Употребление алкоголя
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство. Лев Николаевич Толстой В России «северный» стиль употребления алкоголя -потребление алкоголя преимущественно л виде крепких напитков (водка, самогон) единовременными большими дозами («залпом», «единым духом»). Для стран с северным стилем потребления алкоголя (Россия, Ирландия, Норвегия, Дания, в недавнем прошлом - Швеция) свойственна тяжелая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространенностью алкоголизма среди населения, высокой заболеваемостью и смертностью, обусловленной алкоголем. Для стран, в которых алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой (Италия, Франция, Испания и др. ), характерен «южный» стиль потребления алкоголя, главным образом, в виде вина и пива. История зарождения пьянства в России как массового социального явления — суть истории формирования северного стиля потребления алкоголя.
Причины употребления алкоголя в России: — алкогольные обычаи (средство стабилизации утвердившихся в данной среде отношений и форм употребления алкоголя) осуществляют преемственность этих отношений в жизни новых поколений; — свойство алкоголя ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия; — усложнение социальной среды человека, усложнение производства и производственных отношений (урбанизация) — трудности адаптации, конфликты с окружающими, неудовлетворенность, утомление, робость, сознание своей неполноценности (вследствие, например, недостаточного образовательного уровня). В силу ряда особых исторических, политических и экономических обстоятельств в стране к концу XX века возникла беспрецедентно неблагоприятная алкогольная ситуация: сочетание «северного» стиля и максимального уровня потребления алкоголя на человека в
год, характеризующаяся избыточной заболеваемостью и смертностью населения. Производство и потребление алкоголя в стране продолжают увеличиваться. В потребление алкоголя вовлекаются новые группы населения — женщины и молодежь. Потребление алкоголя проникает на производство, в общественные места, становится атрибутом служебных отношений, все меньше воспринимается как социальное зло, отношение к нему становится все более терпимым.
Особенности и тенденции алкоголизации подростков в России: — высокий темп подростковой алкоголизации; — тенденция к снижению возраста лиц. Употребляющих алкогольные напитки; — феминизация (все большее количество девочек-подростков начинает употреблять алкогольные напитки); — возрастающее стремление взрослых дистанцироваться от проблем подростковой алкоголизации, переложить их решение на правоохранительные органы.
Психологическая готовность подростка к приему алкоголя: — неразвитая система ценностей; — низкое самоуважение; — чувство одиночества; — конфликтные отношения со взрослыми, сверстниками; — затруднения в общении; — неспособность справляться с трудностями; — неумение преодолевать стрессы; — податливость негативному влиянию и давлению извне (сверстников, взрослых, рекламы); — отсутствие собственных достоверных знаний об алкоголе; — неумение выбирать здоровые альтернативы; — отсутствие ориентиров на будущее; — низкий уровень достижений; — трудности в проявлении и распознавании своих эмоций; — низкий уровень самоконтроля; — отсутствие навыков самостоятельного принятия решений, — ответственности за свое поведение.
Причины первой пробы алкоголя: — желание не отставать от компании, быть «как все»; — любопытство, интерес; — возможность пережить приятные ощущения; — стремление отключиться от неприятностей; «от нечего делать» и др. Это чаще всего внешняя мотивировка, а истинные причины (мотивы) намного глубже: — невозможность удовлетворить свои важные потребности, желания; — психотравмирующие ситуации; — неспособность разрешать жизненные трудности, освобождаться от отрицательных эмоций в конструктивной форме; — неумение самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять негативному воздействию сверстников; — проявление оппозиции и эмансипации. Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и под- ражания кумирам; с другой стороны — безучастность и некомпетентность сверстников, значимых взрослых, в том числе родителей. Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений). Знакомство с алкоголем в семье начинается с семейных застолий, которые практически немыслимы без обилия спиртных напитков. Рано или поздно ребенка угощают каким-либо спиртным. И очень многое зависит даже от того, как понимают в семье само это слово — «спиртное». Огромное количество людей, например, не считает пиво спиртным напитком. Хотя существует пивной алкоголизм, и на пиве вполне можно заработать «белую горячку». В некоторых семьях детям безмятежно дают пиво или вино, начиная с плодово- ягодных, домашних, сладких, вроде бы «безобидных». И постепенно приучают ребенка к мысли, что алкоголь — это вкусно. Обычно же ребенка постепенно приучают к алкогольному ритуалу — сначала он чокается стаканом с водой, потом появляется вино и более крепкие напитки. Взрослея, ребенок уже не воспринимает застолье иначе, как в сопровождении алкоголя. Просто не понимает, как это можно пить чай и общаться друг с другом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|