Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

X. Этапы многолетней подготовки




Многолетняя подготовка команд гимнасток делится на 4 этапа:

I – этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 6-8 лет.

II – этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 8-14 лет.

II – этап углубленной подготовки: группы спортивного совершенствования первого-второго года обучения, возраст занимающихся 14-16 лет.

IV – этап высшего спортивного мастерства: группы высшего спортивного мастерства, возраст занимающихся 16 лет и старше.

 

XI. Содержание работы по этапам подготовки

 

I этап – предварительная подготовка (6-8 лет).

 

1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма занимающихся.

2. Формирование правильной осанки, походки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений.

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.

4. Обучение работе и взаимодействию в группе, команде.

5. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового, народного и современного танцев.

6. Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку в группе, команде.

7. Привитие интереса и потребности к регулярным занятиям эстетической гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

8. Участие в контрольно-нормативных тестированиях, показательных выступлениях и детских соревнованиях.

II этап – начальная спортивная специализация (8-14 лет)

 

1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма занимающихся.

2. Формирование правильной осанки, походки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений.

3. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости).

4. Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей тренировочных нагрузок.

5. Базовая техническая подготовка – освоение элементов средней и высшей групп трудности, связок, серий движений тела (непрерывность исполнения, наличие разницы в темпе и динамике).

6. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях. Занятие пластикой, модерн и джаз-балетом.

7. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.

8. Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение.

9. Начальная теоретическая и тактическая подготовка.

10. Регулярное участие в соревнованиях согласно возрастным категориям, контрольно-нормативных тестированиях, показательных выступлениях.

 

III этап – углубленная тренировка (14-16 лет).

 

1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно гибкости, растяжки и скоростно-силовых качеств.

2. Достижение высокого уровня функциональной подготовки – планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих соревновательные нагрузки.

3. Совершенствование базовой технической подготовленности – повышение надежности и стабильности выполнения базовых элементов, связок, серий движений тела, композиции в целом.

4. Освоение сверхсложных и рискованных акробатических элементов, поддержек. Моделирование и освоение перспективных элементов и соединений.

5. Совершенствование хореографической подготовленности – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложнившихся соединениях. Занятие пластикой, модерн и джаз-балетом.

6. Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля и почерка команды, развитие творческих способностей.

7. Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации индивидуально и команды в целом.

8. Углубленная теоретическая, тактическая подготовка.

9. Активная соревновательная практика с включением модельных тренировок и контрольно-подготовительных соревнований (до 6-8 соревнований в год), контрольно-нормативных тестирований, показательных выступлений.

IV этап – спортивное совершенствование (16 лет и старше).

 

1. Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности.

2. Периодическое достижение высочайшего уровня тренированности, освоение максимальных тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные нагрузки.

3. Совершенствование базовой и фундаментальной технической подготовленности, достижение высокого уровня надежности выступления команд, постоянный поиск и освоение новых оригинальных элементов, связок, серий движений тела. Совершенствование синхронности и слаженности работы команды.

4. Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и команды в целом, достижение высоко уровня исполнительского мастерства – «команда как единый организм» (артистизм, виртуозность, экспрессия).

5. Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня психологической готовности к тренировкам и соревнованиям.

6. Дальнейшее совершенствование теоретической и тактической подготовки.

7. Достижение максимально возможных спортивных результатов, поддержание высокого уровня соревновательной готовности (8-10 соревнований в год).

 


XII. Заключение

Данная учебная программа предназначена для успешной организации учебно-тренировочного процесса отделений эстетической гимнастики в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, ВУЗах и спортклубах. Программа включает планирование и этапы многолетней подготовки, планирование по годичным циклам, а так же методические рекомендации по систематизации учебно-тренировочного процесса. В программе предложены методики, разработанные специалистами эстетической гимнастики и смежных видов спорта.

Эстетическая гимнастика представлена как вид спорта и учебная дисциплина, а так же как один из важнейших компонентов целостного развития личности. Материал учебной программы предусматривает овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для самосовершенствования и профессионального развития. Средства программы способствуют формированию здорового образа жизни и достижению наивысших спортивных результатов.

В результате занятий спортсменки приобретают знания, умения и навыки, необходимые для практического использования в спортивной жизни. Эстетическая гимнастика – один из немногих видов спорта, в котором удачно сочетаются музыка, спорт и искусство. Женское очарование, особая пластика, грациозность и мягкость движений нашли свое отражение в упражнениях эстетической гимнастики.

