX вв. в среде патриотической шляхты. Часть поляков во главе с А. Чарторыйским ориентировалась на Александра I. Однако большинство рассчитывало на Францию, надеясь, что она, разгромив Пруссию, Австрию и Россию, поможет восстановлению Польши. В 1797 г. в Италии стали формироваться польские легионы во главе с генералом Г. Домбровским, которые сражались в наполеоновских войнах и сыграли героическую роль в будущей судьбе Польши. Разгромив Пруссию и русские войска под Фридландом, Наполеон заключил с Россией Тильзитский договор (1807 г.). По его условиям польские земли, принадлежавшие Пруссии, подверглись переделу. На землях Центральной Польши с Варшавой, части Великой Польши с Познанью было образовано герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Возглавлял его назначенный Наполеоном саксонский король Фридрих Август. Разгромив Австрию (1809 г.), Наполеон присоединил к герцогству Малую Польшу. В Варшавском герцогстве был введен французский гражданский кодекс, отменена личная зависимость крестьян. В условиях обострения противоречий Франции с Россией герцогство превращалось в форпост Наполеона на востоке. После поражения наполеоновских войск в войне с Россией (1812 г.) встал вопрос об изменении ситуации в пользу победившей стороны.

Венский конгресс и образование Царства Польского. «Польский вопрос» российская дипломатия, преодолевая сопротивление Франции, Англии, Пруссии и Австрии, решила на Венском конгрессе (1814–1815 гг.), где состоялся очередной передел польских земель. Большая часть Варшавского герцогства вошла в состав Российской империи как Царство (Королевство) Польское. Часть была отдана Пруссии и получила название Герцогства Познанского. Часть Малой Польши была возвращена Австрии. Краков и прилегающие территории образовали Краковскую республику под контролем монархий, разделивших Польшу. Царство Польское получило некоторую политическую и национальную автономию, закрепленную Конституцией 1815 г. Согласно Конституции, исполнительная власть принадлежала российскому императору, который одновременно являлся и польским королем. Законодательная власть была разделена между сеймом и королем. Высшим правительственным органом был Государственный совет, а управление осуществлял назначенный царем наместник. Территория Царства Польского делилась на 8 воеводств, делопроизводство осуществлялось на польском языке, гарантировались свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, право на небольшую армию. Своим польским подданным Александр I предоставил гораздо больше прав, чем российским. Однако либеральная конституция стала нарушаться.

Польское национально-освободительное движение. Восстание 1830–1831 гг. Нарушение Конституции вызвало подъем национального движения. Появились тайные организации. Среди офицеров возникло Патриотическое общество (1821 г.). Его целью было восстановление независимости Польши на основе Конституции 3 мая 1791 г. Подобные цели ставило и конспиративное общество «Заговор подхорунжих» (1829 г.). В 1830 г. его участники подняли восстание в Варшаве и победили. Было образовано временное правительство во главе с Ю. Хлопицким, затем с А. Чарторыйским. Сейм низложил императора Николая I с польского трона (1831 г.), что стало поводом для подавления восстания царскими войсками. Королевство Польское лишилось автономии. Конституция была отменена и введен «Органический статут Царства Польского», ликвидировавший атрибуты польской государственности. Поражение восстания повлекло эмиграцию польской интеллигенции в Европу (Лелевель, Ф. Шопен, А. Мицкевич, А. Чарторыйский). Эмиграция, названная «великой», группировалась в Париже, в резиденции А. Чарторыйского – отеле «Ламбер». Ее программа была направлена на восстановление независимости Речи Посполитой в границах 1772 г.

Краковское восстание. Краковская республика под контролем Австрии, Пруссии и России, расположенная на путях транзитной торговли, была экономическим центром, где сильные позиции заняла торговая буржуазия. Краков являлся единственным центром, где польский язык был государственным, функционировал сейм, национальный университет. В то же время галицийская деревня была регионом отсталости и противоречий между крестьянами и помещиками. После подавления восстания 1830–1831 гг. в «вольном городе» Кракове была введена конституция, согласно которой избрание президента зависело от держав-покровительниц, а сейм собирался лишь раз в три года. В 1846 г. в Кракове началось восстание. Было образовано Национальное правительство, которое объявило об уничтожении крепостного права. Крестьяне захватывали помещичьи земли и громили имения. В Краков вступили австрийские, прусские и российские войска. Краковская республика была ликвидирована, ее территория включена в состав Австрии.

