Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации к обследованию ребенка




Подготовительный этап.

На этом этапе необходимо:

1 - определить цель, гипотезу, разработать план проведения диагностики. При составлении плана диагностики следует учитывать, что первые задания должны снять волнение, заинтересовать ребенка, поэтому маленьким детям целесообразно предложить задания с ярким материалом. Тесты на запоминание следует давать после того как ребенок привыкнет к голосу экспериментатора, все задания требующие напряжения внимания следует предъявлять в первой части обследования. Время обследование младшего дошкольника не должно превышать 15-20 минут, обследование может быть осуществлено в несколько встреч;

2 - подготовить специально-оборудованное помещение (светлая комната, по возможности лишенная особенно ярких предметов, которые могут отвлекать ребенка), стимульный материал, выучить наизусть инструкцию и описание процедуры обследования;

3 - несколько раз посетить ребенка в группе, понаблюдать за ним, поиграть, так как младшие дошкольники легче вступают в контакт с людьми знакомыми;

4 - продумать размещение (сажать ребенка необходимо рядом с собой, а не через стол, не стоит ребенка сажать к окну лицом, где в поле зрения его могут попадать люди или предметы, ярко светить в глаза солнце).

5 - не следует отрывать ребенка от интересной для него деятельности для обследования, так как даже если ребенок подчинится, он наверняка не проявит необходимой заинтересованности, будет работать торопливо, рассеянно, в итоге результаты будут менее объективны;

6 - чтобы ребенок почувствовал себя непринужденно необходимо дать ему время освоиться в новой ситуации, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть его. Ребенка нужно обязательно называть по имени, не забыв при этом назвать себя;

7 - необходимо установить с ребенком контакт и взаимопонимание, заинтересовать его, снять возможную тревожность по поводу незнакомой ситуации, поскольку без достаточно интереса и внимательного отношения ребенка как к ситуации в целом, так и к самому исследованию трудно рассчитывать на получение достоверных объективных результатов. Для этого психолог может использовать самые разнообразные приемы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

С младшими дошкольниками обследованию может быть придан характер игры или беседы. Для установления контакта с младшим дошкольником можно предложить ему посмотреть новые книжки с картинками, или несложную, но интересную игру, можно прибегнуть к совместному с ребенком рисованию. Экспериментатор должен иметь в запасе привлекательный игровой материал. Использовать материал от методик для установления контакта недопустимо, так как во-первых, материал потеряет в газах ребенка новизну и привлекательность, во-вторых будет «засвечен», что приведет к снижению объективности результатов обследования.

Ни в коем случае нельзя подчеркивать особое значение процедуры, ее необычность, исключительность, так как это усилит тревожность ребенка. Незаменимую роль играют непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка.

У ребенка не должно возникать чувство неуспешности на первых этапах исследования. В случае затруднения у ребенка необходимо их сгладить: «Да, это действительно очень сложное задание, оно для детей постарше, попробуй другое…».

Если установить контакт ребенком с первого раза не удается, то обследование лучше перенести на другой раз. И собрать о данном ребенке дополнительную информацию. Причины сложности контакта могут быть как индивидуальные особенности ребенка – робость, застенчивость, замкнутость, так и плохое самочувствие, переутомление или перевозбуждение в этот день.

Диагностический этап. На этом этапе необходимо:

1 - с особым вниманием относится к эмоциональному и физическому состоянию ребенка: обследование проводится только в том случае если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, излишнего волнения и т.д. Любой интеллектуальный тест- это одновременно и тест эмоциональный. Игнорирование эмоционального аспекта приведет к резкому искажению результатов обследования. Поэтому ходе обследования рекомендуется обращать внимание на то как ребенок реагирует на результат задания, испытывает ли интерес или безразличие к обследованию, какие у него преобладают эмоции и т.д. Если замечены признаки усталости, скуки, волнения, физического дискомфорта необходимо соответственно реагировать: делать перерыв, изменять характер задания, устраивать игровую паузу и т.д.;

