Младшего дошкольного возраста
При характеристике познавательной сферы ребенка мы будем опираться на фундаментальные положения концепции культурно-исторического развития Л.С. Выготского: во-первых, положение о системном строении сознания; во-вторых, положение о развитии высших психических функций. Рассмотрим их. 1. Сознание как основная характеристика человеческой психики, по Л.С. Выготскому, – не сумма отдельных процессов, а система, структура, поэтому функции, включенные в эту систему, не развиваются изолированно. Психическое развитие состоит в перестройке этих структур. Младший дошкольный возраст представляет в этом контексте особый интерес, поскольку в этом возрасте в структуре сознания ребенка на смену восприятию как доминирующей психической функции, приходит память. Благодаря ведущей роли памяти поведение ребенка теперь управляется не восприятием, а представлениями, появляются зачатки внеситуативного мышления и т.д.Вместе с тем, поведение и познавательная деятельность младших дошкольников еще очень зависит от воспринимаемой ситуации. 2. Согласно теории Л.С. Выготского психическое развитие включает две линии. Первая из них - «натуральная» - связана с созреванием нервной системы ребенка. Развитие организма в дошкольном возрасте весьма интенсивно, что обусловливает развитие «натуральных» процессов (ощущений, непроизвольной памяти и внимания и т.д.). Вторая линия развития – «культурная» - обеспечивает формирование собственно человеческих, высших психических функций, отличительными особенностями которых являются опосредованность, осознанность, произвольность. «Культурное» развитие ребенка начинается с первых дней его жизни и заключается в овладении знаками. Знаки являются не только заместителями реальности, но и средствами, орудиями психической жизни человека, которые позволяют ребенку осознать свои действия и овладеть ими. Универсальной системой знаков по Л.С. Выготскому является речь, поэтому центральной линией развития сознания ребенка он считал развитие речевого опосредования. А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер и др. выявили средства, соответствующие особенностям познавательной деятельности дошкольников (эталоны, модели, схемы). Овладение названными средствами авторы считают задачей умственного воспитания в детском саду.
Рассмотрим развитие познавательных процессов в младшем и среднем дошкольном возрасте. ВОСПРИЯТИЕ как процесс целостного отражения предметов и ситуаций при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы человека, в раннем возрасте является определяющим. Остальные процессы развиваются под влиянием этой доминирующей функции. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к ведущей роли памяти, но восприятие продолжает играть важнейшую роль, и сенсорное развитие имеет огромное значение для развития личности ребенка. При этом, развитие восприятия в дошкольном возрасте качественно отличается от такого развития в раннем: если в раннем возрасте перцептивные процессы в большей степени «натуральны», то в дошкольном начинается их «культурное» развитие. Последнее связано с освоением ребенком сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – общественно-выработанные системы сенсорных качеств - являются средствами осуществления перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств. К таким эталонам относятся спектр цветов, система геометрических форм, решетка фонем родного языка, шкала музыкальных звуков и пр. Формирование у детей сенсорных эталонов и перцептивных действий составляет основное содержание умственного воспитания в младшей группе детского сада, и уровень их освоения, в свою очередь является показателем интеллектуального развития ребенка.