Восстание 1863–1864 гг. В польском национальном движении выделялись два направления: «белые» (сторонники восстановления независимости Польши путем компромисса с Россией) и «красные» (сторонники вооруженного восстания). Для его подготовки был создан Центральный национальный комитет. В январе 1863 г. он издал Манифест, провозглашавший независимость Речи Посполитой (в границах 1772 г.) и передававший крестьянам в собственность землю, находившуюся в их пользовании. Он стал началом восстания, руководил которым Национальный комитет. Восстание распалось на разрозненные действия партизанских отрядов. Летом 1863 г. восстание, охватило польские, литовские, белорусские, украинские территории где создавались местные органы управления. К осени соотношение сил изменилось в пользу российских войск. В октябре 1863 г. диктатором восстания стал генерал Р. Траугут. Он предпринял попытку объединить партизанские действия и создать подобие регулярной армии, но она закончилась провалом. К весне 1864 г. восстание было подавлен.

Аграрная реформа 1864 г. в Царстве Польском. Национально-освободительное движение в Царстве Польском вынудило российское правительство осуществить преобразования, сформулированные в программе повстанцев. В 1864 г. в Царстве польском была проведена аграрная реформа, при этом условия освобождения крестьян отличались от российской реформы 1861 г. в лучшую сторону. Польские крестьяне стали собственниками земли, находившейся в их пользовании, были освобождены от власти помещика и повинностей без выкупа. Они получили право выбирать и быть избранными в волостное самоуправление. Часть безземельных крестьян получила в собственность небольшие участки. Эти меры содействовали прогрессу не только в сельском хозяйстве, но в экономике в целом. Они ускорили вовлечение польских земель в общероссийский рынок. Реформа вызвала изменения социальной структуры, способствовала формированию национальной буржуазии и рабочих.

Экономическое развитие польских земель в составе России, Германии и Австрии (конец XIX – начало XX вв.). Экономическое развитие в этот период определялось развитием рыночных отношений. В последней трети XIX в. в польских землях начинается процесс индустриализации, интенсивность которого не была однородной. Особенностью этого процесса было то, что развитие промышленности ориентировалось на внутренние и внешние рынки метрополий, поскольку общенационального рынка не существовало. В конце XIX в. завершился процесс региональной специализации. Познанщина и Поморье стали развитыми областями сельского хозяйства. В Прусской Силезии развивалась металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность. На польских землях в составе России сельское хозяйство развивалось медленно, в то же время быстро шло развитие крупной промышленности. В Царстве Польском в текстильной и металлургической промышленности преобладало фабрично-заводское производство. Галиция принадлежала к промышленно отсталым провинциям Австро-Венгрии. Промышленный переворот происходил здесь крайне медленно. Развитие промышленности ограничивала и политика Вены, видевшей в Галиции поставщика сырья для империи. Однако в целом польская экономика второй половины XIX – начала XX в. развивалась успешно.

Возникновение политических организаций и партий. Формирование новых социальных классов (буржуазии и пролетариата) способствовало оживлению польского общественного движения. В 60-70-е годы оно приобрело политический характер. В 1865 г. была создана Польская секция I Интернационала. Сотни поляков принимали участие в Парижской коммуне, а генерал Я. Домбровский был главнокомандующим и погиб на баррикадах. Польскую националистическую программу отражала «Польская Лига», созданная в Швейцарии (1886 г.) и стремившаяся к восстановлению Речи Посполитой «от моря до моря». В 1893 г. она была реорганизована в «Национальную лигу», а в 1897 г.в Национально-демократическую партию в Царстве Польском. В 1904–1905 гг. такие партии возникли и в польских землях Пруссии и Австрии. С конца 70-х гг. возникают социалистические организации: революционная партия «Пролетариат» во главе с Варыньским (1882 г.) в Царстве Польском, «Союз польских рабочих» во главе с Ю. Мархлевским. В 90-х гг. были созданы социалистические партии в немецкой, австрийской и российской частях польских земель. Они выступали в защиту прав рабочих, считали социализм конечной целью борьбы, но различались подходом к решению национального вопроса. В Галиции возникла партия, выражающая интересы крестьянства – «Стронництво людовое», выступавшая за демократические преобразования и национальную независимость (1895 г.).