К характерным особенностям методики преподавания эстетической гимнастики относится требование точного технического выполнения упражнений занимающимися. В противном случае не удастся достичь желаемого их воздействия на организм, целенаправленно повысить функциональные возможности органов и систем, воспитать нужные двигательные навыки, добиться изящества и выразительности движений, красивой осанки и стройной фигуры, то есть решить основные задачи эстетической гимнастики.

На занятиях девушки разучивают базовые, специальные и произвольные упражнения, участвуют в соревнованиях, причем строго в соответствии с подготовленностью. Для развития их творческой активности полезны и показательные выступления.

Выступления групп эстетической гимнастики на различных праздниках, конкурсах и соревнованиях стали великолепным зрелищем. Качество выполнения групповых упражнений эстетической гимнастики позволяет контролировать уровень физической и технической подготовленности занимающихся, подводить итоги проделанной работы.

Составление командных упражнений – это своеобразная творческая работа. Автор композиции должен быть хорошо знаком с группой, знать возраст гимнасток и степень их подготовленности, занимающиеся на занятиях твердо должны усвоить отдельные упражнения, из которых составляется комбинация.

Для начинающих подбираются мелодичные произведения, простые по структуре и ритму, для опытных – более сложные, разнообразные по характеру и ритму. При выборе музыкального произведения для командного упражнения нужно учитывать особенности выполнения основных элементов.

Всестороннее гармоническое развитие организма, сохранение здоровья, работоспособности, обаяния и достижение высоких спортивных результатов — такова основная задача занятий эстетической гимнастикой.

При решении поставленных задач происходит определение 2-х направлений в обучении эстетической гимнастике:

- физкультурно-массовое, где могут заниматься все девушки, независимо от уровня физической подготовки (исключение могут составить те, кому по состоянию здоровья категорически противопоказана физическая нагрузка);

- спортивное направление из числа наиболее одаренных гимнасток для участия в крупных соревнованиях.


XIII. Литература

1. Аркаев Л.Я., Кузьмина Н.Н., Кирьянов Ю.А., Лисицкая Т.С., Сучилин Н.Г. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике. М.: Госкомспорт СССР, 1989;

2. Анищенко В.С. Физическая культура. Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 1999;

3. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: ФиС, 1967;

4. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов. М.: Высшая школа, 1978;

5. Крючек Е.С., Кудашов Л.Т., Сомкин А.А. и др. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. СПБГАФК им. Лесгафта, 1987;

6. Карпенко Л.А. Методика тренировки занимающихся художественной гимнастикой. Л.: ГДОИФК, 1989;

7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1972, 1973;

8. Лесникова Г.Н., Лепке З.А. Комплексная учебная программа по дисциплине «физическая культура». Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2006. З/с.

9. Морозова Л.П., Писаренко Е.Г., Шишкова Н.Г. Формирование интереса сознательного отношения и потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом у студентов. Калининград: Издательство КГУ, 2002;

10. Морозова Л.П., Ночевнова П.В. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике.: Учебно-методическое пособие. М., 2006;

11. Международные правила соревнований по эстетической гимнастике. ВФЭГ 2006;

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., ФиС, 1991;

13. Приказ Мин образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 1 декабря 1999 г. № 1025 /Бюллетень мин образования РФ. 2000 №2/;

14. Плешкань А.В., Бастиан В.М. Планирование тренировочных нагрузок юных гимнасток высокой квалификации в соревновательном периоде. Краснодар Кр. ГИФК, 1988;

15. Плеханова М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложно координационных видах спорта (художественной, спортивной, эстетической, аэробической гимнастике) (теоретические и методические аспекты), М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. 2006;

16. Плеханова М.Э., Ночевнова П.В. Оценка исполнительского мастерства спортсменок по соматическим, факторным и биохимическим показателям в эстетической гимнастике. Материалы международной практической конференции. Шуя, 2005;

17. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийских видах спорта. Киев.: Олимпийская литература. 1999;

18. Плешкань А.В., Говорова М.А. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях. Учебное пособие. М.: 1999;

19. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: 1984, ФиС;

20. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999. №80-ФЗ. М.: Собрание законодательства, 1999. №18. ст. 20206;

21. Фрэсс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975, вып. 5.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...