Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полабские и поморские славяне

Территория и расселение. Полабо-балтийские славяне – особая группа западнославянских племен, занимавших территории по рекам Лабе (Эльбе) и ее притокам Сале, Траве, Варне до Балтийского моря. Полабы не были автохтонами этого региона. В первые века н. э. здесь жили германские племена. В процессе великого переселения они в III–IV в. переместились на новые земли и во второй половине VI–VII в. здесь расселились славяне, о чем свидетельствует наличие славянской керамики. История полабского и поморского славянства коротка и своеобразна. Это история этносов, не создавших прочных форм политической организации. Термин «полабо-балтийские славяне» указывает на место их проживания – южный берег Балтики и область по те1чению реки Лабы (Эльбы). Этот термин существует сегодня лишь в научной литературе и на исторических картах и обозначает исчезнувшую ветвь западных славян, частью истребленных, частью онемеченных до полной потери этнических особенностей. В середине VIII в. эта группа славян вступает в контакты с немцами и датчанами. Германское и датское летописание дает нам богатый материал для изучения славянской истории. Из немецких памятников следует отметить сочинения аббата Эйнгарда, советника императора Карла Великого, который приводит множество сведений о славянах. ХроникиВидукинда Корвейского, Титмара Мерзебургского, Гельмгольда, Адама Бременского, а также «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» сообщают о месте расселения, полабских и поморских славян, их быте, нравах, отношениях с Германской империей, о миссионерской деятельности среди славянских племен.

Племенные федерации. В середине I тыс. н. э. полабские славяне объединялись в четыре племенных союза:

1. Бодричи (ободриты) занимали южные берега Балтийского моря, междуречье Травы и Варны (район Люксембурга). О происхождении этнонима этого племени высказаны разные мнения. Одни исследователи выводят его из имени родоначальника – Бодра, другие объясняют местом проживания – по Одеру, («об Одер»). Кроме бодричей (племени-гегемона) в это объединение входили вагры, варны, глиняне. Крупными центрами были Зверин (Шверин), Михелинбор (Мекленбург), Ратибор (Рацисбург), Вишемир (Висмар).

2. Лютичи (вильцы, велеты). Название произошло от родового тотема – волка. Кроме самих лютичей (племени-гегемона), в союз входили хижане, черезпеняне (от реки Пены), ратари, доленчане. Главный город – Ретра, район Бранденбурга (Бранибор).

3. Лужицкие сербы, лужичане, объединявшие ряд племен: дечане, мильчане, гломачи и др. В районе их расселения во время разлива Лабы образовывались затоки или лужи, от которых и произошло название группы племен. Сербо-лужицкий регион лежал на границе с Чехией и делился на Верхнюю и Нижнюю Лужицы.

4. Территория, занятая поморскими племенами, простиралась по берегу Балтийского моря до низовьев Вислы. Поморяне принадлежали к общей с поляками языковой группе (ляшской). Большие межплеменные союзы у полабских славян возникали как реакция на военную опасность, исходящую от соседей славян – франков и саксов на западе, датчан на северо-западе.

Хозяйство и общественная структура. Территория расселения полабских и балтийских славян представляла обширную равнину с множеством лесов, рек, озер, морских заливов. Это был богатый и плодородный край, его население занималось земледелием, ремеслами, рыболовством. Здесь процветали города, их жители вели морскую торговлю в акватории Балтийского моря. Этому способствовало их удобное географическое расположение – морской берег, богатый гаванями. Торговля велась и с западом, и с востоком. Среди кораблей, прибывавших в балтийские гавани, упоминаются и русские. Связи с востоком подтверждают арабские монеты VIII–X вв., найденные на землях поморских славян. Варяжские дружины, которые занимались как торговлей, так и грабежом, состояли не только из норманов, но и из балтийских славян. В историографии высказано предположение о том, что легендарный Рюрик со своими братьями принадлежал к ним. Общество полабо-балтийских славян разделялось на знатных и простых, причем знать была самостоятельным аристократическим слоем, а не вассальным по отношению к князю. Князья не имели власти над родовой знатью и были лишь военными предводителями. Родовая знать и племенные старейшины составляли совет при князе. Каждое племя было союзом волостей (племенных территорий), называвшихся «жупами» и управлявшихся жупанами. Центром жупы был укрепленный град. Грады были местом обороны от врага, здесь происходили общие собрания, здесь же находились центры языческого культа, дворы князя или жупана.

