X. Этапы многолетней подготовки
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Многолетняя подготовка команд гимнасток делится на 4 этапа: I – этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 6-8 лет. II – этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 8-14 лет. II – этап углубленной подготовки: группы спортивного совершенствования первого-второго года обучения, возраст занимающихся 14-16 лет. IV – этап высшего спортивного мастерства: группы высшего спортивного мастерства, возраст занимающихся 16 лет и старше.
XI. Содержание работы по этапам подготовки
I этап – предварительная подготовка (6-8 лет).
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма занимающихся. 2. Формирование правильной осанки, походки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений. 3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств. 4. Обучение работе и взаимодействию в группе, команде. 5. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового, народного и современного танцев. 6. Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку в группе, команде. 7. Привитие интереса и потребности к регулярным занятиям эстетической гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности. 8. Участие в контрольно-нормативных тестированиях, показательных выступлениях и детских соревнованиях. II этап – начальная спортивная специализация (8-14 лет)
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки, походки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений. 3. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости). 4. Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей тренировочных нагрузок. 5. Базовая техническая подготовка – освоение элементов средней и высшей групп трудности, связок, серий движений тела (непрерывность исполнения, наличие разницы в темпе и динамике). 6. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях. Занятие пластикой, модерн и джаз-балетом. 7. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой. 8. Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение. 9. Начальная теоретическая и тактическая подготовка. 10. Регулярное участие в соревнованиях согласно возрастным категориям, контрольно-нормативных тестированиях, показательных выступлениях.
III этап – углубленная тренировка (14-16 лет).
1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно гибкости, растяжки и скоростно-силовых качеств. 2. Достижение высокого уровня функциональной подготовки – планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих соревновательные нагрузки. 3. Совершенствование базовой технической подготовленности – повышение надежности и стабильности выполнения базовых элементов, связок, серий движений тела, композиции в целом. 4. Освоение сверхсложных и рискованных акробатических элементов, поддержек. Моделирование и освоение перспективных элементов и соединений. 5. Совершенствование хореографической подготовленности – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложнившихся соединениях. Занятие пластикой, модерн и джаз-балетом.
6. Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля и почерка команды, развитие творческих способностей. 7. Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации индивидуально и команды в целом. 8. Углубленная теоретическая, тактическая подготовка. 9. Активная соревновательная практика с включением модельных тренировок и контрольно-подготовительных соревнований (до 6-8 соревнований в год), контрольно-нормативных тестирований, показательных выступлений. IV этап – спортивное совершенствование (16 лет и старше).
1. Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности. 2. Периодическое достижение высочайшего уровня тренированности, освоение максимальных тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные нагрузки. 3. Совершенствование базовой и фундаментальной технической подготовленности, достижение высокого уровня надежности выступления команд, постоянный поиск и освоение новых оригинальных элементов, связок, серий движений тела. Совершенствование синхронности и слаженности работы команды. 4. Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и команды в целом, достижение высоко уровня исполнительского мастерства – «команда как единый организм» (артистизм, виртуозность, экспрессия). 5. Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня психологической готовности к тренировкам и соревнованиям. 6. Дальнейшее совершенствование теоретической и тактической подготовки. 7. Достижение максимально возможных спортивных результатов, поддержание высокого уровня соревновательной готовности (8-10 соревнований в год).
XII. Заключение Данная учебная программа предназначена для успешной организации учебно-тренировочного процесса отделений эстетической гимнастики в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, ВУЗах и спортклубах. Программа включает планирование и этапы многолетней подготовки, планирование по годичным циклам, а так же методические рекомендации по систематизации учебно-тренировочного процесса. В программе предложены методики, разработанные специалистами эстетической гимнастики и смежных видов спорта.
