Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие психодиагностики. Этапы, методы и принципы психодиагностики




Чернокова Т.Е. Каданкова Н.Н.

Диагностика познавательного развития

Детей младшего дошкольного возраста

Методическое пособие к спецкурсу

Архангельск

Поморский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………….4

Понятие психодиагностики. Этапы, методы и принципы психодиагностики ……..4

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста...6

Общие рекомендации к обследованию ребенка……………………………………...9

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………...12

Диагностика восприятия ……………………………………………………………..12

Диагностика внимания ……………………………………………………………….15

Диагностика памяти ………………………………………………………………….16

Диагностика мышления ……………………………………………………………...17

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..………………………20

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Согласно общепринятой периодизации психического развития, младший дошкольный возраст охватывает период от трех до пяти лет. Диагностика познавательной сферы детей этого возраста представляет объективные трудности. Эти трудности связаны не только со спецификой возраста (низкий уровень развития самосознания, произвольности и речи), но и с отсутствием достаточно надежных и нетрудоемких в использовании методик, позволяющих количественно и качественно оценить уровень развития познавательных процессов у младших дошкольников. Большинство существующих на сегодняшний день тестовых методик предназначено для работы с более старшими детьми. Вместе с тем диагностика познавательного развития ребенка на ранних стадиях развития имеет огромное значение, поскольку чем раньше выявлены отклонения, тем больше возможностей их преодоления.

Данное пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются закономерности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста и особенности психодиагностической работы с ними. Во второй части описан комплекс методик, который может использоваться с целью диагностики познавательной сферы младших дошкольников.

Предлагаемый в данном пособии диагностический комплекс включает 9 методик, позволяющих оценить у детей уровень развития восприятия, внимания, памяти и мышления. Большинство предлагаемых методик разработано для работы с более старшими детьми, поэтому они были адаптированы: видоизменен стимульный материал, переформулированы инструкции, предложена дозированная помощь. В результате апробации данных методик, в которой участвовало 200 детей от 3 до 5 лет, были выявлены уровни выполнения каждого задания, кроме того, определены критерии оценки и некоторые ориентиры для качественной интерпретации полученных результатов.

Данные рекомендации адресованы студентам факультета дошкольной педагогики и психологии (специализация детский практический психолог). Предлагаемые авторами методики могут использоваться психологами ДОУ.


ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Понятие психодиагностики. Этапы, методы и принципы психодиагностики

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов выявления индивидуальных психологических особенностей человека. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевается «распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении» (10, с.9).

Выделяют несколько областей применения результатов психодиагностической работы: профотбор и профконсультирование, клинико-консультационная и терапевтическая работа, судебная практика. Особенно интенсивно психодиагностика применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания.

В психодиагностическом процессе выделяются следующие этапы:

1. Сбор данных в соответствии с задачей исследования.

На этом этапе посредством анализа документации и беседы, осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных, формулируется диагностическая задача, делается выбор соответствующих методик и проводится обследование.

2. Переработка и интерпретация полученных данных.

Интерпретация (толкование, разъяснение) – сложный вид деятельности, который предполагает сличение, сравнение полученной информации с теоретической моделью и с эмпирическими повседневными наблюдениями за испытуемым. Интерпретация должна осуществляться как процесс количественной оценки (полученный результат сравнивается с определенной нормой) и качественный анализ, при котором определяется значение диагностической информации (устанавливаются связи той или иной характеристики ребенка с особенностями его личности, выявляются причины особенностей развития).

3. Принятие решения, которое предполагает построение диагноза, прогноза, программы психологической помощи.

Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой логическое заключение о состоянии обследуемого.

Различают следующие виды (уровни) диагноза:

- симптоматический диагноз - констатация определенных особенностей или симптомов;

- этиологический диагноз – описание не только определенных особенностей и трудностей, но и причин их возникновения;

- типологический диагноз - определение места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.

Характеристика механизмов формирования трудностей, источников и условий их возникновения (этиологический и типологический диагноз) открывает большие возможности коррекционно-развивающей работы. По мнению Л.С. Выготского важно осуществить двухуровневую диагностику – определить не только уровень актуального развития ребенка, но и «зону ближайшего развития», возможные успехи, достигнутые в процессе сотрудничества со взрослым. Обследование и анализ полученных результатов должны осуществляться с учетом трех основополагающих критериев деятельности: обучаемость (в соответствии с возрастными требованиями), адекватность (в первую очередь на поведенческом уровне), критичность.

На основе диагноза делается прогноз – вывод о будущем состоянии объекта диагностики на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров деятельности. На базе прогноза формируются рекомендации по осуществлению такого воздействия, которое позволит либо избежать, либо ускорить предсказываемое состояние.

Методы практической психодиагностики – это приемы оценки индивидуальных психологических различий (свойств личности, способностей, состояний т.д.) с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения.

Психодиагностические методики должны соответствовать следующим требованиям:

- теоретическая обоснованность, базирующаяся на содержательном определении подлежащих диагностике психологических переменных;

- валидность, предполагающая адекватность возрасту, целям и гипотезе обследования;

- надежность, отражающая точность результатов, обеспечивающая воспроизводимость результатов при одинаковых условиях;

- объективность, определяемая наличием в методике системы оценивания результатов, обеспечивающая возможность сопоставления оценок разных экспертов.

Современная психодиагностика располагает большим набором методических средств. К ним относятся такие методы и методические приемы, как наблюдение, беседа, экспериментально-психологические методики и тесты, пробы на совместную деятельность, обучающие методики, опросники и многие другие. Все они могут быть использованы и в ходе изучения психического развития детей дошкольного возраста. Однако следует помнить, что в отличие от взрослого человека психика ребенка постоянно интенсивно развивается, на каждом этапе развития у детей формируются новые психические системы и функции, возникают новообразования. Это приводит к тому, что уровень развития психических функций и набор диагностируемых свойств на каждом предшествующем этапе резко отличается от них на этапе последующем, поэтому психодиагностическая работа с дошкольниками имеет свою специфику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...