Военная организация. Самые ранние известия о полабо-балтийских славянах представляют их народом крайне воинственным. Их первые военные столкновения происходили с датчанами. «Дания, состоящая из островов, окруженная водами, не может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов (славянам) необыкновенно удобно скрываться. Выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары. Вообще же славяне на войне многого добиваются своими засадами, и потому разбойничья деятельность между ними так усилилась, что пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам, надеясь на свои корабли как на единственное средство обогащения. Они не заботятся о постройке домов и обычно сплетают себе избушки из хвороста, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Едва раздастся клич военной тревоги, они поскорее соберут весь хлеб, спрячут его вместе с золотом и всеми драгоценностями в ямы, уведут жен и детей в надежные убежища, а не то в леса – и не остается на расхищение неприятеля ничего, кроме изб, о которых они не жалеют нисколько. На нападения датчан они не обращают внимания и даже считают особым удовольствием биться с ними» – сообщает датский хронист Гельмгольд. С VIII в. славяне совершали грабительские нападения и на Британию. В войнах они приобрели физическую выносливость и высокую военную дисциплину. Саксы, самые сильные воинственные из германцев, удивлялись их неприхотливости. Видукинд, монах Корвейского монастыря, в X в. отмечал: «Эти славяне – народ крепкий и выносливый, привычный ко всякому труду и самому скудному образу жизни, и что нашим приходится в тягость, то славянам кажется роскошью».

Политическое устройство. Политическая история полабского и балтийского славянства коротка и своеобразна. Это история этносов, не создавших прочных форм политической организации. Лютичи, гломачи, бодричи так и не смогли подняться выше племенных княжений или федераций племен. В своем политическом развитии полабо-балтийские славяне имели заметные различия. Лютичи объединялись в союз племен под властью великого князя. Во главе каждого племени стоял свой князь, подчиненный великому. Великокняжеский престол переходил по наследству, от отца к сыну. Однако выше великокняжеской власти стояло общее вече всех племен, которое избирало великих князей. Если великий князь правил вопреки обычаям, его лишали власти. Великокняжеская власть ограничивалась также племенными князьями. При такой организации каждое племя являлось государством, в котором князь подчинялся вечу. На вече большую роль играли старейшины – главы богатых и знатных родов. Слишком ограниченная вечем великокняжеская власть делала общественную структуру по существу безвластной, и уже в IX в. стал проявляться антагонизм великого князя и веча. Лютичи в X–XI вв. перешли от монархического правления к республиканскому. Управление находилось в ведении общего веча союзных племен. Лютицкое государство представляло федерацию, объединенную не военной или политической властью, а языческим культом бога Сварожича, и по существу, имело теократический характер. Внутренняя борьба между племенами привела лютицкое государство к падению. Объединение бодричей было союзом племен во главе с великим князем, при том наследственным. Веча здесь собирались лишь в экстремальных ситуациях. Таким образом, общие черты политической организации бодричей сходны с союзом лютичей, но были и существенные отличия. В середине VIII в. бодричи заключили соглашение с франками, и этот союз привел к усилению княжеской власти и в политическом, и в военном смысле. Франкская монархия, нуждаясь в союзниках, поддерживала бодрицких князей. Однако во время правления Людовика Благочестивого (778–840 гг.) оказалось, что усилившиеся князья бодричей могут стать опасными соседями. Тогда Франкская империя стала поддерживать бодрицкую знать и вече в борьбе против великого князя.

