Методика «Диагностика восприятия формы и величины»
Цель: диагностика различения формы и величины, а также знания детьми названий геометрических фигур. Стимульный материал: карточка размером 12х15, разделенная на 12 квадратов, на каждом из которых нарисованы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, параллелограмм, овал двух размеров (разница 0,5 см.); 12 вырезанных из картона фигур, тождественных нарисованным на карточке (приложение 2). Инструкция по проведению. Методика включает 3 серии. 1 серия: перед ребенком кладут карточку и набор фигур и читают инструкцию: «Разложи фигурки в свои домики». Если ребенок не включается в деятельность взрослый берет одну фигур и предлагает найти такой же на карте. Если ребенок допускает ошибки при соотнесении величин, это может быть обусловлено тем, что ребенок не считает величину существенным признаком. Чтобы убедиться в том, что ребенок различает величины можно положить два круга разного размера и сказать: «Это большая фигура, а это какая?», а затем положить два квадрата и попросить показать большой и маленький. Если в ходе выполнения задания ребенок называет все фигуры, вторую и третью серии можне не проводить. 2 серия: ребенку последовательно называют 5 фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и предлагают найти их на карте. Инструкция: «Я буду называть тебе фигуры, а ты покажи мне их на карте. Покажи круг…». 3 серия: ребенку показывают разные фигуры и просят назвать соответствующие. Инструкция: «Как называется эта фигура?» Анализ результатов. Оценивается способность ребенка различать формы и величины (выполнение 1 серии), а также знание сенсорных эталонов (узнавание, называние). Низкий уровень: ребенок допускает ошибки при идентификации прямоугольников, параллелограммов и овала, но остальные фигуры соотносит верно. Не знает названия фигур. Если ребенок допускает ошибки при соотнесении круга, квадрата и треугольника можно предположить дефект зрения;
Средний уровень: ребенок находит все фигуры с помощью внешних развернутых действий (выполняет 1 серию задания), показывает и называет круг, квадрат и треугольник, прямоугольники и параллелограммы называет квадратами, овал – кругом; Высокий уровень: ребенок выполняет 3 серии задания: с помощью зрительной ориентировки находит все фигуры, развернутые действия использует только при соотнесении параллелограммов, правильно показывает и называет все фигуры, кроме параллелограммов и овалов. При качественном анализе учитывается характер ориентировочных действий (моторная или зрительная ориентировка), сосредоточенность и заинтересованность при выполнении задания, время, затраченное ребенком на поиски разных фигур, высказывания ребенка сопровождающие действия: дает ли названия фигурам при выполнении 1 серии, спрашивает ли названия незнакомых фигур. Во 2 и 3 серии выявляются фигуры, названия которых ребенок не знает. Методика «Эталоны» (модификация методики Л. А. Венгера) Цель: диагностика восприятия формы. Стимульный материал: таблица с 16 рисунками; 4 фигурки разной формы на карточках и вырезанные из картона (приложение 3). Инструкция по проведению. Предлагается 3 варианта, но обследование должно начинаться с первого, наиболее сложного. Если ребенок справляется с заданием, второй и третий варианты не используются. Вариант 1. Ребенку предлагают рассмотреть таблицу с картинками и эталоны (фигурки) на картоне и говорят: «Посмотри на эти фигурки. Они решили спрятаться и укрылись среди других фигурок, надели на себя дополнительные украшения, но форма их осталась прежней. Найдиих в этой таблице». Если ребенок не справляется с заданием нужно уменьшить количество картинок в таблице, закрыв половину листом бумаги. Вариант 2. Если ребенок не может найти не одной фигурки, ему дают первую фигурку, вырезанную из картона, и разрешают прикладывать ее к рисункам на таблице. Затем дают второй эталон на карточке и просят найти соответствующие картинки. Если ребенок не справляется, далее даются вырезанные эталоны. Вариант 3. Если ребенок не может найти соответствующие картинки даже путем прикладывания можно предложить обвести пальцем контуры эталонов и рисунков.