Революция 1905–1907 гг. в Царстве Польском. Кризис в России распространился и на Царство Польское. Борьба польских рабочих стала частью борьбы против самодержавия во время российской революции (1905–1907 гг.). Три недели в январе–феврале 1905 г. длилась всеобщая стачка. В Варшаве, Лодзи, Радоме она сопровождалась столкновениями с властями. Крупные выступления происходили в Лодзи. После расстрела демонстрации 21 июня улицы покрылись баррикадами. Рабочие Лодзи начали вооруженное восстание, которое стало высшей точкой подъема революционных событий в Царстве Польском. Несмотря на стихийный характер восстания, это была важная веха в развитии революции. В октябре–ноябре Царство Польское охватила всеобщая стачка. В Царстве Польском было введено военное положение. В Белостоке в октябре возник Совет рабочих депутатов. В Домбровском бассейне десять дней существовала «Домбровская республика». С поражением восстания в Москве начался спад революции. Были разгромлены или ушли в подполье социал-демократические организации.

Политическая ситуация в польских землях накануне Первой мировой войны. Революция 1905–1907 гг. выявила политические разногласия в польском обществе. Осенью 1906 г. произошел раскол в ППС на левую и правую фракции. Левые исключили из состава партии Ю. Пилсудского и его сторонников, абсолютизировавших террористические методы борьбы. ППС-левица выступала против самодержавия в союзе с российским рабочим движением. Лозунг восстановления независимой Польской республики был рассчитан на будущее и связывался с победой социалистических революций в России, Германии и Австро-Венгрии. ППС-правица (фракция) главной целью считала восстановление независимости Польши. Сторонники Пилсудского связывали освобождение Польши с помощью Австро-Венгрии в ходе ее войны с Россией, которая стала неизбежной после Боснийского кризиса (1908). Готовясь к боевым действиям, они с помощью Австро-Венгрии создавали военные организации в Галиции, на базе которых в начале первой мировой войны возникли польские легионы. Активную работу вели в Царстве Польском национальные демократы. Они участвовали в выборах в Государственную Думу и возглавляли в ней фракцию (Польское коло). Их целью было предоставление автономии Царству Польскому и возрождение независимой Польши путем уступок со стороны властей. Радикальная партия – СДКПиЛ сближалась с большевистским течением в РСДРП. Однако репрессии, жертвой которых стали ее деятели, и внутрипартийные разногласия суживали сферу ее влияния в Царстве Польском, а в западных польских землях она не имела организационных структур. В предвоенные годы происходил глубокий политический раскол общества, вызванный отсутствием единства взглядов по ряду кардинальных вопросов общественной жизни.

Польская культура в XIX – начале XX в. Развитие польской культуры происходило в сложныхусловиях отсутствиянационального государства. В школах Силезии и Поморья польский язык изучался как иностранный, ограниченная русификация имела место и в Царстве Польском. В то же время польские университеты работали в Кракове и Львове, Торговая академия и Академия изящных искусств в Кракове готовили кадры польской интеллигенции. Польские ученые работали в разных областях естественных наук (химии, медицине, биологии). Выдающийся вклад в развитие ядерной физики внесла Мария Склодовская-Кюри, работавшая за границей и дважды награжденная Нобелевской премией. Активизация общественно-политической жизни на польских землях вызвала подъем гуманитарных наук, в первую очередь истории, которая играла главную роль в формировании национального самосознания. В польской историографии складываются два направления – Краковское и Варшавское, трактовавшие польскую историю с разных позиций. Представители краковской школы (Й. Шуйский, М. Бобжиньский, М. Малиновский) ввели в научный оборот бесценные источники по истории средневековой Польши. Одной из важнейших тем польской историографии были разделы Речи Посполитой, их причины и результаты. В 1886 г. во Львове было образовано «Историческое общество» (1886 г.), которое начало издавать первый исторический журнал «Kwartalnik Нistoryczny». Это издание продолжается по сей день в Варшаве.

Подъем польской культуры был связан с творчеством выдающихся писателей и поэтов (Б. Прус, Э. Ожешко, Г. Сенкевич). Исторические романы Г. Сенкевича («Крестоносцы», «Потоп», «Огнем и мечом», «Пан Володыевский»), отражающие самоотверженную борьбу польского народа с врагами, были призваны поднять поляков на борьбу за освобождение Польши. Творчество Г. Сенкевича связано с распространением романтизма в польской литературе, музыке, живописи. Представители романтизма, разочарованные в трагической действительности, воспевали прошлое Речи Посполитой. Идеализация прошлого присутствует в произведениях А. Мицкевича («Пан Тадеуш», «Дзяды»). Мотив утраты Родины звучит в музыке Ф. Шопена и А. Огинского. Судьба разделенной и порабощенной Польши прослеживается в полотнах Я. Матейки «Прусская дань», «Костюшко под Рацлавицами», «Конституция 3 мая 1791 г.».