Немецкие соседи следили за бодричами, не допуская их чрезмерного усиления, и в IX в. с помощью немцев великокняжеская власть у бодричей пала. Государство распалось на мелкие княжества под властью местных князей, враждующих друг с другом. Стремясь укрепиться на великокняжеском престоле, князья нередко прибегали к помощи саксонских герцогов. За поддержку князья были вынуждены делить с ними власть. Время от времени бодричи брались за оружие, изгоняли продажных князей и немецких миссионеров и садили на престол своих кандидатов. Характер Бодрицкого государства менялся в зависимости от того, какая из сторон брала верх. Когда побеждали саксонские кандидаты, вече теряло свои полномочия. Но как только насильно навязанных князей изгоняли, избранные бодричами князья подчинялись власти веча. Борьба двух тенденций политического развития – монархической (княжеской), и демократической (вечевой, аристократической), продолжавшаяся в течение несколько столетий, подточила бодрицкую державу. В XII в. Бодрицкое княжество распалось на несколько частей, исчезнувших под ударами немецких войск и толпы колонистов.

Политичесая структура Поморья. Поморье представляло особый исторический и этнический регион. Он занимал территорию вдоль южного берега Балтийского моря и разделялся на Восточное (Гданьск) и Западное (Щецин, Волин, Колобжег) Поморье (граница шла по р. Лабе (Эльбе). В основе этого деления лежал не только географический принцип, но и особенности политической структуры обеих частей. Как Восточное, так и Западное Поморье являлось переходной ступенью между племенной федерацией и монархией. Обе части Поморья состояли из отдельных земель. Часть земель управлялась князьями, часть была республиками. Полномочия великого князя Поморья были ограничены. В Западном Поморье власть принадлежала аристократическому сейму всех племен, которому подчинялись племенные веча. В Восточном Поморье общего сейма не было. Это республиканское устройство было формой существования городов-республик (Волин, Щецин). Выгодно расположенные на торговых путях, обустроенные удобными гаванями и портами, эти города росли и процветали с IX в. Они славились ремеслами (обработкой дерева, кожи, янтаря). Торгуя пушниной, рыбой, зерном, поморяне были конкурентами немецких и датских купцов на Балтике и имели сильный флот. Богатство поморских городов привлекало соседей – германских, датских и польских правителей. Они вместе с немецкими миссионерами вмешивались в жизнь Поморья и опустошали эти богатые земли.

Поморье между Германий и Польшей. Восточнопоморские земли с портовыми городами Гданьском и Гдыней в течение столетий были объектом военных конфликтов между Польшей, Данией, Священной Римской империей. Неоднократно Гданьское Поморье входило в состав Польского государства (960, 997, 1113 гг.). Князь Болеслав III Кривоустый (1102–1138 гг.) захватил Щецин и о-в Рюген (1121 г.). Восточнопоморские князья подчинились ему как верховному сюзерену. Акт завоевания был частью плана интеграции поморских земель в державу Пястов. С этой целью Болеслав с помощью бамбергского епископа Оттона начал активную христианизацию. Было учреждено Поморское епископство в Волине (1128 г.). Однако в 1308 г. Гданьск и все Поморье было захвачено Тевтонским орденом. Этот регион имел ключевое значение для геополитического положения соседствующих стран (Польши, Дании, Бранденбурга, Священной Римской империи), поэтому борьба за него продолжалась в течение столетий. После Тринадцатилетней войны с Орденом (1454–1466 гг.) по второму Торуньскому миру (1466 г.) Польша вернула Гданьское Поморье. Оно получило название «Королевской Пруссии» и стало провинцией Польши с широкой автономией. С этого времени Польша развернула через Гданьский порт активную торговлю и укрепилась на Балтике. Однако ненадолго. Прусское королевство, инициировавшее разделы Речи Посполитой (1768, 1792, 1795 гг.), снова захватило Гданьск и все восточнопоморские территории. Во время Второй мировой войны они были захвачены Германией, а в 1945 г. вошли в состав Польши.