5 - следует приспособить общий темп обследования к индивидуальному темпу ребенка, не пытаться торопить медлительных;

6 - методический материал следует держать закрытым, подальше от ребенка и предъявлять ему только по мере необходимости, после чего сразу же убирать с глаз. У детей этого возраста еще очень низкий уровень произвольности и любые дополнительные предметы, лежащие на столе их отвлекают;

7 – на успехи и неудачи ребенка следует реагировать ровно и сдержанно, если иное не предусмотрено методикой. В ходе диагностики ребенка нельзя ни критиковать, ни усиленно хвалить: критика сбивает и расстраивает, зачастую резко снижает интерес ребенка к заданию. Замечания могут сильно изменить отношения ребенка к последующим тестам. Ребенка можно похвалить за его старания, но не за сами ответы или решения. Если ребенок настаивает на оценке, то можно пообещать это сделать в конце обследования;

8 – в процессе обследования все наблюдения диагноста (высказывания, эмоциональные реакции, действия ребенка) необходимо заносить в протокол, форма которого продумывается заранее;

Психологи рекомендуют избегать при обследовании ребенка присутствия родителей, воспитателей и др. взрослых. За исключением случаев, когда ребенок не остается без них. Присутствующим запрещается принимать какое-либо участие в обследовании, реагировать на ответы ребенка. Лучше если ребенок будет сидеть к ним спиной.

Методики психологического обследования делятся на стандартизированные (тесты) и клинические. Рассмотрим правила применения каждого типа методик, предлженные Г.В. Бурменской, А.Г. Лидерсом, О.А. Карабановой (2)

При тестовом диагностическом обследование не следует как-либо менять инструкцию, материал, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения, даже подсказываемые конкретной ситуацией. Требуется строго, одинаково единообразное предъявление заданий всем испытуемым, вплоть до сохранения одинаковой интонации в инструкциях. Нельзя давать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо предусмотренных процедурой теста. Не следует несколько раз повторять вопросы, кроме специально оговоренных случаев. Недопустимо произвольно менять инструкцию, упрощать ее, недопустимо пояснять отдельные слова инструкции, или сами задания.

Любое нарушение условий тестирование фиксируется в протоколе и учитывается при интерпретации результатов. При нарушении правил тестирования диагност теряет право интерпретировать результаты в соответствии с количественными тестовыми нормами, он может их использовать только для качественного анализа, при котором ответы испытуемых рассматриваются только как любые неформальные наблюдения.

Клинический вариант обследования делает акцент на качественном анализе способов выполнения заданий, учете характера и причин ошибок испытуемого. В процессе такого обследования оценивается обучаемость ребенка, способность переносить полученные знания на последующие задания, способность к самостоятельному применению полученных знаний. В клиническом подходе в отличие от тестового широко используется:

- изменение инструкций в заданиях – их пояснение, уточнение;

- отказ от ограничений во времени;

- активное обучение и подбадривание ребенка с целью выявления особенностей самооценки, мотивации, критичности ребенка к своим ошибкам.

Клиническое обследование предполагает умение диагноста фиксировать не только результат выполнения исследования, но и многочисленные качественные особенности психической деятельности ребенка, проявляющиеся при выполнении того или иного задания, такие как внимание, работоспособность, организованность, умение принимать помощь взрослого, способность к сотрудничеству и т.д. Поэтому такой способ обследования более сложный и требует от исследователя некоторого опыта и навыков в работе психодиагностическими методиками.

Представленный в пособии блок тестовых методик не предполагает ограничений во времени. Апробация комплекса показала, что работа с ребенком занимает от 25 до 45 минут. Это обусловлено индивидуальными особенностями испытуемых. Поэтому целесообразно планировать обследование на 2 дня.

Предлагаемые в пособии методики рекомендуется использовать с целью контроля за процессами нормального развития. Однако возможно их использование в целях отбора детей с отклонениями в психическом развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...