ПАМЯТЬ - процесс организации и сохранения прошлого опыта - у младших дошкольников имеет много общего с памятью детей раннего возраста и, вместе с тем, она приобретает ряд специфических черт. С одной стороны, память детей остается непроизвольной, представления бессистемны, слитны, клочковаты, связи лабильны, непрочны. С другой стороны, начинает развиваться произвольная память. Развитие такой памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач (запомнить и вспомнить). В младшем дошкольном возрасте такую задачу перед ребенком ставит взрослый. К четырем годам ребенок уже в состоянии воспроизвести информацию по его указанию. Это делает возможной диагностику памяти у детей. Ведущим видом памяти у младших дошкольников является образная память. Большое значение имеет и вербальная память, так как обеспечивает развитие речи ребенка, но оценивать уровень развития такой памяти целесообразно начиная с четырех лет. Логическая и опосредованная память в этом возрасте пока отсутствуют, поскольку эти виды памяти требуют достаточно развитого мышления. По скорости развития и роли в познавательной деятельности в дошкольном возрасте память опережает другие процессы, поэтому ее активизация имеет большое значение для умственного развития ребенка в целом. МЫШЛЕНИЕ – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Как зарубежные (К. Бюлер, К. Коффка, Ж. Пиаже и др.), так и отечественные (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова и др.) психологи утверждают, что в раннем возрасте ведущим видом мышления является наглядно-действенное. С помощью наглядно-действенного мышления ребенок выявляет скрытые свойства и качества объектов, которые недоступны восприятию, осуществляет обобщения на основе существенного признака (Н.Х. Швачкин), устанавливает причинно-следственные связи (С.Л. Новоселова). Специфика этого вида мышления заключается в следующем: 1) оно направлено на решение практических задач; 2) средствами решения задач являются практические действия; 3) метод их решения - пробы и ошибки. В младшем дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление продолжает играть важнейшую роль. Для детей трех лет характерны беспорядочные, не всегда адекватные поставленной задаче пробы, приводящие к неожиданным результатам. После четырех лет ребенок способен осмысливать задачу и способ ее решения, его действия приобретают исследовательский, нацеленный характер. Изменения в наглядно-действенном мышлении в дошкольном возрасте обусловлены расширением опыта ребенка, сферы его деятельности, а также овладением речью. Речевое оформление задачи и путей ее решения приводит к обобщению способов решения группы однородных задач и целенаправленности действий ребенка.
После четырех лет все большее значение приобретает наглядно-образное мышление. Этот вид мышления характеризуется тем, что решение задач может осуществляться в плане представлений как оперирование образами (представление, преобразование, построение новых). С помощью наглядно - образного мышления более полно воссоздаются характеристики познаваемого объекта, что дает возможность переосмысления ситуации. Оперирование образами делает мышление ребенка внеситуативным и, следовательно, значительно расширяет границы познания, поэтому задачей умственного воспитания в средней группе детского сада становится развитие наглядно-образного мышления. Решение этой задачи предполагает овладение детьми особыми средствами мыслительной деятельности – наглядными моделями. По мнению Л.А. Венгера, способность к наглядному моделированию – одна из фундаментальных человеческих способностей. Ее суть заключается в том, что человек при решении задач строит модели, отражающие взаимосвязь условий задачи и выделяет наиболее значимые из них. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Недостаточная их активизация и чрезмерная стимуляция вербально-логического мышления приводит к необратимым нарушениям познавательной деятельности ребенка.
ВНИМАНИЕ у младших дошкольников в основном непроизвольно. «Культурные» средства организации внимания пока использует только взрослый, управляя, таким образом, вниманием ребенка. Под руководством взрослого и в привлекательной деятельности внимание ребенка может быть достаточно устойчивым, что имеет огромное значение для его обучения. Вышеизложенные особенности определяют не только содержание умственного воспитания младшего дошкольника, но и его методы и формы. Они предполагают использование не требующих произвольности, привлекательных для детей игр и игровых заданий, решение которых осуществляется с помощью моторных и образных средств. Эти особенности должны учитываться при подборе диагностических методик и при диагностической работе с младшими дошкольниками. Диагностика познавательного развития должна быть направлена на выявление ведущих в данном возрасте познавательных способностей ребенка, поэтому в пособии предлагаются методики, позволяющие количественно и качественно оценить уровень развития восприятия цвета, формы и величины, непосредственной вербальной и образной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, общей эрудиции и внимания детей. В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное созревание нервной системы, головного мозга и анализаторного аппарата ребенка, что является основой «натурального» развития его познавательных процессов, начинается «культурное» развитие ребенка, связанное с освоением культурных средств, позволяющих ему организовать собственную интеллектуальную деятельность (сенсорных эталонов, моделей). Поэтому в предлагаемый авторами диагностический комплекс включены методики обеспечивающие оценку как «натурального», так и «культурного» развития изучаемых процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|