Сходной была судьба и Западного Поморья, которое также испытывало давление со стороны датских, саксонских, бранденбургских князей. Его стремились подчинить и польские правители. Князь Мешко I (935–992 гг.), подчинив Восточное Поморье (963 г.), пытался захватить и Западную часть, но был разбит императором. Это вынудило Мешко I пойти на соглашение с императором, что позволило присоединить Западное Поморье. Однако князь был вынужден согласиться на выплату императору дани с Западного Поморья и отдать в заложники сына Болеслава (973 г.). По существу, польская экспансия в поморские земли стала причиной установления вассальной зависимости Польши. Во время раздробленности Западное Поморье обособилось от Польши, там утвердилась местная династия, а в середине XI в. оно вошло в состав Священной Римской империи. Попытки польских князей (Болеслава II, Владислава I Германа) вернуть эти территории закончились крахом, но Болеслав III Кривоустый сумел захватить Щецин и о-в Рюген (1121 г.). Западнопоморские князья подчинились польскому королю. Однако польское влияние в Западном Поморье не было прочным. Ему угрожали немецкие княжества – Бранденбург, Саксония, Мейсен и Магдебургское архиепископство. Под их давлением князь Вратислав (ум. 1164 г.) признал императора своим сюзереном и выступил против Польши (1127 г.). В результате военных действий восточная часть Западнопоморского княжества отошла к Польше, а земли за Одером и о-в Рюген – к Дании (1135 г.). При отсутствии сильной княжеской власти на Поморье и в условиях начавшейся раздробленности в Польше Западное Поморье перешло под власть Священной Римской империи и превратилось в вассальное герцогство (1181 г.). Оно подверглось германизации и стало называться Померанией.

Язычество. Своеобразной стороной жизни балтийских и полабских славян была развитая языческая религия. Ее основу составляло общее для всех славян поклонение силам и явлениям природы. Но в то время, как у других славян язычество рано уступило место христианству и не успело создать свою мифологию, оформить культ, выделить жречество в особую общественную прослойку, полабские и балтийские славяне долго оставались язычниками и при этом испытывали влияние язычников-германцев, особенно скандинавов. Большую роль в жизни славян Полабья и Поморья играло жречество. Жрецы владели огромными богатствами, которые складывались из приношений верующих и захваченной в походах добычи. Они были участниками вечевых собраний. Жрецы занимались гаданиями и прорицаниями (без гаданий не предпринимались никакие важные дела), совершали обряды и жертвоприношения, назначали языческие празднества и руководили их проведением. Гипертрофированная роль жрецов отчасти объясняется тем, что поморские славяне участвовали в военных походах викингов, причем в походы уходило главным образом мужское политически активное население. В этих условиях жреческая знать приобретала самостоятельность и политическую власть, защищая языческую идеологию. Эти обстоятельства тормозили общественный прогресс и определили фанатичное сопротивление распространению христианства. Идолопоклонство было объединяющим идеологическим фактором в борьбе с немецкой экспансией. В условиях борьбы с насильственной христианизацией славяне, поклоняясь языческим богам, видели в них защитников и приносили жертвы. В истории борьбы с германцами полабские и балтийские славяне проявили крайнюю привязанность к язычеству и не поддавались распространению христианства. Во многом это объяснялось теми способами, которыми христианство насаждалось в их землях.

