Законы формирования и развития информационного рынка.
Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара и его потребителями. Основным товаром на информационном рынке является журналистская информация в различных ее видах и состояниях. Продавец и покупатель на информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями. Информационный рынок возникает тогда, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. С развитием экономики в крупнейших странах Европы, с укреплением национальных и международных рынков – как торговых, финансовых, так и промышленных – формируется и информационный рынок. Он развивается и функционирует под воздействием нескольких факторов. Это, прежде всего закон соответствия спроса и предложения. Развитие средств массовой информации регулируется спросом на журналистскую информацию. С усилением информационных потребностей определенных общественных групп возрастает и спрос на продукцию СМИ. Он вызывает соответствующее предложение –появляются новые газеты и журналы, предлагающие читателям разнообразную информацию. Это особенно характерно для кризисных – предреволюционных и революционных периодов истории общества. Обычно в это время средства массовой информации, прежде всего пресса, активно вовлекаются в происходящие события – не только как их участник, но и как их катализатор, и даже инициатор. В подобные кризисные годы резко возрастает количество периодических изданий, усиливается их дифференциация, происходит быстрая политизация. Но снижение спроса на журналистскую информацию в силу самых разных причин– экономических, политических и других – немедленно приводит к ослаблению предложения: многие газеты и журналы исчезают с информационного рынка, замедляется процесс появления новых изданий, уменьшаются тиражи оставшихся и т.п.
Столь же важную роль на информационном рынке играет и закон стоимости. Он во многом определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию. Развитие информационного рынка, отношения на нем между производителями товара и его потребителями регулируются и закономерностями так называемого воспроизводительного потребления. Суть и особенности этого процесса и соответствующего ему понятия были раскрыты известными экономистами, прежде всего К. Марксом. Потребление, по их мнению, создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию. Без потребности в каком-либо продукте нет его производства. Но именно потребление продукта воспроизводит потребность в нем. Отношения между производством и потреблением приобретают диалектический характер. Производство в свою очередь приводит к возникновению потребления, создавая побуждение к нему. Эти отношения определяют особенности ситуации, возникающей и на информационном рынке. Рост аудитории приводит к усилению потребности в информации, потребности, которая становится стимулом развития СМИ. Растущее производство информации в свою очередь вызывает усиление потребности в ней, обусловливая наряду с другими факторами –идеологическими, политическими и иными – рост читательской, зрительской, слушательской аудитории. Чем быстрее развивается журналистика и ее средства, тем более массовой становится их аудитория. Более того, рост производства журналистской информации определяет и способ ее потребления: сама журналистика воспитывает у читателей газеты, телезрителей, радиослушателей все более разносторонние интересы, «вкус» к информации, а также все большее умение, все более тонкие способности использовать ее в самых различных целях, связанных с жизнью, практической деятельностью, познавательными и эстетическими потребностями.
Так рост потребностей в информации ее производства и потребления формирует и регулирует информационный рынок.
Экономическая база СМИ. Основание любого периодического издания невозможно без предварительного обеспечения его экономической базы. Под нею понимаются ресурсы – финансовые, материальные, информационные, рабочей силы, отсутствие которых препятствует выпуску газеты, аудиовидеопередачи, информационного бюллетеня, сетевого издания. Решение проблем, связанных с созданием этой базы, не следует отодвигать в будущее, ожидая, например, получения свидетельства о регистрации издания. Экономические предпосылки его создания обеспечивают одновременно с правовыми предпосылками, иногда даже раньше. Иначе теряется время, необходимое для начала деятельности СМИ. Прежде всего, обеспечивают финансовую базу издания. Конкретные размеры денежной суммы, достаточной для основания газеты, телекомпании или информационного агентства, изменяются в зависимости от характеристик будущего СМИ – периодичности его выхода, объема, тиража и др., а также от ситуации, складывающейся в данный момент на финансовом рынке и других ресурсных рынках. Просчитывая в бизнес-плане своего проекта расходы, связанные с основанием СМИ, учредитель вынужден исходить из первоначального расчета-прикидки суммы, необходимой для реализации его планов. Лишь в ее ходе со временем он получает настоящее представление об этой сумме. Так, в начале 2003 г. было известно, что для создания новой ежедневной (пятиразовой) газеты формата А2 с 50-тысячным тиражом в это время требовался стартовый (начальный) капитал, эквивалентный примерно 15 млн. долларов США. Еще большие денежные суммы были необходимы для основания средней по размерам телерадиокомпании. Понятно, что найти подобные средства были в состоянии лишь крупные финансовые компании, банки и тому подобные организации. Обеспечив финансовую базу СМИ, переходят к созданию его материально-технической базы. Если речь идет о печатном издании, заблаговременно заботятся о приобретении достаточного количества бумаги. Заключают договор с издательством, в типографии которого будут выпускать газету. При основании телекомпании или радиостанции договариваются с государственным техническим центром о передаче сигнала. Решают вопросы, связанные с рабочими помещениями для редакции. В наилучшем положении оказывается учредитель, владеющий зданием или его частью, где он может разместить журналистов и других сотрудников редакции. Например, редакция еженедельника «Московские новости» сумела выкупить здание, в котором она располагается. Это избавило ее от расходов, связанных с арендой помещений. Наоборот, она получала доход, сдавая часть здания в аренду другим организациям. В худшей ситуации находится редакция «Комсомольской правды», вынужденная арендовать свои рабочие помещения у издательства «Пресса». А редакции десятков специализированных журналов, выходящих в столице, арендуют свои помещения у отраслевых издательств, которые их обслуживают.
Решая вопросы, связанные с размещением редакций СМИ, не забывают об их оснащении – приобретении рабочей мебели, светильников и т.п., а также инструментария журналистов, сотрудников технических и коммерческих служб и материалов для их деятельности. Для выхода продукции СМИ на рынок придется создать базу распространения, организовав для этого специальную службу и связавшись с одной или несколькими фирмами-посредниками на рынке распространителей. Одновременно заключают договора с центральным и региональным информационными агентствами и подключаются к Интернету – для обеспечения базы информации, без которой выпуск издания будет затруднен. Еще собирая средства для реализации своего проекта, учредитель вынужден думать о рабочей базе издания – о тех, кто будет работать в новой редакции или компании. Единая команда, сплоченный коллектив специалистов – журналистов и технических сотрудников, возглавляемых авторитетным руководителем, – одна из важнейших предпосылок успеха нового СМИ. Поиск этих специалистов потребует значительного времени, поэтому начинать его нужно как можно раньше. Привлечь их можно, лишь обеспечив им благоприятные условия труда, в первую очередь достаточно высокую его оплату. Последняя по счету, но одна из важнейших по значению предпосылок реализации намеченных планов – обеспечение аудиторной базы СМИ. Найдет ли будущая газета или телепрограмма читателей или телезрителей? Ведь без потенциальной аудитории, готовой воспринять новое издание, выпускать его будет ни к чему – весь тираж газеты будет списываться, а телезрители будут переключать телевизоры на другой канал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|