Эстетическая гимнастика представлена как вид спорта и учебная дисциплина, а так же как один из важнейших компонентов целостного развития личности. Материал учебной программы предусматривает овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для самосовершенствования и профессионального развития. Средства программы способствуют формированию здорового образа жизни и достижению наивысших спортивных результатов. В результате занятий спортсменки приобретают знания, умения и навыки, необходимые для практического использования в спортивной жизни. Эстетическая гимнастика – один из немногих видов спорта, в котором удачно сочетаются музыка, спорт и искусство. Женское очарование, особая пластика, грациозность и мягкость движений нашли свое отражение в упражнениях эстетической гимнастики. К характерным особенностям методики преподавания эстетической гимнастики относится требование точного технического выполнения упражнений занимающимися. В противном случае не удастся достичь желаемого их воздействия на организм, целенаправленно повысить функциональные возможности органов и систем, воспитать нужные двигательные навыки, добиться изящества и выразительности движений, красивой осанки и стройной фигуры, то есть решить основные задачи эстетической гимнастики. На занятиях девушки разучивают базовые, специальные и произвольные упражнения, участвуют в соревнованиях, причем строго в соответствии с подготовленностью. Для развития их творческой активности полезны и показательные выступления. Выступления групп эстетической гимнастики на различных праздниках, конкурсах и соревнованиях стали великолепным зрелищем. Качество выполнения групповых упражнений эстетической гимнастики позволяет контролировать уровень физической и технической подготовленности занимающихся, подводить итоги проделанной работы.
Составление командных упражнений – это своеобразная творческая работа. Автор композиции должен быть хорошо знаком с группой, знать возраст гимнасток и степень их подготовленности, занимающиеся на занятиях твердо должны усвоить отдельные упражнения, из которых составляется комбинация. Для начинающих подбираются мелодичные произведения, простые по структуре и ритму, для опытных – более сложные, разнообразные по характеру и ритму. При выборе музыкального произведения для командного упражнения нужно учитывать особенности выполнения основных элементов. Всестороннее гармоническое развитие организма, сохранение здоровья, работоспособности, обаяния и достижение высоких спортивных результатов — такова основная задача занятий эстетической гимнастикой. При решении поставленных задач происходит определение 2-х направлений в обучении эстетической гимнастике: - физкультурно-массовое, где могут заниматься все девушки, независимо от уровня физической подготовки (исключение могут составить те, кому по состоянию здоровья категорически противопоказана физическая нагрузка); - спортивное направление из числа наиболее одаренных гимнасток для участия в крупных соревнованиях. XIII. Литература 1. Аркаев Л.Я., Кузьмина Н.Н., Кирьянов Ю.А., Лисицкая Т.С., Сучилин Н.Г. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике. М.: Госкомспорт СССР, 1989; 2. Анищенко В.С. Физическая культура. Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 1999; 3. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: ФиС, 1967; 4. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов. М.: Высшая школа, 1978; 5. Крючек Е.С., Кудашов Л.Т., Сомкин А.А. и др. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. СПБГАФК им. Лесгафта, 1987; 6. Карпенко Л.А. Методика тренировки занимающихся художественной гимнастикой. Л.: ГДОИФК, 1989; 7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1972, 1973; 8. Лесникова Г.Н., Лепке З.А. Комплексная учебная программа по дисциплине «физическая культура». Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2006. З/с. 9. Морозова Л.П., Писаренко Е.Г., Шишкова Н.Г. Формирование интереса сознательного отношения и потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом у студентов. Калининград: Издательство КГУ, 2002; 10. Морозова Л.П., Ночевнова П.В. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике.: Учебно-методическое пособие. М., 2006;
11. Международные правила соревнований по эстетической гимнастике. ВФЭГ 2006; 12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., ФиС, 1991; 13. Приказ Мин образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 1 декабря 1999 г. № 1025 /Бюллетень мин образования РФ. 2000 №2/; 14. Плешкань А.В., Бастиан В.М. Планирование тренировочных нагрузок юных гимнасток высокой квалификации в соревновательном периоде. Краснодар Кр. ГИФК, 1988; 15. Плеханова М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложно координационных видах спорта (художественной, спортивной, эстетической, аэробической гимнастике) (теоретические и методические аспекты), М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. 2006; 16. Плеханова М.Э., Ночевнова П.В. Оценка исполнительского мастерства спортсменок по соматическим, факторным и биохимическим показателям в эстетической гимнастике. Материалы международной практической конференции. Шуя, 2005; 17. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийских видах спорта. Киев.: Олимпийская литература. 1999; 18. Плешкань А.В., Говорова М.А. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях. Учебное пособие. М.: 1999; 19. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: 1984, ФиС; 20. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999. №80-ФЗ. М.: Собрание законодательства, 1999. №18. ст. 20206; 21. Фрэсс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975, вып. 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|