Племенные верования и культы. Каждое племя или союз племен имели своих богов, являясь не только территориальной, этнической, но и культовой общностью. Язычество дробило единство государства. Языческие культы имели локальные особенности. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский отмечал, что храмов и богов было столько, сколько племен. Каждое племя поклонялось своему богу с особыми святилищами. У вагров – Прове, у полабов – Сива или Жива, у ободритов – Редегаст. Религиозная общность совпадала с этнической и являлась элементом этнического самосознания. Языческие святилища были и общественными центрами. Наряду с обилием местных племенных культов у славян выделялись «главные» боги, которым поклонялись все славяне. Эти явления отражали тенденцию к монотеизму, попытку приспособить язычество к политическому объединению. Так, главным богом балтийских славян был Святовит, почитание которого было сосредоточено на о-ве Ране (Руяне) в г. Арконе. Датский хронист Саксон Грамматик донес до нас описание храма Святовита. Его описанию соответствуют и данные археологии. Раскопки вскрыли храм, внутри которого находился идол Святовита с 4 головами, обращенными в разные стороны на 4 шеях. В правой руке он держал рог, который ежегодно наполнялся вином. Вблизи находились седло, узда и меч – вооружение бога-воина. Ему был посвящен белый конь, грива и хвост которого никогда не стриглись. Конь находился при храме, и только жрец мог его поить, кормить и садиться на него. Святовит был также хранителем всех земных благ. В руке он держал рог с вином – символ изобилия. В честь Святовита славяне устраивали праздник после уборки хлеба. В 1168 г. датский король Вольдемар разрушил и город, и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища перевезены в Данию. Центром полабского язычества была Ретра (Радигощь), главный город племени ратарей. Его описание оставил хронист Титмар Мерзебургский. В центре города находилось святилище бога Сварожича, которого почитали все славяне (Сварог – бог огня и покровитель кузнечного ремесла у восточных славян). В храме стояли идолы богов и богинь, одетых в шлемы и панцыри. Судя по мощным укреплениям, Ретра была не только центром культа, но и убежищем ратарей. Религиозным центром поморян был Щецин. Главный из его храмов был посвящен Триглаву. Его идол с 3 головами символизировал власть бога над тремя царствами – небом, землей и пеклом. В храме находился белый конь, посвященный Триглаву. В жизни славян имел особое культовое значение. Перед походами совершались гадания с участием коня. При этом в землю втыкали 9 мечей или клали на землю 9 копий и проводили между ними коня. В зависимости от того, как он пройдет, предсказывали исход битвы (отсюда произошел обычай «бросать жребий»). В одном из храмов Щецина вдоль стен стояли столы. Возможно, здесь проходили собрания старейшин. Кроме Триглава, поморяне поклонялись Яровиту или Руевиту (ярый, буйный). Яровит изображался с 7 головами. 7 мечей в ножнах были привязаны к поясу, а восьмой он держал в руке.

В описаниях храмов и идолов, донесенных до нас хронистами, обращает на себя внимание воинственность славянских богов. Боевые кони, мечи, щиты – главные предметы их культа. Кажется, что сама война обожествлялась славянами Полабья и Поморья. Идолопоклонство было объединяющим фактором в борьбе с немецким натиском. В условиях борьбы с надвигающейся опасностью, славяне, поклоняясь Святовиту, Сварогу и другим богам, видели в них защитников и приносили им жертвы. В истории борьбы с германцами полабские и балтийские славяне проявили крайнюю привязанность к язычеству и не поддавались распространению христианства. Во многом это объяснялось способами, которыми христианство насаждалось в их землях.

Западные славяне и политика Каролингов. Западные славяне стали потенциальным объектом экспансии Франкской империи с момента ее образования (венчание Карла в 800 г.). Новая империя должна была стать универсальной, охватить весь Орбис Террарум». Все варварские короли должны были подчиниться Римскому императору и христианской церкви, главой которой был римский папа. Во второй половине VIII в. Каролинги приступили к выполнению этой задачи, что имело неоднозначные последствия. Первые контакты западных славян и франков состоялись при Карле Великом, который вел войны с саксами, стремясь подчинить их и внедрить христианство. Захват Саксонии (799 г.) сделал франков соседями западных славян. Опустошив земли лужицких сербов, вдоль р. Салы франки построили Сербскую марку – укрепленный опорный пункт (1806 г.). В 811–812 гг. Карл совершил походы на лютичей и заставил их признать зависимость. Он заложил направления, методы и формы германской экспансии в западнославянские земли. Если бы Франкское государство и при его преемниках продолжало бы эту политику, то судьба славян была бы решена так же, как и судьба саксов. Однако после смерти Карла его потомки вели длительную династическую борьбу. В этой ситуации невозможно было продолжать политику активного наступления на славянские земли. В лучшем случае можно было пытаться удержаться на рубежах, установленных Карлом.