 


ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Практические занятия проводятся одновременно и параллельно с чтением лекционного курса, органически связаны с ним и посвящены изучению наиболее крупных, узловых проблем. Это одна из самых активных форм самостоятельной работы студентов над историческими источниками и научной литературой. Практические занятия не только способствуют углублению и закреплению знаний студентов, но и прививают студентам умение критически анализировать исторические источники, воспитывают навыки научного исследования, учат свободно владеть письменной и устной речью, вести научную дискуссию по изучаемому материалу, помогают формировать многие важные профессиональные навыки будущего специалиста. Кроме того, именно эта форма обучения предоставляет преподавателю широкие возможности для индивидуальной работы с каждым студентом.

Вопросы и методические рекомендации к практическим занятиям разработаны в соответствии с программой курса «История западных славян с древнейших времен до 1914 г.» на Кафедре истории южных и западных славян Исторического факультета БГУ в 2017 г. Вся предложенная номенклатура не является обязательной, т.к. по объему она значительно превосходит количество часов, отводимых учебным планом на семинарские занятия.

Предлагая альтернативные варианты практических занятий, авторы руководствовались тем соображением, что на разных факультетах и отделениях (историческом, международном, филологическом, архивно-музейном), где изучается история западных славян, преподаватель предлагает аудитории различную, более соответствующую профилю данного факультета или отделения, тематику. Приводимые планы семинарских занятий - лишь ориентир в осуществлении учебного процесса. Преподаватель может, исходя из конкретных целей и задач, изменять структуру занятия, формулировки и последовательность вопросов, определять проблемы, требующие углубленного изучения и предлагать свои варианты тем.

Формы проведения семинаров могут быть самыми различными, в зависимости от изучаемой проблемы, характера имеющихся источников, степени подготовленности студентов. На практических занятиях практикуется коллективный разбор и комментирование источников, обсуждение отдельных вопросов темы, заранее предложенных преподавателем, заслушивание коротких сообщений и рефератов, подготовленных студентами, коллективное обсуждение наиболее актуальных и спорных проблем, реферирование крупных исторических исследований, составление и проверка конспектов и другие самые разные формы работы. Наиболее сложной и в то же время очень эффективной формой проведения семинаров является подготовка и обсуждение студенческих докладов.

План семинарских занятий, их тематика, основная цель семинара и задачи студентов подробно разъясняются преподавателем уже на первом, вводном занятии. Тогда же преподаватель обращает внимание студентов на основополагающие исследования по каждой теме и комментирует списки рекомендованной литературы. Основной учебной литературой служат: «История южных и западных славян» (2001 г.) и «Хрестоматия по истории южных и западных славян» (1987 г.) [1]. Подготовку к практическому занятию студенту следует начинать с усвоения соответствующих разделов учебника и других учебных пособий, повторения своего конспекта лекций. Это даст студенту общее представление о месте и значении данной проблемы в изучаемом курсе, а также вооружит его необходимым минимумом фактического материала по теме. За этим следует изучение рекомендованных разделов монографий и статей. При оценке исторических событий и фактов студент должен учитывать время, место и условия, в которых они происходили, рассматривать их не изолированно, а в связи с другими фактами, в процессе их развития. Главный и решающий этап подготовки студента к семинару - работа над источниками. При изучении источников необходимо иметь в виду особенности различных их типов: законодательных памятников, официально-документальных и статистических материалов, следственных материалов, хроник, мемуаров, частной и официальной переписки и т.д. В условиях учебной работы студенту не приходится самостоятельно устанавливать дату, автора и место составления документа, определять его подлинность и т.д., то есть заниматься так называемой внешней критикой источника. Все это он получает в готовом виде. Но истолкование, интерпретация содержания документа, сопоставление показаний и свидетельств различных источников, определение степени их объективности, извлечение из источников необходимых исторических фактов и их синтез – это обязанность самого студента, ибо только при этом условии он научится критически работать с источником, получит навыки самостоятельного исследования. В процессе работы над источниками и литературой по изучаемой проблеме студенту рекомендуется делать различного рода выписки и заметки, составлять комбинированную рабочую запись или конспект прочитанного в специальной тетради или на отдельных листках-карточках, которые затем систематизируются и группируются. Полезно при этом составлять хронологические, синхронистические и статистические таблицы, схемы, метрологические заметки, выписывать исторические термины и понятия, библиографические сведения и т.п.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...