Анализ результатов: Оценивается характер перцептивной деятельности ребенка и подсчитывается количество найденных эталонов. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием, используя только внешние развернутые перцептивные действия с помощью взрослого (вариант 3). Если, после показа образца действия, ребенок находит не менее 3 картинок, то для детей 3-4 лет это не является показателем задержки психического развития, но служит ориентиром для развивающей работы, которая должна быть направлена на формирование действий более высокого уровня. Средний уровень: ребенок 3-4 лет находит не менее 2 картинок, ребенок 4-5 лет - 6 картинок, соответствующих эталонам, самостоятельно используя внешние перцептивные действия (вариант 2). Высокий уровень: ребенок 3-4 лет находит не менее 4 картинок, соответствующих эталонам, самостоятельно используя внешние перцептивные действия (вариант 2). У детей 4-5 лет прецептивные действия интериоризированны, найдено не менее 6 картинок. Если ребенок не справляется с заданием при предъявлении полной таблицы, но находит картинки в «уменьшенной таблице», то можно говорить о неумении ребенка сосредоточиться на деятельности и малом объеме внимания. Хаотичный поиск (прикладывание эталонов не по порядку) и большое количество ошибок может свидетельствовать об импульсивности ребенка и неумении организовать поисковую деятельность. Однако следует помнить, что для детей младшего возраста такие особенности в пределах нормы и они должны учитываться в коррекционно-развивающей работе. Высказывания ребенка сопровождающие действия (обращение за помощью, называние картинок и эталонов, описание дополнительных деталей) являются источником информации о развитии речи ребенка и особенностях его сотрудничества со взрослым.
Диагностика внимания Методика «Найди отличия» (сокращенный вариант из теста Витцлака) Цель: диагностика внимания. Стимульный материал: 2 пары картинок, имеющих 1 различие (приложение 4). Инструкция по проведению. Ребенку последовательно предлагаются пары картинок, на которых он должен найти отличия и сказать, чем они отличаются. Читается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и скажи, чем они отличаются друг от друга». Если ребенок не понял инструкцию и начинает перечислять изображенные на карточках картинки, взрослый повторяет инструкцию. Если ребенок, заметив отличие на первой паре карточек (большой - маленький мишка), называет этот же отличительный признак на другой паре картинок, экспериментатор задает вопрос: «А чем еще отличаются картинки?». Если и в этом случае ребенок не дает верного ответа, диагностика прекращается. Если ребенок не объясняет, а только показывает отличие пальцем, ему задают вопрос: «Что ты показываешь?». Если ребенок отвечает правильно, ответ засчитывается как верный. В противном случае переходят к следующему заданию. Анализ результатов: Низкий уровень: ребенок с заданием не справился; Средний уровень: найдены отличия в одной паре картинок (дети младшего возраста могут показать, но не назвать отличия); Высокий уровень: найдены и названы отличия в обеих парах. При качественном анализе учитывается время, затраченное ребенком на поиски отличий; количество отвлечений; систематичность поиска, возвращения к ранее изученным деталям; высказывания ребенка сопровождающие действия, свидетельствующие о понимании ребенком инструкции. Дети младшего возраста часто путают понятия общее – различное, поэтому они могут называть сходства, а не различия в картинках. Если ребенок называет все общие признаки на картинках, то уровень внимания оценивается как высокий.
Диагностика памяти Методика «10 слов» (модификация методики А. Р. Лурии) Цель: диагностика кратковременной вербальной памяти. Стимульный материал: 10 слов для запоминания (лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, мед, игла). Инструкция по проведению. Взрослый читает ребенку инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Слушай внимательно. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнишь». Слова читаются медленно, четко. Анализ результатов. Подсчитывается количество слов, воспроизведенных ребенком.
При качественном анализе учитываются особенности запоминания: повторяет ли ребенок слова вслед за взрослым, в каком порядке воспроизводит. Включение лишних слов при воспроизведении может свидетельствовать о нарушениях памяти или дефекте фонематического слуха, однако такие предположения нуждаются в дополнительных подтверждениях. Воспроизведение небольшого количества слов или ошибки могут быть обусловлены отсутствием интереса, а также ситуативной отвлекаемостью ребенка. Малое количество слов, воспроизведенных детьми, также может быть обусловлено низким уровнем произвольности. Для детей до 5 лет – это возрастные особенности, поэтому полученные данные должны быть подкреплены наблюдениями за ребенком или использованием методик, не требующих развитой произвольности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|