После распада империи Карла Великого и выделения из нее Восточнофранкского королевства главным врагом славян стал Людовик Благочестивый (815–840 гг.). Он продолжал распоряжаться бодричами и лютичами, назначал и смещал князей. Однако славяне пытались освободиться от зависимости. Первыми отказались платить дань Людовику лужицкие сербы. В 30-х гг. IX в. бодричи и лютичи нападали на германские марки на Лабе, громили войска, выжигали поселения, но оттеснить немцев за Лабу не смогли. После смерти Людовика Благочестивого, когда началась «война братьев», (840 гг.) его старший сын Лотарь, призвал славян помочь ему, однако они этого не сделали и ограничились отдельными грабительскими нападениями на Саксонию. Разгромили и уничтожили Гамбургское епископство, что приостановило распространение христианства у балтийских славян.

Во время правления последних Каролингов Германия слабела, переживая внутренние конфликты и удары кочевников-мадьяр. Кризису способствовал и своеобразный внутренний строй. Германия делилась на герцогства (Швабия, Бавария, Франкония и Саксония, Лотарингия). Могущественные герцоги лишь временами поддерживали королей, которые возводились на трон только с их согласия. Германская корона была избирательной. Государство превратилось в комплекс феодальных владений. В начале X в., пользуясь слабостью соседа, славяне вытеснили германцев за Лабу и отвоевали у них часть территорий. Однако это был непрочный успех. Уже первый король Саксонской династии Генрих Птицелов (919–936 гг.) стабилизировал ситуацию в Германии и обеспечил престол за своими наследниками.

Усиление немецкой экспансии при королях Саксонской династии. Германия Саксонских королей начинает активное наступление на славянский мир. В то время как Каролинги стремились подчинить славян универсальной империи и церкви, саксонские императоры преследовали цель захвата славянских земель, порабощения или уничтожения населения, мстя им за столетия ожесточенного сопротивления. Генрих Птицелов (919–936 гг.) в 927 г. перешел Лабу, покорил племена стодорян и взял их главный город Бранибор (Бранденбург). Затем были покорены гломачи и бодричи. Все платили дань. В 929 г. славяне подняли восстание, но были разбиты. В плен Генрих не брал никого, без различия пола и возраста. При преемнике Генриха Птицелова Оттоне I (936–961 гг.) для славян настали черные дни. Оттон I не ограничивался походами на славян и наложением дани. Он стремился создать прочную основу немецкого господства в славянских землях. Там были основаны новые немецкие колонии-поселения – Мейсенская и Восточная марки в земле лужицких сербов и Новая марка в земле лютичей. Когда во владения Оттона I, в Баварию вторглись кочевники-мадьяры (945 г.), к нему явились послы от покоренных славян и заявили, что готовы платить дань и быть союзниками, но желают обходиться без вмешательства в свои внутренние дела. В битве на реке Лех (955 г.) Оттон разгромил кочевников, на его стороне участвовали полабские славяне руяне (раны).

«Держава вендского короля». Время, отведенное для нее историей, было недолгим (1031–1160 гг.). Известия о племенных княжениях у бодрицких племен относятся к IX–X вв. Бодрицкие князья возглавляли федерацию в составе бодричей, вагров, полабов, древан. Из княжеского рода происходил и Готшалк. Отец Готшалка, князь Удо, был уже христианином, но пытался освободиться он немецкого господства. Матерью Готшалка была датская принцесса (бодричи были в союзе с датчанами против саксов). Готшалк, рожденный в христианской семье, был отдан на обучение в датский монастырь. Там он узнал об убийстве своего отца (Удо) во время восстания, направленного против саксов и против христианского духовенства. В восстании отчетливо прослеживаются две социальные силы и два течения. Первое, спровоцированное жрецами, имело целью восстановление язычества, другое, возглавленное родовой знатью, стремилось к ослаблению княжеской власти. Сильная княжеская власть опиралась на поддержку христианской церкви, что вызывало недовольство и родовой знат, и племенных князей, и жреческой верхушки. Как сообщает Адам Бременский, Готшалк, узнав о смерти отца, присоединился к восставшим вендам (бодричам). «И такое поражение нанес он христианскому народу (саксам), что жестокость его превзошла все меры» – отметил хронист.

В поисках военной и политической поддержки Готшалк направляется в Данию, с которой его связывали родственные отношения. Получив от короля Кнута титул ярла, военную помощь и дочь в жены, Готшалк вернулся на родину. Ободритский трон принадлежал ему по наследству, однако в отсутсвие Готшалка князем у бодричей был ставленник Саксонии Ратибор. В ходе войны, начатой Готшалком (1044 г.), погиб и Ратибор, и его сыновья. Сопротивление племенных князей и жречества приводит Готшалка к мысли о том, что вне христианства и мира с соседями-христианами для бодричей нет спасения. Готшалк начинает активно распространять новую веру, основывает епископства, монастыри, выступает с проповедями на славянском языке. Церковная политика Готшалка имела большое значение и для усиления княжеской власти. Как сообщают источники, Готшалк правил единолично. Подданные при встрече кланялись ему в ноги. Подати с населения он превратил в регулярный налог. Деньги нужны были для содержания дружины, которая была основным средством реализации политики Готшалка. С ее помощью князь, не оглядываясь на вече, усмирял племена, которые пытались выйти из состава бодрицкого объединения. Во время правления Готшалка хронисты не упоминают о вечевых собраниях. Держава Готшалка была обширна. Кроме племенного объединения бодричей, в нее входили варны, вагры, лютичей, глиняне, черезпеняне, хижане.

Однако в 1066 г. в результате саксонских интриг бодричи и лютичи поднялись на языческое восстание. Одержав победу, они «разорили огнем и мечом всю гамбургскую провинцию, крепость Гамбург была разрушена до основания» – сообщает Адам Бременский). В ходе восстания был убит и Готшалк. Нити языческого заговора объединяли разные политические силы, которым он мешал – Саксонию, бодрицкую племенную аристократию и могущественное жречество. Попытка создания христианского государства у балтийских славян потерпела крах. После смерти Готшалка его держава еще некоторое время продолжала жить. На бодрицкий трон был избран князь Крутой (1066–1093 гг.), который начал тотальную борьбу с христианством. Снова усилилась родовая знать и жречество, поднялись языческие святилища. Но эта ситуация не устраивала Саксонию. С ее помощью бодрицкий трон занял сын Готшалка Генрих (1093–1119 гг.). Он продолжал политику отца: распространял христианство, дружил с датчанами. Генрих, как и отец, назывался королем и значительно расширил границы. Он захватил Бранибор и подчинил лютицкие и сербо-лужицкие племена. Ему платили дань хижане, глиняне, черезпеняне, ране, гаволяне. Так было создано обширное «Королевство вендов». Однако над княжеским родом бодричей навис злой рок. В 1119 г. Генрих был убит его же подданными, восставшими против христианства, и повторил трагическую судьбу отца. В ходе восстания было разгромлено Мекленбургское епископство. Епископу отсекли руки и ноги, голову насадили на копье и принесли в жертву богу Триглаву. Восставшие покончили с сыновьями Генриха, его дружиной и всем окружением. Его династия пресеклась. Держава вендского короля начала распадаться. Часть ее после восстания была захвачена немцами. Другая часть сохранила независимость. Это было Микилинборское княжество, названное позже Мекленбургом (Северо-Восточная Германия). Здесь утвердилась княжеская династия Никлотовичей. Ее основатель – Никлот (1131–1160 гг.) был умным политиком и бесстрашным воином, в его руках окрепла центральная власть. Под его руководством бодричи совершили свой последний подвиг, разгромив превосходящие силы немецких крестоносцев.

Взаимодействие этнических и политических связей в Ободритии было сложным. Главной тенденцией было становление государства – патримониальной монархии и единой народности. Эти процессы протекали в острой внешнеполитической обстановке, которая не способствовала созданию этнополитической общности. Княжеская власть была вынуждена сдерживать давление извне и сопротивление местных родовых старейшин, племенных князей и жреческой знати, идти на компромиссы с датчанами и саксами и удерживать в своих границах захваченные земли соседних славянских этносов. Ободритская государственная власть играла роль объединяющей силы, но она была не в состоянии в условиях внешнеполитического натиска упразднить территориально-племенное деление. Границы племенных княжеств сохранялись. В опасные для страны периоды бодричи объединялись вокруг князя. В мирное время эти тенденции исчезали. На первый план выступали локальные интересы, которые подогревались соседними государствами. В таких условиях невозможно было осуществить прочное объединение племенных княжеств. Их этническая и политическая обособленность сохранялась и определяла неустойчивость Ободритского государства. В конечном итоге оно не смогло противостоять натиску с запада.

«Натиск на Восток». Планомерная и организованная экспансия в славянские земли началась с XII в. Своеобразие этого этапа состояло в том, что руководящую роль в нем играли не императоры, а немецкие князья, опиравшиеся на союз с католической церковью. Князья стремились создать обширные владения, которые стали бы экономической основой их независимого положения в Империи. Главную военную силу походов составляли немецкие рыцари, немецкие города также принимали в них участие. Завоевание раздробленных славянских земель после провала политики императоров в Италии и крестовых походов казалось выгодным и легким предприятием. В 1144 г., когда был объявлен второй крестовый поход, северо-немецкие князья Генрих Лев, Альбрехт Медведь, давшие обет идти в святую землю, раздумали его исполнять, поскольку считали поход слишком опасной затеей. Тогда Клервосский епископ Бернард объявил, что поход на язычников-славян может заменить опасное путешествие в Палестину. Римский папа выслал для участия в походе своего легата и запретил брать с язычников денежный выкуп. Их следовало либо обратить в истинную веру, либо убить. В 1147 г. громадное ополчение (рыцарство, горожане, крестьяне) собралось у Магдебурга. Одна часть войска направилась в Бодрицкое княжество, другая – в земли лютичей. Во главе ополчения стоял герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев, крупнейший феодальный властитель Германии, своим могуществом соперничавший с императором и отличавшийся жестокостью и коварством, необычными даже для того времени. Бодричи объединились под властью князя Никлота и под стенами крепости Добин разгромили датских крестоносцев. В том же году Никлот возглавил поход на немецкие поселения в Вагрии, сжег Любек. Одновременно бодрицкие мореходы у о-ва Руяны уничтожили большую часть датского флота. Все это вынудило крестоносцев заключить мир. Поход закончился провалом. В то же время он стал предвестником окончательного покорения полабского славянства. Бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь завоевал земли лютичей, захватил Бранибор, ставший Бранденбургом (1150 г.). В XIII в. в память о нем здесь возник город Берлин (лагерь медведя). Во время второго крестового похода (1160 г.) Альбрехт Медведь подчинил славянское Поморье (между Одером и Вислой), а Генрих Лев разбил ополчение бодричей. В сражении геройски погиб и князь Никлот. Его земли Генрих Лев передал сыну Никлота Прибиславу как своему вассалу, а после его смерти сам стал правителем вновь образованного Бранденбургского маркграфства. Захваченные славянские земли стали опорой могущества Генриха Льва. Он основал династию Асканиев, и его потомки владели Бранденбургом до середины XIV в. Остальные земли бодричей стали владением саксонских герцогов. Из них были образованы отдельные графства Саксонии – Голштинское, Мекленбургское и Шверинское.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...